Уголовная ответственность за посягательства на представителей власти: сравнительно-правовой аспект | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 17. Уголовное право и процесс

Опубликовано в

V международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 09.09.2016

Статья просмотрена: 367 раз

Библиографическое описание:

Болдырева Н. В. Уголовная ответственность за посягательства на представителей власти: сравнительно-правовой аспект [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 91-94. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/223/10997/ (дата обращения: 16.12.2018).



Глава 32 Уголовного Кодекса РФ «Преступления против порядка управления» открывается статьями, охраняющими нормальную деятельность органов власти посредством установления ответственности за посягательства в отношении ее представителей (ст. 317–319 УК РФ) [1].

Думается, что такой подход вполне обоснован тем, что, во-первых, наиболее распространенным способом противодействия законной деятельности органов власти является воздействие на права и свободы лиц, осуществляющих ее, а во-вторых, выступающая в качестве дополнительного объекта указанных преступлений личность, ее права и свободы провозглашены в Конституции РФ в качестве высшей ценности.

Небезоснователен тот факт, что государство всегда охраняет уголовно-правовыми средствами определенный круг общественно-значимых общественных отношений и интересов. Более того, уголовный закон берет под охрану наиболее ценные отношения и интересы. Именно поэтому особой защитой наделены представители власти т. к. их деятельность направлена на охрану общественного порядка и борьбу с преступностью. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в связи с осуществлением своей профессиональной деятельности именно эта категория лиц подвержена опасности со стороны преступных элементов, поэтому государство пытается обеспечить всеми, в том числе и уголовно-правовыми мерами их жизнь и здоровье.

Зарубежное законодательство, как и отечественное уголовно-правовую охрану жизни представителя власти, в том числе и сотрудника правоохранительного органа определяет объектом пристального внимания.

Анализ уголовного законодательства стран ближнего и дальнего зарубежья, которые представляют различные правовые системы, позволяет определить, что в большинстве случаев законодатель, преследует цель обеспечить нормальной служебной деятельностью сотрудников правоохранительных органов и их личную безопасность при осуществлении возложенных на них функциональных обязанностей, а также конструирует специальные уголовно-правовые нормы об ответственности за посягательства на их жизнь и здоровье с установлением максимально суровых мер наказания в случае убийства таких лиц.

В частности, для уголовного права США, Англии и некоторых иных стран, представляющих англосаксонскую систему права (Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.), характерно деление посягательств против жизни на тяжкое убийство и простое убийство [2, с. 72]. Тяжкое убийство, в свою очередь, часто подразделяется на тяжкое убийство первой и второй степени.

Свод законов США, в разделе 18 «Преступления и уголовный процесс», содержит специальный параграф 1114 «Защита должностных лиц или служащих Соединенных штатов» [3, с. 94], в котором за убийства этих лиц, в том числе и сотрудников правоохранительных органов, предусматривает максимально суровые санкции. Уголовное законодательство большинства штатов относят к убийству первой степени случаи умышленного лишения жизни определенных лиц: Президента, других государственных деятелей, пожарных, свидетелей, вызванных в суд, детей, а также некоторых иных лиц, в том числе сотрудников правоохранительных органов.

Так например, в ст. 125.27 Уголовного кодекса штата Нью-Йорк указывается: «Лицо виновно в тяжком убийстве первой степени, если с намерением причинить смерть другому лицу, оно причиняет смерть этому лицу и потерпевшим был служащий полиции, который был убит в ходе выполнения им своих служебных обязанностей, и обвиняемый знал или должен был разумно полагать, что потерпевший являлся служащим полиции…». [2, с. 143] Наказание за совершение такого деяния предусмотрено Уголовным кодексом в виде смертной казни.

Английское уголовное законодательство за убийство сотрудника полиции, исполнявшего свои служебные обязанности предусматривает пожизненное лишение свободы.

Целесообразно отметить, что жизнь и здоровье представителей власти, которыми являются сотрудники правоохранительных органов — объект особой охраны в странах, которые представляют романо-германскую правовую семью (ФРГ, Франция, Голландия, Бельгия, Австрия, Швейцария и др.).

В соответствии с п. 4 ст. 221–4 Уголовного кодекса Франции, «умышленное убийство наказывается пожизненным заточением, в случаях совершения его в отношении магистрата, судьи, адвоката, представителя государственной власти или чиновника государственной службы, при исполнении или в связи с исполнением его обязанностей или возложенного на него задания, в случаях, когда положение, которое занимает пострадавший, очевидно или известно исполнителю». [4, с.57].

Что касается уголовного законодательства многих стран СНГ, т. е. бывших союзных социалистических республик, то можно отметить тенденцию, что они во многом схожи с российским уголовным законодательством и также закрепляют специальные нормы об ответственности за посягательство на представителя власти.

Так, Уголовный Кодекс Республики Беларусь, содержит гл. 33 «Преступления против порядка управления» которая устанавливает санкции за убийство работника милиции. [5, с. 49]

При этом в случае нарушения указанного уголовно-правового запрета законодатель предусматривает возможность применения смертной казни. Стоит отметить, что высшей мерой наказания в отношении субъекта, совершившего посягательство на сотрудника правоохранительных органов в Российской Федерации, также является смертная казнь, однако ввиду моратория на смертную казнь она в нынешних условиях неприменима.

Уголовное законодательство Украины содержит положения об ответственности за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, которое расположено в ст. 348 «Посягательство на жизнь работника правоохранительного органа, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или военнослужащего». [6, с. 35] В качестве обязательного признака состава посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа уголовно-правовые нормы Украины предусматривают специальный мотив и цель преступного посягательства — «в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности или из мести за такую деятельность».

Республики Молдова также в своем законодательстве закрепила нормы об охране представителей власти. Однако, в отличие от законодательства Украины и Беларусии, Республика Молдова дифференцирует ответственность за посягательство на жизнь сотрудника полиции в зависимости от тяжести наступивших общественно опасных последствий для здоровья потерпевшего.

Так, например, ст. 350 Уголовного Кодекса Республики Молдова гласит: «посягательство на жизнь сотрудника полиции, другого работника органов внутренних дел или иного лица, находящегося при исполнении служебного или общественного долга по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, повлекшее причинение потерпевшему легкого или средней тяжести телесного повреждения либо иного незначительного или средней тяжести вреда здоровью, наказывается лишением свободы на срок от 7 до 20 лет». [7, с. 27] Квалифицированный состав данного преступления предусмотрен совершение тех же действий, но повлекшее за собой причинение тяжкого телесного повреждения или иного тяжкого вреда здоровью либо смерть человека. Ответственность за такое деяние определяется в виде лишения свободы на срок от 15 до 25 лет или пожизненным заключением.

Стоит отметить, что не все государства, включают в уголовное законодательство специальные нормы, которые предусматривают ответственность за посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов, уголовно-правовую охрану их жизни и здоровья, а также нормальную управленческую деятельность названных лиц. Данные правоотношения охраняются уголовно-правовыми нормами о преступлениях против личности, а также специальными уголовно-правовыми запретами применения насилия в отношении представителя власти.

Примером такого государства может послужить Республика Казахстан. Так, ч. 2 ст. 321 УК Республики Казахстан устанавливает повышенную ответственность в части применения насилия, опасного для жизни или здоровья в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных. [2, с. 138]

Аналогичные нормы, предусматривают повышенную уголовную ответственность за сопротивление или применение насилия в отношении представителей власти, содержатся в уголовном законодательстве Азербайджана (ст. 315 УК), Грузии (ст. 353 УК) и Армении (ст. 316 УК).

Таким образом, анализ действующего уголовного законодательства зарубежных стран в части установления ответственности за посягательство на представителя власти позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, многие УК иностранных государств (УК большинства штатов США, Франции, большинства стран СНГ и др.), преследуют цель обеспечение нормальной служебной деятельности представителей власти и их личной безопасности при осуществлении возложенных на них служебных обязанностей, а также содержат специальные уголовно-правовые нормы об ответственности за посягательство на их жизнь с установлением максимально суровых мер наказания в случае убийства таких лиц.

Во-вторых, в ряде государств устанавливается уголовно-правовая охрана жизни сотрудников правоохранительных органов и установление ответственности за их убийство (УК штата Техас, УК штата Нью-Йорк, УК Республики Белоруссия), в других случаях, конструируя соответствующий уголовно-правовой запрет, законодатель использует термин «Посягательство на жизнь» (УК Украины, УК Республики Молдавия).

И, в-третьих, в качестве обязательных признаков составов убийства представителей власти или посягательства на их жизнь законодатель предусматривает специальные мотивы и цель преступного посягательства.

Подводя итог и резюмирую вышеизложенное, следует отметить, что в качестве потерпевших законодатель отмечает следующие категории лиц: работники милиции; служащие или сотрудники полиции; представители государственной власти или чиновники государственной службы; военнослужащие; члены общественных формирований по обеспечению общественного порядка, а также близких лиц.

Таким образом, особая уголовно-правовая охрана жизни и здоровья сотрудников правоохранительных органов, как в отечественном законодательстве, так и в законодательствах зарубежных стран предопределена, прежде всего, выполнением ими служебных обязанностей по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка.

В свою очередь, обобщая вышесказанное можно отметить, что все государства обеспечивают надлежащей охраной жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также личную неприкосновенность представителей власти и их близких, ввиду того, что противоправные деяния против указанной категории лиц подрывают авторитет государственных органов и порождают недоверие у населения к органам власти и должностным лицам.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25, ст. 2954.
  2. Уголовное право зарубежных государств: Учеб. пособие / Под ред. и с предисл. И. Д. Козочкина. М.: Изд. дом «Камерон», 2011. Особенная часть.
  3. Уголовное право США: Сб. норм. актов / Сост., отв. ред. и автор вступ. ст. И. Д. Козочкин. М.: Изд-во УДН, 2008.
  4. Новый уголовный кодекс Франции. М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ», 2008.
  5. Уголовный кодекс Республики Беларусь. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2010.
  6. Уголовный кодекс Украины. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2010.
  7. Уголовный кодекс Республики Молдова. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): общественный порядок, лицо, жизнь, тяжкое убийство, представитель власти, правоохранительный орган, посягательство, орган, Молдова, УК Республики.

Похожие статьи

К вопросу об уголовной ответственности за посягательство на...

общественный порядок, правоохранительный орган, жизнь сотрудника, орган, посягательство, жизнь, УК РФ, Постановление Пленума, общественная безопасность, здоровье сотрудника.

Реализация принципа «нулевой терпимости» к беспорядку...

общественный порядок, лицо, жизнь, тяжкое убийство, представитель власти, правоохранительный орган, посягательство, орган, Молдова.

Уголовно-правовая характеристика оскорбления представителя...

В Уголовном кодексе РСФСР 1960 года оскорблению представителя власти была посвящена статья 192.

В главе 14 УК Казахстана «Преступления против порядка управления»

Наличие такой нормы может поспособствовать росту авторитета органов власти, поскольку...

Представитель власти как потерпевший от преступления

Существенным условием нормального функционирования любого государства является организация и порядок управления обществом, осуществляемая властными органами и их служащими — должностными лицами, в том числе представителями всех ветвей власти.

Организованная преступность (группировки, организации), методы...

Уголовный кодекс РФ и Уголовный кодекс Республики Беларусь. IХ УК 1996 г. (преступления против общественной безопасности). Уголовная ответственность за хулиганство и иные...

Анализ хулиганства зарубежных стран и РФ | Статья в журнале...

Глава 32 Уголовного Кодекса РФ «Преступления против порядка управления» открывается статьями, охраняющими нормальную деятельность органов власти посредством установления ответственности за посягательства в отношении ее представителей (ст. 317–319 УК РФ) [1].

Зарубежный опыт некоторых государств по применению мер...

Статья 193 определяет, что «тот, кто будучи пьяным, буйно себя ведёт либо нарушает порядок в общественном месте

Колесов М.В., Уголовная ответственность за сокрытие преступления от учета и регистрации должностным лицом правоохранительного органа, Вестник.

Проблемы квалификации сокрытия преступления от учета...

Практика возбуждения уголовных дел в отношении должностных лиц правоохранительных органов в связи с сокрытием последними

В 2013 г. осужденные по ст. 286 УК РФ составили 24,2 % от общего числа лиц, осужденных за преступления против государственной власти...

Некоторые проблемы квалификации превышения должностных...

Об этом свидетельствует умышленный характер данного преступления (осознание лицом общественной опасности и

К примеру, сотрудник правоохранительных органов, остановив гражданина на автомобиле... К вопросу об уголовной ответственности за посягательство на...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

К вопросу об уголовной ответственности за посягательство на...

общественный порядок, правоохранительный орган, жизнь сотрудника, орган, посягательство, жизнь, УК РФ, Постановление Пленума, общественная безопасность, здоровье сотрудника.

Реализация принципа «нулевой терпимости» к беспорядку...

общественный порядок, лицо, жизнь, тяжкое убийство, представитель власти, правоохранительный орган, посягательство, орган, Молдова.

Уголовно-правовая характеристика оскорбления представителя...

В Уголовном кодексе РСФСР 1960 года оскорблению представителя власти была посвящена статья 192.

В главе 14 УК Казахстана «Преступления против порядка управления»

Наличие такой нормы может поспособствовать росту авторитета органов власти, поскольку...

Представитель власти как потерпевший от преступления

Существенным условием нормального функционирования любого государства является организация и порядок управления обществом, осуществляемая властными органами и их служащими — должностными лицами, в том числе представителями всех ветвей власти.

Организованная преступность (группировки, организации), методы...

Уголовный кодекс РФ и Уголовный кодекс Республики Беларусь. IХ УК 1996 г. (преступления против общественной безопасности). Уголовная ответственность за хулиганство и иные...

Анализ хулиганства зарубежных стран и РФ | Статья в журнале...

Глава 32 Уголовного Кодекса РФ «Преступления против порядка управления» открывается статьями, охраняющими нормальную деятельность органов власти посредством установления ответственности за посягательства в отношении ее представителей (ст. 317–319 УК РФ) [1].

Зарубежный опыт некоторых государств по применению мер...

Статья 193 определяет, что «тот, кто будучи пьяным, буйно себя ведёт либо нарушает порядок в общественном месте

Колесов М.В., Уголовная ответственность за сокрытие преступления от учета и регистрации должностным лицом правоохранительного органа, Вестник.

Проблемы квалификации сокрытия преступления от учета...

Практика возбуждения уголовных дел в отношении должностных лиц правоохранительных органов в связи с сокрытием последними

В 2013 г. осужденные по ст. 286 УК РФ составили 24,2 % от общего числа лиц, осужденных за преступления против государственной власти...

Некоторые проблемы квалификации превышения должностных...

Об этом свидетельствует умышленный характер данного преступления (осознание лицом общественной опасности и

К примеру, сотрудник правоохранительных органов, остановив гражданина на автомобиле... К вопросу об уголовной ответственности за посягательство на...

Задать вопрос