Проблемы хранения, переработки и захоронения радиоактивных атомных отходов в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 21.10.2015

Статья просмотрена: 3935 раз

Библиографическое описание:

Шавунова, С. Б. Проблемы хранения, переработки и захоронения радиоактивных атомных отходов в России / С. Б. Шавунова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 181-184. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/8923/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

На сегодняшний день ядерная энергетика и промышленность, связанная с использованием ядерных материалов, является двигателем прогресса постиндустриального общества. Она открывает широкие перспективы использования ядерных материалов, человечество стремится благоустроить жизнь не только в ближайшем будущем, но и на многие десятилетия вперед. Полеты в космос, развитие военной индустрии, современные медицинские технологии лечения тяжелых заболеваний, все это было бы невозможно без радиоактивных веществ, которые в огромном количестве добывают во всем мире, и в первую очередь в нашей стране.

«Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно» [1] слова великого классика, которые сегодня звучат также актуально, и соответствует реальности, связанной с атомной энергетикой. В наше время очень много поэтому существует необходимость решения проблемы хранения, переработки и захоронения радиоактивных атомных отходов (РАО). Многие страны приняли меры безопасности в помощью простого запрета ввоза на их территорию РАО для дальнейшего хранения, переработки и захоронения. После использования радиоактивные вещества продолжают нести в себе огромную угрозу не только той территории, на которой они хранятся, но окрестностям, флоре и фауне, а также жизни и здоровью человека.

Ярким примером безбрежного отношения к хранению ядерных отходов является «Кыштымская авария» в СССР. 29 сентября 1957 года на химкомбинате «Маяк-1», в ЗАТО Челябинск-40 произошла страшнейшая катастрофа, о которой многие десятилетия старались умалчивать. Одна из ёмкостей, в которой хранились радиоактивные отходы, перестала охлаждать содержимое, вследствие чего произошел взрыв мощностью около 70–100 т. тринитротолуола (подобной взрыву порохового заряда) [2]. После чего, выброшенные радиоактивные элементы были разнесены ветром на восточную территорию Урала. Длина следа загрязнения составила более 350 км, а общая площадь более 23 тыс. кв. км, сегодня эта территория именуются ВУРС — Восточный уральский радиоактивный след, с особым режимом доступа, в силу того, что по прошествии более полувека, действие радиоактивных веществ сохраняется и возможность нанесения ущерба человеческой жизни еще очень велика. Хотелось бы отметить и то факт, что сегодня полной и достоверной информации об аварии на заводе «Маяк-1» нет в открытом доступе, многое засекречено и, вероятно, еще долго таковым останется. Поэтому оценивать последствия той катастрофы очень тяжело, с точки зрения, каких-либо статистических данных, но многие люди (в основном это были школьники и колхозники) [3], которые ликвидировали последствия данной аварии, не дожили до сегодняшних дней.

Какой урок мы извлекли из этой страшной аварии и к чему пришли?

Мы оказались плохими учениками. Использование, хранение, переработка и захоронение радиоактивных отходов конечно же регулируется на законодательном уровне, и это есть нормальное явление для любого современного государства, заботящегося о своем благополучии, о своей экологии и об экологии мира в целом. Данной проблеме посвящен Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Который содержит в себе правила определения вида радиоактивных отходов, их хранение и переработку, и непосредственно запрещает ввоз на территорию России таких отходов из других государств. Однако статьей 31, предусматриваются случаи, при которых такой ввоз разрешен. Непосредственно часть 4 открывает широкие просторы для ввоза в нашу страну отработавших закрытых источников ионизирующего излучения. Обратимся к ее положениям: «Разрешается возврат в РФ отработавших закрытых источников ионизирующего излучения, произведенных в России, в том числе для цели их переработки или захоронения. Финансирование мероприятий по возврату отработавших закрытых источников ионизирующего излучения, произведенных в РФ, осуществляется организацией — экспортером закрытого источника ионизирующего излучения» [4]. Сегодня наша страна является экспортером, так называемых закрытых источников ионизирующих излучения, в том числе является одним из лидеров по строительству энергоблоков за рубежом (16 % мирового рынка услуг по строительству АЭС) [5]. И по условиям 175 контрактов, заключаемых со странами-заказчиками таких проектов, поставщик АЭС обязуется заменить отработанное ядерное топливо новым.

Ученые не пришли к общему мнению об относимости отработанного топлива к РАО, ведь изначально такое разночтение внес сам законодатель. Для начала обратимся к закону. Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 данного ФЗ отработавший закрытый источник ионизирующего излучения (ОЯТ) — источник ионизирующего излучения, который не подлежит дальнейшему использованию и устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радиоактивных веществ в окружающую среду [6]. Понятие же радиоактивных отходов данный закон не содержит. Хочу обратить внимание и на то, что сама статья 31 данного закона называется «Особенности ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации радиоактивных отходов», тем самым относя отработанное топливо, о котором упоминается в части 4 данной статьи, к РАО.

Каково мнение ученых физиков-ядерщиков на этот счет?

Не являясь специалистом в данной области знаний, я обратилась на информационный ресурс, благодаря которому узнала, что в теории ядерной физики понятия РАО и ОЯТ различны. В первую очередь их разница заключается в том, что дальнейшее использование РАО невозможно, а ОЯТ еще подлежит переработке [7]. Однако во многих странах ОЯТ приравнивается к РАО, что и сделал наш законодатель, он просто не рассматривает понятие ядерных отходов, как некую правовую категорию, дабы избежать конфликта в понимании и оставить возможность их ввоза на территорию РФ. Не называя ОЯТ отходами, законодатель тем самым попытался избежать создания имиджа РФ, как всемирного могильника.

Сегодня переработка ОЯТ осуществляется, в том числе на уже упоминавшемся ранее химкомбинате «Маяк-1», который с завидным постоянством нарушает законодательство, призванное охранять нас от экологических правонарушений, в первую очередь ФЗ «Об охране окружающей среды». Одним из самых громких дел связанным с данным предприятием, являются нарушения, выявленные в 2005 в ходе проверки прокуратурой. Было установлено, что в результате нарушений по переработке РАО производились выбросы в реку Теча десятков миллионов кубометров жидких РАО переработанных химкомбинатом «Маяк». По словам заместителя начальника отдела Генпрокуратуры РФ в Уральском федеральном округе Андрея Потапова, «установлено, что заводская плотина, которая давно нуждается в реконструкции, пропускает в водоем жидкие радиоактивные отходы, что создает серьёзную угрозу для окружающей среды не только в Челябинской области, но и в соседних регионах [9]. Экспертиза показала, что территория заражения составила 200 километров. В опасной зоне проживают около 12 тыс. человек. Тогда генеральному директору Виталию Садовникову было предъявлено обвинение по ст. 246 УК РФ «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» и частям 1 и 2 статьи 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов». В 2006 году уголовное дело в отношении Садовникова было прекращено в связи с амнистией к 100-летию Госдумы [8]

Однако картина не изменилась в России по-прежнему допускаются нарушения, связанные с переработкой, хранением и захоронением РАО, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан нашей страны. Сегодня известны факты хищения денежных средств, предназначенных для контроля за состоянием полигона радиоактивных отходов [10] Недостаточное регулирование данной сферы связано в первую очередь с тем, что хранение и захоронение «чужих» отходов является стабильной и очень прибыльной статьей дохода бюджета РФ. Это прекрасный способ заработать огромные деньги не изобретая чего-то нового и более безопасного.

Сложность регулирования связана и во много с секретностью данной отрасли, она плохо изучена отечественными правоведами, что приводит к пробелам, а в дальнейшем и к грубейшим нарушениям, последствия которых исправить практически невозможно.

И можно много писать о проблемах 21 века, но их решение становится невозможным, когда существует множество преград, которые мы сами себе строим. Мы должны заботиться о нашей природе, ведь залог здорового государства — здоровый человек, а здоровье человека напрямую зависит от состояния природы, которую мы так беспощадно губим.

 

Литература:

 

  1. Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Из стихотворения «Александре Осиповне Смирновой» (1840) М. Ю. Лермонтова (1814–1841) [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/e№ cSlov/3/208.htm
  2. «Катастрофа на комбинате «Маяк» 29 сентября 1957 г». [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://№ uclear.tatar.mtss.ru/fa230907.htm
  3. «Авария на ПО «Маяк» [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.gree№ peace.org/russia/ru/campaig№ s/№ uclear/accide№ ts/mayak/
  4. Федеральный закон № 190-ФЗ от 11.07.2011 г. «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета», № 153, 15.07.2011 г.
  5. Интервью «Сергей Кириенко: «Росатом — лидер в мировой атомной энергетике, но у нас сильные конкуренты» [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.atomic-e№ ergy.ru/i№ terviews/2014/01/21/46169
  6. Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета» № 153, 15.07.2011 г.
  7. Хижняк В. «Чем отличается отработавшее ядерное топлив (ОЯТ) от радиоактивных отходов (РАО)» [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://№ uclear№ o.ru/text.asp?3236176
  8. Петракова И. «Гендиректору ПО «Маяк» грозит суд» [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.gazeta.ru/2005/11/28/last179557.shtml
  9. «Восстановлен в должности гендиректор ПО «Маяк» (Челябинская область)» [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.reg№ um.ru/№ ews/polit/647888.html#ixzz3XmKuROLi
  10. «С полигона радиоактивных отходов пропали миллионы» [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://ulgrad.ru/?p=83734
Основные термины (генерируются автоматически): ионизирующее излучение, отход, окружающая среда, переработка, Российская Федерация, здоровье человека, отработанное топливо, Россия, РФ, УК РФ.