Правовое регулирование затонувшего имущества по международному и национальному праву на примере Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 20. Международное право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 07.05.2015

Статья просмотрена: 510 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова Л. В. Правовое регулирование затонувшего имущества по международному и национальному праву на примере Российской Федерации [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 211-214. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/141/8097/ (дата обращения: 18.10.2018).

В данной статье рассмотрено правовое регулирование затонувшего имущества на основе международного и национального права. Проанализирована история развития данного вопроса, а также выявлены пробелы в нормативной базе Российской Федерации и предложены пути решения.

Ключевые слова: затонувшее имущество, подводное и культурное наследие, международное законодательство, национальное законодательство РФ.                          

 

Затонувшее имущество представляет собой не только объект вещного права, но также исторически значимый объект. Правовое регулирование и определение правового положения затонувшего имущества нашло себя как в международном, так и российском праве.

Национальное законодательное определение термина «затонувшее имущество» дано в Кодексе торгового мореплавания 1999 г. (далее — КТМ) и подразумевает под собой суда, их обломки, оборудование и грузы. Глава VII КТМ подробно регламентирует права и обязанности собственника затонувшего имущества, операции по подъему, уничтожению и его истребованию [4].

Важно отметить, что национальное право Российской Федерации также определяет применимое право в отношении имущества, затонувшего во внутренних морских водах или в территориальном море; на отношения, связанные с таким имуществом — применяется право того государства, в котором имущество затонуло. Если имущество затонуло в открытом море, применяется закон государства флага судна.

Еще одним важным аспектом права РФ является понятие «случайно поднятого затонувшего имущества». При осуществлении операций, связанных с торговым мореплаванием (во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации или открытом море), случайно поднятое затонувшее имущество должно быть сдано в ближайший морской порт. Национальным законодательством предусмотрено вознаграждение в размере одной трети стоимости сданного имущества (ст.114 КТМ).

Мне бы хотелось рассмотреть категорию «затонувшее имущество» не только в качестве объекта вещного права, но также с точки зрения культурного наследия и исторической значимости для государства. Стоит отметить, что большой шаг в развитии законодательной базы по вопросу затонувшего имущества был сделан благодаря международному законодательству.

К международным актам, регулирующим данный вопрос относятся следующие соглашения: Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г. [1], Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. [2], Конвенция об охране подводного культурного наследия 2001 г. [3], и другие. В данной статье я остановлюсь именно на трех вышеперечисленных конвенциях.

Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972г. является одним из первоначальных соглашений, положивших начало регулированию вопроса, касающегося затонувшего имущества.

В ст.1. п.2. закреплено общее определение термина «природное наследие», к которым относят: природные памятники, достопримечательности, геологические и физиографические образования и точно ограниченные зоны, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки. В полномочия каждого государства входит разграничение и определение таких ценностей, расположенных на его территории.

Конвенция закрепляет обязанности сторон по защите природных ценностей, призывает государства участвовать с целью поддержания прогресса в данной области и охраны всеобщих человеческих ценностей.

Однако, четкого определение и разграничения понятия «природное наследие» Конвенция не дает. Соответственно, не определены конкретные нормы, касающиеся, в частности, подводного культурного наследия.

На этапе развития международной законодательной базы по данной теме появляется не мало вопросов. Очевидно, что требуется конкретика и подробное толкование норм международного права, а также практика их применения.

Следующим шагом в развитии международной законодательной базы стала небезызвестная Конвенция ООН по морскому праву 1982г. (далее — КМП-82). К сожалению, данная конвенция не смогла полностью регламентировать правовой статус затонувшего имущества, определить существенные моменты. Данному вопросу посвящена лишь ст.303 КМП-82, содержащая термин «археологические и исторические объекты, найденные в море». КМП-82 призывает государства к сотрудничеству и охране таких объектов.

КМП-82 оставила без ответа многие вопросы относительно юридического содержания понятия, порядка установления имущественного титула, статуса и иных вопросов, имеющих отношение к подъему и обороту указанных выше объектов [6, с. 221].

Восполнить пробелы международного законодательства помогла Конвенции об охране подводного культурного наследия 2001г. (далее — Конвенция-2001) вступила в силу 2 января 2009 г., где используется определение «подводное культурное наследие». Данный термин подразумевает под собой суда, летательные аппараты, другие транспортные средства или любые их части, их груз или другое содержимое, вместе с их археологическим и природным окружением. Важно отметить, что перечисленные выше объекты должны нести культурный, исторический или археологический характер, а также частично или полностью, периодически или постоянно находиться под водой на протяжении не менее 100 лет.

Ярким примером является лайнер «Титаник», затонувший в ночь с 14 на 15 апреля 1912 г., направляясь по маршруту Саутгемптон — Нью-Йорк. Лайнер, затонувший более 100 лет назад пользуется защитой Конвенции-2001 в Северной Атлантике.

Организация ООН «Юнеско» создала эту конвенцию с целью укрепления и обеспечения охраны подводного культурного наследия. Государства-участники наделены исключительным правом: регулировать и разрешать деятельность, направленную на защиту и укрепление подводного культурного наследия, во внутренних и архипелажных водах, а также в территориальном море.

Государства принимают меры по изъятию, учету и охране подводного культурного наследия. Изъятому имуществу должно быть обеспечено стабильное состояние, а также восстановление с целью сохранения и изучения.

Кроме того, Конвенция-2001 дала четкое разграничение прав и обязанностей государств-участников по конкретным водным пространствам. Так, во внутренних, архипелажных водах и территориальном море государства имеют исключительное право регулировать и разрешать деятельность, направленную на подводное культурное наследие в осуществлении своего суверенитета; а также государства обязаны информировать участников Конвенции-2001 об идентификации таких объектов.

Основываясь на положениях Конвенции-2001 и ст.303 КМП-82, в своих прилежащих зонах государства-участники также могут регулировать и разрешать деятельность, направленную на подводное культурное наследие.

Ст.9 Конвенции-2001 закрепляет положение, в соответствии с которым все государства-участники несут ответственность за охрану подводного культурного наследия в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. Государство-участник требует, чтобы в случаях, когда его гражданин или судно под его флагом обнаруживает подводное культурное наследие, расположенное в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе этого государства, гражданин или капитан судна информировал его о таком обнаружении или такой деятельности.

А также важно отметить, что любое государство-участник Конвенции-2001 вправе заявить другому государству-участнику о своей заинтересованности в участии в консультациях относительно путей обеспечения эффективной охраны подводного культурного наследия, обнаруженного в исключительной экономической зоне и континентальном шельфе второго государства. Таким образом Конвенция-2001 в очередной раз призывает государства к взаимопомощи и обмену информации по данному вопросу.

В случае обнаружения в исключительной экономической зоне и континентальном шельфе подводного культурного наследия или если имеется намерение осуществлять на этих объектах деятельность, прибрежное государство, выступая в качестве «координирующего государства», должно консультироваться со всеми другими государствами, заявившими о своей заинтересованности относительно путей обеспечение наиболее эффективной охраны таких объектов. При этом «консультирующее государство» может:

a)      обеспечивать эффективные меры охраны такого объекта;

b)      координировать такие консультации;

c)      выдавать все необходимые разрешения;

d)     осуществлять любые необходимые предварительные исследования в отношении подводного культурного наследия.

Также в положениях Конвенции-2001 закреплена ответственность государств-участников за охрану подводного и культурного наследия в Районе. При обнаружении такого объекта или намерении вести на таком объекте деятельность, государство, гражданин или капитан судна обязаны уведомить Генерального директора и Генерального секретаря Международного органа по морскому дну об обнаружениях или деятельности такого объекта (ст.11).

Конвенция описывает порядок изъятия объекта подводного и культурного наследия, а также дальнейшее распоряжение: учет, охрана и принятие всех мер для обеспечения стабильного состояния такого имущества. Данное положение является очень важным аспектом, ведь на практике существуют случаи порчи затонувшего имущества после его изъятия. Так, в 1840 г. в связи с проведением аукциона предметов, поднятых частными компаниями со знаменитого затонувшего судна «Мери Роуз», был впервые отмечен тот факт, что железные пушечные ядра, весившие на момент обнаружения 32 фунта, после нахождения в течение определенного времени на открытом воздухе, полегчали до 19 фунтов. Такое разрушение произошло вследствие долгого нахождения имущества в соленой воде: объекты, поднятые со дна моря, подвергаются опасности стремительного разрушения, если до контакта с воздухом их не подвергнуть правильной и тщательной обработке [8].

Таким образом, можно сделать вывод, что международное законодательство в полной мере регламентирует права и обязанности сторон в отношении затонувшего имущества. История развития международной законодательной базы на практике показывает, что государства заинтересованы в решении данной проблемы; силы сторон направлены на взаимопомощь в отношении объектов подводного и культурного значения.

А как обстоит дело в национальном законодательстве Российской Федерации? В начале работы мною проанализированы положения Кодекса торгового мореплавания 1999г. Повторюсь, что глава VII КТМ подробно регламентирует права и обязанности сторон по отношению к затонувшему имуществу: порядок изъятия, идентификации, уничтожение и др.

Однако, КТМ не рассматривает понятие «затонувшего имущества», применяемое к:

1)      затонувшему военному имуществу;

2)      затонувшему морскому имуществу культурного характера, имеющее доисторическое, археологическое или историческое значение, если такое имущество находится на морском дне.

Также обратимся к Федеральному закону № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [5].

Ст. 3 данного закона дает обобщенное определение понятия «объекты культурного наследия»: объекты недвижимого имущества и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

К таким объектам ФЗ- 73 относит:

а)     памятники;

б)     ансамбли;

в)     достопримечательные места. Из определения категории «достопримечательные места» можно выделить лишь одно положение, которое касается затонувшего имущества (военного, культурного и исторического характера): объекты археологического наследия, которые частично или полностью скрыты под водой, свидетельствующие о существовании человека в прошлых эпохах. К таким объектам относят «остатки судов».

Важно отметить, что международно-закрепленных терминов «подводное культурное наследие», «подводное имущество», и, наконец, «затонувшее имущество» закон не содержит. Это можно объяснить тем, что на данный момент Российская Федерация не ратифицировала Конвенцию 2001г. К причинам, по которым РФ не стала участником Конвенции 2001 г. относятся: расхождения в толковании статей Конвенции 2001г.; неготовность РФ принять на себя обязательства по раскрытию информации о затонувших в ее водах иностранных судах и летательных аппаратах; недостаточное финансирование подводной археологии в связи с отсутствием интереса со стороны государства и частных инвесторов к этой области науки; потребность в крупных долгосрочных инвестициях, необходимых для охраны подводного культурного наследия и другие причины [7]. Таким образом, законодательная база РФ в вопросах, касающихся правовой охраны затонувшего имущества, объектов подводного и культурного наследия, требует значительных перемен, а именно:

1)        необходимо поддержать международное сотрудничество, ратифицировав Конвенцию 2001 г. (с возможными поправками);

2)        ввести определение «подводное культурное наследие» и его четкую регламентацию в: ФЗ-73, либо в новую главу КТМ, либо в отдельный федеральный закон, нормы которого подробно раскроют данный вопрос.

В заключении хочется добавить, что Российской Федерации в лице органов государственной власти необходимо обратить должное внимание на регулирование данного вопроса. Ведь наша страна является одной из сильнейших морских держав.

Мы должны сохранить наше подводное и культурное наследие, потому что оно является национальным достоянием.

 

Литература:

 

1.      Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия от 16.11.1972 г.

2.      Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву» (UNCLOS) от 10.12.1982г. (с изм. от 23.07.1994г.).

3.      Конвенция об охране подводного культурного наследия от 02.11.2001г. (Вместе с «Правилами, касающимися деятельности, направленной на подводное культурное наследие»).

4.      Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 30.03.2015).

5.      Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

6.      Морское право: учебник для магистров / А. С. Скаридов. — 2-е изд., — М.: Издательство Юрайт, 2012. С 221.

7.      См: Анисимов И. О. Международно-правовая охрана объектов подводного культурного наследия. Автореф. дис.: на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М. 2014. // http://www.hse.ru (2015, 27 апреля).

8.      Информационный комплект ЮНЕСКО CLT/CH/INS/06/12, 2012г., http://unesdoc.unesco.org (2015, 27 апреля).

Основные термины (генерируются автоматически): подводное культурное наследие, затонувшее имущество, Российская Федерация, культурное наследие, исключительная экономическая зона, международное законодательство, государство, VII, континентальный шельф, международная законодательная база.

Ключевые слова

затонувшее имущество, подводное и культурное наследие, международное законодательство, национальное законодательство РФ

Похожие статьи

Международно-правовая защита объектов материального...

В отношении международно-правовой охраны объектов культурного наследия, статья 4 Конвенции 1972 года, предусматривает, что каждое государство признает обязательство обеспечивать охрану и передачу будущим поколениям культурного наследия...

Трансформация идеи территориального суверенитета под...

континентальный шельф, государство, Конвенция ООН, государственный суверенитет, прибрежное государство, Великобритания, прилежащая зона, отношение, территория, исключительная экономическая зона.

Кодификация норм международного публичного права на...

Миронов Н. В. Международное право: нормы и их юридическая сила.(5-е изд) М. НАУКА, 2016. Федеральный закон от 18.07.2008 N 120-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и отдельные...

Проблемы международно-правового регулирования в Арктике

При этом, специальные законодательные акты, в которых закреплены границы

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия, Арктический Совет

Основные термины (генерируются автоматически): Арктика, россия, РФ, континентальный шельф, США, канада...

Итоги разграничения пределов континентального шельфа между...

Международное право. Опубликовано в. II международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Челябинск, февраль 2015).

56], зона эксклюзивных экономических интересов — 200 мирских миль [2, ст. 76] и континентальный шельф [2, ст. 15].

Деятельность Комиссии ООН по границам континентального...

Международное право. Опубликовано в. V международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, декабрь 2016).

Основные термины (генерируются автоматически): прибрежное государство, континентальный шельф, Российская Федерация, Комиссия...

Северный морской путь — территориальные воды России или...

На основании норм международного права, затрагивающих правовой режим территориального и внутреннего морей, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, а также норм национального законодательства РФ, мы видим...

Искусственный земельный участок: проблемы терминологии

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы.

В свою очередь искусственные острова не обладают статусом островов и не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, и вокруг них...

История территориальных притязаний государств в арктическом...

Россия, Арктика, континентальный шельф, Канада, северный полюс, территория, правовой режим Арктики, международно-правовой акт

россия, РФ, Арктика, Северный Ледовитый океан, исключительная экономическая зона, США, Северный морской путь, правовой статус...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Международно-правовая защита объектов материального...

В отношении международно-правовой охраны объектов культурного наследия, статья 4 Конвенции 1972 года, предусматривает, что каждое государство признает обязательство обеспечивать охрану и передачу будущим поколениям культурного наследия...

Трансформация идеи территориального суверенитета под...

континентальный шельф, государство, Конвенция ООН, государственный суверенитет, прибрежное государство, Великобритания, прилежащая зона, отношение, территория, исключительная экономическая зона.

Кодификация норм международного публичного права на...

Миронов Н. В. Международное право: нормы и их юридическая сила.(5-е изд) М. НАУКА, 2016. Федеральный закон от 18.07.2008 N 120-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и отдельные...

Проблемы международно-правового регулирования в Арктике

При этом, специальные законодательные акты, в которых закреплены границы

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия, Арктический Совет

Основные термины (генерируются автоматически): Арктика, россия, РФ, континентальный шельф, США, канада...

Итоги разграничения пределов континентального шельфа между...

Международное право. Опубликовано в. II международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Челябинск, февраль 2015).

56], зона эксклюзивных экономических интересов — 200 мирских миль [2, ст. 76] и континентальный шельф [2, ст. 15].

Деятельность Комиссии ООН по границам континентального...

Международное право. Опубликовано в. V международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, декабрь 2016).

Основные термины (генерируются автоматически): прибрежное государство, континентальный шельф, Российская Федерация, Комиссия...

Северный морской путь — территориальные воды России или...

На основании норм международного права, затрагивающих правовой режим территориального и внутреннего морей, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, а также норм национального законодательства РФ, мы видим...

Искусственный земельный участок: проблемы терминологии

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы.

В свою очередь искусственные острова не обладают статусом островов и не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, и вокруг них...

История территориальных притязаний государств в арктическом...

Россия, Арктика, континентальный шельф, Канада, северный полюс, территория, правовой режим Арктики, международно-правовой акт

россия, РФ, Арктика, Северный Ледовитый океан, исключительная экономическая зона, США, Северный морской путь, правовой статус...

Задать вопрос