Спорные аспекты правового режима имущества автономных образовательных учреждений
Автор: Тищук Марина Олеговна
Рубрика: 9. Гражданское право и процесс
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 14.01.2015
Статья просмотрена: 444 раза
Библиографическое описание:
Тищук, М. О. Спорные аспекты правового режима имущества автономных образовательных учреждений / М. О. Тищук. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/140/6950/ (дата обращения: 17.12.2024).
Правовой режим имущества можно определить как совокупность правовых предписаний по поводу источников формирования и присвоения имущества, объемов правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, особенностей ответственности за использование имущества. [6]
Согласно ФЗ «Об образовании» образовательная организация должна не только владеть, пользоваться, но и распоряжаться имуществом для осуществления образовательной деятельности, которое в случае ее ликвидации после удовлетворения требований кредиторов направляется на развитие образования [2].
Куров С. С. обобщая способы приобретения имущества, пришел к выводу о существовании двух правовых режимов:
- имущества, закрепленного собственником (учредителем) в процессе образования организации на праве собственности или на праве оперативного управления и переданного в процессе ее деятельности на праве собственности или на праве оперативного управления;
- имущества, приобретенного образовательной организацией в процессе экономической деятельности. [12]
Последний названный способ при ближайшем рассмотрении приводит нас к проблемам толкования регламентирующих его норма права.
Имущество образовательных организаций, созданных в форме автономных учреждений, подразделяется на следующие категории: недвижимое имущество; особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств; остальное имущество, что определено в ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» [1] и в п. 10 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» [3]. Критериями отнесения имущества автономного и бюджетного учреждения к особо ценному движимому имуществу являются: стоимостный барьер, целевое назначение, специальный порядок отчуждения. Используя имеющееся имущество в процессе осуществления образовательной, научной, иной деятельности, обеспечивающей образовательный процесс, образовательная организация достигает целей, ради которых создавалось.
Для определения особенностей режима имеет значение правомочие образовательной организации распоряжаться имуществом, под которым, в первую очередь, понимают возможность его отчуждения (ст.298 ГК РФ). [5] Следует логичный вывод — требует разъяснения, в каком правовом режиме находятся доходы автономных образовательных учреждении и на чье имя регистрировать недвижимое имущество, приобретенное за счет этих доходов. Собственник имущества, переданного в оперативное управление образовательной организации, не меняется. Во всех остальных случаях собственником имущества является образовательная организация, однако ее право самостоятельного распоряжения принадлежащим ей имуществом ограниченной целью его использования.
По мнению Е. А. Суханова, смысл данного права не в установлении права собственности на это имущество, а в расширении способности автономной образовательной организации распоряжения своими доходами. [10]
Право самостоятельного распоряжение имуществом можно рассматривать как особое вещное, отдельное, право, как «суженый» вариант права хозяйственного ведения, как «расширенный» вариант права оперативного управления и как «недо» право собственности. [9] Наиболее обоснованной и перспективной выглядит концепция восприятия права самостоятельного распоряжения, как углубленного вид права оперативного управления.
В Постановлении от 22.06.2002 N 21 (ред. от 19.04.2007) Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что учреждение в силу ст. ст. 120, 296, 298 ГК РФ не может обладать данным имуществом на праве собственности, поскольку ГК РФ не регламентирует содержание права самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, и ответственность учреждения за счет приобретенного за счет доходов имущества невозможна. [4] Данное суждение дополнительно подкрепляется постановлениями ФАС Северо-Кавказского округа от 17.01.2011 N А63–18793/2009, ФАС Дальневосточного округа от 27.11.2007 N Ф03-А59/07–1/5155, ФАС Северо-Западного округа от 15.07.2008 N А42–6049/2007).
По логике ВАС РФ если бы законодатель вознамерился приравнять право самостоятельного распоряжение имуществом автономных организаций к праву собственности, то прямо бы указал на это в ст. 298 ГК РФ словами: «приобретенное за счет этих доходов имущество поступает в собственность автономной организации». Но поскольку законодатель этого не оговаривает, сущность права автономной организации на самостоятельное распоряжение доходами и приобретенным за их счет имуществом несколько иная и ее нельзя признавать равнозначной праву собственности.
В ГК РФ отсутствует какое-либо другое упоминание об особом режиме прав на имущество «самостоятельное распоряжение». Приходиться признать, что данном случае имеет место законодательный промах.
Законодатель оставил возможность образовательным организациям осуществлять практически любую предпринимательскую деятельность, прежде всего, платные образовательные услуги по основным и дополнительным программам образования. Образовательные услуги должны оказываться в помещениях, которые предоставлены образовательной организацией собственником либо на праве собственности, либо на праве оперативного управления. Поэтому данную деятельность и доходы, получаемые от нее нельзя считать абсолютно независящими от учредителя и, следовательно, принадлежащими образовательной организации.
Автономное образовательное учреждение может заниматься научно-технической деятельностью приносящей доход: создание и передача научной и научно-технической продукции, объектов интеллектуальной собственности, в том числе на экспорт, оказание услуг научного характера (патентные работы, экспертиза, рецензирование), выполнение научно-технических работа конкурсной основе, включая гранты. [11] Практически невозможна экономическая деятельность автономного образовательного учреждения без любого даже малозначительного участия учредителя — предоставления им площадей, вложений в повышение квалификации педагогического, административно-вспомогательного персонала и научных сотрудников, приобретения для научно-технических целей оборудования.
Теоретически возможным, но крайне сложно реализуемым, представляется вариант поступления доходов автономному образовательному учреждению от деятельности научного сотрудника, включающей в себя, например, оказание платных консультационных услуг, проведение экспертиз, получение грантов, патентов, создание и реализация научно-технической продукции без использования средств, помещений и оборудования учредителя, или приобретенного учредителем для образовательной организации, а профессиональных знаний, умений и навыков, полученных сотрудников за счет учредителя.
Деятельность автономного образовательного учреждения неразрывно связана с имуществом учредителя, поэтому режим «самостоятельного распоряжения» нельзя и невозможно приравнивать к режиму собственности. Таким образом, даже если автономное образовательное учреждение приобрело объект недвижимости за счет дохода от своей экономической деятельности, оно не становится собственником объекта недвижимости. В зависимости от того, кто является собственником учреждения, приобретенное образовательным автономным учреждением недвижимое имущество становится собственностью, например, Министерства образования Российской Федерации, субъекта РФ либо муниципального образования и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.
Литература:
1. Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об автономных учреждениях»
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О некоммерческих организациях»
4. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2002 N 21 (ред. от 19.04.2007) «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации».
5. Гражданский кодекс Российской Федерации
6. И. Ф. Сюбарева «Правовой режим предпринимательской деятельности, осуществляемой образовательными организациями», Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, № 3, 2013г.
7. И. Ф. Сюбарева «Правовой режим имущества образовательных организаций». «Журнал российского права», N 10. 2013г.
8. Беляков С. А. «Новые формы образовательных организаций и некоторые проблемы организации управления образованием», Университетское управление, № 3, г. 2013г.
9. В. А. Яговкина «Правовой режим имущества государственных и муниципальных учреждений», «Практика муниципального управления», № 03, 2012
10. Суханов Е. А. Лекции о праве собственности. М.: Юрид. лит., 1991. С. 197.
11. Кванина В. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования. М.: Готика, 2012. С. 250–251.
12. С. В. Куров «Образование и гражданское право», М.: Москва, 2004г.с.9