Понятие и правовой статус образовательных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 06.11.2019

Статья просмотрена: 3862 раза

Библиографическое описание:

Цавкаева, З. З. Понятие и правовой статус образовательных учреждений / З. З. Цавкаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63631/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье сформулировано понятие образовательного учреждения, раскрыты его сущность и типы. Рассмотрены особенности правовых статусов бюджетного, автономного и казенного учреждений.

Ключевые слова: образовательное учреждение, автономное учреждение, бюджетное учреждение, казенное учреждение, правовой статус.

The article formulates the concept of an educational institution, reveals its essence and types. The features of the legal status of the budget, autonomous and public institutions are considered.

Keywords: educational institution, autonomous institution, budget institution, state institution, legal status.

В современном обществе образование играет все большую ролью. Его место в жизни общества в значительном обусловлено той ролью, которую играют в социальном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, способности развивать свои профессиональные и индивидуальные качества. Возрастание роли образования приходится на вторую половину ХХ столетия, и это принципиально сказалось в последние десятилетия, что нашло отражение в ряде теоретических концепций социального и финансового развития, в числе которых выделяют концепции постиндустриального общества, концепцию человеческого капитала, идеи работы общества и другие.

Право на образование считается одним из ключевых и необходимых конституционных прав граждан Российской Федерации. В России область образования признана приоритетной. Концепция образования Российской Федерации создает условия для постоянного образования посредством реализации основных и дополнительных образовательных программ, предоставления возможности изучать несколько программ, а кроме того учета имеющихся образования, квалификации и практического опыта.

Образовательный процесс осуществляется в образовательных учреждениях, т. е. они функционируют по одной или нескольким образовательным программам, гарантируют содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения считаются некоммерческими организациями и формируются с целью выполнения работ, оказания услуг в целях реализации полномочий органов государственной власти в сфере образования в соответствии с пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» [3]. Имущество, закрепленное за образовательными учреждениями, в соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации [2] является собственностью Российской Федерации и находится в федеральной собственности. Следующие типы образовательных организаций работают в России:

– дошкольные;

– общеобразовательные;

– профессиональные;

– высшее образование;

– дополнительное образование;

– дополнительное профессиональное образование.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на организационно-правовую форму и тип, также может быть использована информация, которая указывает на особенности деятельности. Образовательной организации, в соответствии с Законом «Об образовании» [4], могут быть созданы только в форме, установленной для некоммерческих организаций. Одной из таких форм является учреждением, которое может быть частным, государственным или муниципальным. Государственные и муниципальные учреждения, в свою очередь, могут быть казенные, бюджетные или автономные.

Большинство учебных заведений дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования в основном бюджетные.

Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом для выполнения работы, предоставления услуг для обеспечения реализации полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, соответственно, государственных органов или органов местного самоуправления в (статья 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [3]).

Основными признаками бюджетного учреждения являются:

Имущество бюджетного учреждения, принадлежащего Российской Федерации, ее субъекту или муниципалитету, соответственно, присваивается ему в соответствии с правом оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации [2] (пункт 9 Статья 9.2 Закона № 7-ФЗ).

В то же время, в силу закона, некоторым имуществом, бюджетное учреждение не имеет права самостоятельно управлять. Таким образом, бюджетное учреждение без согласия владельца не имеет права распоряжаться недвижимым имуществом и особенно ценным движимым имуществом, которое назначено бюджетным учреждением владельцем этого имущества или приобретено за счет средств выделенных владельцем для его приобретения (пункт 10 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ) [3].

Особо ценным движимым имуществом является движимое имущество, без которого осуществление уставной деятельности бюджетным учреждением было бы затруднительным.

Автономное образовательное учреждение является учреждением, созданным Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для предоставления образовательных услуг на основе задачи учредителя посредством реализации образовательных программ, определенных по типу в качестве основного вида деятельности, независимо ответственного за свои обязательства, за свое имущество, за исключением недвижимого и особо ценного движимого и иного имущества, переданного ему учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных на приобретение этого имущества.

Цель создания и основной деятельности автономного образовательного учреждения определяется как реализация образовательной деятельности для реализации образовательных программ на основе лицензии. Автономные образовательные учреждения имеют право осуществлять те образовательные программы, которые предусмотрены их типом.

Следует отметить, что информационная открытость характерна для автономного учебного заведения, и его степень значительно выше, чем для любого другого автономного учреждения в соответствии с Законом № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [5], что связано с высокой социальной значимостью его деятельности [3]. Наличие информации о дате создания, учредителях, контактной информации автономного учебного заведения, его структурах и органах управления, образовательных программах, управлении и персонале учителей, получении финансовых и материальных ресурсов и их расходах за финансовый год и должны быть предусмотрены другие формы, связанные с основными видами деятельности автономного учебного заведения на основании параграфа 2 ст. 29 Закона об образовании в Российской Федерации [4].

Автономные учебные заведения имеют следующие отличительные особенности:

1) создаются государственными органами;

2) являются юридическими лицами публичного права;

3) имеют широкие правовые возможности для организации своей собственной экономической деятельности;

4) создаются для осуществления функций предоставления государственных услуг;

5) деятельность основана на задаче учредителя, для реализации которой выделяется соответствующее бюджетное финансирование;

6) имеет право предоставлять платные услуги;

7) управление такими учреждениями основано на принципе единства командования (управляющего, директора) в сочетании с коллегиальностью (наблюдательным советом, педагогическим советом);

8) имеют право распоряжаться недвижимым и движимым имуществом, приобретенным за счет внебюджетных средств;

9) имеет сложную систему контроля (аудит годовой финансовой отчетности, утверждение отчетов наблюдательным советом);

10) несут финансовую, материальную и юридическую ответственность, независимо от учредителя, за качество предоставляемых услуг и эффективность внутреннего управления.

Казенное учреждение в силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации [1] является государственным (муниципальным) учреждением, которое предоставляет государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) осуществляет государственных (муниципальных) функций для обеспечения реализации Федерации полномочий государственных органов (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовая поддержка которых обеспечивается за счет соответствующего бюджета на основе бюджетных смет. В то же время бюджетная смета является документом, который устанавливает в соответствии с классификацией бюджетных расходов пределы бюджетных обязательств государственного учреждения, а предел бюджетных обязательств — это размер прав в денежном выражении для бюджетного (в текущем финансовом году и в плановый период).

Казенные учреждения являются участниками бюджетного процесса и получателями бюджетных средств. Это отличает их от автономных и бюджетных учреждений, которые не являются участниками бюджетного процесса и получателями бюджетных средств. Финансирование государственных образовательных учреждений осуществляется за счет соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основе бюджетных смет.

Основной целью казенного образовательного учреждения является реализация образовательных программ образования. Казенное образовательное учреждение осуществляет образовательные мероприятия по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию.

Казенное образовательное учреждение имеет право осуществлять образовательные мероприятия по образовательным программам, реализация которых не является основной целью его деятельности — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные программы общего развития и дополнительные допрофессиональные программы.

Таким образом, образовательные учреждения представляют собой учреждения, осуществляющие образовательный процесс (реализуют одну или несколько образовательных программ). Создаются только в форме, установленной для некоммерческих организаций (автономные, бюджетные и казенные). Образовательные учреждения играют большую роль в нынешнем состоянии и развитии общества.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организация» (ред. от 29.07.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  5. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (ред. от 27.11.2017) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, бюджетное учреждение, учреждение, программа, автономное учебное заведение, казенное образовательное учреждение, казенное учреждение, автономное образовательное учреждение, автономное учреждение, Гражданский кодекс.


Задать вопрос