Конституционно-правовые гарантии средств массовой информации в Республике Узбекистан | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 сентября, печатный экземпляр отправим 30 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 06.11.2014

Статья просмотрена: 355 раз

Библиографическое описание:

Мухитдинова, Ф. А. Конституционно-правовые гарантии средств массовой информации в Республике Узбекистан / Ф. А. Мухитдинова, Ойбек Саидумаров. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/139/6624/ (дата обращения: 18.09.2020).

 

В статье ведется речь о конституционных основах формирования информационного общества и рассматривается их правовая защита.

Ключевые слова:информационное общество, информационные технологии, закон, гарантия, право

 

В условиях глобализации, когда СМИ средств массовой информации выступает как один из главного фактора успеха в различных сферах общества и государства, видится необходимым совершенствовать реализации правовых аспектов информационно-коммуникативной функции страны. На современном этапе, с развитием СМИ в Узбекистане, целесообразно изучать и анализировать эффективности реализации правовых аспектов информационно-коммуникативной функции государства в государственных органах и в гражданском обществе.

С первых лет независимости принимаются меры по обеспечению свободы средств массовой информации, созданию реальных возможностей для плюрализма, открытого выражения людьми своих мнений и суждений, устранению препятствий на этом пути, отказу от старых взглядов и стереотипного мышления. Принято около десяти законодательных актов, предусматривающих дальнейшую демократизацию и либерализацию средств массовой информации, повышение их активности в освещении проводимых общественно-политических, социально-экономических реформ, внедрение в медиа-пространство передовых информационно-коммуникационных технологий, свободное развитие сферы информации. Сформирована необходимая законодательная база, обеспечивающая свободу средств массовой информации. В эту сферу поэтапно внедряются рыночные механизмы, развивается сеть агентств и фондов по поддержке негосударственных печатных и аудиовизуальных средств, телевидения и радио.

Так этот довод подтверждается и в Конституции Республики Узбекистан где отмечена (67-статья) свобода средств массовой информации, их деятельность по закону, недопустимости цензуры. Принятые в нашей стране законы в данной сфере являются важным фактором обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, развития национального информационного пространства, формирования здоровой конкурентной среды в печатных и электронных масс-медиа. Дальнейшее укрепление свободы и независимости СМИ, усиление правовых гарантий и механизмов надежной защиты, авторских прав и интеллектуальной собственности, последовательное внедрение в информационную сферу рыночных механизмов находятся в центре постоянного внимания.

Постановление главы нашего государства «О предоставлении дополнительных налоговых льгот и преференций для дальнейшего развития средств массовой информации» от 30 декабря 2011 года служит дальнейшему развитию всех видов медиа-структур, издательств, полиграфических предприятий, организаций по распространению печати.

По инициативе Президента Ислама Каримова большое внимание уделяется последовательному и системному развитию средств массовой информации. Без обеспечения информационной свободы, без превращения СМИ в арену, где люди могут свободно выражать свои мысли и идеи, позиции и отношение к происходящим событиям, нельзя говорить об углублении демократии, политической активности населения, о его реальном участии в политической и общественной жизни страны.

В нашей стране сейчас действует более 1,2 тысячи средств массовой информации, 53 процента которых негосударственные. Надо сказать, что до достижения независимости Узбекистаном все имеющиеся в стране СМИ были государственными. Заслуживает внимания и тот факт, что теперь и веб-сайты регистрируются в качестве средств массовой информации. Средства массовой информации функционируют на десяти языках проживающих в нашей стране наций и освещают социально-политические, экономические, духовно-просветительские, спортивные события, всего более чем по двадцати направлениям. Последовательно выполняются государственные программы по подготовке и переподготовке кадров. При этом особое внимание уделяется подготовке журналистов, их специализации, улучшению технической базы факультетов журналистики в вузах. Сформирован эффективный механизм подготовки журналистских кадров. Проводится широкомасштабная работа по расширению использования интернета. В рамках Национальной программы реконструкции и развития телекоммуникационной сети Узбекистана на базе цифровой системы передачи и цифрового коммутационного оборудования создается национальная сеть телекоммуникаций.

В Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране подробно проанализированы результаты работы по обеспечению свободы слова и информации за прошедший период и определены актуальные задачи реформирования информационной сферы. Предлагался принятие четырех новых законов — «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «О телерадиовещании», «Об экономических основах деятельности СМИ», «О гарантиях государственной поддержки СМИ» — и внесение изменений и дополнений в некоторые действующие законы. Это позволит пересмотреть отношение к созданию, поиску, получению и использованию информации и станет важным фактором углубления демократических процессов в нашей стране. Это также будет способствовать адаптации средств массовой информации к требованиям времени, правильному определению приоритетов в отношениях между СМИ и органами государственной власти, эффективному использованию информационных источников, укреплению свободы и независимости печати, более полному обеспечению прав и свобод граждан в информационной сфере.

В нынешнее время от журналистов и юристов требуется постоянное обогащение знаний. С учетом этого в нашей стране уделяется большое внимание повышению квалификации и профессионализма журналистов. В 2010 году в рамках проекта «Повышение квалификации журналистов региональных печатных средств массовой информации в центральных изданиях» около восьмидесяти молодых журналистов региональных печатных изданий повысили квалификацию в центральных редакциях и информационных агентствах, прошли практику в печатных и электронных изданиях. В Узбекистане в рамках масштабных демократических реформ проводится большая работа по повышению участия населения в политической и общественной жизни.

Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что необходимо более пристальное внимание уделять юридическому образованию, так как именно оно готовит специалистов, которым предстоит воплощать идеи правовой политики в действительность, формируя правовое государство и гражданское общество. Необходимость постановки проблемы, связанной с определением места юридической науки и СМИ как важнейшего института в развитии гражданского общества, диктуется несколькими обстоятельствами.

Во-первых, представителям юридической науки необходимо еще многое сделать, чтобы в нашем обществе ее признали в качеств самостоятельной и объективно необходимой для государственно-правовой практики наукой. Объект исследования юридической науки — проблемы, возникающие в процессе организации и деятельности государственно-правовых институтов, которые сегодня в Узбекистане приобретают исключительное значение. Необходимо понять, что в практическом государственно-правовом строительстве нельзя игнорировать данные юридической науки и их отражение в СМИ.

Во-вторых, юридическая наука (как и СМИ и другая отрасль науки) сегодня должна учитываться в нашем обществе в качестве важнейшего института гражданского общества.

В-третьих, юридической науке и СМИ следует способствовать в выработке роли и места правовых реформ в государственном устройстве.

В-четвертых, юридическая наука и СМИ должны вооружить представителей гражданского общества современными понятиями, категориями, используемыми во всем цивилизованном мире в области государственно-правового строительства, так как понятия «гражданское общество», «государство», «демократия», «суверенитет», «права человека», «правопорядок», «власть права» являются общечеловеческими. В целом юридическая наука в Узбекистане при формировании гражданского общества и правового государства получает качественно новые этапы для собственного развития. Сегодня в условиях глобальных перемен в современном мире, динамичного социально-экономического, демократического развития Узбекистана коренным образом меняется облик и мировоззрение граждан нашей страны, растет их политическая активность. Это является весомым результатом поэтапно и последовательно осуществляемых Руководством страны реформ в государственном строительстве, решении задач по укреплению места и роли в обществе средств массовой информации, ее активизации в системе институтов гражданского общества. Как отмечалось в докладе Президента Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране», актуальное значение имеет обеспечение информационной свободы, превращение средств массовой информации в трибуну свободного выражения гражданами своих мыслей и идей, позиции и отношения к происходящим событиям.

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, гражданское общество, юридическая наука, Узбекистан, информационная сфера, государственная власть, дальнейшее углубление, информационная свобода, правовое государство, свобода средств.

Похожие статьи

Роль и значение свободы слова и информации в построении...

массовая информация, свобода слова, обеспечение свободы слова, общество, свобода мысли, Узбекистан, гражданское общество, конституционный принцип, большинство случаев, свобода прессы.

Роль и значение информации в формировании гражданского...

массовая информация, СМИ, гражданское общество, средство, интернет, информационная безопасность, печатная пресса, функция воздействия.

Государственная информационная политика как элемент...

Государственная информационная политика является неотъемлемой категорией внешней и внутренней политики страны. Успехи или неудачи информационной политики воздействуют на все сферы жизни общества и государства.

Роль и значение информации в построении гражданского...

массовая информация, СМИ, общественное сознание, гражданское общество, Узбекистан, значение информации, информация

массовая информация, СМИ, гражданское общество, средство, интернет, информационная безопасность, печатная пресса, функция воздействия.

Права и свободы граждан как критерий формирования...

Ключевые слова: права и свободы, гражданское общество, правовое государство, правосознание, правоотношение, демократическое государство, российское право. В настоящее время изменения...

Актуальные вопросы социальной стратегии | Статья в журнале...

правовое государство, гражданско-правовое общество, гражданское общество, свобода человека, исполнительная власть, государственное управление, государство, государственная...

Взаимодействие государства и гражданского общества

Изучение правовых механизмов взаимодействия гражданского общества и органов государственной власти является основным моментом понимания взаимоотношений государства и гражданского общества.

Институты информационной сферы и их влияние на правовое...

массовая информация, СМИ, общественное сознание, гражданское общество, Узбекистан, значение информации, информация, средство, Национальная ассоциация, общественное мнение. Информационная функция в системе функций государственного...

Теоретический анализ информационной политики

...информационная безопасность, информационное противоборство, государственная информационная политика, информационное оружие, информационная сфера, система, информация, Политический экстремизм, государственная власть, гражданское общество.

Похожие статьи

Роль и значение свободы слова и информации в построении...

массовая информация, свобода слова, обеспечение свободы слова, общество, свобода мысли, Узбекистан, гражданское общество, конституционный принцип, большинство случаев, свобода прессы.

Роль и значение информации в формировании гражданского...

массовая информация, СМИ, гражданское общество, средство, интернет, информационная безопасность, печатная пресса, функция воздействия.

Государственная информационная политика как элемент...

Государственная информационная политика является неотъемлемой категорией внешней и внутренней политики страны. Успехи или неудачи информационной политики воздействуют на все сферы жизни общества и государства.

Роль и значение информации в построении гражданского...

массовая информация, СМИ, общественное сознание, гражданское общество, Узбекистан, значение информации, информация

массовая информация, СМИ, гражданское общество, средство, интернет, информационная безопасность, печатная пресса, функция воздействия.

Права и свободы граждан как критерий формирования...

Ключевые слова: права и свободы, гражданское общество, правовое государство, правосознание, правоотношение, демократическое государство, российское право. В настоящее время изменения...

Актуальные вопросы социальной стратегии | Статья в журнале...

правовое государство, гражданско-правовое общество, гражданское общество, свобода человека, исполнительная власть, государственное управление, государство, государственная...

Взаимодействие государства и гражданского общества

Изучение правовых механизмов взаимодействия гражданского общества и органов государственной власти является основным моментом понимания взаимоотношений государства и гражданского общества.

Институты информационной сферы и их влияние на правовое...

массовая информация, СМИ, общественное сознание, гражданское общество, Узбекистан, значение информации, информация, средство, Национальная ассоциация, общественное мнение. Информационная функция в системе функций государственного...

Теоретический анализ информационной политики

...информационная безопасность, информационное противоборство, государственная информационная политика, информационное оружие, информационная сфера, система, информация, Политический экстремизм, государственная власть, гражданское общество.