Правовое регулирование договора транспортной экспедиции | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, октябрь 2013)

Дата публикации: 18.09.2013

Статья просмотрена: 6245 раз

Библиографическое описание:

Лукашенко, Е. С. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции / Е. С. Лукашенко. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 32-41. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/112/4195/ (дата обращения: 28.04.2024).

В настоящей статье нами будут поставлены проблемы правового регулирования договора транспортной экспедиции на основе практического опыта и судебной практики по делам об экспедировании грузов.

Введение

Многие современные предприятия торгового бизнеса и магазины интернет-торговли реализуют товар через транспортно-экспедиторские компании. Объемы торговли посредством экспедиторских отгрузок растут, а о существующих рисках работы с экспедиторами клиентам становится известно зачастую, лишь когда наступает спорная ситуация, а ее изменение уже затруднительно. Важно понимать, что договор транспортной экспедиции имеет особое правовое регулирование в действующем законодательстве и незнание существа регулирования экспедиторских услуг может привести к значительному убытку для клиента экспедитора.

Транспортно-экспедиционные услуги благодаря части второй Гражданского кодекса 1996 г. нашли самостоятельное правовое регулирование в гл. 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция».

Самостоятельная гражданско-правовая конструкция обязательства транспортной экспедиции предполагает целый комплекс мероприятий, необходимых для реализации целей участников договора. Между тем, ограничиваясь рядом статей Гражданского законодательства (ст. ст. 801–806), институт транспортной экспедиции весьма поверхностно регулировал соответствующие правоотношения. При этом эти правоотношения также предлагалось регулировать смежными обязательственными институтами (поручение, комиссия, агентирование), а также общими положениями (часть первая ГК РФ) об обязательствах, фактически исходя из общих идей и принципов гражданского права.

Основы нормативно-правового регулирования

Практика предпринимательских отношений настоятельно требовала комплексного регулирования обязательств из транспортной экспедиции, с учетом также того, что ст. 801 ГК РФ предполагалось принятие Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, иных законов и правовых актов, устанавливающих (определяющих) условия выполнения договорных обязательств из транспортной экспедиции.

Принятие в 2003 г. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» послужило основным способом преодоления коллизий и пробелов в регулировании транспортно-экспедиционных отношений.

Между тем, касаясь распределения правосубъектности сторон в Законе, необходимо также обратить внимание на его усеченное действие. Правовой потенциал Закона в регулировании транспортно-экспедиционных отношений был значительно снижен в результате бланкетных норм, определяющих необходимость дополнительного принятия Правительством РФ Правил транспортно-экспедиционной деятельности (п. 1 ст. 2 Закона), которыми должны быть утверждены перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции), требования к качеству и порядку оказания экспедиционных услуг.

Соответствующие Правила [4] разработаны и приняты Правительством лишь в 2006 г. До этого времени регулирование транспортной экспедиции осуществлялось нормами ГК РФ и Закона о транспортно-экспедиционной деятельности. Во многом наличие Правил позволит устранить разрыв правовых связей, и их сегодняшнее представление в законодательстве поможет по-иному взглянуть на институт транспортной экспедиции. Следует также отметить и ведомственное нормотворчество последнего времени: учитывая, что экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, Минтранс РФ Приказом от 11 февраля 2008 г. [5] утвердил Порядок и формы экспедиторских документов.

В Правилах транспортно-экспедиционной деятельности определена нормативная база регулирования деятельности экспедиторов и перевозчиков: отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», Правилами и договором транспортной экспедиции (п. 2 Правил). Одновременно это означает, что с момента начала действия Правил утратили силу и многочисленные документы (Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ, Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ, Устав автомобильного транспорта), в своей части регулирующие отношения из транспортной экспедиции. По общему правилу акты Правительства РФ вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования. Документ опубликован в официальном издании — «Российской газете» от 13 сентября 2006 г. Следовательно, Правила должны применяться с 20 сентября 2006 г.

Несмотря на то что п. 1 Правил определяет их содержание указанием на порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг, фактически такой порядок не раскрывается. Единственное указание на определение качества делается в п. 15 Правил, устанавливающем обязанность экспедитора по требованию клиента предоставить сведения о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг установленным требованиям. При этом п. 19 Правил вообще предлагает определять соответствие качества услуг на основании требований национальных стандартов Российской Федерации, нормативных правовых актов в области транспортно-экспедиционной деятельности, а также условий договора транспортной экспедиции.

Между тем национальные стандарты качества транспортно-экспедиционных услуг на сегодняшний день не разработаны.

Предмет и условия договора

Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанность экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В свою очередь, Закон (ст. 1) определяет и регулирует правила транспортно-экспедиционной деятельности как экспедиционные услуги и включает в них:

1)      порядок оказания услуг по организации перевозок грузов;

2)      порядок оформления перевозочных документов;

3)      порядок оформления документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

Одновременно Закон в обобщенном виде дает легальное определение транспортно-экспедиционной деятельности, которое в отличие от ГК РФ не конкретизирует данный вид предпринимательской деятельности и не содержит перечень видов экспедиторских услуг.

Согласно ГОСТ Р 52298–2004 к экспедиторским услугам относятся:

а) участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров; б) оформление документов, прием и выдача грузов; в) завоз-вывоз грузов; г) погрузочно-разгрузочные и складские услуги; д) информационные услуги; е) подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств; ж) страхование грузов; з) платежно-финансовые услуги; и) таможенное оформление грузов и транспортных средств и др.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» относит ГОСТы к нормативно-техническим документам, которые подлежат применению (п. 2 ст. 15 Закона).

Экспедиционная деятельность имеет элементы посреднических услуг.

Минфин России в письме от 16 октября 2000 г. N 04–02–05/2 в Классификаторе ОКВЭД (ч. IV, разд. I, подгруппа 633) лишь отдельные операции (по таможенной очистке грузов, фрахту грузового места на судне или в самолете, фрахту судов и т. п.), выполняемые транспортно-экспедиторскими организациями, относит к посреднической деятельности.

Экспедитор по договору имеет право совершать юридически значимые действия с товарами от своего имени, например выступать в качестве отправителя, организатора их перевозки, помещать на склад и т. п. Для выполнения таможенных и иных формальностей в целях осуществления функций таможенного посредника экспедитор должен иметь статус таможенного брокера (представителя).

Пунктом 3 ст. 801 ГК РФ определение условий выполнения договора транспортной экспедиции отнесено к соглашению сторон, если иное не установлено Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Следует учесть, что Закон о транспортно-экспедиционной деятельности — акт гражданского законодательства, поскольку принят на основании норм Гражданского кодекса РФ <11>. Поэтому в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ его положения не должны противоречить Кодексу. Основная регулятивная цель Закона — развить и дополнить положения норм гражданского законодательства о транспортной экспедиции.

Таким образом, суть регулирования обязательств из транспортной экспедиции сводится к следующему: стороны применяют обязательные (императивные) нормы законодательства к условиям договора. Все, что остается за «рамками» нормативных актов, определяется сторонами самостоятельно.

Права и обязанности сторон договора

Согласно п. 1 ст. 3 Закона экспедитор вправе отступать от указаний клиента при исполнении своих обязанностей по договору. При этом реализация данного права не должна ущемлять интересы клиента.

Отступление от договора, т. е. от воли сторон, законодатель признает правомерным в случае, если в совокупности соблюдены следующие условия:

1)                 интересы клиента;

2)                 невозможность предварительного запроса (невозможность получения ответа в течение 24 часов с момента запроса). При этом такое поведение экспедитора является правомерным в рамках обязательства, если его действиям способствуют обстоятельства, не зависящие от него.

Экспедитор исходит из интересов клиента, и, выступая как профессиональный предприниматель, самостоятельно принимает необходимое решение, даже если его действия могут повлечь для клиента дополнительные траты. В этом случае клиент обязан компенсировать (возместить) расходы экспедитора.

Нормы гл. 50 ГК РФ «Действия в чужом интересе без поручения» должны, по смыслу правоприменения, субсидиарно действовать к специальным правилам транспортно-экспедиционной деятельности.

Экспедитор вправе на выбор (изменение) вида транспорта, маршрута перевозки груза, последовательности перевозки груза различными видами транспорта, но одновременно это означает его обязанность ставить клиента в известность обо всех изменениях, связанных с исполнением договора.

Сопоставление диспозитивной конструкции (п. 2 ст. 3 Закона) с конкретно определенным полномочием клиента определять маршрут следования и вид транспорта (п. 6 ст. 3 Закона) позволяет сделать вывод о его компетентности, которая «обеспечивается» профессиональным статусом экспедитора.

Экспедитор вправе обеспечивать исполнение обязательств со стороны клиента путем удержания имущества должника в целях получения встречного исполнения (п. 3 ст. 3 Закона). Стороны вправе самостоятельно решать вопрос относительно включения такого обеспечения в договор.

Однако право экспедитора на удержание находящегося в его распоряжении груза должно быть прямо предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Имущественные требования экспедитора к клиенту могут быть удовлетворены путем обращения взыскания на имущество, в порядке удовлетворения требований, обеспеченных залогом (ст. 360 ГК РФ).

Между тем экспедитор, удерживая имущество клиента, обязан обеспечить его сохранность.

Обеспечивая сохранность груза, экспедитор может понести соответствующие издержки, например связанные с оплатой хранения.

Поэтому сверх обеспеченных удержанием требований также подлежат возмещению экспедитору расходы, связанные с удержанием имущества. Данная обязанность обусловлена виновными действиями клиента.

В соответствии с п. 4 Закона клиент до начала исполнения договора транспортной экспедиции обязан сообщить экспедитору необходимые сведения о грузе (документы, свойства груза, условия перевозки, иную информацию).

Неисполнение информационной обязанности клиентом связывает его с последствиями приостановления действий экспедитора, что может повлечь для клиента определенные убытки.

Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору вследствие нарушения обязанностей по представлению обусловленной информации (п. 4 ст. 804 ГК РФ).

Экспедитор вправе проверять информацию о грузе, представленную ему клиентом. Между тем право экспедитора на практике может перерасти в его обязанность. Экспедитор несет ответственность за порчу груза, если не докажет, что порча произошла вследствие обстоятельств, которые от него не зависели (ст. 7 Закона).

Основное право клиента — выбирать маршрут следования груза и вид транспорта.

Клиент также вправе давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции. Право на дачу необходимых указаний должно быть закреплено в договоре транспортной экспедиции. Подобные полномочия клиента реализуются им в одностороннем порядке.

Информационная обязанность экспедитора является одной из существенных в отношениях между клиентом и экспедитором.

Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. Перечень услуг экспедитора, оказываемых по договору, может быть весьма разнообразным. Поэтому законодатель отсылает к содержанию договора, в котором определяется конкретный перечень услуг экспедитора. Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Гражданский кодекс РФ (ст. 801) исходят из открытого (расширительного) перечня услуг экспедитора.

Экспедитор обязан уведомлять клиента обо всех отступлениях от договора в письменной форме.

При этом клиент обязан ответить на запрос об отступлении таким образом, чтобы ответ был получен экспедитором в течение суток (24 часов) с момента направления запроса. После истечения указанного срока экспедитор считается не связанным указаниями клиента, даже если они и были сделаны, но получены экспедитором позднее установленных сроков.

Экспедитор обязан предоставлять клиенту, имеющему статус потребителя, информацию, предусмотренную Законом «О защите прав потребителей» (п. 3 ст. 4 Закона). Неисполнение указанной обязанности ведет к нарушению прав потребителя и к возможной ответственности исполнителя услуги в виде возмещения убытков.

Экспедитор в рамках исполнения обязанностей по заключению сопутствующих сделок по реализации договора транспортной экспедиции, совершенных на основании доверенности, выданной клиентом, обязан передать клиенту соответствующие документы (оригиналы договоров) в момент получения груза от клиента. Наличие таких документов — важная юридическая гарантия клиента, подтверждающая потенциальную исполнимость сделки и достижение необходимого фактического результата.

Экспедитор вправе осуществить страхование за счет клиента, если это прямо предусмотрено договором транспортной экспедиции. По общему правилу страховые риски, связанные с грузом, несет клиент (п. 5 ст. 4 Закона).

При определении возможных полномочий, которые экспедитор вправе исполнить в интересах и от имени клиента, необходимо руководствоваться содержанием доверенности. Поэтому, если в интересы клиента не входит заключение договора страхования груза (такой договор уже заключен), доверенность должна исключать (не должна содержать) право экспедитора на совершение подобных сделок.

Отсюда следует, что стороны договора должны прийти к соглашению относительно обязанностей по страхованию груза непосредственно в договоре. В данном случае законодатель также исходит из целей избежания двойного страхования груза (клиентом и экспедитором).

Основная обязанность клиента — своевременно информировать экспедитора о характеристике груза для качественного исполнения последним своих обязанностей по договору (п. 1 ст. 5 Закона). Такая норма корреспондирует с положениями ст. 804 ГК РФ о документах и иной информации, представляемой экспедитору.

Законодатель одновременно устанавливает требования к качеству (полнота, точность, достоверность) и к содержанию (свойства груза, условия перевозки) информации.

Необходимо учесть, что с «информационной» обязанностью клиента корреспондирует право экспедитора не приступать к исполнению своих обязанностей до представления ему всей необходимой информации и документов (п. 4 ст. 3 Закона). Такой же результат несправного клиента и заложен в п. 3 ст. 804 ГК РФ. Экспедитор имеет право проверять достоверность представленных документов и информации, а в случае их неполноты — запросить у клиента дополнительные данные. Такое право связано со спецификой деятельности экспедитора, различными условиями перевозки, особыми характеристиками груза и т. п. Соотношение взаимных прав и обязанностей в отношениях между клиентом и экспедитором во многом аналогично положениям ГК РФ о встречных обязательствах.

Условия и порядок оплаты услуг экспедитора предусматриваются договором экспедиции, т. е. остаются на усмотрение сторон. В этом также выражается свобода договора (ст. 421 ГК РФ).

Необходимо учесть, что законодатель в сумму, подлежащую оплате, за услуги экспедитора включает: 1) вознаграждение; 2) расходы, совершенные в интересах клиента.

Вознаграждение как структура оплаты услуг схоже с той, что определяет в ст. 801 ГК РФ возмездность обязательства. Экспедитор оказывает клиенту услуги за вознаграждение.

Размер вознаграждения определяется тарифами, существующими у экспедитора. Размер вознаграждения должен включать все издержки экспедитора и его прибыль за выполнение принятого поручения по договору. Поэтому расходы, понесенные экспедитором в интересах клиента, совершаются не по сделке, а в связи с ней. Такая обязанность имеет соотношение с нормой п. 4 ст. 804 ГК РФ, определяющей обязанность клиента нести ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по представлению информации.

Заключение

Споры, вытекающие из транспортно-экспедиционной деятельности, сторонами которых выступают экспедитор и клиент, имеющие статус предпринимателя, разрешаются в арбитражных судах (в порядке арбитражно-процессуального производства), а споры, в которых на стороне клиента выступает гражданин-потребитель, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции.

При предъявлении иска потребителем следует руководствоваться ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», являющегося специальным по отношению к правилам подсудности гражданско-процессуального законодательства (ГПК РФ).

Защита прав сторон договора транспортной экспедиции связана со специальным определением сроков, в пределах которых они вправе обратиться в суд с соответствующими требованиями.

Общий срок исковой давности составляет три года.

Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (ст. 197 ГК РФ). Поэтому срок исковой давности для требований из договора транспортной экспедиции является специальным, поскольку:

1)      установлен Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

2)      имеет более сокращенный по сравнению с общим сроком исковой давности период один год.

Законодатель установил, что годичный срок исковой давности исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

Сроки исковой давности и порядок их исчисления, согласно общему императивному правилу ст. 199 ГК РФ, не могут быть изменены соглашением сторон. Поэтому любое соглашение сторон договора транспортной экспедиции, направленное на изменение установленных законом требований к сроку и порядку исчисления и иным условиям, влечет ничтожность договора в этой части.

Литература:

1.                 Гражданский кодекс РФ от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос.Федерации.- 1996.- № 5, ст. 410

2.                 Гражданский процессуальный кодекс РФ [Электронный ресурс] от 14 нояб. 2002г. № 138-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3.                 Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» [Электронный ресурс] от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4.                 Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» от 8 сент. 2006 г. № 554 // Собр. законодательства Рос.Федерации.- 2006.- № 37, ст. 3890

5.                 Приказ Министерства транспорта РФ «Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов» от 11 февр. 2008 г. № 23 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2008.- № 15.

Основные термины (генерируются автоматически): транспортная экспедиция, ГК РФ, транспортно-экспедиционная деятельность, экспедитор, клиент, договор, интерес клиента, исковая давность, документ, услуга.

Похожие статьи

Основания и размер ответственности экспедитора по договору...

транспортная экспедиция, ГК РФ, транспортно-экспедиционная деятельность, экспедитор, клиент, договор, исковая давность, интерес клиента, документ, услуга.

Особенности договора транспортной экспедиции | Статья...

Согласно ч. 1 ст. 801 ГК РФ, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя)...

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору...

Деятельность транспортно-экспедиторских компаний регулируется главой 41 ГК РФ, Уставом автомобильного транспорта и городского

Глава 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция» подробно регламентирует понятие деятельности экспедиторов и ее конкретные пределы.

Особенности договора перевозки груза автомобильным...

В качестве предмета договора перевозки определяется деятельность перевозчика, связанная с перемещением грузов к месту

Например, ст. 788 ГК устанавливает следующее правило: взаимоотношения организаций, оказывающих транспортные услуги в процессе...

Дебиторская задолженность на предприятиях, осуществляющих...

экспедитор и покупатель услуг составили дополнительное соглашение к договору транспортно-экспедиционного обслуживания, по которому должник признал свое обязательство

Суброгация и регресс по ОСАГО | Статья в журнале...

Например, Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» установлен сокращенный срок исковой давности для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, который составляет один год.

Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным...

Конструкция упомянутого договора схожа с правовым положением грузополучателя в договоре перевозки груза. Статья 430 ГК РФ наиболее точно

Как правило, исковые требования перевозчиков адресованы именно грузоотправителям по той причине, что транспортная...

Значение документов для подтверждения факта договора...

Итак, заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, которая составляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза (п. 14 ст. 2, п. 1 ст. 8 Устава, п. 2 ст. 785 ГК РФ). О важности наличия документов...

Понятие договора перевозки грузов автомобильным транспортом

Ст. 799 ГК РФ сохраняет перечень договоров между транспортными организациями открытым, но в статье имеется прямое упоминание узловых соглашений помимо договоров на централизованный вывоз грузов.

Похожие статьи

Основания и размер ответственности экспедитора по договору...

транспортная экспедиция, ГК РФ, транспортно-экспедиционная деятельность, экспедитор, клиент, договор, исковая давность, интерес клиента, документ, услуга.

Особенности договора транспортной экспедиции | Статья...

Согласно ч. 1 ст. 801 ГК РФ, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя)...

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору...

Деятельность транспортно-экспедиторских компаний регулируется главой 41 ГК РФ, Уставом автомобильного транспорта и городского

Глава 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция» подробно регламентирует понятие деятельности экспедиторов и ее конкретные пределы.

Особенности договора перевозки груза автомобильным...

В качестве предмета договора перевозки определяется деятельность перевозчика, связанная с перемещением грузов к месту

Например, ст. 788 ГК устанавливает следующее правило: взаимоотношения организаций, оказывающих транспортные услуги в процессе...

Дебиторская задолженность на предприятиях, осуществляющих...

экспедитор и покупатель услуг составили дополнительное соглашение к договору транспортно-экспедиционного обслуживания, по которому должник признал свое обязательство

Суброгация и регресс по ОСАГО | Статья в журнале...

Например, Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» установлен сокращенный срок исковой давности для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, который составляет один год.

Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным...

Конструкция упомянутого договора схожа с правовым положением грузополучателя в договоре перевозки груза. Статья 430 ГК РФ наиболее точно

Как правило, исковые требования перевозчиков адресованы именно грузоотправителям по той причине, что транспортная...

Значение документов для подтверждения факта договора...

Итак, заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, которая составляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза (п. 14 ст. 2, п. 1 ст. 8 Устава, п. 2 ст. 785 ГК РФ). О важности наличия документов...

Понятие договора перевозки грузов автомобильным транспортом

Ст. 799 ГК РФ сохраняет перечень договоров между транспортными организациями открытым, но в статье имеется прямое упоминание узловых соглашений помимо договоров на централизованный вывоз грузов.