Автор: Базаренко Александра Игоревна

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Опубликовано в

V международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 04.06.2017

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Базаренко А. И. Понятие договора перевозки грузов автомобильным транспортом [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 35-38. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/227/12605/ (дата обращения: 14.12.2017).



Представленная статья посвящена исследованию понятия договора перевозки грузов автотранспортом с целью выявления его характерных особенностей, а также разграничения между договором перевозки грузов автомобильным транспортом и договором об организации перевозки грузов автомобильным транспортом. На основе проведённого исследования и обоснованного разграничения аргументируется целесообразность выделения данного транспортного договора в самостоятельный вид.

Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, договор автоперевозки грузов, транспортные договоры

На сегодняшний день транспорт является неотъемлемой частью функционирования грузооборота в России. Одним из основных его видов справедливо выделить автомобильный транспорт.

В советские времена положительные особенности автомобильной транспортировки грузов должным образом оценены не были, чему свидетельствует отсутствие в гражданском законодательстве и доктрине обязательств, возникающих из договоров перевозки грузов. Это объясняется особенностью развития российской транспортной системы и поздним включением в активное пользование автотранспорта.

В царской России движение грузов с готовой продукцией из производства в потребление осуществлялось преимущественно железнодорожным и водным транспортом, автомобильный транспорт появился гораздо позже. Но с его появлением и практиками, и теоретиками мгновенно были замечены и оценены такие характерные черты этого вида транспорта, как высокая проходимость, позволяющая осуществлять доставку грузов в различные точки страны, например, в населенные пункты, которые ввиду своей отдаленности от железнодорожных путей и рек имели постоянные перебои с получением груза; высокая маневренность автомобилей и их мобильность, а так же значительное сокращение сроков доставки грузов по России.

Об этом много писали такие выдающиеся цивилисты как О. С. Иоффе, С. Н. Братусь, Х. И. Шварц, В. А. Егиазаров и многие другие.

Логичным продолжением признания нового вида транспорта является формирование законодательства для регулирования автомобильных грузоперевозок. Этот процесс длился не одно десятилетие и в конечном итоге на сегодняшний день существует конкретный перечень нормативных документов, регламентирующих деятельность по перевозке. Этот перечень многообразен, включает в себя множество дополнительных, разъясняющих правил, имеет отсылки в различные отрасли права, но, к сожалению, не является исчерпывающим.

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом представляет собой самостоятельный вид транспортного договора в РФ основной задачей которого, по мнению законодателя, видится оформление правоотношений возникающих по поводу перевозок грузов.

В ГК РФ перевозке посвящена 40 глава, но стоит отметить отсутствие в гражданском законодательстве норм, которые можно было бы отнести к специальному регулированию перевозки автомобильным транспортом, таким образом, пользуясь научным методом перехода от общего к частному фактически можно применить общие положения о договоре перевозки непосредственно к договору перевозки грузов автомобильным транспортом.

Согласно ст. 785 перевозчик по договору перевозки грузов обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату. Это определение договора перевозки груза является легальным. В связи с этим, перед юристами возникает вопрос, который и по сей день не решен однозначно, а именно, каков характер рассматриваемого договора: является он реальным или же консенсуальным.

Выдающийся советский правовед Х. И. Шварц высказывался в пользу консенсуального характера договора перевозки грузов и в качестве аргумента отмечал, что при заключении договора на автомобильную перевозку груза у перевозчика не возникает предшествующей этому заключению обязанности предоставить транспортное средство, а у грузоотправителя не возникает обязанности его загрузить.

Оппонирует этой точке зрения заслуженный юрист России, представитель классиков российской цивилистики В. А. Егиазаров, который приводит обоснование реальному характеру договора перевозки грузов утверждая о том, что этот договор может считаться заключенным только с момента фактического принятия перевозчиком груза и, как следствие, может относится только к числу реальных договоров.

Вероятнее всего, разнообразные дискуссии возникают по причине отсутствия понимания и разграничения, возникающих по поводу различных транспортных отношений, обязательств. Для того, чтобы это понимание стало более конкретным, следует остановиться на двух основных разновидностях оговариваемых обязательств, возникающих из двух различных схем сотрудничества между грузоотправителем и перевозчиком, которые существуют в формате двух различных договоров перевозки груза автотранспортом.

Первый вариант такого сотрудничества представляет собой единовременную перевозку конкретного груза. В данном случае речь идет о детализации основных параметров перевозки, исчерпывающей и достоверной информации о грузе, условиях и установленной провозной плате. Определяющим правовым признаком для квалификации этого договора, как договора перевозки будет являться сам факт перемещения груза во времени и пространстве. Базовые требования к заключению подобного договора определены ст.8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Согласно положениям этой статьи реальным исполнением обязательств по договору признается наличие транспортной накладной на перевозку грузов автомобильным транспортом, составленной по форме, утвержденной Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272). Данный договор порождает обязанность перевозчика подать автотранспорт на территорию грузовладельца для погрузки груза, а также обязанность грузовладельца этот груз предоставить. Этим договором устанавливается сам факт погрузки груза в автотранспортные средства перевозчика и дальнейшее перемещение этого груза посредством предоставленного перевозчиком транспорта в пункт назначения, а значит к указанному договору с учетом его особенностей представляется справедливым применить точку зрения В. А. Егиазарова, который характеризует договор перевозки грузов автотранспортом как реальный гражданско-правовой договор.

Второй вариант подразумевает систематическое сотрудничество, т. е. годовые и иные долгосрочные договоры на перевозку грузов автотранспортом. В этом случае речь идет уже о договоре об организации перевозки грузов автотранспортом. По этому договору перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец предоставлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Договором об организации перевозки грузов автомобильным транспортом определяется: объем груза и достоверная информация о нем, срок доставки груза, порядок расчётов, условия предоставления и доставки груза, особые требования к автотранспорту и иные условия организации перевозки. Необходимо кратко выделить особенности упомянутого договора.

Ст. 799 ГК РФ сохраняет перечень договоров между транспортными организациями открытым, но в статье имеется прямое упоминание узловых соглашений помимо договоров на централизованный вывоз грузов. Узловые соглашения — это соглашения между транспортными организациями различных видов транспорта. Именно возникновение различных видов транспорта в условиях договора об организации перевозки грузов и отсутствие легальных определений в этой области порождает особые правовые дискуссии и создает размытость в понимании и восприятии природы этого договора. Существует проект федерального закона о смешанных (комбинированных) перевозках, который так и не вступил в законную силу, но представляется содержательным и информативным с позиции разграничения и ясности представленных понятий. Положения этого закона частично были реализованы в главе 5 Устава железнодорожного транспорта РФ, но конкретизирующие понятия видов перевозки грузов и самого договора, предложенные в этом проекте не использованы. Упомянутый законопроект предлагает логичные определения: смешанной перевозки, комбинированной перевозки, прямой смешанной (комбинированной) перевозки и, наконец, договора смешанной (комбинированной) перевозки, которые вполне могли бы стать основой для легальных определений, рассмотренных и иных существующих видов договоров автомобильной перевозки грузов в УАТиГНЭТ.

Из договора об организации перевозки грузов возникает обязанность перевозчика принимать, а грузовладельца –предъявлять груз в обусловленном объеме, но у перевозчика не возникает, предшествующая заключению договора на автомобильную перевозку груза, обязанность предоставить транспортное средство, а у грузоотправителя не возникает обязанности его загрузить. Но возникает иная обязанность как у перевозчика, так и у контрагентов: заключить договоры на перевозку конкретных грузов автотранспортом. То есть, в данном случае, справедливо говорить о точности теории Х. И. Шварца, в которой он утверждает о консенсуальном характере договора перевозки грузов.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо уточнить признаки, отличающие договор об организации перевозки грузов от договора перевозки конкретного груза.

Так, согласно договору перевозки груза автомобильным транспортом, перевозчик обязуется подать автотранспорт на территорию грузовладельца для погрузки конкретного груза, параметры которого соответствуют заявленным в договоре, а грузовладелец обязуется предоставить этот груз, загрузить и оплатить перевозку в соответствии с условиями заключенного договора. Применение данного договора не ограничивается отношениями между грузоперевозчиком и грузовладельцем по поводу долгосрочных перевозок грузов, то есть не является систематическим. В то время, как договор об организации перевозки грузов подразумевает ограничение отношений между грузоперевозчиком и грузовладельцем пределами долгосрочного сотрудничества по поводу перевозок грузов автотранспортом. Данный договор обязует перевозчика в установленные сроки принимать груз, доставлять его согласно условиям договора, а грузовладельца обязует предоставлять к перевозке грузы в установленном договором объеме, соблюдать порядок расчетов и иные условия организации перевозок. Иными словами, из договора об организации перевозки грузов не возникает обязанности перевозчика по подаче автомобиля на территорию грузовладельца для перевозки грузов и не вытекает обязанности грузовладельца предъявлять груз к перевозке. Но, следует отметить, что в пределах договора об организации перевозки грузов и у автоперевозчика, и у контрагентов возникает обязанность: заключить договоры на перевозку конкретных грузов автотранспортом.

Возвращаясь к поднятому вопросу о консенсуальном либо реальном характере договора автомобильной грузоперевозки, стоит подчеркнуть необходимость понимания и разграничения видов этого договора. Для этого требуются новые легальные понятия, отграничивающие договоры перевозки грузов друг от друга, в основу которых вполне могут войти определения, предложенные законопроектом о смешанных (комбинированных) перевозках. В зависимости от признаков, характеризующих каждый вид договора перевозки груза автотранспортом в отдельности и учитывая особенное влияние норм транспортного права на упомянутый договор грузоперевозки в вопросах диспозитивности, представляется возможным делать выводы о природе договора перевозки груза в целом.

Исходя из проведенного исследования целесообразно говорить о реальном характере договора перевозки конкретного груза автотранспортом и консенсуальном характере договора об организации перевозки грузов автомобильном транспортом. Давать единую характеристику разным по своим признакам договорам перевозки представляется не корректным.

Таким образом, договор автомобильной перевозки груза является самостоятельным видом транспортных договоров в России, имеет свою особенную правовую природу и нуждается в легальном понятийном аппарате, закрепленном в гражданском законодательстве и УАТ.

Литература:

  1. Егиазаров В. А. Транспортное законодательство государств — участников СНГ. М.: Норма, 2007.
  2. Шварц Х. И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. М., 1966.
  3. Егиазаров В. А. Транспортное право: Учеб. пособие. М., 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): перевозки грузов, организации перевозки грузов, договора перевозки, грузов автомобильным транспортом, перевозки грузов автомобильным, договора перевозки грузов, грузов автотранспортом, перевозки груза, перевозки грузов автотранспортом, договора перевозки груза, договору перевозки грузов, перевозок грузов, договора перевозки конкретного, перевозки груза автотранспортом, характере договора перевозки, перевозки конкретного груза, договоров перевозки грузов, договором перевозки грузов, Понятие договора перевозки, конкретных грузов автотранспортом.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос