Латыши в Испании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. Всеобщая история

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Исторические исследования» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 10.05.2018

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Соболева, Э. П. Латыши в Испании / Э. П. Соболева. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/291/14255/ (дата обращения: 16.01.2025).



Республика, революция и мятеж — таков путь Испании с 1931 по 1936 г. Уже в 1936 году, пять лет спустя после установления республики, Испания неудержимо двигалась к гражданской войне. Для одной части мира испанская война стала великой демократической и антифашистской битвой, национально-революционной войной, для другой это была «национальная» война, которую назвали крестовым походом. Но на испанской земле решалась не столько судьба Испании, но и определялось будущее всей Европы. В условиях войны, высшей формой проявления солидарности стало появление интернациональных бригад, прибывших в Испанию из 53 стран. Среди них были и латыши. Трудовой народ Латвии всегда боролся против господства буржуазии, за то, чтобы восстановить на своей земле Советскую власть [1, C.6].

Революционную борьбу латышского народа возглавила Коммунистическая партия. С августа 1936 года рижский комитет КПЛ начал обращения к трудящимся о поддержке Испанского фронта в его борьбе с фашизмом. Со второй половины июля 1936 года фашистская печать Латвии в едином хоре с прессой других капиталистических стран «вопит и ликует по поводу Гражданской войны в Испании. Она торжествует по поводу каждой победы генералов Франко и Мола, с хищной радостью называет число убитых на фронте воинов Народного правительства, но сознательно умалчивает о зверских истязаниях и о числе убитых и захваченных фашистами городах и селах. Она величает героями-мучениками эксплуататоров народа, самоотверженных борцов против трудового испанского народа, самоотверженных борцов против фашизма она презрительно именует разбойниками, грабителями и варварами» [1, C.475–477].

Таким образом, с помощью рупоров общественного мнения — радио и печати, распространялась ложная информация о разгроме военных сил испанского Народного правительства, о взятии не занятых ими городов и т. д. Международная буржуазия пыталась ввести в заблуждение весь мир, который так внимательно следил за событиями в Испании. Однако, исследователи гражданской войны И. М. Майский и В. К. Пискорский не раз отмечают, что «положение Народного правительства в гражданской войне в Испании отнюдь не являлось критическим. В такой войне фронты всегда неустойчивы, покуда одна из сторон не добьется решающего перевеса» [2, C.210].

Рассматривая причины подобной лжеинформации и обратившись к истории, нельзя обойти стороной тот факт, что после победы в 1934 году в Латвии авторитарного режима, борьбу рабочих и крестьян против фашистского режима возглавила именно Коммунистическая партия. Поэтому фашистский террор загнал партию в глубокое подполье, но уничтожить ее так и не смог. Попав под фашистский контроль, печать КПЛ стала носить специфический характер, не отличающийся объективностью.

Опасаясь угрозы захвата Латвии гитлеровскими войсками, рижский комитет КПЛ писал: «Чтобы успешно развивать натиск на безумствующий фашизм, трудящиеся Латвии должны направлять в адрес фашистского правительства Латвии, а также иностранных посольств послания и резолюции, требующие вывода военных судов из испанских территориальных вод, прекращения финансовой и дипломатической поддержки испанских фашистов, запрещения посылки им оружия и боеприпасов и подготовки интервенции. В адрес же Республиканской Испании мы должны посылать письма и телеграммы, свидетельствующие о наших симпатиях. Мы должны собирать средства в пользу борющейся Испании и настаивать на том, чтобы в пользу Народного правительства выделялись средства из фронтов фашистских (легальных) профсоюзов, как это делают профсоюзы других стран» [3, C.475–477].

Из статьи, опубликованной в газете «Шкирас Фронте» (Классовый фронт. — орган Рижского комитета КПЛ) о необходимости поддерживать народный фронт Испании мы узнаем, что спустя месяц войны в Испании фашистская печать Латвии по-прежнему продолжает искажать сообщения. А трудящиеся с нетерпением ждут газет и пытаются что-нибудь узнать о действительном ходе событий. Автор статьи прекрасно осознавал, что победа Испании станет большим ударом по фашистской диктатуре в Латвии, а ее поражение, несомненно, усилило бы военно-фашистскую диктатуру. Поэтому в таких условиях каждый должен стремиться помочь испанским товарищам по борьбе, ведь «испанских заговорщиков поддерживают реакционные группы всего мира, но особенно — все фашистские правительства во главе с Гитлером, который является вдохновителем этого заговорщического мятежа. И поэтому в таких условиях ни один рабочий, ни один местный труженик не может не стремиться, не помочь своим братьям, испанским товарищам по борьбе».

С августа 1936 года «Красная помощь» сообщила об открытии КПЛ компании помощи и сбора средств, для поддержки жертв фашистов. Прозвучал призыв вносить деньги [2, C.478]. Помимо воззваний, события в Испании довольно широко освещались в нелегальной печати. Но 23 февраля 1937 года было опубликовано «Постановление министра внутренних дел в связи с правительственным запретом для латвийских граждан участвовать в испанской революционной национальной войне». Кабинетом министров было постановлено: 1. Запретить: — открытие контор по вербовке добровольцев на гражданскую войну в Испании. 2. Гражданам Латвии запрещается предлагать свои услуги той или иной из воюющих сторон Испании, а также поступление на службу одной из этих воюющих сторон. Поступление на такого рода службу является противозаконным и что им по возвращению в Латвию грозит наказание» [2, C.480–485].

В соответствии с этими указаниями правительством была предпринята мера: отмена всех имеющих силу иностранных паспортов. А гражданам Латвии, которые по особо важным причинам желают выехать в Испанию, следует обращаться за разрешением в Административный департамент МВД. В таких труднейших условиях подполья и жестоких репрессиях постепенно росло и крепло движение солидарности трудящихся Латвии с героическим испанским народом. Этим движением руководила Коммунистическая партия и ее помощники: Союз Трудовой Молодежи Латвии и «Красная помощь» — латвийская организация МОПРа. В республиканскую Испанию из Латвии посылались нелегально собранные средства, туда уезжали латвийские добровольцы, чтобы с оружием в руках сражаться против фашизма [2, C.7].

В Испанию отправлялись также и многие участники революционного движения в Латвии, проживавшие и работавшие в Советском Союзе: Д. С. Бейка, Я. К. Берзинь, К. И. Янсон, В. И. Кумелан, П. И. Пумпур, Х. И. Салнинъ, Г. К. Шпонберг, П. М. Арман и другие. Больше всего добровольцев из Латвии — около 30 человек — сражались в артиллерийских подразделениях Интернациональных бригад [3, C.7].

До Испании добирались разными путями, большинство через Францию, где получали помощь МОПР. Борис Цинис в воспоминании «Станем ядром грядущих сражений в Испании», отмечал что «несмотря на сложность выезда из Латвии (любому сколько-нибудь «подозрительному человеку» трудно получить заграничный паспорт, и в путь приходится отправляться нелегально) по всей Испании нас все же наберется не мало. Когда я уезжал, желающих ехать было немало, но дорога действительно очень трудна. Лично мне пришлось ехать с чужим паспортом, так как мне заграничный не выдали: пришлось обращаться в политуправление, а оно наложило свое вето» [4, C.79–80].

Но не менее сложным оказался и путь обратно. В октябре 1938 года республиканское правительство начало отвод интернациональных бригад с фронтов и их репатриацию. 28 октября в Барселоне состоялся прощальный парад интернациональных бригадовцев. Латыши получили разрешение сформировать свободный батальон, к ним присоединились литовцы и эстонцы. Три месяца батальон находился под Барселоной. Когда 26 января 1939 войска Франко заняли город, бойцы у которых остались только карабины и два ручных пулемета, с боями отступали к французской границе.

Во Францию хлынула волна беженцев, около четырехсот тысяч человек оказались на ее территории. В двадцатые годы, в связи с нехваткой рабочей силы, французское правительство поощряло иммиграцию. Однако экономический кризис тридцатых годов привел к тому, что иммигранты стали рассматриваться как угроза экономике и культуре. В 1938 г. были приняты жесткие иммиграционные законы, призванные «очистить» страну от «нежелательных элементов». Для этого их всех было решено препровождать в места заключения. Это решение привело к возникновению разветвленной системы лагерей различного типа. Все бывшие воины были загнаны в концентрационные лагеря. Нахождения в таких ужасных условиях многие не выдерживали. Р. Фельс вспоминает, что в лагерях часто происходили переполохи, попытки бегства. Обращаться за помощью к местному населению они не могли, так как напуганные шпиономанией люди нередко выдавали наших беглецов властям.

Но почему Латвия не могла позаботиться о своих гражданах? Правительство считало сражение на демократической стороне Испании преступлением и возможно, поэтому отказывалось заботиться о судьбе своих граждан. Рассчитывать на помощь других стран также не приходилось, так как беженцы считались бременем для государства.

Прослеживая динамику отношения латвийских властей к ситуации в Испании, можно отметить, что находящиеся под давлением авторитарной власти, Латвийское правительство в первый год войны придерживалось политики невмешательства. Но в августе 1936 года по стране прокатились воззвания с призывом сбора денег для союзной республики. И если из СССР ехали специально подготовленные люди, то из Латвии ехали обычные стеклодувы, рабочие телефонной сети, механики. Разный образ жизни, обычаи, привычки, характер, язык…все это не стало помехой для латышей в преданной и отважной службе за испанский народ. Их служение стало самым ярким примером солидарности с испанским народом.

Литература:

  1. И. М. Майский. Испания. 1918–1972. Исторический очерк. М.,1975.
  2. И. М. Майский. Из истории освободительной борьбы испанского народа. М., 1959.
  3. Борцы Латвии в Испании. Рига.,1970.
  4. Б. Цинис. Станем ядром грядущих сражений в Испании // Борцы Латвии в Испании…
Основные термины (генерируются автоматически): Испания, Латвия, гражданская война, Коммунистическая партия, Народное правительство, Рижский комитет, Барселона, испанский народ, республиканская Испания, фашистская печать Латвии.