Автор: Смирнова Светлана Владимировна

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

V международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Казань, ноябрь 2017)

Дата публикации: 24.09.2017

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Смирнова С. В. Деятельность обследователей-воспитателей при Тверской губернской комиссии по делам несовершеннолетних в 1918–1929 гг. (по архивным материалам) [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 28-31. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/289/12944/ (дата обращения: 15.12.2017).



Статья посвящена этапам деятельности обследователей-воспитателей Тверской губернской комиссии по делам несовершеннолетних в 1918–1929 гг., по предупреждению беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних на основе архивных источников.

Ключевые слова: обследователь-воспитатель, комиссия, Тверская губерния, беспризорность, безнадзорность, несовершеннолетний, статистический листок, правонарушение, педагогические меры

Комиссии по делам несовершеннолетних образовались по декрету, принятому в 1918 году «О комиссиях по делам несовершеннолетних», положил начало борьбы с преступностью и беспризорностью несовершеннолетних [4]. По стране стремительно создавалась система органов по борьбе с беспризорностью и правонарушениями среди несовершеннолетних, но как оказалось и у данной системы были свои минусы, которые не могли полностью уничтожить в стране сиротство, безнадзорность, преступность несовершеннолетних. У детей данной среды обитания сложилась уже своя жизнь и её понимание, перевоспитать их было трудно. Дети привыкли к данному образу жизни.

Основой для изучения местных учреждений, в частности Тверской комиссии по делам несовершеннолетних, являются документы, отложившиеся в архивных фондах. Материалы фонда Тверской комиссии 1919–1929 гг. (Государственный архив Тверской области, ф. Р–154) представляют собой большой объём делопроизводственной документации: распоряжения, циркуляры Центральной комиссии по делам несовершеннолетних, Тверского губисполкома, отчёты о работе губернской и уездных комиссий, протоколы заседаний, анкеты по учёту, списки воспитанников приемников-распределителей, переписка с губернским отделом народного образования, детскими домами. Особую группу документов фонда Тверской губернской комиссии по делам несовершеннолетних составляют личные дела несовершеннолетних, обвиняемых в совершении преступления и по опекам № № 1–200 [2, Л. 9–10]. Также для исследования привлечен фонд Тверского отдела народного образования Р-488, в котором были обнаружены декреты, положения, инструкции, циркуляры, регламентирующие деятельность и делопроизводство комиссий [1, Л. 101].

Отчеты Тверской губернской комиссии дают нам представление о составе аппарата данного органа, постоянно осуществляющего свою деятельность в губернии. Этот аппарат состоит из председателя, обследователя-воспитателя, детских социальных инспекторов, один из которых совмещал секретарскую работу в комиссии [1, Л. 101].

Особый интерес, как штатная единица комиссии, представляют обследователи-воспитатели (далее ОВ). В их обязанности входило тщательное ознакомление с личностью и делом несовершеннолетнего, средой, в которой он находился, изучение условий его жизни и воспитания. Уже в процессе этой работы обследователь-воспитатель оказывал на несовершеннолетнего правонарушителя воспитательное воздействие, которое выражалось в устройстве на работу, определении в школу, возврате к родителям и т. д.

Необходимо указать требования, предъявляемые к обследователям-воспитателям. Ими могут быть лица, имеющие опыт работы с детьми, а также понимающие принятые на себя обязанности, умеющие решать оперативные вопросы в работе. Возраст кандидата должен быть не меньше 32 лет. Желательно, чтобы это был педагог или лицо другой профессии, имеющее представление о воспитательно-педагогической деятельности. В качестве работодателя выступали Тверская губернская комиссия по делам несовершеннолетних или приемный пункт, но утверждался кандидат Подотделом правовой защиты детей и Тверским губернским отделом народного образования. Оплата труда ОВ соответствует ставке воспитательного персонала [3, Л. 25]. Чтобы приступить к своим должностным обязанностям, обследователю-воспитателю необходимо было прослушать курс лекций, в ходе которого он знакомится с нормативными документами своей будущей деятельности: «Инструкция обследователя-воспитателя при Комиссии по делам несовершеннолетних», «Инструкция к заполнению статистических листков о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях» [3, Л. 25].

Также каждому обследователю-воспитателю необходимо иметь: а) мандат; б) список несовершеннолетних, поступивших под присмотр; в) статистический листок на каждого несовершеннолетнего, который заполняет ОВ. Данный листок составлялся с целью учёта таких несовершеннолетних, а также для выяснения причин совершения ими общественно опасных деяний. Важно отметить, что ценность листка зависела не только от верности даваемых ответов, но и от числа вопросов, оставшихся без ответов. В статистическом листке всего 23 вопроса и оставление без ответа хотя бы нескольких из них препятствовало правильному решению комиссии, поскольку она в этом случае не располагала всеми сведениями, необходимыми для выявления причин совершения несовершеннолетним общественно опасного поступка. Листок заполнялся обследователем-воспитателем на основании тех проверенных сведений, которые он получал во время опросов несовершеннолетнего, его родных, преподавателей школы, где он учился, и других лиц, а также при ознакомлении с документами о личности несовершеннолетнего. Ответ на 15 вопрос о состоянии здоровья давал врач до заседания или во время заседания комиссии. Заполненный листок за своей подписью обследователь-воспитатель представлял в комиссию в день рассмотрения дела. Председатель проверял его полноту и правильность заполнения и, дав ответы на 22 и 23 вопросы, ставил свою подпись. В тех случаях, когда при рассмотрении дела несовершеннолетнего в комиссии не оказывалось статистического листка, председатель комиссии сам составлял его на основании опросов несовершеннолетнего и лиц, вызванных для разбора дела. Листки ежемесячно, не позднее 10 числа следующего месяца, пересылались в Народный комиссариат просвещения, в подотдел правовой защиты детей. Листок заполнялся на каждого несовершеннолетнего, обвиняемого в общественно опасном деянии. Если по одному и тому же делу обвинялось несколько несовершеннолетних, то листок составлялся на каждого из них. В случаях, когда на одного несовершеннолетнего в комиссии имелось несколько дел, то на него составлялись листки по каждому делу [3, Л. 25 в.].

Обязанности обследователя сводились к сбору всех необходимых сведений и тщательному педагогическому и воспитательному надзору за несовершеннолетним. Вся его работа состояла из трёх этапов:

  1. Всестороннее ознакомление с личным делом несовершеннолетнего правонарушителя до рассмотрения дела в комиссии.
  2. Участие в рассмотрении дела в комиссии.
  3. Присмотр, надзор и воспитание несовершеннолетних после вынесения комиссией постановления по делу [3, Л. 25].

Первый этап

Дело о несовершеннолетнем, обвиняемом в правонарушении, поступало к ОВ из детской милиции, приемного пункта или через комиссию. Получив дело, он должен был всесторонне его изучить и записать итоги изучения в особую тетрадь. В архивном фонде такие тетради не сохранились.

В тех случаях, когда по обвинению в правонарушении проходили лица, проживавшие в разных районах, в интересах дела обследование объединялось и проводилось одним ОВ.

Обследователь-воспитатель выяснял факт привлечения несовершеннолетних к ответственности за ранее совершенные правонарушения. При наличии таких правонарушений ОВ должен был ознакомиться с делами, чтобы иметь представление о личности несовершеннолетнего.

Изучив дело, обследователь должен был посетить квартиру несовершеннолетнего, чтобы познакомиться с родителями несовершеннолетнего или лицами, которые их заменяли. Во время беседы он выяснял мнение родителей о поведении несовершеннолетнего, а также объяснял свою роль и значение Тверской губернской комиссии в деле несовершеннолетнего. Таким образом, обследователь изучал среду, в которой воспитывался несовершеннолетний, а также условия его проживания.

Если несовершеннолетний был занят на какой-либо работе, воспитатель конфиденциально запрашивал о нем сведения, чтобы у работодателя не возникло подозрения и подрыва доверия к подростку.

Вся собранная информация была необходима для выяснения причин, толкнувших несовершеннолетнего на совершение проступка или причины его беспризорности.

В тех случаях, когда из обстоятельства дела выяснялась необходимость опроса свидетелей, ОВ проводил такой опрос. Для дачи показаний они приглашались в комиссию, в приемный пункт или на дом к обследователю [3, Л. 25].

Если при обследовании устанавливалось участие в деле взрослых, не включенных в акт обследования и не привлеченных к ответственности, обследователь-воспитатель обязан был допросить таких лиц и сделать подробный доклад в комиссию.

Собрав все необходимые сведения, ОВ заполнял статистический листок на несовершеннолетнего и выдавал повестки о вызове родных или кого-либо из лиц, заменяющих их, в комиссию, назначив дату разбора дела, в день своего дежурства в комиссии.

В заключении по делу обследователь должен был указать предлагаемые меры воздействия на несовершеннолетнего. Воспитатель также был обязан представить необходимые справки по делу и подробный доклад о несовершеннолетнем, с которым знакомились все члены комиссии, до начала разбора дела на заседании комиссии.

Второй этап

ОВ приводил в комиссию несовершеннолетнего и его родителей для разбора дела. На заседании комиссии обследователь-воспитатель давал необходимые сведения и пояснения и наравне со всеми членами мог задавать вопросы несовершеннолетнему

Третий этап

После решения комиссии о том, что несовершеннолетний поступает под присмотр ОВ, обследователь вручал подростку и его родителям (или попечителям) правила об обязанностях родителей в период нахождения их ребенка под присмотром обследователя-воспитателя.

В первое время ОВ обязан был посещать и вести профилактические беседы с несовершеннолетним и его родителями два раза в неделю. Со временем встречи могли проходить реже. Это зависело от поведения ребенка. Обследователь на этих посещениях должен был производить впечатление человека, заботящегося о судьбе несовершеннолетнего. Рекомендовалось ежемесячно проводить экскурсии, собирая несовершеннолетних одного возраста с общими интересами, учитывая тот факт, что несовершеннолетние могли оказывать негативное влияние друг на друга.

Если несовершеннолетний не имел отца и/или мать, обследователь-воспитатель обязан был заменить ему родителей [3, Л. 25 б]. Обследовательдолжен был разъяснять несовершеннолетнему сущность присмотра, внушать свое дружеское расположение, взять под контроль жизнь несовершеннолетнего и иметь возможность влиять на нее.

Когда несовершеннолетний достигал 13-летнего возраста и отличался хорошим поведением, ОВ мог закончить дело, сообщив об этом комиссии [3, Л. 25 б].

Таким образом, на обследователя-воспитателя возлагались важнейшие функции. Он занимался досудебным следствием, выяснял причины, толкнувшие несовершеннолетнего на преступление. Обследователь тщательно знакомился с личностью малолетнего преступника не только на основе документов, которые ему передавали детская милиция или комиссия, но и в процессе личного разбора обстоятельств дела. Комиссия принимала решение по делу, то есть определяла меру ответственности несовершеннолетнего правонарушителя, на основании предложения обследователя.

Обследователь должен был обеспечить все необходимые условия для перевоспитания и исправления правонарушителей. Обследователь-воспитатель обязан был следить за исполнением постановления комиссии, представлял ежемесячные отчеты в комиссию о количестве несовершеннолетних, находящихся под присмотром, давал предварительное заключение по делу, заполнял статистический листок на каждого несовершеннолетнего. Данные функции требовали от обследователя-воспитателя компетенций в делопроизводстве, а также серьезных педагогических и воспитательных умений и навыков.

Литература:

  1. Государственный архив Тверской области. Ф. Р-154. Оп.1. Д. 202. Л. 101.
  2. ГАТО. Ф. Р-154. Оп. 1. Л. 9–10.
  3. ГАТО. Ф. Р-488. Оп. 1. Д. 601. Л. 25–25 в.
  4. Декрет от 17 января 1918 года «О комиссиях для несовершеннолетних». [Электронный ресурс]. Б. м., б. г. Режим доступа: http: // base. consultant. ru/ cons/ cgi.
Основные термины (генерируются автоматически): Тверской губернской комиссии, делам несовершеннолетних, несовершеннолетнего правонарушителя, Тверской комиссии, разбора дела, делом несовершеннолетнего, личности несовершеннолетнего, опросов несовершеннолетнего, статистический листок, фонда Тверской комиссии, заседании комиссии, частности Тверской комиссии, рассмотрении дела несовершеннолетнего, несовершеннолетнего правонарушителя воспитательное, делом несовершеннолетнего правонарушителя, комиссию несовершеннолетнего, основании опросов несовершеннолетнего, личные дела несовершеннолетних, ответственности несовершеннолетнего правонарушителя, губернским отделом народного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос