Автор: Смирнова Светлана Владимировна

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

V международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Казань, ноябрь 2017)

Дата публикации: 24.09.2017

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Смирнова С. В. Деятельность обследователей-воспитателей при Тверской губернской комиссии по делам несовершеннолетних в 1918–1929 гг. (по архивным материалам) [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017.

Препринт статьи



Статья посвящена этапам деятельности обследователей-воспитателей Тверской губернской комиссии по делам несовершеннолетних в 1918–1929 гг., по предупреждению беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних на основе архивных источников.

Ключевые слова: обследователь-воспитатель, комиссия, Тверская губерния, беспризорность, безнадзорность, несовершеннолетний, статистический листок, правонарушение, педагогические меры

Комиссии по делам несовершеннолетних образовались по декрету, принятому в 1918 году «О комиссиях по делам несовершеннолетних», положил начало борьбы с преступностью и беспризорностью несовершеннолетних [4]. По стране стремительно создавалась система органов по борьбе с беспризорностью и правонарушениями среди несовершеннолетних, но как оказалось и у данной системы были свои минусы, которые не могли полностью уничтожить в стране сиротство, безнадзорность, преступность несовершеннолетних. У детей данной среды обитания сложилась уже своя жизнь и её понимание, перевоспитать их было трудно. Дети привыкли к данному образу жизни.

Основой для изучения местных учреждений, в частности Тверской комиссии по делам несовершеннолетних, являются документы, отложившиеся в архивных фондах. Материалы фонда Тверской комиссии 1919–1929 гг. (Государственный архив Тверской области, ф. Р–154) представляют собой большой объём делопроизводственной документации: распоряжения, циркуляры Центральной комиссии по делам несовершеннолетних, Тверского губисполкома, отчёты о работе губернской и уездных комиссий, протоколы заседаний, анкеты по учёту, списки воспитанников приемников-распределителей, переписка с губернским отделом народного образования, детскими домами. Особую группу документов фонда Тверской губернской комиссии по делам несовершеннолетних составляют личные дела несовершеннолетних, обвиняемых в совершении преступления и по опекам № № 1–200 [2, Л. 9–10]. Также для исследования привлечен фонд Тверского отдела народного образования Р-488, в котором были обнаружены декреты, положения, инструкции, циркуляры, регламентирующие деятельность и делопроизводство комиссий [1, Л. 101].

Отчеты Тверской губернской комиссии дают нам представление о составе аппарата данного органа, постоянно осуществляющего свою деятельность в губернии. Этот аппарат состоит из председателя, обследователя-воспитателя, детских социальных инспекторов, один из которых совмещал секретарскую работу в комиссии [1, Л. 101].

Особый интерес, как штатная единица комиссии, представляют обследователи-воспитатели (далее ОВ). В их обязанности входило тщательное ознакомление с личностью и делом несовершеннолетнего, средой, в которой он находился, изучение условий его жизни и воспитания. Уже в процессе этой работы обследователь-воспитатель оказывал на несовершеннолетнего правонарушителя воспитательное воздействие, которое выражалось в устройстве на работу, определении в школу, возврате к родителям и т. д.

Необходимо указать требования, предъявляемые к обследователям-воспитателям. Ими могут быть лица, имеющие опыт работы с детьми, а также понимающие принятые на себя обязанности, умеющие решать оперативные вопросы в работе. Возраст кандидата должен быть не меньше 32 лет. Желательно, чтобы это был педагог или лицо другой профессии, имеющее представление о воспитательно-педагогической деятельности. В качестве работодателя выступали Тверская губернская комиссия по делам несовершеннолетних или приемный пункт, но утверждался кандидат Подотделом правовой защиты детей и Тверским губернским отделом народного образования. Оплата труда ОВ соответствует ставке воспитательного персонала [3, Л. 25]. Чтобы приступить к своим должностным обязанностям, обследователю-воспитателю необходимо было прослушать курс лекций, в ходе которого он знакомится с нормативными документами своей будущей деятельности: «Инструкция обследователя-воспитателя при Комиссии по делам несовершеннолетних», «Инструкция к заполнению статистических листков о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях» [3, Л. 25].

Также каждому обследователю-воспитателю необходимо иметь: а) мандат; б) список несовершеннолетних, поступивших под присмотр; в) статистический листок на каждого несовершеннолетнего, который заполняет ОВ. Данный листок составлялся с целью учёта таких несовершеннолетних, а также для выяснения причин совершения ими общественно опасных деяний. Важно отметить, что ценность листка зависела не только от верности даваемых ответов, но и от числа вопросов, оставшихся без ответов. В статистическом листке всего 23 вопроса и оставление без ответа хотя бы нескольких из них препятствовало правильному решению комиссии, поскольку она в этом случае не располагала всеми сведениями, необходимыми для выявления причин совершения несовершеннолетним общественно опасного поступка. Листок заполнялся обследователем-воспитателем на основании тех проверенных сведений, которые он получал во время опросов несовершеннолетнего, его родных, преподавателей школы, где он учился, и других лиц, а также при ознакомлении с документами о личности несовершеннолетнего. Ответ на 15 вопрос о состоянии здоровья давал врач до заседания или во время заседания комиссии. Заполненный листок за своей подписью обследователь-воспитатель представлял в комиссию в день рассмотрения дела. Председатель проверял его полноту и правильность заполнения и, дав ответы на 22 и 23 вопросы, ставил свою подпись. В тех случаях, когда при рассмотрении дела несовершеннолетнего в комиссии не оказывалось статистического листка, председатель комиссии сам составлял его на основании опросов несовершеннолетнего и лиц, вызванных для разбора дела. Листки ежемесячно, не позднее 10 числа следующего месяца, пересылались в Народный комиссариат просвещения, в подотдел правовой защиты детей. Листок заполнялся на каждого несовершеннолетнего, обвиняемого в общественно опасном деянии. Если по одному и тому же делу обвинялось несколько несовершеннолетних, то листок составлялся на каждого из них. В случаях, когда на одного несовершеннолетнего в комиссии имелось несколько дел, то на него составлялись листки по каждому делу [3, Л. 25 в.].

Обязанности обследователя сводились к сбору всех необходимых сведений и тщательному педагогическому и воспитательному надзору за несовершеннолетним. Вся его работа состояла из трёх этапов:

  1. Всестороннее ознакомление с личным делом несовершеннолетнего правонарушителя до рассмотрения дела в комиссии.
  2. Участие в рассмотрении дела в комиссии.
  3. Присмотр, надзор и воспитание несовершеннолетних после вынесения комиссией постановления по делу [3, Л. 25].

Первый этап

Дело о несовершеннолетнем, обвиняемом в правонарушении, поступало к ОВ из детской милиции, приемного пункта или через комиссию. Получив дело, он должен был всесторонне его изучить и записать итоги изучения в особую тетрадь. В архивном фонде такие тетради не сохранились.

В тех случаях, когда по обвинению в правонарушении проходили лица, проживавшие в разных районах, в интересах дела обследование объединялось и проводилось одним ОВ.

Обследователь-воспитатель выяснял факт привлечения несовершеннолетних к ответственности за ранее совершенные правонарушения. При наличии таких правонарушений ОВ должен был ознакомиться с делами, чтобы иметь представление о личности несовершеннолетнего.

Изучив дело, обследователь должен был посетить квартиру несовершеннолетнего, чтобы познакомиться с родителями несовершеннолетнего или лицами, которые их заменяли. Во время беседы он выяснял мнение родителей о поведении несовершеннолетнего, а также объяснял свою роль и значение Тверской губернской комиссии в деле несовершеннолетнего. Таким образом, обследователь изучал среду, в которой воспитывался несовершеннолетний, а также условия его проживания.

Если несовершеннолетний был занят на какой-либо работе, воспитатель конфиденциально запрашивал о нем сведения, чтобы у работодателя не возникло подозрения и подрыва доверия к подростку.

Вся собранная информация была необходима для выяснения причин, толкнувших несовершеннолетнего на совершение проступка или причины его беспризорности.

В тех случаях, когда из обстоятельства дела выяснялась необходимость опроса свидетелей, ОВ проводил такой опрос. Для дачи показаний они приглашались в комиссию, в приемный пункт или на дом к обследователю [3, Л. 25].

Если при обследовании устанавливалось участие в деле взрослых, не включенных в акт обследования и не привлеченных к ответственности, обследователь-воспитатель обязан был допросить таких лиц и сделать подробный доклад в комиссию.

Собрав все необходимые сведения, ОВ заполнял статистический листок на несовершеннолетнего и выдавал повестки о вызове родных или кого-либо из лиц, заменяющих их, в комиссию, назначив дату разбора дела, в день своего дежурства в комиссии.

В заключении по делу обследователь должен был указать предлагаемые меры воздействия на несовершеннолетнего. Воспитатель также был обязан представить необходимые справки по делу и подробный доклад о несовершеннолетнем, с которым знакомились все члены комиссии, до начала разбора дела на заседании комиссии.

Второй этап

ОВ приводил в комиссию несовершеннолетнего и его родителей для разбора дела. На заседании комиссии обследователь-воспитатель давал необходимые сведения и пояснения и наравне со всеми членами мог задавать вопросы несовершеннолетнему

Третий этап

После решения комиссии о том, что несовершеннолетний поступает под присмотр ОВ, обследователь вручал подростку и его родителям (или попечителям) правила об обязанностях родителей в период нахождения их ребенка под присмотром обследователя-воспитателя.

В первое время ОВ обязан был посещать и вести профилактические беседы с несовершеннолетним и его родителями два раза в неделю. Со временем встречи могли проходить реже. Это зависело от поведения ребенка. Обследователь на этих посещениях должен был производить впечатление человека, заботящегося о судьбе несовершеннолетнего. Рекомендовалось ежемесячно проводить экскурсии, собирая несовершеннолетних одного возраста с общими интересами, учитывая тот факт, что несовершеннолетние могли оказывать негативное влияние друг на друга.

Если несовершеннолетний не имел отца и/или мать, обследователь-воспитатель обязан был заменить ему родителей [3, Л. 25 б]. Обследовательдолжен был разъяснять несовершеннолетнему сущность присмотра, внушать свое дружеское расположение, взять под контроль жизнь несовершеннолетнего и иметь возможность влиять на нее.

Когда несовершеннолетний достигал 13-летнего возраста и отличался хорошим поведением, ОВ мог закончить дело, сообщив об этом комиссии [3, Л. 25 б].

Таким образом, на обследователя-воспитателя возлагались важнейшие функции. Он занимался досудебным следствием, выяснял причины, толкнувшие несовершеннолетнего на преступление. Обследователь тщательно знакомился с личностью малолетнего преступника не только на основе документов, которые ему передавали детская милиция или комиссия, но и в процессе личного разбора обстоятельств дела. Комиссия принимала решение по делу, то есть определяла меру ответственности несовершеннолетнего правонарушителя, на основании предложения обследователя.

Обследователь должен был обеспечить все необходимые условия для перевоспитания и исправления правонарушителей. Обследователь-воспитатель обязан был следить за исполнением постановления комиссии, представлял ежемесячные отчеты в комиссию о количестве несовершеннолетних, находящихся под присмотром, давал предварительное заключение по делу, заполнял статистический листок на каждого несовершеннолетнего. Данные функции требовали от обследователя-воспитателя компетенций в делопроизводстве, а также серьезных педагогических и воспитательных умений и навыков.

Литература:

  1. Государственный архив Тверской области. Ф. Р-154. Оп.1. Д. 202. Л. 101.
  2. ГАТО. Ф. Р-154. Оп. 1. Л. 9–10.
  3. ГАТО. Ф. Р-488. Оп. 1. Д. 601. Л. 25–25 в.
  4. Декрет от 17 января 1918 года «О комиссиях для несовершеннолетних». [Электронный ресурс]. Б. м., б. г. Режим доступа: http: // base. consultant. ru/ cons/ cgi.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос