Автор: Гасанов Эльнур Лятиф оглу

Рубрика: 6. Этнография и историческая антропология

Опубликовано в

V международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Казань, ноябрь 2017)

Дата публикации: 03.01.2017

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Гасанов Э. Л. О компаративном исследовании основных историко-этнографических особенностей города Гянджи [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 34-38. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/289/12798/ (дата обращения: 13.12.2017).



В статье на основе разных исторических источников, научно-теоретических материалов были исследованы главные особенности развития города Гянджа в течение тысячелетий на основе научного сравнения. Также были изучены важные аспекты его современного развития.

Ключевые слова: Гянджа, Азербайджан, этнографическое исследование, компаративное изучение

Гянджа, один из древнейших городов Востока с многовековой историей, соединяющий северо-восточные склоны гор Малого Кавказа (древних Гянджинских гор) с просторами Кура-Аракской низменности, расположен в живописном уголке Азербайджана с умеренным климатом, плодородными землями, богатыми водными ресурсами. Важно отметить, что из 11-и климатических поясов 9 существуют в этом древней земле.

Исторически Гянджа всегда имела выгодное геополитическое расположениеи играла важную роль в культурной и экономической жизни Азербайджана. Этот город был построен на Великом Шелковом Пути, который соединяет Азию с Европой.

Античный философ Страбон (I век до нашей эры) отмечал о древней Гяндже:

«Здесь один раз посаженная почва дает урожай два или даже три раза в год. Орошение почвы лучше, чем в Вавилоне и Египте. Кроме этого, здесь воздух особенно чисти целебен».

Говоря о Гяндже автор ХIV века, историк Хамдуллах Газвини писал:

Есть всего несколько избранных городов,

Настоящий клад в Арране — Гянджа.

Полна изобилия, вода чиста,

Климат мягок и просторны долины.

По вопросу этимологии названия города ученые предлагали разные варианты, но пришли к единому мнению, что свое название Гянджа берет от древних тюркских племен Генджеков.

Важно иметь ввиду факт о том, что название Гянджи упоминалось в таких древних источниках тысячелетия до нашей эры как «Авеста», «Шахристане Иран» и др.

На основе неоспоримых археологических и этнографических материалов было доказано существование поселений на территориях древней Гянджи еще в эпоху Неолита, то есть VII-VI тысячелетий до нашей эры.

Основываясь на археологических раскопках, этнографических исследований, проводимых в течение многих десятилетий на этой древней земле, ученые утвердили, что город имеет более чем 4000 лет древности.

Первые археологические раскопки в долине реки Гянджачай проводились в конце XIX века со стороны Дюбуа де Манпере, Ф. Баерна, Э. Реслера, Я. Гуммеля и других зарубежных ученых-археологов. Позднее историко-археологические поисковые работы были проведены Азербайджанскими археологами и впервые месторасположение города Гянджи было полно и всесторонне изображено И. Джафарзаде (1, стр. 9137).

Продолжается изучение древней истории, культурно-материального наследия города с участием видных ученых, как профессора из США Пол Майкл Тейлор, профессора из Японии Йошихиро Нишияки на территориях древней и античной Гянджи археологические и археологические исследования. Обнаруженные многочисленные исторические материалы служат доказательством 4000 летней древности города.

Наряду с иностранными учеными, Азербайджанские археологи, и этнографы проводят научно-исследовательские работы, в результате которых были обнаружены места многочисленных древних курганных погребений (2, 4).

Проводимые всесторонние научные исследования показали, что люди основали первые поселения в долине реки Гянджачай, где занимались различными видами хозяйственной деятельности и многочисленными видами ремесла. Найденные материальные доказательства подтверждают высокий уровень развития разных видов скотоводства и земледелия на территории древней Гянджи.

В течение тысячелетий в Гяндже развивались такие традиционные отрасли ремесла как гончарное дело, металлообработка, ковроткачество, зодчество, декоративно-прикладное искусство и др.

Благодаря проведенным многочисленным археологическим раскопкам были обнаружены важные источники доказательства древней истории Гянджи-археологические памятники, этнографические и исторические материальные ценности, которые хранятся в разных музеях мира, как Лувр, Эрмитаж, Метрополитен-музей и др.

Важно отметить что, при сравнении исторических источников и археологических, этнографических материалов в большинстве случаях факты не совпадают друг с другом.

Поэтому, нужно учесть тот важный исторический факт, что, в течение тысячелетий Гянджа 5 раз менял свое географическое местоположение. Основными причинами данных исторических переселений города являлись войны, нашествия захватчиков, природные катаклизмы и др. Это и способствовало существованию разногласий между учеными по поводу хронологического основоположения города и его географических данных.

Для информации мы хотели в кратком виде характеризовать переселение города:

Изначально Гянджа располагался на левом берегу Гянджачая (крепость — Гала Ери) на территории, близлежащей к селу Гедемиш, находящейся в 5-ти км от села Зурнабад. Из историческихисточников известно, что в VI в до.н. э.правительАхеменидов II Кир был побежден вблизи крепости Гянджа храброй женщиной-полководцем Томрисом. Древний Гянджя с VI века до н. э. по V век нашей эры был расположен на указанной территории.

В результате землетрясения в 427 году и войн сасанидов с гуннами древний Гянджа был разрушен. Во второй раз город поменял свое местоположение в 8–9 верстах от места под названием Кызыл Кая (Золотая Скала), то есть в10–11 км севернее нынешней Гянджи.

В VII веке арабские войска вторглись на территорию нашей родины. В этот период город был вновь разрушен арабскими завоевателями. Затем Гянджа в третий раз населялся на территории Шехербурну, находящееся на левом берегу реки Кура.

Стихийное бедствие в 1139 году в четвертый раз разрушило Гянджу. Как отмечал в своих трудах, выдающийся ученый, Востоковед, академик Е. Бертельс, в результате землетрясения в Гяндже погибло более 300 тысяч людей. Данный факт подтверждает, что Гянджа в XII веке был величественным городом по культурному наследию и по численности населения, также по площади превышающий такие крупные города как Лондон, Париж и др. После этого стихийного бедствия город обосновался на территории нынешнего святилища Имамзаде, то есть Шихской равнины.

Наконец, в пятый раз город Гянджа во времья Сефевид-османских войн в конце XVI — начале XVII веков был переселен на территорию нынешней Гянджи.Здесь еще в 1588 году османским полководцем Фархадом Паша была построена крепость, сохранившаяся до наших дней. Нужно отметить, что после переселения города Шахом Аббасом Iпо его распоряжению Гянджа была полностью благоустроена по проекту выдающегося ученого, архитектора Шейха Бахааддина Мухаммеда Амули неповторимыми жемчужинами зодчества Гянджи как Джума мечеть, Чекек-хамам (Древняя баня), Каравансарай и др. (3–5).

Древний центр толерантности и мультикультуризма Гянджа, является вторым городом Востока, где и по сей день сохранились сотни мусульманские, христианские, лютеранские, также и доисламские гробницы, надгробные памятники, мавзолеи в древней святилище «Имамзаде» и кладбище «Себзикар» (4, 7).

Вышеотмеченные факты доказывают, что Гянджа с древних времен славилась высоким развитием торговли, ремесла, считалась одним из основных центров науки, образования, культуры и отличалась своим интеллектуальным потенциалом. Начиная с VII-VIII веков в Гяндже существовали такие видные научно-просветительские центры как «Дома мудрости», «Центры исцеления», кроме того было довольно много школ-медресе при мечетях. Именно в таких научных центрах преподавали многочисленные учителя-педагоги, выдающееся деятели науки своего времени. Благодаря таким личностям в городе в течение веков жили и творили гении всех времен — великий мыслитель Восточной поэзии Низами Гянджеви, первая женщина-философ, поэтесса Мехсети Гянджеви, первые женщины представители средневековой поэзии Востока — поэтессы Сити Гянджеви, Разия Гянджеви, Дохтари Гянджеви, руководитель совета Арранских поэтов XIIвека Абул-ула Гянджеви, выдающейся поэт XIX столетия Мирзы Шафи Вазех, на стихи которого сочинили свои великие труды всемирно известные композиторы мира — Штраус, Чайковский, Бах.

Также в городе было много библиотек, самым известным которым считался «Дар-эль Кютуб», который существовал уже в X-XI веках. Важно отметить, что и сегодня в городе действуют Централизованная библиотечная система, детская центральная библиотека, единственный в регионе филиал Миниатюрного музея и др.

Современная Гянджа сохранила свою твердую позицию как важного научно-культурного центра. В городе действует единственное в Западном регионе страны отделение Национальной Академии Наук, также 3 университета,4 отраслевых научно-исследовательских института, 49 школ, 3 колледжа, 3 лицея.

Благодаря высокой заботе руководства страны в Гяндже впервые были построены новые школы, полностью отремонтированы и технически обеспечены современными оборудованиями средние школы города. А также впервые благодаря всесторонней заботе и материальной помощи Фонд Гейдара Алиева в Гяндже были построены и отремонтированы новые средние школы, детские сады, дошкольные образовательные учреждения. Культурная жизнь современной Гянджи особенно развивается, сохраняя свои исторические традиции, моральные ценности.

Историческая Гянджа с древних времен считалась одним из кипучих родников азербайджанской культуры. Первые звуки всемирно известной песни «Джужялярим» заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР Ганбара Гусейнли доносились именно с этого края. Видный советский композитор, народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и Азербайджанской ССР Ф. Амиров, композитор Т. Гаджиев и другие первые шаги сделали в Гяндже и первые их удачи были завоеваны в этом городе. Сегодня в городе с успехом продолжают свое деятельность такие культурные заведения как Государственный Драматический Театр имени Дж. Джабарлы, Государственная Филармония имени Фикрета Амирова, Кукольный Театр, более 5-и культурных клубов, ансамбли народных музыкальных инструментов и симфонического камерного оркестра, танцевальный ансамбль, строится самый крупная и красивая Филармония в регионе (6, 9).

Это город с многовековой историей сегодня славится своими монументальными культурными центрами и музеями: один из 5-и крупнейших парков мира — Центр имени Общенационального Лидера Гейдара Алиева, один из величественных Музей и мавзолей Низами Гянджеви, Музей и культурный центр Мехсети Гянджеви, музей Мирза Шафи Вазеха, этнографический и археологический музей-копмлекс Гянджинские ворота-крепости, Историко-краеведческий музей, музей имени Мир Джалал Пашаева и др.

Город Гянджа сегодня отличается высококачественным уровнем здравоохранения. В городе действуют такие многочисленные медицинские центры, которые обеспечены самыми современными оборудованиями как Гянджинская Международная Больница, Центральная Медицинская Клиническая Больница, городской Диагностический Центр, поликлиники, частные медицинские центры и др.

Гянджа, столица первой на Востоке Демократической Республики, созданной в 1918 году, первый город, объявленной «Столицей молодежи Азербайджана 2012 года», также «Столицей молодежи Европы 2016 года» и наконец, «Столицей Культуры СНГ 2017 года». Город в последние годы превратился в центр проведения международных конференций и различных мероприятий, с участием выдающихся ученых и государственных деятелей, посвященные 870 и 875-и летию великого мыслителя Низами Гянджеви, 900-летие творчества Мехсети Гяджеви, 220 летний юбилей великого поэта и педагога Мирзы Шафи Вазеха.

Этот город стал центром возложения основы Международного Центра «Низами Гянджеви», местом проведения сессий всемирно известного «Мадридского клуба».

Гянджа установила широкие отношения с древними, и в тоже время развитыми городами отдельных государств в сфере науки, образования, культуры и экономики. Таких городов как Тебриз (Иран), Карс, Елазик, Ескишехир (Турция), Тюрин (Италия), Шампань-де Вилла (Франция), Оломоуц (Чехия), Мултан (Пакистан), Волынь (Украина), Кутаиси, Рустави, Телави (Грузия), Душанбе (Таджикистан) и др. города побратались с Гянджей и всесторонне развивают отношения в разных отраслях (7).

Современная Гянджа считается вторым крупным промышленно-экономическим центром нашей родины. В городе действует крупнейший центр Цветной металлургии — ООО «Дет-Аль Алюминий», Автомобильный завод, Машиностроительный завод, также десятки предприятий текстильного, пищевого промышленностей.

В городе имеются Международный Аэропорт, Международный железнодорожный и автомобильные вокзалы, что обуславливает выход города в мировой поток воздушных и автомобильных путей.

Город обеспечен высокоскоростными фибр оптическими кабелями и все важные учреждения оснащены интернетным пространством.

Жемчужина Востока — Гянджа, центр многовековых моральных ценностей, первая столица Демократической Республики на Востоке, вернула свое величество и сегодня гордо развивается с высокими темпами.

Литература:

  1. Hasanov E. L. (2016) About Comparative Research of Poems “Treasury of Mysteries” and “Iskandername” on the Basis of Manuscript Sources as the Multiculturalism Samples. International Journal of Environmental and Science Education, 11(16), pp. 9136–9143
  2. Smith W. B. & Hasanov E. L. (2013) Importance of handicraft traditions in investigation of history of urban culture in Ganja. ISJ Theoretical & Applied Science, 11(7): 61–66. doi: http://dx.doi.org /10.15863/TAS.2013.11.7.10
  3. Azerbaijan ethnography. 2007. In 3 volumes, volume I. Baku, 544 p.
  4. Geneviève Zarate; Danielle Levy; Claire Kramsch. (2011) Handbook of Multilingualism and Multiculturalism. Archives contemporaines. p. 377
  5. Guliyeva N. M., Häsänov E. L. (2014) Die traditionelle Gändschänischen Teppiche von Zeitraum der Aserbaidschanischen Gelehrten und Dichter Mirsä Schäfi Waseh als ethnoanthropologische quelle (XIX Jahrhundert). European Applied Sciences, 2, pp. 3–5
  6. Hasanov E. L. (2015) Multidisciplinary approach to investigation of the basic handicraft branches of Ganja till the XX century. ISJ Theoretical & Applied Science, 1(21): 7–15. DOI: http://dx.doi.org/10.15863/TAS.2015.01.21.2
  7. Həmidova İ (2000) Azərbaycan parça sənətinin tarixi inkişaf yolları. Elmi axtarışlar, VIII toplu, Bakı.
  8. Həsənov E. L. (2015) Gəncə İmamzadə türbəsi ənənəvi multikulturalizm abidəsi kimi. Qafqazda mədəni-dini irsin qorunması mövzusunda beynəlxalq konfransın materialları. Bakı, 2015, p. 117–120
  9. Bünyadova Ş. T. (1992) Nizami və etnoqrafiya. Bakı: Elm.
  10. Voennyy sbornik. (1912) t. Kh, pp. 328–331.
  11. Cavadov Q. C. (1977) Azərbaycanda ağacişləmə sənəti haqqında. AEM. III buraxılış.
  12. Əfəndiyev R. S. (1966) Azərbaycanın bədii sənətkarlığı. Bakı: Azərnəşr. 10.
  13. Əfəndiyev R. S. (1976) Azərbaycanın dekorativ-tətbiqi sənətləri. Bakı: İşıq. 11.
  14. Əhmədov F. M. (2007) Gəncənin tarix yaddaşı. Gəncə: Elm.
  15. Hasanov E. L. (2016) Innovative basis of research of technologic features of some craftsmanship traditions of Ganja (On the sample of carpets of XIX century). International Journal of Environmental and Science Education, 11(14), pp. 6704–6714
Основные термины (генерируются автоматически): Современная Гянджа, Низами Гянджеви, развития города Гянджа, течение тысячелетий Гянджа, город Гянджа, название Гянджа, гуннами древний Гянджа, Гянджа храброй женщиной-полководцем, распоряжению Гянджа, мультикультуризма Гянджа, Историческая Гянджа, Город Гянджа, Мехсети Гянджеви, города Гянджи, древней Гянджи, древней Гяндже, поэзии Низами Гянджеви, мавзолей Низами Гянджеви, древней земле, долине реки Гянджачай.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос