Библиографическое описание:

Эминбейли В. Х., Мамедов Э. Т. Древние традиции гончарного ремесла Гянджи как важный источник [Текст] // История и археология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 70-72.



 

С древних времен город Гянджа особенно отличался высоким развитием торговли и народного ремесла. Еще с эпохи неолита, а также энеолита на территории древней Гянджи изготавливались ранние керамические изделия. Этот факт доказывают обнаруженные многочисленные образцы гончарного ремесла с территории Гянджи и ее окрестностях.

В этой эпохе прослеживается традиционное продолжение керамических форм предыдущих исторических периодов. А также продолжают действовать и древнейшие культовые обряды эпох бронзы и раннего железа, часто влиявшие на создание таких традиционных керамических форм как зооморфные, сообщающиеся и другие сосуды. Кроме того, в этом историческом периоде одновременно встречаются и сосуды, созданные на базе потребностей хозяйственно-бытовой жизни страны. Примером могут служить вазы, фляги и другие сосуды с развитыми керамическими формами. В историко-этнографической, научной характеристике художественной керамики древней Гянджи данного периода большое значение имеет развитие конструктивных форм и пластических особенностей гончарных изделий. Основными конструктивно-пластическими формами художественной керамики античного периода Кавказской Албании являются: а) Керамические фляги; б) Художественные вазы; в) Фигурная керамика. На территории старой Гянджи, а также в некоторых историко-археологических памятниках долины реки Гянджачай было обнаружено довольно много образцов данных основных групп керамических изделий. Керамические фляги как одна из основных конструктивно-пластических форм художественной керамики древней Гянджи данного исторического периода, не случайно возродились в гончарном ремесле. Так как, они были тесно связаны с хозяйственной жизнью наших предков и географическими особенностями.

Важно отметить, что художественно-пластические особенности керамики древней Гянджи особенно сильно проявляются в фигурных сосудах. Религиозные представления и культовые обряды, способствовавшие созданию фигурных сосудов, переходя из поколения в поколение, были основной причиной традиционного продолжения данного вида художественной керамики. В этом отношении примечательно, что разные художественные формы фигурных сосудов эпохи бронзы повторялись и в последующих эпохах-в эпохе раннего железа, в IV-I веках до нашей эры и даже в раннем средневековье. Основными фигурными сосудами данного периода являются зооморфные керамические изделия. На довольно обширной территории Евразии (современной Восточной Европы, Ирана, Турции, Центральной Азии) были обнаружены образцы гончарного ремесла, имеющие сходство с сосудами античного периода Гянджи.

Антропоморфные, зооморфные и геометрические орнаменты художественных керамических изделий древней Гянджи, а также зооморфных (фигурных) сосуд имеют много общностей с гончарными образцами таких историко-археологических памятников как Бампур, Тепе Гийан, Персеполь, Шахи-Тумп, Гийан и др. Встречаются вазы с полусферическими корпусами, на трех ножках, имеющие многочисленные разновидности. Подобная архаическая форма ваз возможно зародилась на базе культовых потребностей. Эти типы ваз широко распространились по всему Кавказу и Ближне Восточным странам.

Художественные вазы античной Гянджи, зародившиеся на базе культовых потребностей, безусловно являются большим творческим достижением наших предков, о особенности керамистов и одним из ярких признаков развития материальной культуры Кавказской Албании. Вазы данного исторического периода использовались населением для украшения своих бытовых условий. Отсюда можно сделать вывод о высоких культурно-бытовых потребностях наших предков.

Важными историко-этнографическими показателями изделий художественной керамики древней Гянджи данного периода являются декоративно-орнаментальныеособенности.

Во-первых, особое художественное значение керамических форм имеют конструктивные элементы. Туловище, горловина и венчик, а также ручка, носик являются важными источниками исследования античных керамических изделий Гянджи. Кроме того, виды художественного убранства керамических сосудов также считаются весомыми показателями. Основными декоративно-орнаментальными особенностями художественных керамических изделий древней Гянджи и всего Азербайджана данной эпохи являются врезная орнаментация, рельефно-декоративное убранство, также графический способ в декоративном убранстве.

Нужно отметить, что белоинкрустированные керамические изделия древней Гянджи в отдельных случаях относятся не только к позднебронзовому и раннежелезному периодам, но и к данной античной эпохе. В этом отношении декоративно-орнаментальные особенности керамических образцов Гянджи имеют особое значение. Гравировка керамических сосудов античной Гянджи во многих случаях характеризуется применением белой массы и таких орнаментальных мотивов, как кружки, треугольники и др.

Подобные украшения в основном обнаружены в сероглиняной керамике IV-III вв. до нашей эры. Кроме того, одним из важных и наиболее ярких элементовв рельефно-декоративном убранстве Кавказской Албании, а также Гянджи является украшение корпуса сосудов каннелюрами. Этим приемом гончары Гянджи пользовались еще в VII-V веках до нашей эры. Данные каннелюры, разделяя туловище на широкие вертикальные выпуклые части, придают сосуду оригинальную декоративность и стройность. Четко вырезанные каннелюры сопровождают высокую горловину и сочетаются со скрученной формой ручки. Декоративные мотивы отвлекают внимание от грубой лепки сосуда и обогащают его композицию пластическими формами.

У некоторых художественных ваз плечико сферической формы корпуса украшено ритмически повторяющимися бугорками, которые сделаны нажимом пальца изнутри. Венчики ваз выделяются круговой каймой, которая приподнята над корпусом сферической формы и только в одном месте превращается в волнообразную, откинутую назад форму.Кроме того, характерными художественными керамическими вазами античной Гянджи являются изделия (вазы) с колесообразным корпусом, имеющим три ножки или же стройный поддон, который состоит из цилиндрического подпоручика и круглой подставки. Изделия эти приобретают художественное значение благодаря пластической красоте и композиционной оригинальности своих керамических форм.

 

Лабиринт

Литература:

 

  1.                Акунова Л. Ф., Приблуда С. З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1979–216 С.
  2.                Dyson R. Early Cultures of Solduz, Azerbaijan// A Survey of Persian Art. London, 1967, v. 14
  3.                Əhmədov F. M. Gəncənin tarix yaddaşı. Bakı: Şirvannəşr, 1998. — 198 S.
  4.                Гасанов Э. Л. К вопросу о развитии гончарного ремесла / Актуальные проблемы истории Гянджи:материалы2-ой науч.-прак. конф.Гянджа, 2010 — С. 25–30.
  5.                Guliyeva N. M.,Hasanov E. L. About ethnographic-archaeological research of some handicraft branches of Ganja during XIX — XX centuries/ Progressive scientific explorations — 2012: Proceed. of the 8th Inter.Scien.-pract. conf., Prague, 2012. PP. 73–75.
  6.                Guliyeva N. M., Hasanov E. L. Investigation of basic decorative-applied arts of Ganja on the basis of some innovative arguments and technologies // Science and Society: Proceedings of the 3rd International scientific-practical conference. — London, 2013. — PP. 281–291.
  7.                Hasanov E. L. Innovative ethnographic facts on investigation and teaching of some basic decorative — applied arts of Ganja of the XIX — XX centuries // Applied and Fundamental Studies: Saint Louis, Missouri (the United States of America), 2012. — PP. 400–403.
  8.                Hasanov E. L. Sur la formation de la culture urbaine de Gandja. International scientific journal Theoretical &AppliedScience (Marseille, France).№ 7(15), PP. 46–49.
  9.                Häsänov E. L. Die Gändschänischen teppiche von XIX — XX Jahrhundert als geschichtliche — ethnographische quelle // European Science and Technology (Die Europäische Wissenschaft und die Technologien): 2ndInternational scientific conference. Bildungszentrum Rdk e. V. — Wiesbaden, 2012. — PP. 26–27.
  10.            Мусеибли Н. А. Археологические раскопки в Земямчайском некрополе // Археология и этнография Азербайджана. Баку, 2004, № 2.
  11.            Stein A. An Archaeological Tour in Gedrosia // Memoirs of theArchaeological Survey of India. Calcutta, 1931, № 43
Основные термины (генерируются автоматически): древней Гянджи, керамики древней Гянджи, керамических изделий, художественных керамических изделий, керамических форм, художественной керамики древней, гончарного ремесла, керамических изделий древней, изделий древней Гянджи, античной Гянджи, of some, of ganja, arts of ganja, керамических сосудов, Кавказской Албании, керамических изделий Гянджи, образцы гончарного ремесла, гончарного ремесла Гянджи, керамических образцов Гянджи, территории древней Гянджи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос