Авторы: Короткова Мария Николаевна, Трошин Игорь Сергеевич

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

IV международная научная конференция «История и археология» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 29.06.2017

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Короткова М. Н., Трошин И. С. Отношение медицинского персонала к применению магических ритуалов, заговоров и примет в профессиональной деятельности [Текст] // История и археология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 31-34.



В статье представлены результаты анкетирования, которое проводилось в 39 медицинских учреждениях Пермского края, республиках Удмуртия и Башкортостан с целью выяснить отношение медицинского персонала к применению магических ритуалов, заговоров и примет в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: социологический опрос, суеверия, первобытные формы верований, магические ритуалы, заговоры, приметы, плацебо, медицинский персонал, профессиональная деятельность, медицинская практика, российская система здравоохранения

Многие преподаватели вузов, в том числе автор статьи, при изучении дисциплины «история медицины» неизбежно сталкиваются с определенной проблемой. Она появляется при рассмотрении тем, связанных с ролью разнообразных форм верований в лечении больного, при обсуждении которых у студентов всегда возникает закономерный вопрос: «А как обстоят дела сейчас? В современной российской медицине?» К сожалению, ответить на него очень сложно, по причине почти полного отсутствия соответствующей научной литературы.

В силу вышеизложенного весной 2017 года кафедра «истории Отечества, истории медицины, социологии и политологии» Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера выступила организатором анонимного анкетирования, которое было проведено в 39 медицинских учреждениях Пермского края, республиках Удмуртия и Башкортостан (ГБУЗ ПК Большесосновская ЦРБ, ГБУЗ ПК «ГКБ № 21», ГБУЗ ПК «МСЧ № 11 им. С. Н. Гринберга», ГБУЗ ПК «Ординская ЦРБ», ГБУЗ ПК «ГКБ № 1», ГБУЗ ПК «ГКБ № 2 им. Ф. Х. Граля», ГАУЗ ПК «ГКБ № 4», ГБУЗ ПК «ГКБ № 7», ГБУЗ ПК «Александровская ЦГБ», ГАУЗ ПК «Губахинская ЦГБ», ГАУЗ ПК «Губахинская СБ», ГБУЗ ПК «ГДКП № 1», ГБУЗ ПК «Добрянская ЦРБ», ГБУЗ ПК «Карагайская ЦРБ», ГБУЗ ПК «КПБ 10», ГБУЗ ПК «КГБ», ГБУЗ ПК «БКПО», ГБУЗ Пермского края «Кукуштанская участковая больница», ГБУЗ ПК «Кунгурская ГБ», ООО «Поликлиника «Медлайф», ГБУЗ ПК «МСЧ № 7», ГБУЗ ПК «КМСЧ № 1», МСЧ № 133 ФГБУЗ ПКЦ ФМБА России, ГБУЗ ПК «МСЧ № 9», ООО «Городская поликлиника», Стоматологический кабинет ИП Крысина, ГБУЗ ПК «Оханская ЦРБ», ГБУЗ ПК «Пермская краевая клиническая больница», ГБУЗ ПК «ПЦРБ» (пос. Ферма), ГБУЗ ПК «ПККПБ», ГБУЗ ПК ПГССМП, ГБУЗ ПК «ССМП г. Соликамска», ООО СК «Юнит», ФГБУ «ФЦССХ им. С. Г. Суханова» Минздрава России (г. Пермь), ГБУЗ ПК «Чайковская ДГБ», ГБУЗ ПК «Юсьвинская РБ», БУЗ УР «Балезинская районная больница МЗ УР», ГБУЗ РБ Бирская ЦРБ, ГБУЗ РБ ГБ г.Нефтекамск).

Цель анкетирования заключалась в выяснении отношения медицинского персонала к применению магических ритуалов, заговоров и примет в профессиональной деятельности. В качестве респондентов выступили 147 человек (Таблица 1).

Таблица 1

Характеристика респондентов (кол-во чел.)

Стаж работы

Квалификационная категория

Должность

Пол

Менее 3 лет

Более 3 лет

Есть

Нет

Высший

Средний и младший медицинский персонал

Женский

Мужской

21

126

53

94

78

69

111

36

Основными каналом распространения «сверхъестественной» информации являются коллеги-медики (61 %), гораздо реже — родственники-медики (6 %) или учебные заведения (9 %). Немаловажное значение для респондентов имеет личный опыт.

Каждый второй респондент уверен, что многое в мире, в том числе и причины болезней, нельзя объяснить исключительно с помощью науки (55 %). К такому выводу чаще всего приходят молодые специалисты со стажем работы менее 3 лет (67 %).

Каждый восьмой респондент верит в эффективность таких фраз, как «Икота, икота, перейди на Федота, с Федота на Якова, с Якова на всякого».Каждый пятый респондент имеет или особые вещи (талисманы), или особые действия (ритуалы), или особые фразы (заклинания), которые, как ему кажется, помогают в его профессиональной деятельности. Талисманы чаще встречаются у представителей высшего медицинского персонала (23 %), среди мужчин (31 %) и хирургов (40 %). Приметы и особые фразы — у представителей среднего и младшего медицинского персонала (32 % и 26 %), среди женщин (23 % и 23 %), терапевтов (35 % и 26 %) и хирургов (20 % и 27 %). Наименее суеверными являются стоматологи и терапевты (см. примечание).

Талисманы обычно выступают в качестве элемента медицинской одежды (37 %) или, гораздо реже, — в качестве медицинского инструмента (10 %), как то: «халат, выданный на работе», «хирургическая маска», «счастливый медицинский костюм» и даже «фанендоскоп». Встречаются среди ответов и вещи, мало связанные с медицинской тематикой: кольца, в том числе обручальные; нитки, зеркала, булавки от сглаза, браслеты, рубли, очки и серьги. Однако в общей массе их не так уж и много.

Особые слова или фразы (заклинания), используемые респондентами, чаще всего связаны с рабочей сменой или дежурством. Во избежание сглаза они предлагают запретить использовать «на здоровье» и «до свидания», заменить «легкое» дежурство на «ужасное», «последний» вызов на «крайний», использовать «ни пуха, ни пера» или «без запинок».

Ритуалы, применяемые респондентами, можно разделить на несколько категорий. К первой, — манипуляторной, — относятся различные действия с уже указанными талисманами: «кольцо в кармане хирургического костюма — все нормально пройдет»; «мое маленькое карманное зеркало, в которое я «кривляюсь» при каждом уходе на операцию, тем самым отпугивая неудачу» и т. д. Эта категория включает в себя манипуляции и с медицинскими инструментами: «упал инструмент — операция пройдет не гладко»; «если в операционной упал пинцет или скальпель, то будет операция и не одна; «если на пол упал хирургический инструмент, нужно наступить на него» и т. д.

Ко второй категории, — религиозной, — можно отнести традиционные молитвы перед сменой или операцией: «перед медицинской манипуляцией прошу Господа Бога о помощи» и т. д.

К третьей категории, — психологической, — действия, которые настраивают респондентов на позитивный лад: «говорю, что у меня все получится»; «слушаю любимую музыку»; «чашечка кофе и смена проходит незаметно» и т. д.

Четвертая категория, — общебытовая, — включает в себя действия и приметы, распространенные во всех сферах, независимо от обстоятельств. Как правило, это запрет на подстрижку ногтей перед дежурством или операцией, во время работы, а также требование соблюдения гигиенических процедур.

Некоторые респонденты демонстрируют приверженность гендерному стереотипу: «если первым будет пациент мужского пола, то смена пройдет хорошо»; «если смена началась с «женщины» (пациентки), что смена будет тяжелой».

К этой категории также относятся приметы: «не переходить дорогу, если ее перешла кошка черного цвета»; «не надеваю новые вещи на дежурство»; «если на пол упал какой-то предмет из посуды, обязательно обратится пациент или будет вызов на "03"»; «ставим чистый веник около дверей на приеме (чтоб никто не поступал)»; «на операцию и после операции больного везут вперед головой»; «выполнять все по обычной схеме, чтобы «судьба» не поняла, что происходит что-то важное» и т. д.

Пятая категория, — собственно медицинская, — является самой обширной. Здесь можно выделить две, наиболее часто повторяющиеся приметы. Во-первых, респонденты боятся пожеланий «хорошего», «удачного» или «спокойного дежурства». Такие пожелания, с их точки зрения, всегда приводят к обратным результатам, то есть «сглазу»: «не ходить на прием без надобности, чтоб никто не поступал»; «никогда не говорю, что больного возможно скоро выпишут, были такие случаи, когда после этого попадали в реанимацию». Во-вторых, респонденты стараются не сидеть на пустой кровати, коляске или каталке, так как это, по их мнению, приводит к поступлению новых пациентов.

Следует отметить приметы, связанные с медицинскими перчатками: «одевать перчатки с правой руки», «одеть перчатки перед серьезным вызовом», «надеть перчатки заранее до приезда на вызов по поводу: «лежит на улице», тогда пациент уйдет до приезда бригады» и т. д.

Также среди ответов респондентов встречались: «если на смене «было» два трупа (смерти), то будет и третья»; «когда забирают новорожденного в машину реанимации, минут 30 нельзя делать уборку в палате, убирать все инструменты»; «если первый ребенок, пришедший на прививку, сильно плачет, то до конца смены все будут плакать» и т. д.

На закрытый вопрос о приметах (с заданными вариантами ответов, которые были сформулированы в соответствии с перечнем, указанным в статье Е.А Якуниной и Д. А. Ивлиевой [2]) были получены следующие результаты: «нельзя покупать одежду будущему ребенку заранее» (39 %); «нельзя поднимать упавшие во время операции инструменты» (32 %); «нельзя сидеть на столе — к беде» (16 %); «благодарность врачу (даже в виде элементарного «спасибо») поможет пациенту не попасть в больницу повторно с тем же диагнозом» (12 %); «нельзя сидеть в реанимации на пустой койке» (12 %); «порванная хирургическая перчатка во время операции — не к добру» (10 %); «нельзя стричь ногти перед дежурством» (9 %); «журнал поступления больных на посту дежурного должен быть закрыт — чтобы поступало меньше больных» (8 %); «нельзя лечить пациента, если он является тезкой врача» (3 %).

Как показал сравнительный анализ (см. примечание), между специальностью врача и его верой в ту или иную примету не существует сильной и четкой корреляции. Например, гинекологи не чаще других специалистов выбирают вариант, связанный с покупкой одежды будущему ребенку (29 %), а хирурги — вариант, связанный с упавшими во время операции инструментами (7 %).

Большое влияние на мировоззрение респондентов оказывают их родственники-медики. Респонденты, родственники которых придерживаются строго научных взглядов на причины болезней и методы их лечения, в отличие от тех, чьи родственники используют в своей профессиональной деятельности как научные, так и традиционные методы лечения, намного реже верят в талисманы (20 % против 42 %), ритуалы и приметы (10 % против 33 %), заклинания (20 % против 42 %).

Подводя итоги статьи, необходимо отметить, что суеверия занимают устойчивую позицию в мировоззрении современного российского врача и говорить об этих суевериях, как о пережитке прошлого, преждевременно.

Примечание.

Сравнительный анализ суеверий проводился среди гинекологов и акушеров, педиатров, работников скорой медицинской помощи, стоматологов, терапевтов и хирургов.

Литература:

  1. Сорокина Т. С. История медицины: учебник. М., 2004.
  2. Якунина Е. А., Ивлиева Д. А. Роль примет и суеверий во врачебной практике // Медицинские интернет-конференции. URL: https://medconfer.com/node/11496 (дата обращения: 27.06.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): ГБУЗ ПК, ГБУЗ ПК «ГКБ, ГБУЗ ПК «МСЧ, профессиональной деятельности, медицинского персонала, применению магических ритуалов, ГАУЗ ПК, ГАУЗ ПК «Губахинская, Пермского края, ГБУЗ ПК «Ординская, ГБУЗ ПК Большесосновская, ГБУЗ ПК «Александровская, учреждениях Пермского края, ГБУЗ ПК «Оханская, ГБУЗ ПК ПГССМП, ГБУЗ ПК «ССМП, ГБУЗ ПК «Чайковская, ГБУЗ ПК «ГДКП, ГБУЗ ПК «Добрянская, ГБУЗ ПК «Карагайская.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос