Япония на рельсах модернизации: опыт реформирования армии и образования во второй половине XIX века | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 3. История отдельных стран

Опубликовано в

V международная научная конференция «Исторические исследования» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 23.02.2017

Статья просмотрена: 208 раз

Библиографическое описание:

Пуляев А. В. Япония на рельсах модернизации: опыт реформирования армии и образования во второй половине XIX века [Текст] // Исторические исследования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 24-27. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/242/11939/ (дата обращения: 23.06.2018).



Статья посвящена периоду модернизации 1867–1890-х гг. в Японии. В ней отражены характер и сущностные особенности реформ периода «Мэйдзи». Отражен опыт достижений в деле перехода от феодального состояния к капиталистической организации государства и общества.

Ключевые слова: мейдзи исин, реформы, достижения широкой модернизации

Эпоха XIX века, это зенит колониального владычества стран Запада. Время изменений во всех сферах жизни общества стран Азии и Африки. И именно в эру «промышленного переворота» происходит становление Японии как государства, способного сравняться с державами западного полушария. В XIX веке, перед Японией встала необходимость реформирования и трансформации государства на основе западного опыта, в капиталистическую страну, дабы избежать колониально-зависимого положения. В связи е этим в Японии постепенно стали проводиться частичные реформы в окраинных княжествах, что в большей или меньшей степени моделировало какой будет страна в результате реформ [1].

После 1853 года, когда Япония была силовым путем выведена из самоизоляции и открыта для иностранной торговли, в результате навязанных «ансэйских» договоров, в обществе сложилось убеждение в необходимости защититься от иностранного вмешательства. Договоры вызвали к жизни общественное движение, под лозунгом «Изгнания иностранцев». Страна пришла к хаосу беспорядков и убийствам иностранных граждан, что привело к ухудшению положения Японии, и более масштабным уступкам сегуната державам Запада [2].

Еще большее понимание в необходимости защитить Японию и новый государственный строй от иностранного вмешательства, сформировалось у буржуазно-феодального правительства Мэйдзи, пришедшего на смену сегунату Токугава после событий гражданской войны «Босин» 1867–1869 гг [3]. Так в 1885 году известный политический деятель Японии Мори Аринори говорил: «Наша страна должна перейти из третьего разряда во второй, а затем и в первый… Конечная цель заключается в том, чтобы занять лидирующие позиции в мире…» [7]. Ранее правительство выдвинуло лозунг «Богатая страна — сильная армия». Так был дан старт созданию современной армии на современных западных принципах! Но в правительстве «Мэйдзи» существовали полярные взгляды в вопросе о будущей армии. Так Кидо Такаеси, опасаясь усиления влияния «сидзоку», выступал за организацию армии на основе всеобщей воинской повинности. В противовес Окубо Тосимити и Сайго Такамори, боясь потери самураями их привилегированного положения и истинно полагая, что именно самурайское сословие должно стать опорой новой власти, выступали за организацию новой армии из числа самураев, при соблюдении ими принципа наследования военной профессии [6].

В результате был выработан компромиссный вариант. В феврале 1871 г., была образована 8-ми тысячная императорская гвардия (коноэхэй) из выходцев княжеств Сацу- ма, Тесю и Тоса. Эта гвардия находилась под непосредственным управлением военного ведомства. После того как в июле 1871 г., были окончательно упразднены княжества, местные военные образования частично были распущены и частично включены в состав правительственных войск. После этого стало возможным формирование единых вооруженных сил, где императорской гвардии отводилась роль ядра будущей регулярной армии [5]. Тем временем 27 февраля 1872 г., упраздняется военное ведомство, на следующий день были образованы министерство сухопутных войск (рикугуне) и министерство военно-морского флота (кайгуне), что стало шагом к созданию регулярной армии. 28 ноября 1872 г, были изданы основополагающие документы о призыве на военную службу, что можно считать началом образования современных вооруженных сил на основе всеобщей воинской повинности. Но будущий закон «О всеобщей воинской повинности» был введен только в пяти префектурах, как эксперимент, в силу он вступил для всей страны только в 1873 году [1].

В официальном заявлении государственного совета по поводу принятия этого закона указывалось: «Все должны служить в армии…. Призыву подлежит все взрослое население, пригодное для несения военной службы. Это именно тот путь, с помощью которого будет установлено равенство всех людей, достигнуто равенство армии и крестьянства» [2]. Согласно закону «О всеобщей воинской повинности» от 1873 г., страна была поделена на 6 военных округов. Все граждане, достигшие 20-ти летнего возраста, подлежали призыву на 3-х летний срок. Но закон «О всеобщей воинской повинности» освобождал от несения военной службы учащихся привилегированных учебных заведений или тех, кто обучался за границей, а также лиц способных откупиться за весьма большую сумму. Военную службу по закону не проходили главы кланов и их наследники, в перечень входили, старшие сыновья, сироты, единственный сын или внук в семье, а также приемные дети. Отсюда закон распределял бремя воинской повинности не равномерно, что вызывало негативные настроения у населения и приводило к уклонениям от воинской службы и широким волнениям в стране [5].

Согласно закону, верховным главнокомандующим всеми вооруженными силами был император. Главы министерства сухопутных войск и военно-морского флота курировали артиллерийский совет, совет военных инженеров, военно-санитарный совет, департамент вооружений, арсенал, фортификационный отдел, интендантскую службу и военно-учебные заведения. В 1878 г., был принят первый армейский устав «наставление для военнослужащего», который в 1882 г., был переименован в «императорский наказ». В нем было прописано: верность императору, преданность долгу, беспрекословное подчинение приказу, мужество, героизм, при этом запрещалось заниматься только политической деятельностью. В основу же идеологической пропаганды легло «бусидо», синтоизм, патернализм. В результате будет создана регулярная армия в Японии, что будет новшеством в военной традиции японского государства. Правительство «Мэйдзи» получит инструмент влияния в вопросах внешней политики и сумеет преодолеть без особых усилий действие «ансэйских» договоров. И благодаря победе в японо-китайской войне 1894–1895 гг., выйдет на международную арену и широко заявит о себе миру.

Но нужно отметить, что правительство «Мэйдзи» коснулось не только армии, но и ключевой сферы, образующей экономику и промышленный потенциал — образование.

Именно через понимание борьбы с неграмотностью во 2 — й половине XIX века, были заложены основы капиталистического образования в Японии, что является фундаментом успешного развития японского общества и государства в наши дни.

По мнению крупного японского просветителя, XIX века Фукудзава Юкичи, высказанному им в многотомном труде «Условия на западе» (1867–1870 гг.): «... японцам, было необходимо перенять те культурные практики, которые обусловили прогресс западных держав» [6]. Тем самым была заявлена цель эпохи «цивилизация и просвещение». Это высказывание стало лозунгом эпохи «Мэйдзи» и внутренним стержнем императора Муцухито. Это можно проследить в его приветственном послании президенту США в марте 1872 г.: «... мы намереваемся провести реформы и улучшить положение в стране, чтобы встать в один ряд с наиболее просвещенными нациями» [2]. В последствии это стремление выльется в реформы, навсегда изменившие облик Японии.

Но прогрессу Японии и её феноменальным достижениям будет способствовать реформа образовательной системы 1872–1912 гг., которая в XX веке станет фундаментом экономического прогресса.

Начнется реформа в июне 1871 г., когда было создано министерство Просвещения, а в 1872 г. правительство «Мэйдзи» разработало план реформирования системы образования в национальном масштабе и в августе 1872 г. был провозглашен указ императора «Об образовании», получивший силу Закона [3]. Нужно отметить, что во многом идеологию реформы определяли взгляды наиболее влиятельных деятелей правительства, в числе которых в первую очередь следует назвать: Ивакура Томоми (1825–1877), Кидо Такаёси (1833–1877), Ито Хирабуми (1841–1909). Все трое были активными сторонниками императорского правления, сильной армии и государства.

Таким образом, по плану реорганизация происходила по западному образцу. Правительство взяло за основу 3-х фазовую систему образования, заимствованную у США, учредив начальные, средние школы и университеты, а школьная административная система была взята по образцу Франции т. е. все учебные заведения находились под сильным централизованным контролем министерства Просвещения. Следует так же отметить, что по принятым еще в 1870 г. «нормативам для начальных и средних школ» возраст поступления в начальную школу составлял «около 8 лет», в среднюю -15–16 лет. В начальной учились с 8 до 15 лет (всего 8 классов), в средней — с 15 до 22 лет (7 классов).

При этом и начальная и средняя школы рассматривались как подготовительные ступени для обучения в вузе. Путешественник Жорж Воске записал в 1877 году свое впечатление о путешествии по японской провинции: «Начальное образование в Японии достигло такого уровня, что заставляет нас краснеть от стыда. Здесь нет ни одной деревни без школы, и почти вес грамотные» [4].

Так же можно привести еще один показатель. До начала реформы с 1868 по сентябрь 1872 гг., было открыто только 400 школ, а уже начиная с октября 1872 и по 1875 гг., в год, благодаря так же активности низших сословий, в среднем открывалось по 345 школ.

Невиданное распространение новой системы образования, которая охватила даже отдаленные горные деревни, проходила под непосредственным нажимом и принуждением властей. Этому способствовала так же и глубоко укоренившаяся система господства и подчинения, система беспрекословного повиновения народа. Учитель по плану реформы приобрел статус государственного служащего, без права заниматься политикой, за деятельностью которого был установлен жесткий контроль [5].

С 1885 по 1897 г. были учреждены университеты и институты. Женское образование развивалось в основном благодаря частным школам и миссиям. Япония, таким образом, могла гордиться, что оказалась в начале XX века, среди тех стран мира, где население в основном было грамотным.

Но это только одна сторона прогресса, позволившая уйти обновленному государству и обществу от феодальной, отсталой системы мира, другой же стороной была направленность на техническое образование, которое позволило подготовить кадры специалистов для промышленности, что дало возможность Японии войти в капиталистический мир и в дальнейшем обеспечить себе уже в конце XX века одно из лидирующих мест в достижениях научного и технического прогресса.

Из всего изложенного, мы можем заключить, что благодаря пониманию необходимости реформ, правительство «Мэйдзи» в короткие сроки смогло провести реформу армии, обеспечив тем самым защиту островов от иностранного вмешательства и реформу системы образования, что заложило фундамент научно-технического прогресса общества в середине XX века. Но главное достижение этих двух реформ, это создание условий для изменения самого общества, налаживание социальных лифтов, возможность для самореализации, что заложит фундамент современного капиталистического общества в Азии.

Литература:

  1. Елиееефф В. Елиееефф Д. Японская цивилизация. Екатеринбург. У-Фактория. 2006.
  2. Жуков Л. К. История Японии. Т.2 / Под ред. Л. К. Жукова. М: ИВ. РАН. 1998.
  3. Мак-Клейн Д. Л. От Cегуната Токугавы — в XXI век. М: ACT. Астрель. 2007.
  4. Прасол А. Ф. Генезис и развитие японского образования (VIII — начало XX вв.), Автореф. диcc. док. иcтор. наук. Владивосток. 2004.
  5. Соваетеев В. В. Очерки истории Японии: От Токугава Иэясу до Хасимото Рютаро. Владивосток. 2008.
  6. Фредерик Л. Повседневная жизнь Японии в эпоху Мэйдзи. М: Молодая гвардия. 2007.
  7. Харанекий К. Япония в прошлом и настоящем, Владивосток. 1926.
Основные термины (генерируются автоматически): япония, всеобщая воинская повинность, реформа, военная служба, иностранное вмешательство, военное ведомство, регулярная армия, военно-морской флот, сильная армия, министерство Просвещения.

Ключевые слова

реформы, мейдзи исин, достижения широкой модернизации

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос