Автор: Пуляев Андрей Владимирович

Рубрика: 3. История отдельных стран

Опубликовано в

V международная научная конференция «Исторические исследования» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 23.02.2017

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Пуляев А. В. Япония на рельсах модернизации: опыт реформирования армии и образования во второй половине XIX века [Текст] // Исторические исследования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 24-27. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/242/11939/ (дата обращения: 16.12.2017).



Статья посвящена периоду модернизации 1867–1890-х гг. в Японии. В ней отражены характер и сущностные особенности реформ периода «Мэйдзи». Отражен опыт достижений в деле перехода от феодального состояния к капиталистической организации государства и общества.

Ключевые слова: мейдзи исин, реформы, достижения широкой модернизации

Эпоха XIX века, это зенит колониального владычества стран Запада. Время изменений во всех сферах жизни общества стран Азии и Африки. И именно в эру «промышленного переворота» происходит становление Японии как государства, способного сравняться с державами западного полушария. В XIX веке, перед Японией встала необходимость реформирования и трансформации государства на основе западного опыта, в капиталистическую страну, дабы избежать колониально-зависимого положения. В связи е этим в Японии постепенно стали проводиться частичные реформы в окраинных княжествах, что в большей или меньшей степени моделировало какой будет страна в результате реформ [1].

После 1853 года, когда Япония была силовым путем выведена из самоизоляции и открыта для иностранной торговли, в результате навязанных «ансэйских» договоров, в обществе сложилось убеждение в необходимости защититься от иностранного вмешательства. Договоры вызвали к жизни общественное движение, под лозунгом «Изгнания иностранцев». Страна пришла к хаосу беспорядков и убийствам иностранных граждан, что привело к ухудшению положения Японии, и более масштабным уступкам сегуната державам Запада [2].

Еще большее понимание в необходимости защитить Японию и новый государственный строй от иностранного вмешательства, сформировалось у буржуазно-феодального правительства Мэйдзи, пришедшего на смену сегунату Токугава после событий гражданской войны «Босин» 1867–1869 гг [3]. Так в 1885 году известный политический деятель Японии Мори Аринори говорил: «Наша страна должна перейти из третьего разряда во второй, а затем и в первый… Конечная цель заключается в том, чтобы занять лидирующие позиции в мире…» [7]. Ранее правительство выдвинуло лозунг «Богатая страна — сильная армия». Так был дан старт созданию современной армии на современных западных принципах! Но в правительстве «Мэйдзи» существовали полярные взгляды в вопросе о будущей армии. Так Кидо Такаеси, опасаясь усиления влияния «сидзоку», выступал за организацию армии на основе всеобщей воинской повинности. В противовес Окубо Тосимити и Сайго Такамори, боясь потери самураями их привилегированного положения и истинно полагая, что именно самурайское сословие должно стать опорой новой власти, выступали за организацию новой армии из числа самураев, при соблюдении ими принципа наследования военной профессии [6].

В результате был выработан компромиссный вариант. В феврале 1871 г., была образована 8-ми тысячная императорская гвардия (коноэхэй) из выходцев княжеств Сацу- ма, Тесю и Тоса. Эта гвардия находилась под непосредственным управлением военного ведомства. После того как в июле 1871 г., были окончательно упразднены княжества, местные военные образования частично были распущены и частично включены в состав правительственных войск. После этого стало возможным формирование единых вооруженных сил, где императорской гвардии отводилась роль ядра будущей регулярной армии [5]. Тем временем 27 февраля 1872 г., упраздняется военное ведомство, на следующий день были образованы министерство сухопутных войск (рикугуне) и министерство военно-морского флота (кайгуне), что стало шагом к созданию регулярной армии. 28 ноября 1872 г, были изданы основополагающие документы о призыве на военную службу, что можно считать началом образования современных вооруженных сил на основе всеобщей воинской повинности. Но будущий закон «О всеобщей воинской повинности» был введен только в пяти префектурах, как эксперимент, в силу он вступил для всей страны только в 1873 году [1].

В официальном заявлении государственного совета по поводу принятия этого закона указывалось: «Все должны служить в армии…. Призыву подлежит все взрослое население, пригодное для несения военной службы. Это именно тот путь, с помощью которого будет установлено равенство всех людей, достигнуто равенство армии и крестьянства» [2]. Согласно закону «О всеобщей воинской повинности» от 1873 г., страна была поделена на 6 военных округов. Все граждане, достигшие 20-ти летнего возраста, подлежали призыву на 3-х летний срок. Но закон «О всеобщей воинской повинности» освобождал от несения военной службы учащихся привилегированных учебных заведений или тех, кто обучался за границей, а также лиц способных откупиться за весьма большую сумму. Военную службу по закону не проходили главы кланов и их наследники, в перечень входили, старшие сыновья, сироты, единственный сын или внук в семье, а также приемные дети. Отсюда закон распределял бремя воинской повинности не равномерно, что вызывало негативные настроения у населения и приводило к уклонениям от воинской службы и широким волнениям в стране [5].

Согласно закону, верховным главнокомандующим всеми вооруженными силами был император. Главы министерства сухопутных войск и военно-морского флота курировали артиллерийский совет, совет военных инженеров, военно-санитарный совет, департамент вооружений, арсенал, фортификационный отдел, интендантскую службу и военно-учебные заведения. В 1878 г., был принят первый армейский устав «наставление для военнослужащего», который в 1882 г., был переименован в «императорский наказ». В нем было прописано: верность императору, преданность долгу, беспрекословное подчинение приказу, мужество, героизм, при этом запрещалось заниматься только политической деятельностью. В основу же идеологической пропаганды легло «бусидо», синтоизм, патернализм. В результате будет создана регулярная армия в Японии, что будет новшеством в военной традиции японского государства. Правительство «Мэйдзи» получит инструмент влияния в вопросах внешней политики и сумеет преодолеть без особых усилий действие «ансэйских» договоров. И благодаря победе в японо-китайской войне 1894–1895 гг., выйдет на международную арену и широко заявит о себе миру.

Но нужно отметить, что правительство «Мэйдзи» коснулось не только армии, но и ключевой сферы, образующей экономику и промышленный потенциал — образование.

Именно через понимание борьбы с неграмотностью во 2 — й половине XIX века, были заложены основы капиталистического образования в Японии, что является фундаментом успешного развития японского общества и государства в наши дни.

По мнению крупного японского просветителя, XIX века Фукудзава Юкичи, высказанному им в многотомном труде «Условия на западе» (1867–1870 гг.): «... японцам, было необходимо перенять те культурные практики, которые обусловили прогресс западных держав» [6]. Тем самым была заявлена цель эпохи «цивилизация и просвещение». Это высказывание стало лозунгом эпохи «Мэйдзи» и внутренним стержнем императора Муцухито. Это можно проследить в его приветственном послании президенту США в марте 1872 г.: «... мы намереваемся провести реформы и улучшить положение в стране, чтобы встать в один ряд с наиболее просвещенными нациями» [2]. В последствии это стремление выльется в реформы, навсегда изменившие облик Японии.

Но прогрессу Японии и её феноменальным достижениям будет способствовать реформа образовательной системы 1872–1912 гг., которая в XX веке станет фундаментом экономического прогресса.

Начнется реформа в июне 1871 г., когда было создано министерство Просвещения, а в 1872 г. правительство «Мэйдзи» разработало план реформирования системы образования в национальном масштабе и в августе 1872 г. был провозглашен указ императора «Об образовании», получивший силу Закона [3]. Нужно отметить, что во многом идеологию реформы определяли взгляды наиболее влиятельных деятелей правительства, в числе которых в первую очередь следует назвать: Ивакура Томоми (1825–1877), Кидо Такаёси (1833–1877), Ито Хирабуми (1841–1909). Все трое были активными сторонниками императорского правления, сильной армии и государства.

Таким образом, по плану реорганизация происходила по западному образцу. Правительство взяло за основу 3-х фазовую систему образования, заимствованную у США, учредив начальные, средние школы и университеты, а школьная административная система была взята по образцу Франции т. е. все учебные заведения находились под сильным централизованным контролем министерства Просвещения. Следует так же отметить, что по принятым еще в 1870 г. «нормативам для начальных и средних школ» возраст поступления в начальную школу составлял «около 8 лет», в среднюю -15–16 лет. В начальной учились с 8 до 15 лет (всего 8 классов), в средней — с 15 до 22 лет (7 классов).

При этом и начальная и средняя школы рассматривались как подготовительные ступени для обучения в вузе. Путешественник Жорж Воске записал в 1877 году свое впечатление о путешествии по японской провинции: «Начальное образование в Японии достигло такого уровня, что заставляет нас краснеть от стыда. Здесь нет ни одной деревни без школы, и почти вес грамотные» [4].

Так же можно привести еще один показатель. До начала реформы с 1868 по сентябрь 1872 гг., было открыто только 400 школ, а уже начиная с октября 1872 и по 1875 гг., в год, благодаря так же активности низших сословий, в среднем открывалось по 345 школ.

Невиданное распространение новой системы образования, которая охватила даже отдаленные горные деревни, проходила под непосредственным нажимом и принуждением властей. Этому способствовала так же и глубоко укоренившаяся система господства и подчинения, система беспрекословного повиновения народа. Учитель по плану реформы приобрел статус государственного служащего, без права заниматься политикой, за деятельностью которого был установлен жесткий контроль [5].

С 1885 по 1897 г. были учреждены университеты и институты. Женское образование развивалось в основном благодаря частным школам и миссиям. Япония, таким образом, могла гордиться, что оказалась в начале XX века, среди тех стран мира, где население в основном было грамотным.

Но это только одна сторона прогресса, позволившая уйти обновленному государству и обществу от феодальной, отсталой системы мира, другой же стороной была направленность на техническое образование, которое позволило подготовить кадры специалистов для промышленности, что дало возможность Японии войти в капиталистический мир и в дальнейшем обеспечить себе уже в конце XX века одно из лидирующих мест в достижениях научного и технического прогресса.

Из всего изложенного, мы можем заключить, что благодаря пониманию необходимости реформ, правительство «Мэйдзи» в короткие сроки смогло провести реформу армии, обеспечив тем самым защиту островов от иностранного вмешательства и реформу системы образования, что заложило фундамент научно-технического прогресса общества в середине XX века. Но главное достижение этих двух реформ, это создание условий для изменения самого общества, налаживание социальных лифтов, возможность для самореализации, что заложит фундамент современного капиталистического общества в Азии.

Литература:

  1. Елиееефф В. Елиееефф Д. Японская цивилизация. Екатеринбург. У-Фактория. 2006.
  2. Жуков Л. К. История Японии. Т.2 / Под ред. Л. К. Жукова. М: ИВ. РАН. 1998.
  3. Мак-Клейн Д. Л. От Cегуната Токугавы — в XXI век. М: ACT. Астрель. 2007.
  4. Прасол А. Ф. Генезис и развитие японского образования (VIII — начало XX вв.), Автореф. диcc. док. иcтор. наук. Владивосток. 2004.
  5. Соваетеев В. В. Очерки истории Японии: От Токугава Иэясу до Хасимото Рютаро. Владивосток. 2008.
  6. Фредерик Л. Повседневная жизнь Японии в эпоху Мэйдзи. М: Молодая гвардия. 2007.
  7. Харанекий К. Япония в прошлом и настоящем, Владивосток. 1926.
Основные термины (генерируются автоматически): всеобщей воинской, «О всеобщей воинской, всеобщей воинской повинности», XIX века, воинской повинности, основе всеобщей воинской, половине xix века, закон «О всеобщей, иностранного вмешательства, XX века, несения военной службы, системы образования, регулярной армии, бремя воинской повинности, опыт реформирования армии, ухудшению положения Японии, Японии Мори Аринори, Эпоха XIX века, будущей регулярной армии, модернизации 1867–1890-х гг.

Ключевые слова

реформы, мейдзи исин, достижения широкой модернизации

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос