Авторы: Февралёв Евгений Александрович, Наволокин Руслан Евгеньевич

Рубрика: 6. Этнография и историческая антропология

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Исторические исследования» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 29.04.2016

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Февралёв Е. А., Наволокин Р. Е. Агулы [Текст] // Исторические исследования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 107-113.



Ключевые слова: агулы, селение Фите, агульская женщина, женщины за вязание носков, мужчины в традиционной одежде, традиции и обычаи агулов.

Народ, живущий в сердце Дагестана (Агулы)

Путник в наших аулах в любые ворота,

Не стесняясь, в любую минуту стучи.

Здесь не спросит хозяин: «Откуда ты, кто ты?»

Просто скажет: «Входи!» — дверь откроет в ночи.

Р. Гамзатов. В горах мое сердце

Агулы («жители Агула»). — коренное население Дагестана.В письменных источниках агулы впервые упоминаются в VII веке, среди народов, обращенных арабами в ислам. Но история этого народа намного древнее. На территории Агульского района, близ села Буркихан, сохранились развалины, называемые жителями «Алпан». Алпаном называли главное божество лезгин — бога Солнца, а затем лезгины так стали называть свою страну — Кавказскую Албанию, существующую уже в IV веке до н. э.

В раннем средневековье агулы входили в состав политического объединения «Лакз» (Страна лезгин).

Агулы бережно хранят предания о мужественной борьбе своих предков против нашествий монгольских орды, полчищ Тамерлана и иранского властителя Надир-шаха. Их суть одна: жестокость и бесчеловечность завоевателей, убийства, грабежи и разрушение поселений. Достаточно сказать, что некоторые агульские селения за свою историю были 7 раз разрушены и столько же раз восстановлены.

Из поколения в поколение жители передают рассказ о жестоком столкновении 11 июля 1851 года отрядов князя Аргутинского и знаменитого Хаджи-Мурата. Отряд бесстрашного наиба тогда потерпел поражение. Два кладбища павших в бою мюридов в Агульском районе напоминают о Кавказской войне и называются кладбищами «шахидов», борцов за веру.

В 20-х годах прошлого века встал вопрос о создании агульской письменности. Но из-за отсутствия подготовленных кадров, малочисленности носителей агульского языка и по ряду других причинам дело было отложено. Зато в 1935 году постановлением ВЦИК был образован Агульский район, что стало огромным событием в жизни народа.

До 1952 года обучение в агульских школах велось на лезгинском языке, а затем — на русском. Лишь в 1990 году решением Правительства Республики Дагестан была создана агульская письменность. С 1992 года обучение в агульских школах ведется на родном языке. На агульском языке выходит районная газета «Агульский вестник» и даже стали издаваться книги.

Агулы — очень древний народ. Ислам лишь дополнил его культуру, сделав ее богаче, разнообразнее.

Агулы считаются одним наиболее интернациональных народов Дагестана. Почти все они знают несколько языков, и на своих торжествах исполняют лезгинские, азербайджанские, даргинские, лакские, табасаранские песни и мелодии. Происхождение этнонима агулов можно связать с названием ущелья Агулдерс. Предки этих народностей исторически входили в состав многоплеменного государственного объединения — Кавказскую Албанию, были известны под общим именем леков или албанцев. Численность в Российской Федерации 17,7 тыс. челловек. (1989), в т. ч. в Дагестане 13,8 тыс. чел. Общая численность 18,7 тыс. человек. Говорят на агульском языке, имеющем диалекты: тпигский (агульский), керенский (ричинский), кошанский, буркиханский, фитинский,- каждая община — свой говор. Распространены лезгинский, азербайджанский языки. Письменность на основе русской графики. Верующие — мусульмане-сунниты.

C:\Users\Руслан\Desktop\aguly2.jpg

Рис. 1. Селение Фите

Наиболее, ранние сведения об Агулах — в армянском источнике 7 в., где они названы агутака-ни, о жителях ущелья Кушан-дере 8–9 вв. есть упоминания в арабских, источниках. Происхождение этнонима Агулы можно связать с названием ущелья — Агулдере. Возможно, уже к началу нашей эры Аулы составляли самостоятельную этнокультурную общность. Эпиграфический материал свидетельствует о существовании уже в 11— 12 вв. ряда населённых пунктов с современном названии (например с Рича), что подтверждает и древнейшая местная хроника «История Абу-Муслима». Процесс распада патриархально-родовых отношений ускорили нашествия арабов (с 7 в.) и монголо-татар (13 в.). В 10–12 вв. происходит укрупнение селений на базе древних территории тухумных поселений. С арабского завоеваниями связано распространение ислама; имеется ряд эпиграфических памятников 13–14 вв. на арабском, языке. В 14–18 вв. Агулы в составе Казикумух-ского шамхальсгва объединялись по ущельям в союзы сельскй общине. По Гюлистанскому миру 1813 между Ираном и Россией территории Дагестана отошла к России; усилилось русское присутствие на территории Агулы. В ходе реформ 1860-х гг. Агулы вошли в Кюринский округ. Со 2-й пол. 19 в. Агулы вовлекаются в систему товарно-денежных отношений. С 1921 А. в составе Дагестанской АССР (с 1991 — Республика Дагестан). Живут в центр, части юго-востка. Дагестана в труднодоступных ущельях (Агульский, Курахский р-ны), в городах, в Дербентском р-не (переселенцы 1960-х гг.).

C:\Users\Руслан\Desktop\aguly3_thumb.jpg

Рис. 2. Агульская женщина

Традиционные занятия — пашенное земледелие и скотоводство. Поля, в основном богарные, — небольшие участки на склонах, частью террасированных. Применяли плодосменные севообороты, удобренный парников. Основные культуры: рожь, ячмень, голозерный ячмень, пшеница, конские бобы, горох; со 2-й пол. 19 в. — картофель, морковь, лук, чеснок. Вспашка производилась дважды (до сева и после). Лёгкий плуг (дуруц) в бычьей упряжке — маневренный, чиркающий, одновременно боронующий. Жали серпом и короткой косой для одной руки. Молотильные доски, деревянные, грабли, вилы, лопаты, подносы для веяния, сита — общедагестанского типа. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, ослов, мулов. В 18-—19 вв. увеличили поголовье овец в связи с развитием товарно-денежных отношений. Содержание овец горно-стационарное. Осенью отары перегонялись с альпийских пастбищ на зимние присельские, где были построены овчарни на 250–300 голов. В овчарнях применяется арочная конструкция с каменным перекрытием и регулируемой вентиляционной системой.

C:\Users\Руслан\Desktop\big_5.jpg

Рис. 3. Женщины за вязанием носков

Весной скот передвигался с южных склонов до альпийских пастбищ. Преобладало выгонно-стойлово-пастбищное содержание крупного рогатого скота, часть молочного скота летом оставалась в ауле. На летних хуторах заготавливали масло, сыр. Развиты были домашние промыслы, кузнечное ремесло. Наиболее распространены обработка кожи, овчины, шерсти (прядение, изготовление тканей, паласов, безворсовых ковров, мешков для хранения и переноски продуктов, вязание джурабов), резьба по дереву, камню. Женские занятия — уход за детьми и домом, заготовка топлива (кизяка), уход за коровами и переработка молочных продуктов, полевые работы: прополка, жатва, перевозка урожая, скирдование, ремонт тока, обработка шерсти и изготовление шерстяных изделий. Мужские занятия: обработка земли, все работы, связанные с мелким рогатым скотом, уход за лошадьми и инвентарем. Коллективно выполняли сенокошение, молотьбу. Торговлей занимались мужчины (продажа мяса, масла, шерсти, сыра). Современное хозяйство многоотраслевое. Около 30 % Агулов живут в городах, значит, число переселилось на равнину, где в составе много-национальных коллективов занимаются овощеводством, виноградарством. Все колхозы и совхозы имеют закрепленные за ними земли в равнинной зоне, используемые под зимние пастбища, зерновые культуры, для заготовки кормов. В горах сохраняются традиции формы хозяйственной деятельности, из домашних промыслов — ковроткачество.

C:\Users\Руслан\Desktop\51696251.jpg

Рис. 4. Улица в селении Фите

Традиции социального отношения — феод. переплетавшиеся с пережитками патриарх. Сельская община была самостоятельно хозяйственно–территорией единицей. Судопроизводство основано на обычно-правовых установлениях (адатах) и нормах мусульманские права (шариат). Высший орган общины — сельский сход; со 2-й пол. 19 в. выбирался старшина. Во главе суда — кадий. Сохранялись патриарх, кровнородственник, преимущественно эндогамные объединения — тухумы. Преобладающая форма семьи — малая, различные типы неразделенной семьи (15–20 чел.) встречались пережиточно до начиная 20 в. Единство семьи основано на коллективной собственности и труде всех взрослых членов; взаимоотношения определялись патриарх, нормами. Дочери, выходя замуж, получали половину земли доли и часть движимого имущества. Женщины в семейных делах обладали большой свободой. Хотя обычаев избегания не придерживались, общение между супругами, особенно, при посторонних, было сдержанным.

Традиционные поселения насчитывали в среднем около 60 хозяйств, занимали территории около 0,5 га и располагались у самой реки, на относительно ровной площадке, ограниченной с двух-трех сторон обрывистой скалой, на значит, высоте по склону горы, на вершинах хребтов. Строили крепостные стены, боевые башни, на дорогах — сторожевые (сигнальные) башни. Башни внутри селений соединялись подземными ходами. Селение (сельской община) состояло из тухумных (мирас) кварталов. Планировка селений: на склонах — ступенчато-террасо-образная или беспорядочно-ступенчатая, на ровном месте, на гребне горы — кучевая, характерны комбинации различных типов. Дома примыкают друг к другу, создавая сплошную застройку. Улицы узкие, извилистые, крутые, часто в виде лестницы. Обществ, центр — мечеть и площадь перед ней (годекан). С середины 19 в. в новых кварталах уменьшается традиционная скученность, в современном строительстве преобладает тенденция к свободному расположению построек с приусадебными участками. Планировка переселенческих сел на равнине — квартально-уличная.

C:\Users\Руслан\Desktop\074-1.jpg

Рис. 5. Мужчины в традиционной одежде

Жилище — каменные прямоугольные в плане, с плоской земляной крышей, без усадьбы. Преобладает 2–3-х этажный жилищно-хозяйственный комплекс с одним входом и узкими световыми отверстиями типа бойниц на нижних этажах (дом-крепость). Между этажами — внутренняя каменная лестница. Четырехэтажный комплекс: овчарня-хлев-жилье-жилье. Нижние этажи имеют отдельные входы на разных уровнях склона, в верхний попадают по приставной лестнице. Сеновал в одном из помещений хозяйственного этажа. Перекрытие нижних этажей целиком состояло из каменных плит, покоящихся на арочной конструкции или на каменных опорных столбах. Дверной коробки не было, массивная низкая дверь закреплялась в проеме посредством выступающих пят. Жилище — двух-трехкамерное, размер комнаты 30 м2. Жизнь семьи проходила в одной комнате (очажной). Под высоким потолком (3–3,5 м) находилось небольшое окно с толстой ставней, мебель состояла из низких стульев, длинной скамейки-дивана, пол покрывали безворсовыми коврами, сидели на специальных круглых подушках.

Ниши различных размеров использовались для хранения постели, утвари. Центр, место занимал очаг (камин) — символ единства и благополучия. Второе помещение — гостиная, его обставляли по возможности богато, на специальных полках под потолком расставляли парадную посуду, особое внимание уделялось оформлению пристенного камина. Украшением жилища служили наборные камен. пояски («бегунец», «городок», «елочка» и др.), консоли карнизов, орнаментированные резьбой («плетенка», «конический»., геометрический, эпиграфический, орнамент) оконные ставни и рамы. Со 2-й пол. 19 в. появились открытые лоджии и балконы, хозяйственные помещения выделяются в самостоятельную, постройку. Современное жилище — двухэтажное каменное многокамерное со скатной крышей (железо, шифер), с застекленной верандой, большими окнами, деревянными полами. В интерьере сочетаются традиционные элементы (особенно в очажной комнате) с фабричной мебелью и технической аппаратурой. Сохраняется специализированная печь для выпечки хлеба — хьар.

C:\Users\Руслан\Desktop\074-3.jpg

Рис. 7. Традиционный дом

Традиционная пища растительная, и мясо-молочная. Повседневная еда — хинкалы из пшеничной и ржаной муки, пшеничная лапша, каши из пшеничной муки и крупы. Широко использовали бобовые, из них, смешав с зерновыми, готовили и муку. Хлеб из пшеничной, ржаной, ячменной муки, пресный и на закваске пекли в специальных печах; специфический агульский — особый ажурный хлеб. На праздники готовили слоеный хлеб на молоке, с яйцом, слои смазывали маслом, пироги с различной начинкой. Употребляли дикорастущие травы (св. 15 видов), их сушили и заготавливали на зиму. Любимое блюдо — тонкий хинкал на мясном бульоне с различными приправами. Распространены пельмени (с мясной начинкой и чесночной подливой, с маслом, сметаной). Из толокна варили кашу, употребляли вместо хлеба с сыром, маслом. Поджаренное зерно (голозерный ячмень) ели, когда не было другой пищи. Зимой варили пшеничное зерно с фасолью и сушеным мясом. Мясо свежим ели осенью, в течение года употребляли вяленым, сушеным (сушеная колбаса). Из овечьего молока готовили два вида брынзы. Молоко шло на приготовление масла, творога, потребляли сыворотку и айран. Из солода и толокна готовили слабоалкогольный напиток. Сласти: халва из масла, муки, меда, из ореха, семян конопли. В современной кухне сохраняются многие. традиционные. блюда, получили распространение Европе и вост. кушания, способы консервирования, расширился ассортимент продуктов. Характерны мечети: двухъярусная конструктивно-декоративная система перекрытия из столбов, балок, подбалок, прогонов (селении Арсуг, Тпиг).

Традиции и обычаи агулов

Юноши и девушки могли встречаться только на праздниках, во время коллективных работ. Девушка не имела права выходить замуж без согласия родителей, а если их не было, без согласия других близких родственников. Юноша также выбирал невесту только с согласия своих родителей. До свадьбы молодые могли вместе посещать праздники и другие общественные мероприятия.

Об избранной девушке юноша не мог сам сказать своим родителям, а сообщал им об этом через товарища или сестру. Вечером следующего дня мать и отец жениха отправлялись в дом невесты, где в это время собирались все ее родные.

При заключении брака, особенно с девушкой из другого рода, строго учитывалось имущественное положение вступающих в брак, знатность и численность рода.

Получив согласие, сваты тут же дарили невесте кольцо и отрез на платье. В старину калым (выкуп за невесту) выплачивался деньгами. Часто вместо денег давали мелкий и крупный рогатый скот, иногда пахотные или сенокосные участки и медные кувшины. Кроме того, жених был обязан одеть с головы до ног не только свою невесту, но и почти всю ее родню.

«История — это не то, что было, а то, что осталось»! (В. Н. Урсов)

Литература:

  1. Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5–85270–155–6
  2. ФЛНКА
  3. Ибрагимов И. Г.Агулы XVIII первая половина -XIX века. Махачкала, 2008.— 232 с.
  4. Булатова А. Г., Исламмагомедов А. И., Мазанаев Ш. А. Агулы в XIX — нач. ХХ вв: Историко-этнографическое исследование. Махачкала.
  5. Народы Дагестана, Сб. под ред. М. О. Косвена и Х.-М. О. Хашаева, М., 1955.
  6. http://www.dslib.net/istoria-otechestva/sjurginskij-sojuz-selskih-obwin-v-xviii-pervoj-polovine-xix-vv.html
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %90 %D0 %B3 %D1 %83 %D0 %BB %D1 %8B
  8. http://sergeytsvetkov.livejournal.com/337990.html
  9. http://yarlnka.ru/lezgin/agul/
Основные термины (генерируются автоматически): 2-й пол, Кавказскую Албанию, голозерный ячмень, обычаи агулов, агульском языке, альпийских пастбищ, традиционной одежде, названием ущелья, товарно-денежных отношений, агульских школах, рогатый скот, интернациональных народов Дагестана, Россией территории Дагестана, названием ущелья Агулдерс, письменных источниках агулы, нашествий монгольских орды, мелкий рогатый скот, раннем средневековье агулы, Отряд бесстрашного наиба, Правительства Республики Дагестан.

Ключевые слова

агулы, селение Фите, агульская женщина, женщины за вязание носков, мужчины в традиционной одежде, традиции и обычаи агулов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос