Носители сейминско-турбинской традиции и «камень победы» (нефрит в эпоху героев и оловянных бронз)
Автор: Шалахов Евгений Геннадьевич
Рубрика: 5. Археология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Москва, январь 2015)
Дата публикации: 30.12.2014
Статья просмотрена: 578 раз
Библиографическое описание:
Шалахов, Е. Г. Носители сейминско-турбинской традиции и «камень победы» (нефрит в эпоху героев и оловянных бронз) / Е. Г. Шалахов. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 149-152. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/128/7051/ (дата обращения: 17.12.2024).
В настоящей статье нами рассматриваются возможные причины появления нефритовых изделий (колец и браслетов) в захоронениях сейминско-турбинского типа. Интерпретация колец из восточного полудрагоценного камня как сакральных предметов, связанных с культурой воинской элиты начала позднего бронзового века представляется автору наиболее убедительной. Самые богатые воинские погребения древних кочевников обязательно сопровождались превосходным медно-бронзовым оружием и целыми комплектами плоских полированных нефритовых колец. Высокий статус представителей «княжеского» клана внутри сейминско-турбинских группировок подтверждает находка из разрушенного погребения на нижней площадке Юринского (Усть-Ветлужского) некрополя.
Ключевые слова: поздний бронзовый век, сейминско-турбинский феномен (Сейма-Турбино), погребальный инвентарь, погребально-мемориальный комплекс, нефритовые кольца, сакральный предмет.
Регулярное обращение современных исследователей (Черных Е. Н., Кузьминых С. В., Ковтун И. В., Грушин С. П., Мельничук А. Ф., Шалахов Е. Г.) к сейминско-турбинской проблематике вполне логичное явление. Осмысление роли феномена «Сейма-Турбино» в археологии бронзового века Северной Евразии идёт рука об руку с публикацией новых памятников. Большой интерес представляют находки, сделанные на Урале и в Сибири [1, с. 44–46, рис. 2, 8–11, 3, 2–4; 2, с. 100–108; 3, с. 226–228; 4, с. 252–254, рис. 1].
Практически всё, то осталось от «Чингизовых провозвестников», начиная с Сейминской дюны и Бородинского клада — наследие яркой воинской культуры пришельцев с Алтая [5, с. 266]. Даже нефритовые кольца — функционально обособленная от бронз и кремня категория погребального инвентаря европейских некрополей — в среде сейминско-турбинского воинства ценились не только за красоту самого минерала. Плоские шлифованные кольца из «камня победы», как называли нефрит кочевники средневековья [6], могли быть амулетами «князей»-военачальников — вдохновителей великого Западного похода.
После О. Н. Бадера, проанализировавшего турбинскую коллекцию [7, с. 93–96], нефритовый инвентарь почти не привлекал к себе серьезного внимания археологов. Наш интерес к нему в основном обусловлен личным вкладом в изучение комплексов Усть-Ветлужского могильника — одного из базовых памятников типа Сейма-Турбино [8, с. 242; 9, с. 205–206; 10, с. 75–76].
Большинство сейминско-турбинских нефритовых колец получено ещё в прошлом веке: 11 экз. насчитывала серия изделий с Сейминской дюны [11, с. 101, табл. 2]; 36 экз. найдены в ходе неоднократных раскопок на Шустовой горе (Турбинский I могильник) [7, с. 93]. Кроме того, 1 экз. (обломок) происходит из могильника Турбино II [7, с. 120] и 2 экз. разбитых в древности (?) колец стали известны благодаря раскопкам Решенского могильника [12, с. 20].
В первые годы текущего столетия источниковая база по сейминско-турбинскому нефриту пополнилась благодаря находкам на Турбинском I [1, с. 46] и Усть-Ветлужском могильниках [10, с. 76] (рис. 1).
Рис. 1. Комплект нефритовых колец типа Сейма-Турбино из сборов на Усть-Ветлужском могильнике.
Фото автора
По цветовой гамме нефрит указанных памятников почти не различается. В коллекции Турбинского I могильника довольно многочисленны кольца «из водянисто-зеленого или серовато-зеленого прозрачного камня» [7, с. 93]. Половина сохранившихся нефритовых колец с Сейминской дюны «вырезана из такого же, как в Турбине, зеленого прозрачного камня со светлыми пятнышками; другая половина — из желтоватого камня с серыми пятнышками» [11, с. 120]. Усть-ветлужский комплект колец по цветовым характеристикам близок недоминантным для Сеймы и Турбина экземплярам: горная порода, обработанная в эпоху палеометалла, имеет зеленовато-жёлтый, коричневато-жёлтый и светло-зелёный цвета.
О невыясненном до конца способе (или способах) ношения нефритовых колец воинами турбинского клана, ссылаясь на аналогии в глазковских древностях, высказался О. Н. Бадер: «…остается возможность предположения, что турбинцы, подобно прибайкальцам того же времени, нашивали их на головной убор или на одежду, на грудь. Последнему предположению соответствует нахождение трех колец вместе у конца могилы 70» [7, с. 96].
Впрочем, если интерпретировать нефритовые кольца сейминско-турбинских некрополей только как украшения (хоть и в контексте древнейшей саяно-алтайской этнической костюмной традиции), то придется обратить внимание на полное отсутствие каких-либо сведений о случайных находках подобных изделий вне погребально-мемориальных комплексов типа Сейма-Турбино.
Одной из причин появления нефритовых изделий в могилах сейминско-турбинского воинства может быть названа некая обрядовая практика древних, сопряжённая, очевидно, с космогоническими представлениями первых металлургов. Возможно, кольца из Сеймы и др. памятников играли роль жертвенных приношений мифическим существам, населявшим «нижний мир». Воплощенный в меди образ самого загадочного из этих фантастических существ — «ящера» с клювовидной мордой — присутствует среди предметов культового литья знаменитого Галичского «клада» [5, с. 271].
Наиболее обоснованной с точки зрения автора и позиций археологической эмпирики могла бы выглядеть интерпретация нефритовых колец как сакральных предметов, маркирующих высокий социальный статус небольшой группы посвященных воинов. Нашу мысль иллюстрирует богатый вещевой комплекс из могилы 70 Турбинского I могильника. В отличие от множества условных погребений, изученных на площадке некрополя, О. Н. Бадером зафиксированы четкие следы могильной ямы, на дне которой сохранились 3 топора-кельта, «крупный листовидный медный нож» и 3 нефритовых кольца [7, с. 37–38, рис. 21].
Широкая могильная яма, отмеченная О. Н. Бадером [7, с. 38], локализованный в её западной части нефритовый инвентарь, а также «триада» медно-бронзовых кельтов, которые являются «этническим» оружием сейминско-турбинских популяций, указывают на захоронение представителя воинской элиты. Что для него при жизни были нефритовые кольца? Скорее всего, они выступали атрибутами, подтверждавшими лидерство в конкретном коллективе.
Общеизвестно, что во многих культурах нефрит считался камнем воинов и правителей. Китайцы, арабы и монголы на протяжении многих столетий верили в магические свойства минерала, укреплявшего мужество завоевателей. Престижность нефрита и церемониального оружия из этого камня в сейминско-турбинское время прослеживается на примере топоров из Бородинского клада [13, с. 164, 166].
Статусные захоронения с большим количеством бронзового оружия и целыми комплектами нефритовых колец в одной могильной яме к западу от могильника Турбино I практически неизвестны. По-видимому, единственным на юге лесного Поволжья воинским погребением с подобным инвентарем останется усть-ветлужский кенотаф, обнаруженный автором статьи в начале июля 2001 г.
Остатки разрушенного оползнем погребального комплекса выявлены почти в самом центре нижней площадки Усть-Ветлужского могильника. В эрозионном обнажении дюны последовательно разобран участок грунта (примерно 40×40 см), содержавший находки из камня и металла. Предметы располагались следующим образом: у поверхности поднят крупный подтреугольной формы кремневый скребок; за ним на незначительной глубине параллельно береговой линии Чебоксарского водохранилища плашмя лежали 3 нефритовых кольца, не заходившие друг на друга; справа от колец находился бронзовый втульчатый кельт с деревянным вкладышем от топорища; между кольцами и кельтом отмечена тонкая медная пластинка, напоминавшая внешне обломок ножа или фрагмент какой-то накладки; чуть в стороне от указанных вещей залегал бронзовый пластинчатый нож-кинжал.
Металлические изделия, сопоставимые с известными общесейминскими образцами типологических разрядов К-14 и НК-6 (по классификации Е. Н. Черных и С. В. Кузьминых) [12, с. 46, 92, 94–95], оперативно введены в научный оборот основным исследователем Усть-Ветлуги Б. С. Соловьевым [14, рис. 2, 9, 11]. Правда, в работе, посвященной абашевскому компоненту памятника, ссылаясь на мои находки, Б. С. Соловьев явно поспешил объединить в единый погребальный комплекс нож и кельт из захоронения с нефритом и «евразийский» металл — плоское тесло и нож с ромбической пяткой [14, с. 191] из другой обвалившейся летом 2001 г. древней могилы.
Уникальный для Марийского Поволжья нефритовый инвентарь типа Сейма-Турбино дождался публикации спустя 11 лет после обнаружения [10, с. 76].
В заключение не могу не коснуться вопроса о происхождении нефрита, собранного в сейминско-турбинских захоронениях.
Полвека тому назад О. Н. Бадер, опираясь на результаты минералогического исследования турбинской коллекции, писал: «Некоторые свойства нефрита среднеуральских месторождений и нефрита изделий из Турбинского могильника являются общими» [7, с. 95]. Правда, корифей уральской археологии считал, что «очень важный вопрос о происхождении турбинского нефрита — уральском или прибайкальском, памирском или каком-либо ином — остается открытым» [7, с. 95].
Ныне в археологической литературе превалирует мнение о том, что носителям сейминско-турбинских бронз были хорошо известны именно восточно-саянские (прибайкальские) месторождения нефрита [12, с. 244; 13, с. 164].
Признавая аргументированные доводы авторитетных коллег, автор склонен думать, что некоторая часть колец из погребений сейминско-турбинской воинской элиты может быть связана с обработкой нефритов апосерпентинитового типа, встречающихся на Южном Урале [15].
Литература:
1. Денисов В. П., Жуковский А. С., Мельничук А. Ф. Новые материалы турбинско-сейминского хронологического горизонта Пермского Приуралья // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2011. — № 7. — С. 42–46.
2. Корочкова О. Н., Стефанов В. И. Культовый памятник эпохи бронзы на Шайтанском Озере под Екатеринбургом (раскопки 2009–2010 гг.) // Российская археология. — 2013. — № 1. — С. 100–109.
3. Молодин В. И., Дураков И. А., Софейков О. В., Ненахов Д. А. Бронзовый кельт турбинского типа из Центральной Барабы // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: материалы итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН 2012 г. — Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2012. — Т. XVIII. — С. 226–230.
4. Тишкин А. А., Семибратов В. П. Бронзовый наконечник копья из Новиково (Бийский район Алтайского края) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: материалы XVIII и XIX региональных научно-практических конференций. — Барнаул: Азбука, 2013. — С. 252–255.
5. Студзицкая С., Кузьминых С. Галичский «клад» — шаманский комплекс бронзового века // Бронзовый век. Европа без границ. Четвертое–первое тысячелетия до н. э. Каталог выставки. — СПб.: Чистый лист, 2013. — С. 264–272.
6. Нефрит [Электронный ресурс]. URL: http://www.kamni-minerali.lact.ru/katalog-kamney/nefrit (дата обращения: 25.12.2014).
7. Бадер О. Н. Древнейшие металлурги Приуралья. — М.: Наука, 1964. — 176 с.
8. Кузьминых С. В. Сейминско-турбинская проблема: новые материалы // Краткие сообщения Института археологии. — 2011. — № 225. — С. 240–263.
9. Шалахов Е. Г. Металлокомплекс могильника Усть-Ветлуга: о неизвестных находках 2001–2002 гг. // Альманах современной науки и образования. — Тамбов: Грамота, 2013. — № 4. — С. 205–207.
10. Шалахов Е. Г. Погребальный инвентарь Юринского (Усть-Ветлужского) могильника сейминско-турбинского типа: кремень и нефрит // История и археология: материалы международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 75–77.
11. Бадер О. Н. Бассейн Оки в эпоху бронзы. — М.: Наука, 1970. — 176 с.
12. Черных Е. Н., Кузьминых С. В. Древняя металлургия Северной Евразии (сейминско-турбинский феномен). — М.: Наука, 1989. — 320 с.
13. Шишлина Н. Бородинский клад: продолжение поиска // Бронзовый век. Европа без границ. Четвертое–первое тысячелетия до н. э. Каталог выставки. — СПб.: Чистый лист, 2013. — С. 156–169.
14. Соловьев Б. С. Об абашевском компоненте Юринского могильника // Абашевская культурно-историческая общность: истоки, развитие, наследие: материалы международной научной конференции. — Чебоксары: ЧГИГН, 2003. — С. 188–192.
15. Евсеев А. А. Нефрит_избранные находки [Электронный ресурс]. URL: http://geo.web.ru/druza/m-nephrit_0.htm (дата обращения: 29.12.2014).
Ключевые слова
поздний бронзовый век, сейминско-турбинский феномен (Сейма-Турбино), погребальный инвентарь, погребально-мемориальный комплекс, нефритовые кольца, сакральный предмет., сакральный предметПохожие статьи
«Евразийская» бронза могильника Усть-Ветлуга: нож с листовидным клинком, перекрестьем и перехватом из условного абашевского погребения на памятнике типа Сейма-Турбино
Статья посвящена находке, сделанной на абашевско-сейминском Усть-Ветлужском могильнике в 2002 году. Бронзовый нож разряда НК–16 (по классификации Е. Н. Черных и С. В. Кузьминых), происходящий из условного погребения Усть-Ветлуги, морфологически близо...
Реконструкция трапезы в андроне Керкинитиды
Имя одного из популярнейших крымских курортов — Евпатория — восходит к глубокой древности и связано с почётным титулом выдающегося исторического деятеля античности, царя Понтийского Митридата IV Евпатора , прославившегося в веках борьбой против респу...
Русская идеология в наградах. Дисциплинарный компонент повседневной жизни орденской корпорации: историко-сравнительный анализ ордена опричников и орденских обществ Российской империи XVIII века
Кавалер ордена обладал статусом, приобщающим его к широкому кругу привилегированного дворянства, достойной службой Отечеству доказывающего свою верность государю и России и показывающего пример для подражания молодому поколению. Изучение статуса кава...
Скульптурный портрет провинции Ахайя (Балканский полуостров) времен римского владычества. 1 в. до н. э. — 5 век н. э. Специфика греко-римского портрета
Статья посвящена истории развития греческого портрета на территории Балканского полуострова. Начало было положено своеобразными скульптурными формами — гермами, восходящими к 7 в. до н. э. История портрета имеет много аспектов. В разное время греки п...
Природные стихии в персидской и русской мифологиях
В статье исследуются такие природные стихии, как вода, огонь, земля и ветер в персидской и русской мифологиях. В ходе исследования выявляются общие и отличительные черты природных стихий персидской и русской культур. ِВыявление параллелей служит реше...
Базилика Юлиев в Коринфе. Опыт реконструкции скульптурной группы и датирования римских императорских портретов период Юлиев-Клавдиев
Очарование греческой классики, помноженное на римское мастерство и настойчивость, создало особый пласт искусства. Греко-римский портрет занимает важное место в истории искусства. Это документ эпохи, и произведение мастера одновременно. Базилика Юлиев...
Вопросы этнопсихологии в эпосе народов мира (на основе рукописных экземпляров дастанов «Гороглы» и корейского народного эпоса «Жумонг»)
В эпосе, представляющем собой наследие художественного мышления народов мира, могут формироваться во многом соответствующие друг другу этнопсихологические сходства. Данное явление можно наблюдать в бесценном эпическом наследии узбекского народа – рук...
Народное декоративно-прикладное искусство — основа материальной и духовной культуры
Глобализация как обьективно-исторический процесе рассматривает мир как целостность. Здесь история предстает как единный, разворчивающийся во времени процесс, проходящей определенные этапы. Смена этих этапов знаменует основные поворотные пункты истори...
Влияние феодальной раздробленности на культуру древнего Новгорода
Искусство Новгородской республики занимало одно из самых видных мест в культуре средневековой Европы. Великорусское искусство в значительной степени сформировалась в Новгородской земле. Новгородская республика на протяжении длительного времени была с...
Орел против Чудовища: к изучению основного мифа меотов
В статье автор рассматривает сцену, представленную на пластине из меотского (синдского) захоронения V в. до н. э. Удалось доказать, что здесь изображен сюжет основного мифа индоевропейцев: бог-громовержец победил хтонического бога в их противостоянии...
Похожие статьи
«Евразийская» бронза могильника Усть-Ветлуга: нож с листовидным клинком, перекрестьем и перехватом из условного абашевского погребения на памятнике типа Сейма-Турбино
Статья посвящена находке, сделанной на абашевско-сейминском Усть-Ветлужском могильнике в 2002 году. Бронзовый нож разряда НК–16 (по классификации Е. Н. Черных и С. В. Кузьминых), происходящий из условного погребения Усть-Ветлуги, морфологически близо...
Реконструкция трапезы в андроне Керкинитиды
Имя одного из популярнейших крымских курортов — Евпатория — восходит к глубокой древности и связано с почётным титулом выдающегося исторического деятеля античности, царя Понтийского Митридата IV Евпатора , прославившегося в веках борьбой против респу...
Русская идеология в наградах. Дисциплинарный компонент повседневной жизни орденской корпорации: историко-сравнительный анализ ордена опричников и орденских обществ Российской империи XVIII века
Кавалер ордена обладал статусом, приобщающим его к широкому кругу привилегированного дворянства, достойной службой Отечеству доказывающего свою верность государю и России и показывающего пример для подражания молодому поколению. Изучение статуса кава...
Скульптурный портрет провинции Ахайя (Балканский полуостров) времен римского владычества. 1 в. до н. э. — 5 век н. э. Специфика греко-римского портрета
Статья посвящена истории развития греческого портрета на территории Балканского полуострова. Начало было положено своеобразными скульптурными формами — гермами, восходящими к 7 в. до н. э. История портрета имеет много аспектов. В разное время греки п...
Природные стихии в персидской и русской мифологиях
В статье исследуются такие природные стихии, как вода, огонь, земля и ветер в персидской и русской мифологиях. В ходе исследования выявляются общие и отличительные черты природных стихий персидской и русской культур. ِВыявление параллелей служит реше...
Базилика Юлиев в Коринфе. Опыт реконструкции скульптурной группы и датирования римских императорских портретов период Юлиев-Клавдиев
Очарование греческой классики, помноженное на римское мастерство и настойчивость, создало особый пласт искусства. Греко-римский портрет занимает важное место в истории искусства. Это документ эпохи, и произведение мастера одновременно. Базилика Юлиев...
Вопросы этнопсихологии в эпосе народов мира (на основе рукописных экземпляров дастанов «Гороглы» и корейского народного эпоса «Жумонг»)
В эпосе, представляющем собой наследие художественного мышления народов мира, могут формироваться во многом соответствующие друг другу этнопсихологические сходства. Данное явление можно наблюдать в бесценном эпическом наследии узбекского народа – рук...
Народное декоративно-прикладное искусство — основа материальной и духовной культуры
Глобализация как обьективно-исторический процесе рассматривает мир как целостность. Здесь история предстает как единный, разворчивающийся во времени процесс, проходящей определенные этапы. Смена этих этапов знаменует основные поворотные пункты истори...
Влияние феодальной раздробленности на культуру древнего Новгорода
Искусство Новгородской республики занимало одно из самых видных мест в культуре средневековой Европы. Великорусское искусство в значительной степени сформировалась в Новгородской земле. Новгородская республика на протяжении длительного времени была с...
Орел против Чудовища: к изучению основного мифа меотов
В статье автор рассматривает сцену, представленную на пластине из меотского (синдского) захоронения V в. до н. э. Удалось доказать, что здесь изображен сюжет основного мифа индоевропейцев: бог-громовержец победил хтонического бога в их противостоянии...