Христианские символы в Российской Императорской армии периода русско-японской войны | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Вспомогательные исторические дисциплины

Опубликовано в

III международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Москва, январь 2015)

Дата публикации: 26.11.2014

Статья просмотрена: 201 раз

Библиографическое описание:

Марыжихин, В. Е. Христианские символы в Российской Императорской армии периода русско-японской войны / В. Е. Марыжихин. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 166-169. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/128/6483/ (дата обращения: 17.12.2024).

В начале 20 века наиболее ярко христианские символы отображалась на знаменах Российской Императорской армии. Следует отметить, что знамя является важнейшим символом любой армии; в России, согласно «Уставу воинскому сухопутному», принятому царем Петром l в 1716 г., оно становилось и войсковой реликвией.

На всем протяжении военной истории менялись не только тактика боя, виды вооружений, но и знамена. Знамена Российской Императорской армии периода Русско-японской войны состояли из обязательных (полотнище, скоба, древко, гвозди, чехол и темляк) и необязательных (георгиевские и юбилейные ленты) элементов.

Их самой важной частью являлось полотнище, которое изготавливалось из шелковой материи высшего качества и крепилось непосредственно к древку с помощью специальных знаменных гвоздей. Полотнище знамени было цельнотканым, что «обеспечивало большую прочность и долговечность знамени, по сравнению с тяжелыми регалиями обр. 1883г. На лицевой стороне выткано изображение Спаса Нерукотворного, причем каемка вокруг иконы по цвету повторяет кайму знамени» [3, 14]. Над иконой надпись «СЪ НАМИ БОГЪ». Именно изображение Спаса Нерукотворного чаще всего и встречалось на знаменах Российской Императорской армии.

Спас Нерукотворный — особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате), или Керамидион — лик Спасителя на глиняной доске.

О происхождении реликвии, послужившей источником иконографии, существуют две группы преданий, каждая из которых сообщает о её нерукотворном происхождении.

Общецерковное восточное предание о Нерукотворном Образе более древнее. Оно прослеживается с первой половины IV века и связано с посещением Иисуса Христа художником Фаддеем, посланного больным царем г. Эдессы Авгарем. После того, как Фаддей не сумел изобразить Христа, Спаситель умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток лика и вручил художнику. Согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой.

Западный вариант предания возник, по разным источникам, от XIII до XV в. и, вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно ему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Спасителя в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса Христа запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники», хранится в соборе св. Петра в Риме. В западной иконографии отличительная особенность изображений «Плата Вероники» — это терновый венец на голове Спасителя.

Знамена с изображением Спаса Нерукотворного имели 14 и 15 сибирские стрелковые полки, участвовавшие в обороне Порт-Артура; кроме этого, 17 и 18 сибирские стрелковые полки.

Кроме Спаса Нерукотворного, на знаменах полков периода Русско-японской войны встречалось изображение и Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского. Такие знамена имели, например, 93 пехотный иркутский Его Императорского Величества Великого Князя Михаила Алексеевича полк; 104 пехотный полк.

Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в IIIв., в греческой колонии Патара римской провинции Ликия, в семье состоятельных родителей-христиан, где и получил начальное образование.

«Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству» [4, 36]. Святитель Николай почитается как чудотворец; он также известен своим молитвами за моряков и путешественников, и как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осужденных.

Лик другого христианского святого — великомученика Георгия Победоносца был изображен, например, на знамени 95 пехотного полка.

Святой Георгий — родился в IIIв. в Каппадокии в семье христиан. Поступив на военную службу, он, «отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана» [4, 665]. В 20 лет, после кончины матери, получив богатое наследство, юноша отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения. Начавшиеся гонения на христиан застали его в Никомидии. Он раздал все свое имущество бедным и перед императором объявил себя христианином. Георгия арестовали и стали пытать; после восьмидневных тяжких мучений он был обезглавлен. Это наиболее почитаемый христианский святой.

На Георгиевских знаменах, на лицевой стороне в рамке под иконой, нашивался «отрезок Георгиевской ленты с вышитой по прибору надписью отличия, годом пожалования и вензелем Государя, пожаловавшего отличие» [2, 175].

Иногда на знаменах Российской Императорской армии изображались и апостолы; например, на знамени 19 пехотного полка был изображен святой апостол Петр.

Апостол Петр — это один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. Он родился в Вифсаиде, в семье простого рыбака Ионы, и, как и брат Андрей, тоже был рыбаком. Первоначальное имя апостола было Симон; имя Петр возникло от прозвища Кифа (арам. — камень), которое ему дал Христос. Став учеником Спасителя, Петр сопутствовал Ему на всех путях Его земной жизни.

Итак, образы Спасителя и христианских святых достаточно активно изображались на знаменах Российской Императорской армии и выполняли роль полковых святынь.

Кроме этого, христианские символы нашли свое отображение и в военных наградах. Российская наградная система была разработана и учреждена еще Петром I в 1698г., и состояла из орденов, медалей и знаков отличия. Во время Русско-японской войны, а также после ее окончания, система наград дополняется новыми видами.

Наиболее распространенной была медаль «В память о Русско-японской войне», утвержденная21 января 1906г. по указу императора Николая II.

Диаметр медали — 28 мм. На ее лицевой стороне в нижней части, вдоль бортика, надпись: «1904–1905», над которой изображено окруженное лучами «Всевидящее Око». Это сложная символико-аллегорическая композиция, изображающая Всевидящего Бога, появляется в русской иконографии с конца XVIII в. Сначала — как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части; позднее из купольного оно переходит в изображение, выполненное на иконописной доске, как икона. Композиция проникла из католической иконографии, она неканонична. Догматическим основанием этого изображения являются слова: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс.32:18).

На оборотной стороне медали — горизонтальная надпись церковнославянским шрифтом в пять строк:

«ДА

ВОЗНЕСЕТЪ

ВАСЪ

ГОСПОДЬ

ВЪ

СВОЕ

ВРЕМѦ»

Эти слова являются цитатой из Нового Завета:

«Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас Господь в свое время» (1 Петра 5:6).

А. А. Игнатьев, в своей работе «Пятьдесят лет в строю», утверждает, что изначально надпись состояла из фразы «ДА ВОЗНЕСЕТЪ ВАСЪ ГОСПОДЬ», но при утверждении этого проекта Николай II лично выбрал текст сразу в том виде, в каком он и присутствует на обороте медали.

Ею награждались военные, участвовавшие в Русско-японской войне, а также медицинские работники и священники, состоящие на службе; штатские лица, отличившиеся в боевых действиях. Причем, медали из разных металлов вручались разным категориям награждаемых.

Серебряный вариант предназначался для награждения защитников Квантунского полуострова и Порт-Артура. Награждены были лица, участвовавшие в данных военных событиях, в том числе, даже жители Порт-Артура, защищавшие его.

Вариант медали из бронзы полагался военным и морякам, независимо от звания и должности, в том числе добровольцам, которые побывали хотя бы в одном сражении против врага на суше или на море.

Медали из меди были вручены военным, не принимавшим прямого участия в боях, но «состоящим на службе в действовавших армиях и находившихся до дня ратификации мирного договора на Дальнем Востоке и вдоль Транссибирской магистрали и Самаро-Златоустовской железной дороги, в местностях, находившихся на военном положении. Аналогично с другими вариантами медали, ею награждались военные, моряки, пограничники, ополченцы, священники, врачи, если эти лица находились по обязанностям службы при войсках или врачебных заведениях» [4, 272].

Также во время этой войны происходили награждения Георгиевскими крестами нижних воинских чинов за храбрость. Награда представляла собой крест, с расширяющимися концами; в центре креста — круглый медальон с изображением великомученика Георгия Победоносца, поражающего копьем змия.

Кроме этого, в 1904г. была учреждены медаль «За бой „Варяга“ и „Корейца“»; а после окончания войны — медаль Красного Креста «В память Русско-японской войны» (1906г.) и медаль «В память похода эскадры адмирала Рожественского на Дальний Восток» (1907г.).

К десятой годовщине начала обороны крепости — 14 января 1914г. был утвержден, как нагрудный знак, крест «За Порт-Артур». Имелось две разновидности этого знака: серебряный — для награждения офицерского состава и светло-бронзовый — для нижних чинов.

Концы креста (42х42 мм) уширены на манер Георгиевского, но со скрещенными в центре мечами (рукоятями вниз); в розетке, стилизованной под шестибастионный многоугольник крепости, на белой эмали изображен черный силуэт эскадренного броненосца с хорошо различимыми бортовыми орудиями. На двух горизонтальных концах креста помещены крупные выпуклые надписи: на левом — «ПОРТЪ», на правом — «АРТУРЪ»; на обороте знака имеется штифт для крепления его на одежду.

Встречаются подобные кресты и из светлой бронзы, несколько отличающиеся от вышеописанного. Они не имеют в розетке эмали, корабль на них изображен в профиль (правым бортом).

Port-Artur Kreuz ofizier.jpg

 

Таким образом, на формирование системы наград Российской Императорской армии периода Русско-японской войны оказали значительное влияние символы христианства.

 

Литература:

 

1.      Библия. Библейское общество, М., — 1995. — 1372с.

2.      Вилинбахов, Г. В. Русские знамена / Г. В. Вилинбахов. — СПб., 2005. — 288 с.

3.      Шеняков, Т. Н. Знамена и стандарты Российской императорской армии конца XIX — начала XXвв. / Т. Н. Шеняков. — М.: ООО «АСТ-Астрель», 2002. — 48 с.

4.      Православная энциклопедия. Т.X.-М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — 751 с.

5.      Чепурнов, Н. И. Наградные медали Государства Российского / Н. И. Чепурнов. — М.: Русский мир, 2000. — 768 с.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): Русско-японская война, Российская Императорская армия, знамя, изображение Спаса, лицевая сторона, вариант медали, Георгия Победоносца, Дальний Восток, пехотный полок, Порт-Артур.