Проблема компенсации арабской собственности на оккупированных Израилем палестинских территориях в 1948–1967 гг.
Автор: Мирошниченко Илья Витальевич
Рубрика: 2. Всеобщая история
Опубликовано в
III международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Москва, январь 2015)
Дата публикации: 07.07.2014
Статья просмотрена: 205 раз
Библиографическое описание:
Мирошниченко, И. В. Проблема компенсации арабской собственности на оккупированных Израилем палестинских территориях в 1948–1967 гг. / И. В. Мирошниченко. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/128/6042/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одной из актуальнейших проблем составляющих вопрос палестино-израильского урегулирования является факт существования израильских населенных пунктов, построенных на месте бывших арабо-палестинских деревень. В результате застройки в 1948–1967 гг. происходит нарастание социальных и гуманитарных проблем в лагерях беженцев, а также сохраняется неурегулированность ближневосточного конфликта. В силу этого представляется важным рассмотреть историю возникновения этого аспекта арабо-израильского конфликта.
Современные исследователи в некоторой степени разнятся в своих оценках количества оставленных арабами поселений. Согласно одним источникам во время Первой арабо-израильской войны 1948–1949 гг. в силу разных причин обезлюдели 377 арабских деревень [1, p. xiv-xviii], согласно другим за один только 1948 г. количество покинутых населенных пунктов составляет порядка 427–429 [2, p. 5]. Другие авторы оценивают общее количество реквизированных арабских поселений за период 1948–1967 гг. в 404 [3, p. xxv-xxvii]. На месте многих разрушенных или покинутых поселений появились еврейские кибуцы.
Бо̀льшее согласие обнаруживается у исследователей в вопросе механизмов превращения некогда арабской собственности в еврейскую. Помимо исключительно силовых способов, существовали и юридические средства. Так, с момента учреждения государства Израиль и по сей день действуют Постановления об обороне (чрезвычайном положении). Сами постановления были унаследованы израильскими властями от английской мандатной администрации, которая приняла их еще в 1945 г. В данном законе существовал раздел под названием “закрытые зоны”, в котором говорилось следующее: “Военный начальник может, согласно распоряжению, объявить любой район или место закрытыми в целях соблюдения настоящего положения. Любой человек, который в любое время, когда на какой-либо район иди место распространяется действие настоящего положения, покидает или входит в данный район или место без письменного разрешения от имени Военного начальника, должен быть обвинен в нарушении этих положений” [4].
Этот закон стал начальным звеном в механизме конфискации арабской собственности, поскольку согласно Закону о собственности отсутствующих от 14 марта 1950 г. лицо, находившееся за пределами Израиля или своего обычного места жительства в Палестине в любое время между 29 ноября 1947 г. и 19 мая 1948 г. лишалось своей недвижимости, переходившей под юрисдикцию Попечителя — председателя Опекунского совета по делам собственности отсутствующих. Далее Попечитель имел право (при согласии специального комитета) передавать имущество отсутствующих другим собственникам, в результате чего на фактически конфискованных землях появились еврейские поселения [5].
Подобным образом был создан юридический механизм конфискации и перераспределения собственности, отправным пунктом в котором было недопущение арабов на свои родные места согласно Постановлениям об обороне 1945 г., а конечным — конфискация их собственности по Закону о собственности отсутствующих 1950 г. под предлогом того что арабы находились за пределами своего обычного места жительства. Эта схема позволила конфисковать собственность у многих тысяч арабов, которые просто переехали в соседнюю деревню, находившуюся в нескольких километрах от места их регистрации.
Имеется другая, более подробная схема этого же механизма. Согласно ей на первой фазе собственность арабов объявлялась собственностью отсутствующих, на второй — принимались законы о собственности отсутствующих и расширении полномочий (передачи прав собственности) 1950 г., на третьей фазе был принят Закон о приобретении земли 1953 г. и, наконец, на последней фазе арабская собственность преобразовывалась в израильскую [6, p. 809–825].
Существовали и иные способы “избавления” от арабских собственников, например, государственные дотации и помощь предоставлялись в первую очередь еврейским сельскохозяйственным кооперативам и предприятиям, что способствовало подрыву экономической самостоятельности арабских предпринимателей [7, с. 131, 159].
Все описанные выше средства и механизмы являлись неотъемлемой частью, так называемой, политики свершившихся фактов (или ползучей экспансии), в результате которой, по данным историка Б. Морриса, на месте брошенных 377 арабских деревень (или около них) появились 186 израильских поселений [1, p. xviii-xx]. Подобная застройка была осуществлена только лишь за период 1948–1949 гг., но согласно другим данным за период 1948–1967 гг. на месте бывших арабских населенных пунктов появилось 161 поселение, а всего к 1967 г. израильтяне успели построить 346 колоний-поселений [8, p. 2].
Еще больший разброс наблюдается в оценке площади и стоимости конфискованной у арабов земли. Не существует единства в данных, приводимых различными израильскими ведомствами, которые колеблются в диапазоне от 2 до 16,5 млн. дунамов (1 дунам = 1000 м2 или 0,001 км2) конфискованной в 1948–1962 гг. земли, стоимостью от 13 до 140 млн. фунтов стерлингов (1 фунт стерлингов 1948 г. = 4,03 долларам США 2003 г.). Отчасти схожие оценки приводят различные комиссии ООН: площадь земель от 3,5 до 16,3 млн. дунамов стоимостью от 100 до 225 млн. ф. ст. [2, p. 369–380]. Впечатляющей на фоне этих цифр выглядит сумма компенсации, которую требуют арабские страны — ее потолок находится на уровне 1,9 млрд. ф. ст. Все данные приводятся в ценах 1948 г. Большая часть приведенных оценок не включают в себя стоимость, а также количество палестино-арабских потерь во время и после войны 1967 г.
Правительство Израиля, понимая, что не сможет выплатить компенсацию даже по минимальным оценкам, начало пытаться выпутаться из сложившейся ситуации. В ответ на конфискации арабской собственности правительства Ирака, Сирии и Египта заморозили, либо национализировали имущество евреев, проживавших в этих странах. Некоторые израильские политики заявили, что такие действия освобождают Израиль от выплаты компенсации палестинцам. Позднее, созданная в 1975 г., Всемирная организация евреев из арабских стран заявила, что абсорбция иммигрировавших евреев стоила Израилю 11,5 миллиардов дол. США [9, p. 10–11].
Проблему арабской собственности Израиль пытался увязать с расходами на абсорбцию иммигрировавших в Израиль евреев. Однако в 1950-х, к огорчению израильского истеблишмента, установленные размеры стоимости имущества евреев в арабских странах были сравнительно малы — 103 млн. дол. США, что было значительно меньше утраченного арабами на бывших палестинских территориях имущества. Были продолжены поиски новых источников компенсации — предполагалось даже связать репарации ФРГ евреям за преступления нацистского режима с компенсацией палестинскому населению. Однако единственным претворенным в жизнь мероприятием данного периода оказалось разблокирование банковских счетов беженцев в Израиле [2, p. 177, 188–191, 195].
В первой половине 1960-х Израиль пытался решить вопрос компенсации негласным путем через индивидуальные выплаты. Израильское правительство вело секретные переговоры с палестинскими беженцами, поселившимися на Кипре о выкупе их земель в Палестине. Однако, как только слухи о подобных операциях дошли до Арабской лиги, она издала специальную резолюцию, согласно которой арабским странам запрещалось передавать Израилю какую-либо информацию о размерах недвижимого имущества палестинцев. Действие резолюции было направлено в первую очередь на Иорданию, поскольку именно она имела данные о количестве брошенных палестинцами земель [2, p. 210–212].
К началу Шестидневной войны 1967 г. Израиль подошел с нерешенной проблемой компенсаций, усугубившейся после окончания конфликта. В ходе него разрабатывались различные варианты урегулирования проблемы арабской собственности и статуса приобретенных территорий. Разведывательное управление ЦАХАЛа предложило принцип “территории в обмен на мир”, а именно освобождение захваченных Израилем в 1967 г. территорий и создание на них независимого Палестинского государства [10, с. 20–22].
Рассматривался вариант образования на захваченных территориях палестинского анклава, объединенного с Израилем в раках федерации. Предполагалось поселить беженцев в Эль-Арише на Синайском полуострове. Разведывательные структуры Израиля — Моссад и АМАН настаивали на немедленном создании Палестинского государства на территориях Западного берега р. Иордан и сектора Газа. При этом допускался ограниченный обмен территориями, на которых большинство составляли арабы, а также создание международного фонда для компенсации беженцам, часть средств в который внес бы Израиль [10, с. 27–39].
В проекте генерала И. Алона выдвигалась идея создания защитного пояса израильских поселений, окружавших территории с арабским населением. Рассматривая проблему беженцев, сначала он предлагал расселить их в районе Эль-Ариша или переселить в Ирак, впоследствии он скорректировал свою позицию и настаивал на передаче Иордании Западного берега и сектора Газы, на которых образовывалась палестинская автономия [10, с. 58–64]. Кроме Ирака правительство Израиля рассматривало варианты отправки беженцев за пределы Палестины в следующие страны: Австралия, Бразилия, Канада, США [11, p. 14, 16].
Каждый из предложенных проектов имел своих сторонников, что привело к дискуссии в израильском руководстве и воспрепятствовало претворению в жизнь какого-либо из них. Сложно судить насколько решительно были настроены сами авторы приводившихся выше предложений — ведь ни один проект не содержал в себе никаких карт, включавших территории, которые Израиль был согласен уступить. Тогда израильское правительство считало, что время работает на него, но с позиции сегодняшнего дня сложно с этим согласиться.
Возвращаясь к проблеме компенсации беженцам, хочется добавить, что современные исследователи кроме вариантов с непосредственной реституцией или индивидуальными компенсациями предлагают также использовать доход от сданной Еврейским национальным фондом в аренду бывшей палестинской собственности в качестве источника денежных выплат палестинским семьям. Однако реалии современной израильской экономики таковы, что дефицит государственного бюджета на 2014 г., согласно данным Центрального статистического бюро Израиля, составляет более 20 млрд. новых израильских шекелей (1 нов. изр. шекель = 0,282406 дол. США) [12].
Таким образом, проблема компенсации палестинским беженцам была создана Израилем в ходе его собственной поселенческой политики. С 1950-х гг. Израилем предпринимались некоторые попытки решения этой проблемы, однако расчет на то, что проблема решиться сама собой не оправдался. В настоящее время долг палестинцам значительно превышает экономические возможности Израиля.
Литература:
1. B. Morris. The birth of the Palestinian refugee problem revisited. Cambridge, Cambridge University Press, 2004–640 pp.
2. M. Fischbach. Records of Dispossession: Palestinian refugee property and the Arab-Israeli conflict. New York, Columbia University Press, 2003–467 pp.
3. R. Davis. Palestinian village histories: geographies of the displaced. California, Stanford University Press, 2011–360 pp.
4. Постановления об обороне (чрезвычайном положении). Ст. 125 URL: http://nolegalfrontiers.org/military-orders/mil02?lang=en
5. Закон о собственности отсутствующих. Статьи: 1 (a,b), 2 (a), 4 (a-1,2), 28 (a,b) URL: http://www.israellawresourcecenter.org/israellaws/fulltext/absenteepropertylaw.htm
6. G. Forman, A. Kedar. From Arab land to ‘Israel Lands’: the legal dispossession of the Palestinians displaced by Israel in the wake of 1948//Environment and Planning D: Society and Space. 2004, vol. 22, p. 809–830 URL: http://out-of-place.haifa.ac.il/library/Israel2.pdf
7. Е. Д. Пырлин. 100 лет противоборства. Генезис, эволюция, современное состояние и перспективы решения палестинской проблемы. М.: РОССПЭН, 2001 г. — 480 с.
8. I. Matar. Jewish settlements, Palestinian rights, and peace (Information paper number 4). Center for Policy Analysis on Palestine, 1996. p. 1–23 URL: http://www.thejerusalemfund.org/images/JewishSettlementsPalestinianRightsandPeace.pdf
9. D. Peretz. Palestinian refugee compensation (Information paper number 3). Center for Policy Analysis on Palestine, 1995. p. 1–20 URL: http://www.thejerusalemfund.org/images/PalestinianRefugeeCompensation.pdf
10. А. Д. Эпштейн. Израиль и (не)контролируемые территории: уйти нельзя остаться. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим,2008 г. — 287 с.
11. T. Segev. The June 1967 War and the Palestinian refugee problem//Journal of Palestine Studies. Vol. 36, No. 3 (Spring 2007). p. 6–22 URL: http://prrn.mcgill.ca/research/papers/segev.pdf
12. Центральное статистическое бюро Израиля. Статистический обзор Израиля. 2013 г. URL: http://www1.cbs.gov.il/reader/shnaton/templ_shnaton_e.html?num_tab=st10_10&CYear=2013 http://www1.cbs.gov.il/reader/shnaton/templ_shnaton_e.html?num_tab=st10_11&CYear=2013