Традиционное хозяйство народа акха в Северном Таиланде. Этнографический очерк | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. История отдельных стран

Опубликовано в

II международная научная конференция «История и археология» (Пермь, май 2014)

Дата публикации: 19.04.2014

Статья просмотрена: 236 раз

Библиографическое описание:

Адаменко, А. А. Традиционное хозяйство народа акха в Северном Таиланде. Этнографический очерк / А. А. Адаменко. — Текст : непосредственный // История и археология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 21-28. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/117/5532/ (дата обращения: 16.11.2024).

Традиционная материальная культура народа акха в Северном Таиланде на сегодняшний день почти не освещена в российской гуманитарной науке. Остаются не исследованными традиционная культура, история и языковые процессы этого народа. Между тем усиливающиеся социокультурные связи между Россией и Таиландом обуславливают необходимость взаимного изучения традиционной культуры обеих стран. Актуальность изучения этносоциальных процессов акха подтверждается быстрой и зачастую насильственной интеграцией этого народа в процесс модернизации тайского общества и государства. Возможность изучения акха как этнического целого может остаться актуальной в течение только ближайших десятилетий. В статье предпринимается попытка исследовать материальную культуру народа акха в северных провинциях Таиланда (Чианг-Рай, Чианг-Май), охарактеризовать основные тенденции социокультурного развития этого народа.

Ключевые слова: акха, Таиланд, этническая группа, традиционная культура, материальная культура

At present, the traditional material culture of the akha people in Northern Thailand are hardly covered in the Russian humanities. The traditional culture, history and linguistic processes of this nation remain unexplored. In the meanwhile, the growing sociocultural relations between Russia and Thailand are calling forth the necessity of reciprocal research into the traditional culture of both countries. The urgency of investigating the traditional material culture of the akha is confirmed by the rapid and, not infrequently, coercive integration of these people into the process of modernization of the Thai society and state. The opportunity to study the akha as an ethnic whole may only remain imperative within the oncoming few decades. In the paper an attempt is undertaken to explore the traditional material culture of the akha people in the northern provinces of Thailand (Chiang-Rai, Chiang-Mai), to characterize the main tendencies of their sociocultural development.

Key words: akha, Thailand, ethnic group, traditional culture, material culture.

Уникальное этнокультурное пространство северного Таиланда в течение длительного времени является предметом пристального внимания со стороны целого ряда научных дисциплин. В общепринятый обиход англоязычных ученых прочно вошло определение «Hill Tribe» [1], под которым традиционно понимаются горные этносы, локализованные на территории северных провинций Таиланда. Традиционная культура, быт и само существование этих народов немыслимо в отрыве от горной среды, в которой они сформировались и живут сегодня. Между тем, ни один из проживающих в северном Таиланде т. н. «горных народов» не является для этого региона автохтонным. Проживающие здесь народы акха, лаху, лису, карены, мяо, хмонги являются переселенцами с территории Бирмы, Китая и Лаоса, эмигрировавшими на территорию Таиланда, спасаясь от социально-политических потрясений в соседних странах. Для многих из них процесс переселения продолжается до сих пор, несмотря на достаточно жесткую миграционную политику Таиланда.

Среди перечисленных горных народов особый этнографический интерес представляет, на наш взгляд, наиболее изолированный и локализованный в районах высокогорья народ акха, эмигрировавший на территорию северного Таиланда из Бирмы и Китая. Для данного этноса характерен не только уникальный тип традиционной культуры, выделяющий его среди других горных народов, но и наличие специфических механизмов сохранения сложившихся культурных форм даже в условиях интенсивной экономической модернизации региона.

Отметим, что традиционная культура, акха вызывает широкий интерес среди западных и азиатских исследователей, однако почти не освещена в отечественной гуманитарной науке. Так, в числе российских авторов, затрагивающих в своих работах данную тематику, необходимо упомянуть Э. О. Берзина, В. И. Гохмана, Е. В. Иванову, В. И. Корнева, Л. Н. Морева, Ю. М. Осипова, Ю. Я. Плам, Е. Н. Афанасьеву, В. Н. Шинкарева и др.

Среди западных исследователей наибольшее внимание традиционной культуре акха уделено в работах Х. А. Бернатзика, П. Льюиса, Д. Фэйнгольда, Дж. Гудмэна, Дж. Хэнкс, К. Камерер, Д. Тукера, Т. Вонгспрасэт, Б. Хенин, Т. Холлвэй, Ф. Шольц, Ш. Такехара, Ж. Янг.

Основой традиционной экономики акха является сельское хозяйство, носящее ярко выраженный экстенсивный характер. Доминирующий и повсеместно распространенный метод подсечно-огневого земледелия обуславливает необходимость постоянных миграций данного этноса и смены сельскохозяйственных угодий [8].

Традиционно размеры посевных площадей акха варьируются от одного до пяти гектаров и расположены на горных склонах недалеко от селения. Процесс подготовки выбранной территории к сельскохозяйственному циклу начинается сразу после завершения сезона дождей. Высохший на солнце лес сжигают, предварительно расставив ловушки для поимки бегущих от огня животных. Затем, удалив с поля камни и остатки деревьев, акха разравнивают пепелище, сооружая на поле и по дороге к нему временные зернохранилища, алтарь, посвященный богу и духам, а также открытую хижину с приподнятым полом и широкой крышей, служащую в качестве временного убежища от дождя и зноя во время работы в поле. В свою очередь временные зернохранилища используют во время транспортировки урожая в деревню в течение всего года и для разных сельскохозяйственных культур [8].

Среди культивируемых растений наибольшее экономическое и сакральное значение имеет рис. Плантации, занятые этой культурой, расположены вокруг каждого поселения акха в северном Таиланде. Рисоводство сохраняет свое значение даже в тех поселениях, где основным источником дохода является участие в туристическом бизнесе, ремесло или культивация иных типов растений. Так, наряду с рисом, акха традиционно выращивают хлопок, табак, мак, а также целый ряд пищевых культур, в числе которых бобовые, сахарный тростник, кукуруза, редька, бананы, дыни, арбузы, батат и др. Посевной сезон в относительно сухом горном климате северного Таиланда обычно начинается в мае и заканчивается к середине июня, в зависимости от типа культуры [9]. Сезон роста продолжается от трех до пяти месяцев, после чего следует уборка урожая и транспортировка в приготовленные хранилища. Акха часто практикуют смешанные посевы (так, например, обычной практикой является созревание опиумного мака вместе с кукурузой или хлопком [4]).

Большую часть полевых работ обычно выполняют женщины, однако в сельскохозяйственном цикле наиболее значимых культур (таких, например, как рис, табак или кукуруза) обычно задействованы все жители деревни, включая детей и подростков обоего пола. Акха не используют тягловых животных, борону или плуг, традиционно совершая основной объем полевых работ с помощью ряда довольно простых сельскохозяйственных орудий. В их числе (Рис.1): Инструменты для обработки почвы (1, 2), мотыги (4, 7, 8), серп (6), деревянные колотушки (5, 9), мачете (3) [1].

Рис.1: Инструменты для обработки почвы

Среди одомашненных животных в традиционном хозяйстве акха наибольшее значение имеет свинья, выступающая в качестве основного источника мяса. В современных поселениях акха свиньи встречаются повсеместно, свободно перемещаясь по территории деревень и окрестностям. Еда для них ежедневно готовится на женских половинах домов в специально устроенных для этого очагах. На ночь свиней запирают в загоны, как правило, расположенные в нижней части жилых строений.

Крупный рогатый скот в поселениях акха в северном Таиланде встречается крайне редко и в основном также выступает в качестве источника мяса. Коровы и буйволы пасутся на специально отведенных для этого горных пастбищах, на ночь возвращаясь в деревню. В работах таких этнографов, как Пол Льюис и Адольф Бернатзек, изучающих акха в Бирме, мы находим неоднократные упоминания о разведении крупного рогатого скота на продажу [1,8], однако в Таиланде подобная практика среди акха не распространена.

Не менее важную роль в традиционном хозяйстве акха играют собаки и кошки.

Собаки помогают пасти скот, загонять дичь на охоте, а также часто употребляются в пищу. Как правило, их мясо приносится в жертву духам, богу и предкам во время различного рода культовых церемоний. Нужно отметить, что в рационе акха собачье мясо занимает особое место и считается своего рода деликатесом. Акха часто покупают собак во время посещений тайских поселений и городов [3]. В этом смысле жертва в виде приготовленного собачьего мяса приобретает особую ценность и значение.

В свою очередь кошки защищают дома и зернохранилища от крыс и других грызунов. Им также, как и собакам, акха приписывают способность видеть населяющих мир духов.

Также в традиционном хозяйстве акха широко распространено птицеводство. Куры, петухи и цыплята являются неотъемлемой частью поселений. На ночь птиц запирают в расположенные под домами бамбуковые клетки для защиты от хищников.

В жилых помещениях акха часто содержат попугаев самых различных видов, а также диких голубей. Последних, как правило, используют в качестве приманки во время охоты на птиц.

В условиях довольно серьезных ограничений, налагаемых правительством Таиланда на использование растительных и животных ресурсов лесного массива северных провинций, охота и собирательство играют все меньшую роль в качестве способа непосредственного жизнеобеспечения, однако сохраняют свое значение традиционного промысла [7]. Охотой, рыбалкой, а также собирательством дикорастущих плодов и растений акха занимаются в период, следующий за сбором урожая, а также в условиях неурожайного времени. Охотой и рыбалкой занимаются преимущественно мужчины, а собирательство остается традиционно женским занятием.

Нужно отметить, что в современных условиях северного Таиланда традиционные способы охоты сохраняют свое значение среди акха, во многом по причине труднодоступности и высокой цены современного огнестрельного оружия. Довольно редко используются также кремневые ружья, обычно приобретаемые акха у соседних народов. Основным охотничьим инструментом акха в условиях, покрытых тропическим лесом гор является арбалет, широко распространенный среди всех горных народов северного Таиланда. В поселениях акха с этим орудием промысла и довольно эффективным оружием умеют обращаться все члены общины независимо от пола и возраста. Повсеместно встречаются детские модели арбалетов, а также облегченные женские варианты. Изготовлением и ремонтом арбалетов занимаются, как правило, взрослые мужчины, а работу с металлическими деталями механизма и стрелами осуществляет деревенский кузнец. Мужские модели арбалетов обычно достигают в длину сто тридцать сантиметров, однако встречаются и более длинные экземпляры. Спусковой механизм изготавливается из металла, слоновой кости, рога или древесины. Пеньковая тетива обычно перевивается с полосой лыка в центральной части, в большей степени подверженной износу. Стрелы, как правило, имеют бамбуковые наконечники и хранятся в деревянных колчанах.

Проникающая сила арбалета довольно значительна, уровень меткости и владения этим оружием находится на высоком уровне.

Акха охотятся поодиночке и в небольших группах, активно используя собак, приманки и довольно сложные по конструкции ловушки.

Основными объектами охоты являются не слишком крупные животные, такие как обезьяны, куницы, олени, дикие свиньи и т. д. Охота на них ведется постоянно, сезоны охоты на отдельные виды дичи отсутствуют. Загонный способ охоты довольно простой. Загонщики с собаками выгоняют дичь на стрелков, после чего в случае необходимости выслеживают подраненную дичь в лесу.

Ловушки, используемые для охоты, имеют различные конструкции и назначение.

Так, для охоты на попугаев и диких голубей на крышах домов устанавливают деревянные рамы, к верхним концам которых прикрепляют по две деревянные крестовины, обмазанные известью и клеем. Клей изготавливается из сока каучуковой лианы, сохраняющего нужные качества и консистенцию в течение длительного времени [2].

Другой тип ловушки представляет собой прямоугольную сеть, сплетенную из каучуковой лианы или простой веревки, натянутую над заготовленной приманкой. Закрепив каждый из четырех концов на земле, центральную часть сетки приподнимают с помощью перекинутой через горизонтальную опору веревки. В момент появления птицы под сетью веревку отпускают и сеть падает вниз. Такой тип ловушки часто используется детьми и женщинами, а также предлагается в качестве развлечения в деревнях, включенных в туристические маршруты [2].

Более сложная конструкция ловушки используется для поимки мелких млекопитающих, таких как крысы, белки, куницы, дикие кошки и т. д. Ловушка состоит из бамбукового прута, который согнут и прикреплен к дереву. Когда животное входит через арку и берет приманку, палка отдаляется и падает в кольцо. Это заставляет прут уйти вверх, и натянутый бамбук выпрямляется и дергает за нить, которая затягивает петлю вокруг дичи [2].

Рыбалка традиционно является наименее популярным занятием среди акха ввиду отсутствия крупных речных водоемов в непосредственной близости от их поселений. Однако необходимо отметить, что в деревнях, расположенных вдоль течения реки Мае Кок, рыбный промысел все же осуществляется с помощью удочек, острог и небольших по размеру ручных сетей, закрепленных на перфорированных деревянных обручах.

Основой традиционного рациона акха является рис, а также ряд менее значимых растительных продуктов, в числе которых бобовые, кукуруза, батат, редька, бананы, клубника, арбузы и т. д. Дичь, а также мясо домашних животных также является частью их повседневной и праздничной кухни. Продукты собирательства в виде дикорастущих съедобных растений, личинок и насекомых также эпизодически употребляются в пищу [9]. Однако стоит отметить, что в случае дефицита риса все перечисленные продукты не могут гарантировать общине акха нормальный рацион питания.

Акха традиционно очень аккуратны в приготовлении пищи. Основная роль отводится женщинам, однако мужчины также вовлечены в этот процесс, особенно во время праздничных трапез, когда мужчины и женщины едят на разных половинах дома, соблюдая предписанное табу. (В этом случае дети едят на женской половине дома). Во время повседневных приемов пищи семья обычно обедает на деревянной веранде перед домом, при этом еду для таких трапез готовят женщины. Семьи акха обычно едят три раза в день, однако во время активных полевых работ количество приемов пищи может быть уменьшено, при этом часть еды съедается прямо на поле в холодном виде.

Рис составляет основу каждой трапезы и обычно готовится посредством предварительного замачивания и варки. По достижении нужного состояния полученная масса отжимается вручную от избыточной влаги, а затем запаривается в деревянном сосуде. Рис, приготовленный таким образом, сохраняет питательные свойства и твердую консистенцию [8].

Аналогичным образом поступают с кукурузой кипятя, ее до состояния готовности в металлической или глиняной посуде. Впрочем, обычной практикой является употребление в пищу сырых початков, а также поджаренных на открытом огне. Кукурузные зерна, смешанные с рисом, часто используют в качестве корма для домашней птицы. Использованные и отшелушенные початки используются как топливо для очага.

Мясо едят как в сыром (смешивая его со специями), так и в вареном и жареном виде. Сохраняют его посредством копчения над огнем или засаливания. Куриные яйца и приготовленные из них блюда также являются постоянным элементом ежедневных трапез.

Среди выращиваемых акха фруктов наиболее популярными являются бананы, их пекут, жарят, также едят в сыром виде, часто мелко наскобленными в виде пасты. Арбузы, дыни, манго и дурианы в изобилии присутствуют в рационе акха. Наиболее популярной приправой является перец чили, который часто добавляют в мясные и растительные блюда. Технология производства соли акха неизвестна, этот продукт покупают обычно в тайских поселениях.

Наиболее употребляемыми напитками акха являются вода и чай. Питьевую воду обычно берут в близлежащих речных водоемах и ручьях. Также в определенной части горных поселений акха имеются системы концентрации и очистки воды, установленные на средства тайского правительства, а также ряда гуманитарных организаций, в числе которых World Vision Project, AFECT (Akha Association for Education and Culture in Thailand), IMPECT (Inter-mountain People’s Educational and Cultural Center in Thailand), Hill tribe Development and Welfare Center, Hill Area Development Foundation и др. [4].

Чай в традиционной культуре акха высушивается в полых бамбуковых трубках, после чего приобретает специфический привкус и аромат. Акха пьют его из бамбуковой посуды, очень горячим, часто совмещая с курением табака.

Изготовление пива акха неизвестно, однако дистилляция риса с целью получения алкогольного напитка широко распространена.

Технология изготовления такого рода напитка выглядит следующим образом. В неочищенный рис добавляют дрожжи и оставляют открытый сосуд с приготовленной смесью настаиваться в течение одной ночи. Утром сосуд плотно закрывают крышкой и оставляют бродить в течение десяти дней. По истечении этого времени в смесь добавляют воду и приступают к дистилляции. Добавление воды происходит неоднократно, однако уже после первой дистилляции продукт обладает значительной крепостью. Необходимо отметить, что наряду с алкогольными напитками кустарного производства в горных поселениях акха распространен дешевый алкоголь бирманского, тайского и китайского производства, что делает алкогольную зависимость одной из актуальных проблем этого региона [5].

Другим не менее распространенным стимулятором является табак, плантации которого являются неотъемлемой частью сельскохозяйственных угодий акха.

Курение табака практикуют, как правило, почти все акха, подчас не исключая детей и подростков. Столь ранние случаи табачной зависимости обусловлены лояльным отношением к этой привычке в традиционной системе ценностей данного этноса.

Акха выращивают табак отдельно, не смешивая его с другими культурами. Собранные табачные листья перед сушкой упаковывают в плотные пачки и заворачивают в несколько слоев широких листьев банановых пальм. По прошествии нескольких дней свертки разворачивают, а листья высушивают на солнце, упаковывая их затем в бамбуковые или деревянные конвейеры.

Приготовленный табак, высушенный и измельченный, носят на поясе в маленьких коробочках, сплетенных из ротанговой пальмы, или в небольших контейнерах из бамбука с откидной крышкой. Также иногда используются серебряные табакерки колониальной эпохи, являющиеся, впрочем, достаточно редким явлением.

Акха курят табак только с помощью трубок, не скручивая в отличии от соседних горных народов сигар или сигарет. Они также не используют жевательный или нюхательный табак. Практика курения конопли также отсутствует. Сигареты, произведенные крупными табачными компаниями, встречаются в горных поселениях крайне редко, однако среди молодежи в «туристических» поселениях этот продукт пользуется популярностью [7].

В традиционной культуре акха используются несколько типов курительных трубок, часто свидетельствующих о материальном и социальном статусе их владельца. (Рис.2): Курительные трубки, вырезанные из древесины с прикрепленным бамбуковым мундштуком (1, 2), курительные трубки, сделанные полностью из бамбука и украшенные гравировкой с шерстяными шнурами и кисточками (3, 4), длинные серебряные курительные трубки, принадлежащие исключительно старейшинам и являющиеся символом авторитета и влияние их владельца (5) [1].

Рис. 2. Курительные трубки акха

Наконец, нельзя не упомянуть практику курения опиума, являющуюся сугубо деструктивной, однако по-прежнему актуальной частью традиционной культуры акха. Нужно отметить, что являясь в условиях горных поселений по сути единственным обезболивающим, опиум сохраняет свое значение как своеобразное лекарство, употребляемое значительным количеством акха. Отметим также длительную историю опиума в регионе и как следствие его неразрывную связь с историей и культурой ряда горных народов [6].

Завершая характеристику употребляемых акха стимулирующих веществ, отметим также довольно распространенную привычку жевания бетеля.

Наряду с уже упомянутыми аспектами традиционной хозяйственной деятельности уникальным народным промыслом акха является изготовление корзин из дерева, бамбука и ротанга.

Традиционно акха пользуются следующими типами корзин:

1.                  Наплечная корзина. Свободно сплетённая из бамбуковых полос шириной примерно в один сантиметр. Такие корзины являются наиболее распространенным средством для переноса различных продуктов сельского хозяйства и используются повсеместно. Встречаются корзины самых разных размеров, в том числе и совсем небольшие, предназначенные для детей. Форма наплечных корзин акха довольно специфична и, по мнению некоторых ученых, косвенно указывает на тибетское происхождение этого народа. Отличительной чертой корзин акха является дополнительная налобная лямка, используемая для распределения нагрузки и ослабления давления на плечи. Лямка изготавливается из кожи или полос молодого бамбука шириной примерно три сантиметра, тщательно переплетенных между собой. (Рис.3. (1), (5))

2.                  Домашняя корзина для хранения сыпучих материалов. Изготавливаются из полос бамбука шириной примерно шесть сантиметров, переплетённых крестообразно. Такие корзины устанавливают на возвышении в жилых помещениях или в зернохранилищах и используют для хранения хлопка, зерновых и т. п. (Рис. 4 (1))

3.                  Корзина для транспортировки сыпучих продуктов с двойными стенами и прямоугольным основанием. Внутреннее плетение этой корзины состоит из бамбуковых полос примерно в один сантиметр шириной. В верхний край корзины часто вплетается круглая бамбуковая палка, выполняющая роль рукояти. (Приложение № 4 (2)

4.                  Корзина небольшого объема, используемая как часть кухонной утвари. Корзина является округлой по форме и сплетена из полос ротанговой пальмы примерно четыре миллиметра шириной, каждая стенка различного плетения. Основа корзины сделана из бамбуковых полос в один сантиметр шириной. Эта корзина также используется в качестве тарелки во время трапезы. (Рис. 3 (2))

5.                  Корзина для хранения одежды и ценностей. Конструкция этой корзины усилена посредством вертикально стоящих веток ротанговой пальмы. Стенки корзины сплетены достаточно плотно за счет плотно прилегающих узких полос ротанговой пальмы. Имеет определенную коммерческую ценность, иногда используется как разменное средство, заменяющее деньги. (Приложение № 3 (3, 4)

6.                  Маленькая корзинка для хранения табака. Изготавливается из дважды переплетенных полос ротанговой пальмы. Женщины также носят эти маленькие корзины на поясе, как контейнеры для ямса.

7.                  Корзина для домашней птицы. Свободно сплетенная из бамбуковых полос примерно 13 миллиметров шириной. Встречаются корзины такого типа различных форм и размеров.

8.                  Плоская корзина с двойным дном для отделения зерен от плевел.

Рис. 3.

Рис. 4.

Не менее важные функции в традиционном хозяйстве акха выполняют также плетенные из бамбука и ротанга циновки. Как правило, ими покрывают пол в жилых помещениях, а также веранд и зернохранилищ. Циновки обычно имеют единообразный общий способ плетения, различающийся по сути только шириной полос используемого для плетения материала. Так, например, циновки, которыми покрывают спальные места, изготавливают из бамбуковых полос примерно в полсантиметра шириной. При этом размеры таких циновок приблизительно 160 X 100 сантиметров. Большие циновки, предназначенные для просушивания риса и других продуктов, плетутся из бамбуковых полос примерно два — три сантиметра шириной. Когда в них нет необходимости, циновки скатывают и убирают в подсобные помещения [8].

Из бамбука и ротанга акха также изготавливают широкополые шляпы для защиты от дождя, имеющие традиционные для юго-восточной Азии круглую и коническую форму. Конструкция шляпы включает в себя бамбуковый прут, расщепленный посередине, в котором зажата развертывающаяся веером поверхность. Плоскость шляпы сплетена из бамбуковых полос примерно три сантиметра шириной. Завершающая полоса, как правило, шириной два сантиметра и сделана из узких четырехмиллиметровых полос ротанговой пальмы, прошитых по краю нитками.

Также, из растительных материалов акха изготавливают рыболовные сети, веревки и прочие немаловажные предметы быта.

Подводя итог представленной характеристики традиционной хозяйственной деятельности акха в северном Таиланде, необходимо еще раз отметить ее самобытный характер, ярко выделяющийся даже в условиях этнического многообразия региона. Еще раз отметим ее особую уязвимость в условиях стремительной модернизации северных провинций Таиланда и неизбежное, на наш взгляд, разрушение в случае отсутствия последовательной государственной политики, направленной на защиту и развитие существующих форм традиционной культуры. Современные реформы Таиланда в этом вопросе, описанные в первой главе исследования, ориентированы скорее на интеграцию акха в гражданское сообщество Таиланда и в действующую систему экономических связей, неизбежно влекущую за собой разрушение традиционного жизненного уклада. Однако активная деятельность гражданского омбудсмена акха, а также ряда правозащитных организаций дает основания надеется, что данный этнос совместно с другими горными народами сумеет выработать эффективную модель сохранения традиционной культуры. В связи с этим необходимо подчеркнуть важность сохранения традиционной экономики, выступающей залогом выживания акха, а, в конечном счете, залогом сохранения национально-культурной идентичности этого народа.

Литература:

1.      Bernatzik, Hugo Adolf, Akha and Miao: Problems of Applied Ethnography in Father India, Innsbruck, 2012

2.      Boonchana, Thongsaen. Akha Women, Working in the City and Selling themselves and AIDS / Thongsaen Boonchana// Paper Presentation at 1st International Conference on Hani/Akha Culture, 1993. — P. 9.

3.      Bragg, Katherine, “The Akha: Folk Botany and Forest Traditions,” in Northern Miscellany, Geoffrey Walton ed., Jareuk Publications, Chiang Mai, 2011

4.      Grunfeld, Frederic V., Wayfarers of the Thai Forest: the Akha, Time-Life Books, Amsterdam, 2005

5.      Department of the Army, Ethnographic Study Series: Minority Groups in Thailand, Washington, 1998 p.46–59

6.      Guseau, Leo Alting von, “Dialectics of Akhazang,” in McKinnon-Bruksasri, Highlanders of Thailand 2007 p. 38–47

7.      IMPECT Inter-mountain People’s Educational and Cultural Center in Thailand. Programs: South East Asian Mountain People Culture and Development: Research, Documentation, Information Programmes, Chiang Mai, Thailand 2011 218p.

8.      Lewis, Paul, Akha Village and Political Systems, University of Oregon, 2004

9.      Walker, Anthony and others, Farmers in the Hills: Upland Peoples of North Thailand, The Chinese Association for Folklore, Taipei, 1998

Основные термины (генерируются автоматически): традиционная культура, северный Таиланд, ротанговая пальма, корзина, народ, поселение, полоса, сантиметр шириной, Таиланд, традиционное хозяйство.

Похожие статьи

Изготовление хлопковой ткани в традиционной культуре народа акха в северном Таиланде. Этнографический очерк

Традиционная материальная культура народа акха в северном Таиланде на сегодняшний день почти не освещена в российской гуманитарной науке. Остаются не исследованными традиционная культура, история и языковые процессы этого народа. Между тем усиливающи...

Этнокультурное влияние корейского населения в Японии

Актуальность темы заключается в необходимости подробного изучения этнокультурных изменений в японском обществе, вызванных увеличением демографического влияния корейской диаспоры в Японии, которая является одной из самых значительных и исторически сло...

Использование качественного метода в изучении традиций социализации

В статье рассматриваются специфические особенности качественных исследований и качественных методов, традиции общения и взаимодействия кыргызов, а также способы использования метода этнометодологии в исследовании традиции социализации кыргызов. Теор...

Подготовка казахских чиновников в XIX веке: историографический обзор

Статья раскрывает основные этапы развития историографии подготовки казахских чиновников в XIX в: дореволюционный, советский и современный периоды. Положения статьи доказывают субъективность исторических данных исследований данного вопроса в дореволюц...

Историческая трансформация шиитской общины на территории современной России

Представители шиизма в нынешней мусульманской общине России находятся в меньшинстве и не занимают автохтонного положения, а потому вопрос о создании соответствующей формы самоутверждения, которая будет предусматривать воздействие всевозможных обстоят...

Этностатусные позиции украинцев в полиэтничном Крыму

Статья посвящена проблеме этнического статуса украинского этноса в полиэтничном Крыму. Рассматриваются основные факторы, оказавшие влияние на формирование этнического статуса украинской этнической общности, которая, в силу исторических традиций и про...

Этнокультурная значимость народных игр на примере корейской игры «Чегичхаги» и таджикской игры «Лянга»

В данной работе рассматривается этнокультурная значимость народных игр на примере корейской игры «чегичхаги» и таджикской игры «лянга». Этнокультурные игры, являясь частью народной культуры, оказывая влияние на развитие человека во всех сферах жизнед...

Особенности формирования и развития декоративно-прикладного искусства Золотой Орды

Исследование основных видов орнамента в Золотой Орды представляет актуальный вклад в изучение культурного наследия многих народов, в первую очередь татар. Целью данной статьи является анализ особенностей формирования и развития декоративно-прикладног...

Сравнительный анализ эволюции политических режимов Аргентины, Грузии и Румынии в контексте третьей волны демократизации

В данной работе будет проведена комплексная оценка политической ситуации в трех государствах, исторически принадлежащих к различным культурам, а также отдалённых c геополитической точки зрения. В частности, в настоящее время существует необходимость ...

Традиционные верования вьетнамского народа

В своей работе, авторы дали характеристику, отметили особенности и проанализировали сходства и различия традиционных верований Вьетнама и соседних народов (Китая и Индии). А также объяснили необходимость понимания места, роли и значения традиционных ...

Похожие статьи

Изготовление хлопковой ткани в традиционной культуре народа акха в северном Таиланде. Этнографический очерк

Традиционная материальная культура народа акха в северном Таиланде на сегодняшний день почти не освещена в российской гуманитарной науке. Остаются не исследованными традиционная культура, история и языковые процессы этого народа. Между тем усиливающи...

Этнокультурное влияние корейского населения в Японии

Актуальность темы заключается в необходимости подробного изучения этнокультурных изменений в японском обществе, вызванных увеличением демографического влияния корейской диаспоры в Японии, которая является одной из самых значительных и исторически сло...

Использование качественного метода в изучении традиций социализации

В статье рассматриваются специфические особенности качественных исследований и качественных методов, традиции общения и взаимодействия кыргызов, а также способы использования метода этнометодологии в исследовании традиции социализации кыргызов. Теор...

Подготовка казахских чиновников в XIX веке: историографический обзор

Статья раскрывает основные этапы развития историографии подготовки казахских чиновников в XIX в: дореволюционный, советский и современный периоды. Положения статьи доказывают субъективность исторических данных исследований данного вопроса в дореволюц...

Историческая трансформация шиитской общины на территории современной России

Представители шиизма в нынешней мусульманской общине России находятся в меньшинстве и не занимают автохтонного положения, а потому вопрос о создании соответствующей формы самоутверждения, которая будет предусматривать воздействие всевозможных обстоят...

Этностатусные позиции украинцев в полиэтничном Крыму

Статья посвящена проблеме этнического статуса украинского этноса в полиэтничном Крыму. Рассматриваются основные факторы, оказавшие влияние на формирование этнического статуса украинской этнической общности, которая, в силу исторических традиций и про...

Этнокультурная значимость народных игр на примере корейской игры «Чегичхаги» и таджикской игры «Лянга»

В данной работе рассматривается этнокультурная значимость народных игр на примере корейской игры «чегичхаги» и таджикской игры «лянга». Этнокультурные игры, являясь частью народной культуры, оказывая влияние на развитие человека во всех сферах жизнед...

Особенности формирования и развития декоративно-прикладного искусства Золотой Орды

Исследование основных видов орнамента в Золотой Орды представляет актуальный вклад в изучение культурного наследия многих народов, в первую очередь татар. Целью данной статьи является анализ особенностей формирования и развития декоративно-прикладног...

Сравнительный анализ эволюции политических режимов Аргентины, Грузии и Румынии в контексте третьей волны демократизации

В данной работе будет проведена комплексная оценка политической ситуации в трех государствах, исторически принадлежащих к различным культурам, а также отдалённых c геополитической точки зрения. В частности, в настоящее время существует необходимость ...

Традиционные верования вьетнамского народа

В своей работе, авторы дали характеристику, отметили особенности и проанализировали сходства и различия традиционных верований Вьетнама и соседних народов (Китая и Индии). А также объяснили необходимость понимания места, роли и значения традиционных ...