Ключевые слова: водоподъемное колесо, подземная канава, кувшина, вод протекающая каналы, огражденное поле, головня канала, благополучие, протекающая вода, канал, поливное орошение.
Key words: water supply vehicle, underground tube, jug, water run tube, main tube, running water, channel, irrigation.
Одним из малоизученных и недостаточно освещенных остается в научной литературе вопрос о характере хивинского земледелия в период позднего феодализма.
В дореволюционной исторической, историко-географической литературе, а также в русской периодической печати имеется обширный материал по земледельческой культуре оазиса. Записки и сочинения русских путешественников, а также воспоминания и рассказы торговцев и людей, побывавших в невольничестве, ожидают еще широкой научной разработки.
В XIX — начале XX в. Хива представляла собой отсталую аграрную страну. Основное место в сельском хозяйстве занимало орошаемое земледелие. Им было занято свыше 90 % населения, причем дехкане владели на правах собственности только 5,3 % культурных земель, тогда как в руках эксплуататорской верхушки: хана и его родственников, сановников, беков, баев, духовенства и служилых людей— находились огромные земельные богатства страны, которые обрабатывались трудом безземельных и малоземельных крестьян на началах издольной аренды.
Записки русских путешественников и исследователей дают нам интересные сведения о сельском хозяйстве Хивинского ханства.
«Количество обрабатываемой земли в Хивинском оазисе в точности также неизвестно, но судя по аналогии с Бухарою и русским Туркестаном, оно не должно превосходить 100 кв. географических миль. Остальные земли — степи и болота», — указано в материалах первой половины XIX в. [1.c.157]
Подполковник Г. И. Данилевский приводит факты, касающиеся только левобережья Амударьи Хивинского ханства: «Количество обрабатываемой земли, состоящей под пашнями и садами, до 700 000 десятин или 1 866 666 танапов» [2.c.123].
Данные Г. И. Данилевского — единственная цифра, определяющая земли ханства по левобережью, которая долгое время использовалась в научной литературе как единственно достоверное сведение. Гиршфельд и Галкин приводят сведения” относящиеся к началу XX в., согласно которым обрабатываемые земли в ханстве составляли 324 000 десятин, а общая площадь культурных пастбищ — 2 005 520 десятин [3.c.142]. В. Лобачевский определил в 1909 г. площадь под пашнями в ханстве в количестве 221 127 десятин [4.c.73].
Побывавшие в оазисе путешественники, исследователи и другие, размышляя о хивинском земледелии, культуре обработки полей, в основном проявляли объективный, реальный подход к вопросу. Они отмечали, что в обработке земли применялись примитивные орудия труда, в частности лопата, местная соха, кетмень и т. п., требовавшие больших физических усилий. Вместе с тем они указывали, что культура орошаемого земледелия в оазисе стояла на относительно высокой ступени. Его главной особенностью было искусственное орошение.
Н. Муравьев писал: «Народы, населяющие Хивинское ханство, занимаются хлебопашеством и садоводством, сия отрасль занятий составляет главнейший их доход» [5.c.269]. Г. И. Данилевский так определял занятие населения ханства: «Сельское хозяйство и торговля составляют главные, или лучше сказать, единственные отрасли промышленности хивинцев» [6.c.111]. Далее он писал: «Хивинское сельское хозяйство ограничивается хлебопашеством, садоводством и шелководством, прочие же отрасли земледелия не существуют в ханстве» [7.c.115]. Исследовавший край в 1873 г. фармацевт И. Краузе, делясь своими наблюдениями, писал: «Земледелие в Хивинском: ханстве стоит на гораздо высшей ступени развития, чем в Бухарском и Кокандском или Туркестанском крае, с удовольствием каждый смотрит на хивинское поле, которое безошибочно можно назвать образцовой фермой. Это достигнуть можно; только веками». Далее Краузе пишет о способах орошения в оазисе: «Орошение в Хивинском ханстве весьма затруднительная операция, она производится посредством персидских водоподъемных колес, отчего туземцы дорожат каждой каплей воды» [9.c.180].
Путешественники особенно удивлялись способам и средствам ведения земледельческих работ, которые вырабатывались веками в традиционном хозяйстве Хивинского оазиса. «В самой Германии, — отмечал Н. Муравьев, — не видал я таких растений на обрабатываемых полях, как в Хиве, все дома обведены каналами, по коим сделаны везде мостики. Я ехал по прекрасным лужайкам между плодовитыми деревьями, множество птиц увеселяло меня пением. Кибитки и строения из глины, рассыпанные по сим прекраснейшим местам, составляли весьма приятное зрелище» [10.c.88]. Ту же картину описывала периодическая печать: «Глаз поражается могучими 300- и 400-летними карагачами, широкими раскидистыми тутовниками. Эти могучие старики-карагачи встречаются здесь на каждом шагу, каждая сакля осенена ими. Масса тополей, тута и серебристой маслины также производит чрезвычайно приятное впечатление. Долина Амударьи напоминает лучшие места Зеравшанской долины, Бургундии и Ломбардии» [11.c.].
Один из очевидцев писал: «Благодаря искусственному орошению известной части Хивинского ханства, местность эта сделалась удобной для успешного хлебопашества и садоводства. Главнейшее хлебное растение, разводимое в ханстве, — пшеница, которая сеется раннею весною» [12.c.77].
В первой половине XIX в. в Хивинском оазисе, в условиях перехода к оседлости в прошлом кочевых племен и родов, отмечалось развитие многих отраслей растениеводства. «Вообще жители, особенно сарты, деятельно занимаются хлебопашеством и садоводством, а потому собственно Хива представляет прекраснейшее зрелище. Везде в ней цветущие луга и поля, богатые жатвы, виноградники и плодовитые сады. Всякого рода хлеба здесь родятся гораздо больше» [13.c.77].
Значительные площади были заняты пшеницей, джугарой и другими зерновыми, составляющими одну из доходных статей населения оазиса. «Преимущественно они сеют пшеницу, которая у них чрезвычайно многоплодная, сарацинское пшено, кунжут, доставляющий хорошее масло, ячмень, коноплю для лошадей, возделывают они растение, называемое джюгань, которое также очень многоплодное» [14.c.77–78].
«Пшеница, — писал М. Иванин, — сеется на пространстве от местечка Питняка до г. Шахабада. Она сеется осенью в конце сентября. На танап сеется от 3 до 5 пудов, в хороший год получают с танапа до 60 пудов. Она поспевает в конце июня» [15.c.268].
«Урожай, — отмечал путешественник Голосов, — здесь от искусственного орошения полей довольно хороший и почти постоянен, а излишний от собственного потребления хлеб хивинцы сбывают окрестным кочевым народам» [16.c.83]. Н. Муравьев, в частности, сообщает, что проездом в Хиву «встретились мы с большим караваном туркменов из поколения човдыр, племени игдыр, верблюдов было до 1000, людей до 200. Они... выехали из Хивинского ханства, закупив благополучно хлеб» [17.c.81].
В материалах конца XIX — начала XX в., когда ханство находилось уже под протекторатом царизма, отмечается, что в Хиве «под пшеницей было занято около 30 % культурной земли, под джугарой около 26 %, под хлопком около 17 % и под клевером около 15 %, а остальная площадь занята посевами других растений» [18.c.90].
С развитием в ханстве хлопководства выращивание хлеба отходит на второй план, но общая площадь под зерновыми долго еще оставалась весьма значительной. Основное место среди них занимала джугара, которая использовалась и как продовольственная, и как кормовая культура. «Во время движения нашего отряда — отмечал Л. Костенко, — наибольшее количество засеянных полей находилось под джугарой» [19.c.129]. «Джугара, — писал М. Иванин, — сеется в большом количестве, преимущественно узбеками, на пространстве от Шахабада к г. Кунграду.
Поля, засеянные этим растением, наводняются от 4 до 6 раз, в лето, отчего оно сеется в местах более удобных для наводнения. Семена джугары употребляются в пищу для людей и для корма лошадей. Они весьма питательны» [20.c.286].Г. И. Данилевский замечает: «На базарах ханства цена джугары за батман 1 руб. ассигнациями, зерно которого употребляется в пищу, а стебель заменяет сено для лошадей и другого домашнего скота» [22.c.120].
В записках М. Иванина говорится: «Джугара сеется в мае и июне месяце. На танап посева выходит от 6 до 10 фунтов, семян собирают с танапа до 100 пудов, стеблей от 250 до 400 пудов. Ствол растения имеет более сажени высоты, толщина его около дюйма» [23.c.23–24].
В течение веков в результате упорного труда хивинского дехканина, несмотря на применение примитивных орудий, культура земледелия в оазисе обогащалась народным опытом полеводства в условиях искусственного орошения. Как отмечали Галкин и Гиршфельд, «обработка земли там на такой высоте, что у туземцев ей можно было бы поучиться нашим крестьянам. Хивинец и со своей первобытной сохою, бороною и малою и с простым по устройству чигирем умеет достигнуть прекрасных результатов» [24.c.157–158].
В земледелии оазиса издавна применялась система многополья — севооборот с сочетанием различных культур, в результате чего ни одно поле не оставалось необработанным. Почва обрабатывалась очень тщательно, с применением местных удобрений. Все это обеспечивало получение довольно значительных для того времени урожаев.
Литература:
- Обзор доступов к Хивинскому ханству// Туркестанский сборник. Т. 82.
- Данилевский Г. И. Описание Хивинского ханства//ЗРГО. Кн. V. 1851.
- Гиршфельд, Галкин. Военно-статистическое описание Хивинского оазиса.Ч. II. Ташкент, 1903.
- Лобачевский В. Военно-статистическое описание Туркестанского военного округа: Хивинский район. Ташкент, 1912.
- Муравьев Н. Путешествия в Туркмению и Хиву в 1819–1820 гг. капитана Николая Муравьева, посланного в сии страны для переговоров. М., 1822.
- Данилевский Г. И. Описание Хивинского ханства
- Известия ИРГО. 1874. Т. X.
- Краузе И. О хивинском земледелии//Туркестанский сборник. Т. 83.
- Муравьев Н. Путешествия...
- Московские ведомости. 1873. 18 июля.
- Русский инвалид. 1873. № 77.
- Хива или географическое и статистическое описание Хивинского ханства, состоящего теперь в войне с Россией. М., 1840.
- Иванин М. Хива и река Амударья//Туркестанский сборник. Т. 50.
- Сборник статей о Средней Азии. Т.II. (сост. Гейнсом).
- Муравьев Н. Путешествия... Ч. II.
- Шкапский О р. Как хивинцы ведут полевое хозяйство на своих безводных землях. М., 1900.
- Костенко Л. От Хивы до Казалинска//Туркестанский сборник. Т.
- Иванин М. Хива и река Амударья.
- Муравьев Н. Путешествия...
- Данилевский Г. И. Описание Хивинского ханства.
- Иванин М. И. Хива и река Амударья. СПб., 1873
- Гиршфельд Ор. Галкин. Указ. сбч.Ч. П.