Издания Казанского филиала Академия наук в годы Великой Отечественной войны | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

II международная научная конференция «Исторические исследования» (Чита, декабрь 2013)

Дата публикации: 18.11.2013

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Закиров А. Ф. Издания Казанского филиала Академия наук в годы Великой Отечественной войны [Текст] // Исторические исследования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/116/4532/ (дата обращения: 14.08.2018).

Разносторонняя и напряженная работа, проводимая научными учреждениями Академии наук в дни Великой Отечественной войны, находит свое отражение в литературе, выпускаемой Академией. Наряду с капитальными изданиями, являющимися плодом многолетних трудов институтов и отдельных ученых — специалистов, выпущено и подготовлено к печати большое количество книг и брошюр, которые заняли видное место в нашей оборонной антифашистской литературе.

Исключительно важное значение имеют выпущенные издательством Академии наук СССР брошюры, являющиеся составной частью нашей оборонной литературы. В этом разделе изданий Академии наук, наряду с популярными выпусками, имеются и специальные научные исследования, как, например, книга академика Н. Д. Зелинского и В. С. Садикова «Уголь средство борьбы с удушающими и ядовитыми газами». Имя академика Н. Д. Зелинского широко известно в нашей стране. Среди его изысканий, обеспечивших ему видное положение в мировой химической науке, значительное место занимаются его исследования в области борьбы с газами примененными немцами в Первой мировой войне.

Другой страницей истории русской науки и техники, призванным на службу родине, является книга Вейгелина «Отец русской авиации», посвященная жизни и деятельности Н. Е. Жуковского. К изданиям, имеющим оборонное значение, следует отнести и следующие: «Инструкция по строительству ледовых дорог», «Памятка о том, что можно найти для еды в лесу и болоте», «Грипп и борьбы с ним» (автор — почетный член Академии наук СССР Н. Ф. Гамалея). Брошюры послужили незаменимым пособием не только специальным красноармейским частям, ими воспользовались и более широкий круг читателей, которые с успехом применяли содержащиеся в этих брошюрах указания в соответствующей обстановке.

Уделяя большое внимание опубликованию работ, связанных с политически актуальными темами, издательство Академии наук СССР продолжала выпускать издания, подготовленные задолго до войны. Прежде всего необходимо упомянуть о большом свободном труде академика М. М. Покровского «История римской литературы». Издательство Академии наук продолжает также печатать выпуски научно — популярной серии [5,c.4].

В первые же годы создания Института языка, литературы и истории его сотрудники с энтузиазмом приступили к решению своих насущных задач по разработке проблем филологии и истории.

Сектор русского языка активизировал работу по составлению сопоставительной грамматики татарского и русского языков, по созданию школьных учебников русского языка и литературы для татарских школ. Основной работой татарских языковедов стала реализация нового татарского алфавита и орфографии. 5 мая 1939 года Президиум Верховного Совета Татарской АССР издал Указ о переводе татарской письменности на русскую графику. Переход на новый алфавит был намечен с 1 сентября 1939 года в 1 и 2 классах, а с 1 сентября 1940 года в остальных классах средней школы. В газетах, журналах и учреждениях новый алфавит стал применяться с 1 января 1940 года. Свое отрицательное влияние культ личности оказал и на реформу орфографии в Татарской АССР. Исходя из сталинского учения об образовании в будущем зональных языков, специалисты не видели необходимости обозначения всех национальных особенностей произношения на письме. Реализация нового алфавита проходила с большими осложнениями и постоянно порождала дискуссии.

Литературоведы и фольклористы свою деятельность начали со сбора материалов для подготовки научного издания произведений Г. Тукая и М.Гафури. Историки продолжали начатые еще «Обществом татароведения» исследования отдельных проблем истории местного края [4.c,17–18]. Вышел из печати I том академического издание произведений Габдуллы Тукая, подготовленного Татарским научно — исследовательским институтом языка, литературы и истории (ныне Институт языка, литературы и истории АН РТ). Академическое издание произведений любимого поэта татарского народа Г.Тукая большое событие в культурной жизни нашей республики. Г.Тукай — основоположник революционной лирики в татарской литературе, слава и национальная гордость татарского народа. Произведения Тукая глубоко патриотичны, поэт страстно, горячо любит свой народ, свою родину. Его крылатые слова: «На битвенном поле мы тигров сильней, в труде мы сильнее могучих коней» нашли свое яркое выражение в дни Великой Отечественной войны. До этого времени произведения Г.Тукая печатались в виде отдельных сборников. Выпуск академического издание сочинений Тукая, показывает наши достижение в области филологической науки. Выход в свет академического издания позволило более углубленно изучить произведения поэта, лучше поставить преподавание татарского языка и литературы в школах, техникумах и вузах [6,c.4].

Но, расширяя возможности татарского народа в повышении общеобразовательного, культурного, профессионального уровня, государственная система заботилась лишь о формировании исполнительской культуры с целью «начинить» человека необходимыми для «строительства социализма» знаниями [7,c.137–148]. Не останавливаясь на конкретных цифрах, а сославшись на солидную советскую историографию вопроса, можно уверенно утверждать, что неуклонно рос образовательный уровень населения, росла и развивалась материальная база культуры, расширялся социально-профессиональный состав причастных к культуре групп. Что же касается этногенеза, то он, начиная с 1940-х гг., имеет четкую тенденцию к затуханию под воздействием официальной борьбы с «националистическими происками». Начало ей было положено принятым 9 августа 1944 г. постановлением ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации». Это постановление на десятилетия определило для местных властей установки в области национальной политики. По нему выверялась деятельность научных и культурных учреждений столицы республики. Вслед за постановлением мощный идеологический удар обрушился на Татарский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории — центр татарской гуманитарной науки. Институт был обвинен в том, что допустил серьезные ошибки националистического характера в освещении истории, литературы и искусства татарского народа. Речь шла, прежде всего, о «приукрашивании роли Золотой Орды и популяризации ханско-феодального эпоса об Идегее». Общая установка предписывала все прогрессивное в истории татарского народа связывать только с прогрессивной ролью русского народа и Российского государства. Те же страницы этой истории, которые относились к периоду государственного могущества татарского народа и были связаны с мусульманским Востоком, предлагалось либо замалчивать, либо трактовать негативно. В1949 г. под идеологический пресс попал сборник статей отдела истории ИЯЛИ «Происхождение казанских татар». Его авторами были известные историки академик Б. Д. Греков, А. П. Смирнов, Н. Ф. Калинин, Е. И. Чернышев. И по отношению к ним были выдвинуты обвинения в «недостаточной приверженности марксистско-ленинской идеологии, в объективистском подходе к освещению истории, переоценке влияния мусульманского Востока и недооценке влияния Руси в этногенезе татар» [2,c.96–98].

Идеологическим проработкам подверглись издававшиеся в республике учебники по литературе. Дважды (в сентябре 1948 г. и в январе 1952 г.) жесткой критике был предан учебник-хрестоматия по татарской литературе для восьмого класса средней школы. Авторов обвинили в том, что они «оказались в плену буржуазного объективизма», включив в хрестоматию «вредные произведения», слабо осветили влияние на татарскую литературу русской литературы, неправильно оценили джадидизм, роль ислама, идеализировали «религиозно-мистическое творчество» М. Колыя, Утыз Имяни. В число вредных попали некоторые произведения Г. Кандалыя, Ф. Халиди. В постановлении бюро обкома КПСС«Об ошибках в учебнике литературы для 8 класса татарских средних школ» джадидизм был представлен как буржуазно-националистическое течение, которое стремилось оторвать татарский народ от России. Общим результатом этой кампании стало то, что была наложена опала на имена и произведения людей, составляющих гордость татарской литературы [3, С. 88–95].

В этнографической науке развернулась идейная борьба, происходили многочисленные теоретические конференции и дискуссии. Открытие в 1939 г. при Казанском государственном университете историко-филологического факультета и создание в том же году Татарского научно-исследовательского института языка, литературы и истории способствовали оживлению исследовательских работ в области изучения истории местного края. Однако следует отметить, что этнографические исследования в Татарской республике в то время еще не велись. Серьезная работа в этом направлении возобновляется лишь после Великой Отечественной войны. Татарская фольклористика имеет свою достаточно длинную историю. Известный фольклорист проф. Хамит Ярмухаметов датировал начало записей татарского фольклора XVIII в. Объяснял это тем, что еще в XVIII в. в русской научной литературе имеются сведения по этнографии казанских татар и по их фольклору. В сборнике И. М. Снегирева под названием «Русские в своих пословицах» (1834 г.) впервые были помещены татарские пословицы на русском и татарском языках. Затем фольклорные материалы — в сборниках профессора Карла Фукса (1844 г.), в хрестоматии М.Иванова (1842 г.), в «Русско-татарской азбуке» Г.Вагапова (1852 г.), в «Татарской хрестоматии» С. Кукляшева (1859 г.) и в ряде др. работ. Крупным вкладом в татарскую фольклористическую науку являются работы известного тюрколога, академика В. В. Радлова, который после длительного пребывания среди сибирских татар в 70-х гг. XIX в. опубликовал большой труд, посвященный фольклору тюменских, тобольских и тарских татар. Х.Ярмухаметов отмечает, что сбор и изучение татарского фольклора до Каюма Насырова и Габдуллы Тукая велись отрывочно и разобщенно. Деятельность ученого просветителя Каюма Насырова внесла много нового в дело изучения татарского фольклора. Народный поэт Г.Тукай не только собирал образцы народной поэзии, но и выступил с первой исследовательской работой о характере и особенностях татарского фольклора. Вопрос о социальных функциях фольклорных произведений и их классовой дифференциации, проблема авторства в фольклоре, идейной направленности и структуры татарских народных песен — все эти вопросы были поставлены по существу впервые именно Г.Тукаем [8,c.173–175].

Академцентром организуется специальная комиссия по выработке научной терминологии, столь необходимой для учебных руководств и научных трудов. Эта комиссия разрабатывает и создает около 15 тысяч новых терминов по различным отраслям науки (по родному языку, математике, физике, ботанике, химии, зоологии и т. д.). Наблюдается, по оценке лингвистов, заметный рост употребления народных слов, фразеологии, речевых оборотов в произведениях татарской художественной литературы. Большой вклад в разработку грамматики современного татарского языка внесли Г.Алпаров («Татарская грамматика на формальной основе», 1926 г.), Ш.Рамазанов (с 1930 по 1947 г. он опубликовал статьи, учебники и пособия «Грамматика татарского языка» (ч.1), «Очерки по татарскому языку», «Орфография татарского литературного языка»). Одним из продолжателей работы в этой области является В. Н. Хангильдин. Его труды по татарскому языку получили большую известность и за пределами республики. В1934–1957 гг. были опубликованы его статьи по самым актуальным вопросам грамматики современного татарского языка. Работа В. Н. Хангильдина «Грамматика татарского языка. Очерки по морфологии» в 1954 г. была удостоена премии президиума АН СССР [1, Д.12. Л.1–15].

В годы Великой Отечественной войны ученые республики, тесно взаимодействуя с Академией наук СССР, эвакуированной в Казань, внесли огромный вклад в укрепление обороноспособности страны и в дело Великой Победы. Изучение некоторых проблем временно приостановилось, но по мере возвращения научных сотрудников к мирному труду их изучение возобновилось.

Литература:

1.      Архив Казанского филиала АН СССР. Ф.1. Оп.61. Д.12. Л.1–15.

2.      Галлямова А. Г. Кризис национальной самоидентификации татар в 40–70-е годы ХХв. // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность: Труды международной конференции в 3 т. (9–13 июня 1992, Казань) — С.99.

3.      Галлямова А. Г. К проблеме изучения развития татарской культуры в 40–80-е гг. // Панорама-форум. 1997. № 11. Весна.

4.      3акиев М. З. 50 лет поисков и открытий. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1989. –240c.

5.      Красная Татария, № 14, 19 января, 1944.

6.      Красная Татария, № 44, 21 февраля, 1942.

7.      Флиер А. Культурогенез в истории культуры // Общественные науки и современность. 1995. № 3.

8.      Ярмухаметов Х. Татарская советская фольклористика за 40 лет // Известия Казанского филиала Академии наук СССР. — 1957.

Основные термины (генерируются автоматически): татарский народ, татарский язык, Великая Отечественная война, татарская литература, литература, история, татарский фольклор, Татарский научно-исследовательский институт, местный край, мусульманский Восток.

Похожие статьи

Вклад Гази Кашшафа в развитие татарской литературы

татарский народ, татарский язык, Великая Отечественная война, татарская литература, литература, история, татарский фольклор, Татарский научно-исследовательский институт, местный край, мусульманский Восток.

Астраханские татары-булгаринцы и их язык | Статья в журнале...

Ключевые слова: Астраханская область, тюркские языки, татарский язык, татары, малые народы. Данная работа — это попытка дать общую характеристику идиому татар села Ново-Булгары и происхождению его носителей.

Межэтнические связи в обрядах русского и татарского населения...

В последнее время татарский народ все больше и больше обрусевает, ослабевают некоторые правила, хотя это происходит и у русских.

История «загробного мира» | Статья в журнале «Молодой ученый». Могила — специальное место подготовленное для погребения усопшего.

Значение символики в крымско-татарском орнаменте

Литература

Основные термины (генерируются автоматически): крым, крымско-татарский орнамент, татарин, крымско-татарский народ, современное изобразительное искусство, символ человека, привлечение интереса, национальное культурное наследие, керамик, автор.

Краткая характеристика литературы периода Золотой Орды

С другой стороны, тюрко-татарская литература периода Золотой Орды развивалась в тесной взаимосвязи с письменной культурой мусульманского Востока.

История татарского литературного языка (XIII – первая четверть / XX вв.).

Мухлиса Буби — просветительница татарского народа

В 1941 году начинается Великая Отечественная Война и в 1942 году Ниязи добровольно уходит на фронт, а в 1943 году

Основные термины (генерируются автоматически): моя бабушка, Мекка, школа, татарский народ, эта, жизнь, женщина, Уфа, женская школа, медресе.

Татарская диаспора Восточно-Казахстанской области в XVIII-XIX вв.

По материалам переписи татарский язык в Семипалатинской области находился на 3-м месте по распространенности (9,940 тыс. чел.)

Литература: 1 Татары Семипалатинского Прииртышья. Центр документации новейшей истории Восточно-Казахстанской области.

Исторический очерк о профессоре, докторе исторических наук...

Азат Михайлович изучает историю татарской деревни, но не только по книгам.

В 1964 г. в связи с прекращением деятельности филиала считать в составе казанского института языка и литературы и истории АН СССР.

Издательский проект «Народная поэзия Арзамасского края»: идея...

Наиболее архаичные песни края представлены всего одним сюжетом «Татарский полон», записанная от русского населения» [3, С. 15].

царь, Арзамасский край, Россия, война, песнь, народная поэзия, мировая война, эта

Мемораты как источник по истории Арзамасского края.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Вклад Гази Кашшафа в развитие татарской литературы

татарский народ, татарский язык, Великая Отечественная война, татарская литература, литература, история, татарский фольклор, Татарский научно-исследовательский институт, местный край, мусульманский Восток.

Астраханские татары-булгаринцы и их язык | Статья в журнале...

Ключевые слова: Астраханская область, тюркские языки, татарский язык, татары, малые народы. Данная работа — это попытка дать общую характеристику идиому татар села Ново-Булгары и происхождению его носителей.

Межэтнические связи в обрядах русского и татарского населения...

В последнее время татарский народ все больше и больше обрусевает, ослабевают некоторые правила, хотя это происходит и у русских.

История «загробного мира» | Статья в журнале «Молодой ученый». Могила — специальное место подготовленное для погребения усопшего.

Значение символики в крымско-татарском орнаменте

Литература

Основные термины (генерируются автоматически): крым, крымско-татарский орнамент, татарин, крымско-татарский народ, современное изобразительное искусство, символ человека, привлечение интереса, национальное культурное наследие, керамик, автор.

Краткая характеристика литературы периода Золотой Орды

С другой стороны, тюрко-татарская литература периода Золотой Орды развивалась в тесной взаимосвязи с письменной культурой мусульманского Востока.

История татарского литературного языка (XIII – первая четверть / XX вв.).

Мухлиса Буби — просветительница татарского народа

В 1941 году начинается Великая Отечественная Война и в 1942 году Ниязи добровольно уходит на фронт, а в 1943 году

Основные термины (генерируются автоматически): моя бабушка, Мекка, школа, татарский народ, эта, жизнь, женщина, Уфа, женская школа, медресе.

Татарская диаспора Восточно-Казахстанской области в XVIII-XIX вв.

По материалам переписи татарский язык в Семипалатинской области находился на 3-м месте по распространенности (9,940 тыс. чел.)

Литература: 1 Татары Семипалатинского Прииртышья. Центр документации новейшей истории Восточно-Казахстанской области.

Исторический очерк о профессоре, докторе исторических наук...

Азат Михайлович изучает историю татарской деревни, но не только по книгам.

В 1964 г. в связи с прекращением деятельности филиала считать в составе казанского института языка и литературы и истории АН СССР.

Издательский проект «Народная поэзия Арзамасского края»: идея...

Наиболее архаичные песни края представлены всего одним сюжетом «Татарский полон», записанная от русского населения» [3, С. 15].

царь, Арзамасский край, Россия, война, песнь, народная поэзия, мировая война, эта

Мемораты как источник по истории Арзамасского края.

Задать вопрос