О патентном рынке
Автор: Евстратова Елена Николаевна
Рубрика: 1. Экономическая теория
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, июнь 2014)
Дата публикации: 03.06.2014
Статья просмотрена: 584 раза
Библиографическое описание:
Евстратова, Е. Н. О патентном рынке / Е. Н. Евстратова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5773/ (дата обращения: 17.12.2024).
Ключевые слова: рынок, интеллектуальная собственность, патенты.
Возникновение и развитие рынков, обусловлены общественным разделением труда и товарного производства. Рынок можно рассматривать как специфическую группу общественных отношений с особым субъектным составом — продавцами, покупателями, посредниками, а также иными участниками отношений. Таким образом, обязательными составляющими любого рынка являются его стороны — покупатели и продавцы, а также объект торговли.
Рынок устанавливает взаимосвязь продавцов с покупателями и уровня цен на объекты рыночных отношений, а также обеспечивает оптимальное построение и функционирование экономической системы.
В последнее время одной из важных сфер экономики на макроуровне является рынок интеллектуальной собственности.
В России, как такого рынка интеллектуальной собственности, не существовало, поскольку в СССР, в условиях административно-командной системы, все технологии принадлежали государству, а их разработчики получали лишь авторские свидетельства.
Согласно гражданскому законодательству РФ интеллектуальная собственность представляет собой охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).
Интеллектуальной деятельностью признается умственная (мыслительная, духовная, творческая) деятельность. Сферами ее применения являются наука, техника, литература, искусство, изобретательство и художественное конструирование. В отличие от результатов физического труда результаты умственного труда являются идеальными (нематериальными) объектами. Подобная природа результатов интеллектуальной деятельности обуславливает особенности их правовой охраны и использования. Это находит отражение в ГК РФ, иных ФЗ и международных конвенциях.
Интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.
Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами (п.1 ст.1345 ГК Ф).
Исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец признается и охраняется при условии государственной регистрации соответствующих изобретения, полезной модели или промышленного образца, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец.
Патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец удостоверяет приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца, авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец (п.1 ст.1354 ГК РФ).
Во всем мире патенты рассматриваются как форма признания для исследователей. Как только стало понятно, что патенты представляют собой имущество, само собой разумеется, что они должны обращаться на рынке. И это было бы удобно, если бы существовал рынок, как существуют рынки для недвижимости или труда. Создание такого рынка и содействие в развитии торговли патентами будет способствовать их более эффективному использованию.
Все патенты можно условно подразделить на три группы — фактически используемые, запланированные к использованию и находящиеся в спящем состоянии, так называемые неактивные патенты.
К третьей группе часто относят технологии, создаваемые в научно-исследовательских университетах (НИУ). У НИУ не всегда есть возможности и средства пройти процедуру оформления и апробации созданной технологии. Но есть организации, желающие и имеющие возможности приобрести патент.
Что нужно сделать, чтобы создать патентный рынок? Необходимо осуществить содействие в передачи технологий, разработанных университетами, в промышленность, сделать возможным для университетских исследователей получить патенты и передать их патентным пользователям через патентные отделы. Для этого надо создать патентные ярмарки, наподобие ярмарок вакансий, которые позволят потенциальным патентным пользователям фактически переговорить с людьми, владеющими неактивными патентами — патентовладельцами. С одной стороны — это хорошая возможность показать свои технологии университетам, а с другой — привлечь интерес людей, которые смогут использовать технологии и возможно даже провести переговоры по лицензионным соглашениям.
Рынок патентов в настоящее время — это кибер-рынок патентов. Патентная информация — это техническая информация и должна быть доступной с помощью обычных информационных сетей. Интернет должен облегчить людям, которые хотят продать свои права, информацию о технологии, а для людей желающих использовать современные технологии, чтобы ответить на предложение покупки опять же используя Интернет. По сути, это дало бы возможность создать виртуальный рынок патентов. Через функцию поиска такого рынка можно задать параметры для необходимого вам патента.
Таким образом, живя в век компьютерных технологий, было бы логичным использование именно такого варианта рынка патентов.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Конов Ю. П., Гончаренко Л. П.: Рынок интеллектуальной собственности: Учебник для вузов. — Москва: Экономика, 2010.