Формирование системы бюджетирования в ВУЗе при переходе его в государственное автономное образовательное учреждение (на примере ГАОУ АО ВПО Астраханского Инженерно-Строительного Института (АИСИ) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

III международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2014)

Дата публикации: 21.03.2014

Статья просмотрена: 1259 раз

Библиографическое описание:

Лихобабин, В. К. Формирование системы бюджетирования в ВУЗе при переходе его в государственное автономное образовательное учреждение (на примере ГАОУ АО ВПО Астраханского Инженерно-Строительного Института (АИСИ) / В. К. Лихобабин, А. А. Кенжибаева. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 139-142. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/94/5190/ (дата обращения: 16.11.2024).

В связи с резким изменением системы бюджетной поддержки вузов и наделением их существенной самостоятельностью в области внутри вузовского менеджмента возникает необходимость выработки и построения нового механизма управления, позволяющего осуществлять деятельность бюджетных учреждений как полноправных субъектов рыночных отношений. Для использования предоставленных возможностей с наибольшей результативностью в вузах разрабатываются системы бюджетирования, в результате внедрения которых появляется возможность повышения финансовой устойчивости и эффективности применения имеющихся в распоряжении института ресурсов. На современном этапе развития высших учебных заведений наблюдается тенденция рассмотрения образовательного учреждения как предприятия, создающего и продающего на рынке продукт интеллектуального труда его сотрудников– образовательные и научные услуги.

Прежде всего это связано с тем, что федеральные законы наделяют вузы существенной самостоятельностью в области внутри вузовского управления, осуществления финансовой политики и установления ведущих направлений развития. Результатом этого является активная работа вузов по привлечению внебюджетных средств.

Как известно, средства, полученные в результате деятельности, расходуются институтом самостоятельно и не имеют строго целевого характера в отличие от средств, выделяемых из федерального бюджета.

Следовательно, для эффективного использования внебюджетных поступлений и предотвращения кассовых разрывов, вузу необходимо создание такой информационной системы, которая бы демонстрировала направления эффективного вложения внебюджетных средств. Такая система получила название бюджетирование.

В этой связи с не установленными принципами и методами разработки эффективной системы вузовского бюджетирования, и подготовки полной и достоверной информации о различных экономических и финансовых показателях, формирование системы бюджетирования в университете требует всестороннего изучения и анализа, что предопределяет актуальность настоящего исследования, его теоретическую и практическую значимость.

Система вузовского бюджетирования– это комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых элементов эффективного руководства финансовыми потоками вуза в целях повышения его финансовой устойчивости и разумного применения ограниченных финансовых ресурсов.

Данная статья посвящена вопросам разработки эффективной системы бюджетирования в ГАОУ АО ВПО «Астраханском инженерно-строительном институте». Реформирование образовательных учреждений в государственное автономное образовательное учреждений принуждает их к нахождению способов и методов результативного планирования объемов, источников снабжения финансовыми ресурсами и течений их последующего применения. В нынешних экономических ситуациях организации бизнеса в России таковым иснтрументом считается бюджетирование.

На сегодняшний день предприятия, а так же и образовательные учреждения применяют собранный годами опыт бюджетирования: так, существуют довольно удачные примеры введения этой технологии в деятельность АИСИ, Ставропольского государственного университета, Государственного университета — Высшей школы экономики, Московского государственного технического университета гражданской авиации.

Нами предпринята попытка постановки бюджетирования в ГАОУ АО ВПО «АИСИ» при переходе его в государственное автономное образовательное учреждение, в частности:

1.                  Обусловлены не только цели, задачи системы бюджетирования деятельности государственного автономного образовательного учреждения (табл. 1), а также принципы, на которых оно должно основываться (принцип единства, координации, участия, непрерывности, гибкости, точности);

Таблица 1

Цели

1.Разработка концепций ведения бизнеса;

2.Планирование ФХД за определенный период;

3.Оптимизация затрат и прибыли предприятия;

4.Координация деятельности различных подразделений предприятия;

5.Коммуникация- доведение планов до сведения руководителей разных уровней;

6.Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;

7.Контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;

8.Выявление потребности в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.

2.                  Обеспечение укрепления (консолидация) бюджетной системы высшего учебного заведения с его организационно-экономической структурой;

Рис.2. Схема основных ЦФО, выделенные АИСИ при переходе его в ГАОУ

3.                  Обособлены центры финансовой ответственности (рис. 2, 3), установлены обязанности и руководители каждого центра, отвечающие за их деятельность; подразделения института в рамках осуществления своей деятельности

Рис.3. Центры доходов и расходов в АИСИ при переходе в ГАОУ

4.                  Представлено устройство нового органа в университете — Наблюдательного совета, в обязанности которого входит анализ планов с самыми важными решениями, принимаемыми учреждением, и высказывания своего консультативного, а в определенных случаях и необходимого мнения о них;

5.                  Установлены структурные черты, характеризующие особенности системы бюджетирования в государственном автономном образовательном учреждении, а конкретно:

-                   бюджетирование производится по центрам финансовой ответственности (сам институт также является ЦФО — центр дохода, расхода, прибыли, поэтому также включается в данную модель);

-                   наблюдательный совет не входит в состав центров финансовой ответственности;

-                   с одной стороны, автономное образовательное учреждение подобно коммерческим предприятиям, следовательно по этой причине система бюджетирования деятельности института предельно форсирована к системе бюджетирования деятельности предприятия, с другой стороны, из нее вычитаются финансовые затраты, связанные с производством, маржинальным доходом, а расходы в бюджетах делятся на прямые и косвенные;

-                   на наш взгляд, учет бюджетного финансирования должен производится раздельно от накопленного бюджета института, в котором предусматривается внебюджетное финансирование, в бюджетную модель внедряется документ, имеющий название «смета бюджетного финансирования», который плотно связан с прогнозируемым балансом;

-                   итоговые бюджетные документы –накопленный бюджет (бюджет ЦФО института), смета бюджетного финансирования, прогнозный баланс, бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов;

-                   комплект итоговых бюджетных документов должен рассматриваться наблюдательным советом для определения его соответствия утвержденному трехлетнему плану.

6.                  Произведена бюджетная модель института, которая включает 4 сводных бюджета (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс, смета доходов, выделяемых из бюджета), 22 функциональных бюджета, из них 16 бюджетов продаж образовательных и прочих услуг, 5 общевузовских функциональных бюджетов (бюджет налогов, бюджет дебиторской задолженности, бюджет кредиторской задолженности, бюджет кредитов и займов, бюджет оплаты труда, бюджет вне реализационных доходов и расходов) и 50 бюджетов центров финансовой ответственности.

7.                  Создан порядок бюджетного управления государственным автономным образовательным учреждением — бюджетный справочник, который состоит из следующих частей:

-                   состояние о бюджетном планировании (общие вопросы, задачи, системы бюджетирования, разделение обязанностей и ответственности между участниками бюджетного процесса, объекты бюджетирования, классификатор бюджетов);

-                   порядок бюджетирования (план подготовки документов при разработке бюджетов предприятия, порядок планирования, учета, контроля и анализа бюджетов);

-                   условия к созданию бюджетов и способу отражения в них информации;

-                   принципы и условия создания финансовой модели организации;

-                   параметры бюджетов и т. д.

8.                  Созданы модели бюджетов, а именно, доделаны параметры сметы доходов, выделяемых из бюджета, который был предложен АИСИ.

На наш взгляд, внедренная нами модель бюджетирования уместна для совершенствования в следующих течениях:

-                   существенно наличие взаимообусловленности системы бюджетирования государственного автономного образовательного учреждения (тактики управления) с планом деятельности института, следовательно целесообразна и разумна дальнейшая разработка системы сбалансированных показателей Balanced Scorecard;

-                   исследованная для государственного автономного образовательного учреждения система равновесных показателей Balanced Scorecard должна наблюдаться во всех бюджетах и в деятельности всех центров финансовой ответственности с помощью основных показателей деятельности (KPI);

-                   возможно появление изменений в бюджетной системы вуза — переход на попроцессное бюджетирование.

Литература:

1.                  Балашов Г. В. «Экономические проблемы и перспективы»-2008.

2.                  Буртцев Б. И. «Бюджетирование и эффективный менеджмент»-2009.-№ 1.-33–40.

3.                  Виноградов Н. М. «Экономика и финансы», 2009-245.

4.                  Горбунов А. Р. «Бизнес процессы: бюджет и финансовый менеджмент»-2009.-№ 3.-65–70.

5.                  Крайнова М. В. «Методология бюджетирования»-2010.-№ 4.

Основные термины (генерируются автоматически): государственное автономное образовательное учреждение, финансовая ответственность, бюджетное финансирование, наблюдательный совет, KPI, деятельность, система, существенная самостоятельность, финансовая устойчивость, эффективная система.

Похожие статьи

Совершенствование управления финансами образовательной организации (на примере ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1)

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Особенности финансового планирования в некоммерческой организации на примере государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области «Городская больница № 1»

Проблемы воспитания профессионалов в современном вузе: ФГБОУ ВПО РГЭУ (РИНХ), филиал в г. Кисловодске — концептуальная модель воспитания студентов

Роль рекламной деятельности в среднем профессиональном образовательном учреждении (на примере Владивостокского гидрометеорологического колледжа)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Отчетность, предоставляемая в информационно-аналитические системы и на официальном сайте образовательной организации с 2016 года от ГБОУ во «ЮУрГИИ им. И. И. Чайковского»: к обзору планирования методической деятельности

Актуальность и необходимость возрождения студенческих отрядов правоохранительной направленности в системе среднего профессионального образования Новосибирской области (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Индикаторы эффективной деятельности образовательной организации среднего профессионального образования (на примере работы Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала ОмГУПС)

Практические аспекты проведения предметных тематических декад (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Похожие статьи

Совершенствование управления финансами образовательной организации (на примере ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1)

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Особенности финансового планирования в некоммерческой организации на примере государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области «Городская больница № 1»

Проблемы воспитания профессионалов в современном вузе: ФГБОУ ВПО РГЭУ (РИНХ), филиал в г. Кисловодске — концептуальная модель воспитания студентов

Роль рекламной деятельности в среднем профессиональном образовательном учреждении (на примере Владивостокского гидрометеорологического колледжа)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Отчетность, предоставляемая в информационно-аналитические системы и на официальном сайте образовательной организации с 2016 года от ГБОУ во «ЮУрГИИ им. И. И. Чайковского»: к обзору планирования методической деятельности

Актуальность и необходимость возрождения студенческих отрядов правоохранительной направленности в системе среднего профессионального образования Новосибирской области (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Индикаторы эффективной деятельности образовательной организации среднего профессионального образования (на примере работы Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала ОмГУПС)

Практические аспекты проведения предметных тематических декад (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)