Уровень монополизации современной экономики России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 15. Региональная экономика

Опубликовано в

III международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, февраль 2014)

Дата публикации: 25.12.2013

Статья просмотрена: 9542 раза

Библиографическое описание:

Халяндра, О. И. Уровень монополизации современной экономики России / О. И. Халяндра. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 169-172. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/4585/ (дата обращения: 24.04.2024).

Цель работы заключается в изучении монополистической конкуренции — рыночной ситуации, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: оценить методы конкуренции; определить уровни монополизации современной экономики; описать работу антимонопольного регулирования в России; разработать пути повышения конкурентоспособности российских субъектов. Объектом исследования в данной работе выступаетмонополизация современной экономики России. Предметом исследования является монополистическая конкуренция, как самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Основные характеристики монополистической конкуренции: относительно большое число некрупных фирм; эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них; сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

Неценовая конкуренция — главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама. Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя. Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.

Олигополия — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары. В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость.

Чистая, или абсолютная, монополия — это такая рыночная ситуация, при которой имеется только один продавец товара, у которого нет близких заменителей. Отсутствие близких заменителей означает, что у покупателя остается выбор не между товарами, а между тем, покупать ли данный товар или отказаться вообще от удовлетворения потребности в нем.

Анализ уровня монополизации современной экономики России

Разрушение рынков монополистами не сулит экономике ничего хорошего. Подавляя конкуренцию, они подавляют стимулы к технологическим инновациям, делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствии конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно навязать потребителям монопольные цены. В монополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потребностей и спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спроса к производству. При изучении того или иного рынка принимается во внимание способность, действующих на нем фирм обеспечить своевременное обновление выпускаемой продукции, ее высокую конкурентоспособность, высокое качество, эластичность цен. Если эти требования недостижимы, то рынок признается монополизированным, а действующие на нем фирмы подлежат демонополизации. Контроль за степенью монополизации наиболее чувствителен в отраслях, генерирующих технологические нововведения и оказывающие влияние на состояние всей экономики. Монопольная политика вызывает в ответ формирование государственной политики, главной задачей которой становится поддержание высокой конкурентоспособности рынков.

В России с переходом к рыночным отношениям, когда предприятия получили реальную экономическую самостоятельность, остро встала проблема демонополизации экономики. Предприятия, освободившись от зависимости перед вышестоящими органами, министерствами и ведомствами, поучив полное право определять объемы производства и цены реализуемой продукции, начали действовать как классические рыночные монополии.

Основной из всех проблем советской экономики был маленький рынок сбыта ее продукции и небольшие объемы производства. Основным целевым рынком был СССР или, в лучшем случае, Советский Союз плюс Восточная Европа. Продажи на таком небольшом рынке не позволяли иметь конкурентоспособные масштабы производства. В то же время на внутреннем уровне советско-российская экономика оказалась высоко монополизированной. Но даже несмотря на это российские предприятия из-за своей малозначительности оказались неспособными добиться настоящей эффективности в условиях либерализации цен и начавшейся вслед за ней разрушительной инфляции.

Экономика России претерпевает существенные изменения. В ходе приватизации очевидно уже разрушены старые технологические комплексы, этому способствовали процессы разрушения общего экономического пространства сначала между Союзом и странами Восточной Европы, потом между республиками бывшего СССР. Но если в начале приватизации многие экономисты считали, что предприятия сами, под влиянием рыночных механизмов, начнут искать пути к новым формам объединений, создавать новые хозяйственные комплексы, то они ошибались. Необходимо участие государства, которое должно координировать деятельность предприятий, указывать им общие ориентиры.

Государственный монополизм в России, складывался под влиянием следующих факторов: наличие административно командной системы управления: директивное управление и централизованные доходы; устойчивый и массовый дефицит, монополия возникая из дефицита может сама его воспроизводить, так как не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса; концентрация и специализация производства. Здесь можно выделить и распространившуюся в свое время систему натурального распределения, которая разрушает рынок и обеспечивает всевластие монополий.

В силу своего значения для экономики внимание привлекают три главные монополии — «Газпром», «ЕЭС России» и МПС.

Пути повышения конкурентоспособности российских субъектов

С момента создания и в процессе функционирования каждая промышленная и коммерческая компания поставлена перед проблемой обеспечения конкурентоспособности, в том числе международной. Международная конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта складывается из ряда преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов.

Среди российских компаний международной конкурентоспособностью обладают лишь занятые в экспортоориентированном сырьевом секторе, производстве военной техники и вооружений, выпуске уникального современного технологического оборудования, разработке новых товаров и материалов. Однако их позиции на мировом рынке не столь прочны, как у ведущих транснациональных корпораций. В борьбе на мировых товарных рынках российские компании могут использовать лишь ценовые факторы. Но в современной борьбе за мировые рынки необходимо реализовать преимущества научно-технической революции и международного разделения труда, которые на деле доступны лишь крупным транснациональным компаниям. Официально ни одна российская компания не сырьевых отраслей не входит в списки ТНК.

Однако по таким показателям, как объем продаж и число занятых, около двух десятков компаний можно условно (поскольку, как правило, они ведут производственную деятельность за рубежом) отнести к разряду транснациональных. К транснациональным компаниям относятся компании топливно-энергетического комплекса такие как: РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», «ЛУКойл», «Роснефть», и др.

Наиболее разумный путь к процветанию и повышению конкурентоспособности на внешнем рынке — это включение принципов устойчивого развития во все сферы предпринимательской деятельности, поэтому следует выделить основные факторы, по которым предприятия должны строить свою конкурентоспособность: необходимо проектировать предприятия на основе ГПС; организационная структура должна строиться на основе целей предприятия; специализацию и концентрацию производства необходимо осуществлять на основе анализа рациональности структур и процессов; в учет и регулирование производственных процессов необходимо включить средства автоматизации мониторинга; среди персонала необходимо осуществлять отбор, выбирая более квалифицированных рабочих, чтобы создать условия для продвижения, мотивируя качественный и эффективный труд с целью обеспечения его конкурентоспособности.

Ресурсные факторы: постоянно анализировать конкурентную среду, количество поставщиков, силу конкуренции между ними, их конкурентоспособность для выбора наилучших; следить за параметрами рынка, чтобы не упустить возможность получить качественное и дешевое сырьё; стимулировать проведение подробного анализа, так как в будущем экономия ресурсов у потребителей товаров будет приоритетным направлением деятельности предприятия; стимулировать проведение функционально-стоимостного анализа выпускаемой продукции и элементов производства.

Технические факторы: проводить работу по увеличению количества изобретений и патентов, включая патентованные технологии; увеличивать удельный вес прогрессивного технологического оборудования, снижать его средний возраст; следить за качеством изготовления товаров, применяя современные методы контроля.

Управленческие факторы: повышать статус квалифицированных менеджеров; разрабатывать и реализовать мероприятия по совершенствованию процессов; соблюдать высокую дисциплину организации поставок сырья, материалов, комплектующих изделий, укреплять дисциплину поставок при удорожании производственных площадей; проводить внутреннюю и внешнюю сертификацию продукции и систем, т. е. систему управления качеством, которая должна соответствовать международным стандартам.

Рыночные факторы: необходимо изучать параметры рынков и проводить мониторинг рыночной инфраструктуры; обеспечить доступ к рынку новых технологий; принимать меры по стабилизации всех конкурентных преимуществ; обеспечить высокую патентоспособность товаров, чтобы быть более конкурентоспособным; повышать уровень квалификации маркетологов и работников сбыта; повышать эффективность системы стимулирования сбыта и послепродажного обслуживания.

Фактор эффективности функционирования организации: повышение научного уровня управления; прослеживание интенсивности капитала по коэффициентам оборачиваемости видов ресурсов или капитала; финансовая устойчивость функционирования организации; повышение эффективности использования всех ресурсов.

Выводы и предложения

Если предприятие будет выполнять все требования, из предложенного перечня, или хотя бы большую часть, то его вполне можно будет считать конкурентоспособным. И чем больше оно будет иметь конкурентных преимуществ, тем выше его эффективность и перспективность.

Переход от плановой экономики к рыночной осуществляется непоследовательно, и в таких условиях не может образоваться нормальная конкурентная среда. Государство передало часть своих монополий в частные руки, и получилось ещё хуже, чем было. Монополисты стали независимыми диктаторами на рынке. Государство пытается мешать монополизации рынков, но редко это оказывается действенно. Государство защищает свои товары, в том числе производимые и монополиями или олигополиями. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

Литература:

1.      Вечканова, Г. Р. Микроэкономика: 8-е изд. / Г. Р. Вечканова, Г. С. Вечканов — СПб.: Питер, 2010. — 208 с.

2.      Липсиц, И. В. Раскрывая тайны экономики / И. В. Липсиц, Л. Л. Любимов. — М.: «Вита-Пресс», 2005.

3.      Экономический обзор. Развитие российской экономики в 2010 г. // ЭКО. — 2011. — № 2.

4.      Ясин Е. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики / Е. Ясин, А. Яковлев // Вопросы экономики. — 2004. — № 7. – С. 8.

Основные термины (генерируются автоматически): монополистическая конкуренция, Россия, рынок, Восточная Европа, выпускаемая продукция, мировой рынок, неценовая конкуренция, путь повышения конкурентоспособности, рыночная ситуация, современная экономика России.

Похожие статьи

Пути повышения конкурентоспособности России в мировой...

Библиографическое описание: Мартыненко А. Г. Пути повышения конкурентоспособности России в мировой экономике [Текст]

Ключевые слова: конкурентоспособность, экономика, производство, импортозамещение, промышленность, валовый продукт.

Конкуренция на экономических рынках | Статья в журнале...

Пути повышения конкурентоспособности российских субъектов. Неценовая конкуренция — главное оружие монополистической

рынок, конкурентная среда, монополистическая конкуренция, компания, товар, фирма, метод оценки конкурентоспособности предприятия...

Показатели конкуренции. Международная торговля России...

Основные из них: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, чистая конкуренция [32].

Но, несмотря постоянное увеличение товарооборота (табл. 1, табл. 2), рынок России для иностранных государств в целом был высококонцентрированным.

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Пути повышения конкурентоспособности предприятия. Автор: Габибова Марина Шарафудиновна.

Рыночная ситуация во многом зависит от состояния и результатов конкурентной борьбы. В период развития рыночной экономики определяется необходимость...

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии

Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту.

рынок, производитель, товар, вид конкуренции, совершенная конкуренция, конкуренция, фирма, цена, несовершенная конкуренция, монополистическая...

Причины производства в России продукции низкого качества...

конкурентоспособность России / Конкурентоспособность России в мировой экономике.

Пути повышения конкурентоспособности России в мировой... IMD, Россия, нефтегазовая отрасль, мировой рынок, конкурентная стратегия, конкурентная борьба, валовый продукт...

Конкуренция и ключевые этапы её развития в процессе эволюции...

Конкуренция на экономических рынках | Статья в журнале...

Конкуренция в рыночной экономике играет особую роль, связанную с интеграцией потребительских запросов и...

Современный взгляд на проблемы спроса и предложения...

Особенности монополистической конкуренции на примере...

совершенная конкуренция, конкуренция, естественная монополия, свободная конкуренция, Маркс, теория конкуренции, рынок, дифференциация продукта, издержка, отрасль. Уровень монополизации современной экономики России.

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его...

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии. товар, качество, вид конкуренции, показатель, рынок, неценовая конкуренция, предметная конкуренция, TQM, конкурентоспособность товара, конкурентоспособность товаров.

Похожие статьи

Пути повышения конкурентоспособности России в мировой...

Библиографическое описание: Мартыненко А. Г. Пути повышения конкурентоспособности России в мировой экономике [Текст]

Ключевые слова: конкурентоспособность, экономика, производство, импортозамещение, промышленность, валовый продукт.

Конкуренция на экономических рынках | Статья в журнале...

Пути повышения конкурентоспособности российских субъектов. Неценовая конкуренция — главное оружие монополистической

рынок, конкурентная среда, монополистическая конкуренция, компания, товар, фирма, метод оценки конкурентоспособности предприятия...

Показатели конкуренции. Международная торговля России...

Основные из них: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, чистая конкуренция [32].

Но, несмотря постоянное увеличение товарооборота (табл. 1, табл. 2), рынок России для иностранных государств в целом был высококонцентрированным.

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Пути повышения конкурентоспособности предприятия. Автор: Габибова Марина Шарафудиновна.

Рыночная ситуация во многом зависит от состояния и результатов конкурентной борьбы. В период развития рыночной экономики определяется необходимость...

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии

Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту.

рынок, производитель, товар, вид конкуренции, совершенная конкуренция, конкуренция, фирма, цена, несовершенная конкуренция, монополистическая...

Причины производства в России продукции низкого качества...

конкурентоспособность России / Конкурентоспособность России в мировой экономике.

Пути повышения конкурентоспособности России в мировой... IMD, Россия, нефтегазовая отрасль, мировой рынок, конкурентная стратегия, конкурентная борьба, валовый продукт...

Конкуренция и ключевые этапы её развития в процессе эволюции...

Конкуренция на экономических рынках | Статья в журнале...

Конкуренция в рыночной экономике играет особую роль, связанную с интеграцией потребительских запросов и...

Современный взгляд на проблемы спроса и предложения...

Особенности монополистической конкуренции на примере...

совершенная конкуренция, конкуренция, естественная монополия, свободная конкуренция, Маркс, теория конкуренции, рынок, дифференциация продукта, издержка, отрасль. Уровень монополизации современной экономики России.

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его...

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии. товар, качество, вид конкуренции, показатель, рынок, неценовая конкуренция, предметная конкуренция, TQM, конкурентоспособность товара, конкурентоспособность товаров.