Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов, мониторинг экономического развития регионов
Автор: Насонов Владимир Викторович
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 03.12.2013
Статья просмотрена: 2211 раз
Библиографическое описание:
Насонов, В. В. Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов, мониторинг экономического развития регионов / В. В. Насонов. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 138-145. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/92/4564/ (дата обращения: 19.03.2024).
Современные экономические проблемы в связи с вступлением России в ВТО более отчетливо стали проявляться в связи с неравномерностью экономических показателей роста экономик регионов. В настоящее время проблема международного разделения труда каждого участника рыночных отношений в системе ВТО затрагивают экономические интересы не только Российской Федерации, но и каждый регион.
Концепция устойчивого развития, порождённая процессами глобализации мирового хозяйства, вступлением России в ВТО в последнее время приобрела выраженный пространственный характер, распространившись на национальный, региональный, муниципальный уровни. Проблема финансово-экономической устойчивости региональной экономики, является важной на сегодняшний момент задачей, как важного регионального показателя экономики.
Критерий устойчивости хозяйственных систем регионов с научной точки зрения давно уже был предметом исследования многих ученых — экономистов, но в тоже время сам вопрос сбалансированности экономических систем для современных условий стал носить еще более злободневный характер. Неравномерность развития регионов в настоящий момент более зависит от их географического расположения, транспортной инфраструктуры, природно-климатических условий, развития рыночных отношений в регионе и ряда других факторов экономического развития, что является в совокупности общим экономическим показателем в совокупности развития экономики страны.
Для более правильного и точного исследования экономического дисбаланса в развитии экономики регионов России дадим экономическое определение этому понятию.
«Дисбаланс — нарушение экономического равновесия, сбалансированности процессов, потоков в компании, регионе, государстве» [12].
Функционирование в рамках рыночной экономики и федеративное устройство страны определяют регион как экономическую подсистему, с совокупностью своих специфических составляющих элементов для каждого региона в отдельности: уровень ВРП, занятость, развитие и внедрение инноваций, активность в привлечении инвестиционных ресурсов, развитие инфраструктуры государственной поддержки развития бизнеса в регионе и ряд других существенных экономических составляющих.
Возникновение процветающих и депрессивных регионов в настоящее время является одной из главных проблем в развитии экономики страны. Экономический дисбаланс регионов выражается в неравномерности производства внутреннего регионального продукта в каждом регионе, появлением дифференциации в их экономическом развитии.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны» [13].
Равноправие — один из конституционных принципов федеративного устройства Российской Федерации, согласно п. 4 ст. 5 Конституции РФ означает, что все субъекты РФ равны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. В соответствии с этим принципом Конституция РФ (ст. 71 и 72) устанавливает единый для всех субъектов РФ перечень предметов исключительного федерального и совместного ведения РФ и ее субъектов. В соответствии с п.1. ст.8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Но в тоже время неравномерность экономического развития регионов не отвечает полностью принципам федерализма, изложенным в Конституции. «Перекошенность» в экономике регионов порождает социально-экономические конфликты, а именно безработицу, переток материальных, трудовых, финансовых ресурсов в наиболее благополучные регионы. Приведем для наглядности информационную статистику.
По результатам ВРП (см. Приложение № 1) в первую пятерку среди регионов России попали: г. Москва, Тюменская область, Московская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Санкт-Петербург. К депрессивным регионам по указанному показателю можно отнести Еврейскую автономную область, Тыву, Калмыкию, Республику Алтай, Ингушетию. При соотношении уровня ВРП между самым процветающим и самым депрессивным регионом коэффициент составляет около 383.
Но ввиду того, что субъекты Российской Федерации различаются по количеству проживающего в них населения, то для более объективной оценки развития экономики регионов проведем сравнительный анализ уровня ВРП на душу населения. В пятерку самых благополучных регионов вошли: Сахалинская область, Тюменская область, Чукотский автономный округ, Якутия, г. Москва.
В пятерку самых неблагополучных регионов вошли: Республика Карачаево-Черкессия, Республика Кабардино-Балкария, Республика Калмыкия, Чеченская Республика, Ингушетия. При соотношении уровня ВРП на душу населения (см. Приложение № 2) между самым процветающим и самым депрессивным регионом коэффициент составляет около 19.
Из приведенного сравнительного анализа видно, что разница в экономическом развитии регионов огромна.
В России открыто более 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. В недрах РФ выявлены и разведаны многочисленные месторождения нефти, природного газа, каменного угля, руд черных, цветных, редких и благородных металлов, редкоземельных элементов, горнохимического нерудного технического сырья, драгоценных и поделочных камней и минеральных материалов. По запасам нефти РФ занимает пятое, а газа — 1-е место в мире. В России имеются большие запасы угля (третье место в мире после США и Китая), огромные залежи железных руд и руд редких металлов и элементов. Причем природные ресурсы, пригодные для производства, находятся во всех регионах России.
Не использованные природные ресурсы в каждом регионе являются одной из причин отсталости многих регионов по экономическим показателям. Оставшаяся от социалистической экономики производственная инфраструктура в годы перестройки при проведении оголтелой приватизации не получила должного инновационного развития, что послужило причиной для столь плачевного состояния экономики в некоторых регионах.
Современные тенденции социально-экономического развития регионов носят неоднозначный и противоречивый характер, который продиктован противоречивостью тенденций либерализации и глобализации экономических отношений с одной стороны, и усилением протекционизма (особенно скрытого), с другой стороны.
Результатом этих процессов является усиление дифференциации территорий по уровню социально-экономического развития в результате неравномерности распределения факторов производства и доходов населения.
Из анализа списка регионов по валовому региональному продукту видна существенная разносторонность социально-экономического развития регионов по уровню ВРП. Но такая же неуравновешенность наблюдается по инвестиционному, инновационному, демографическим факторам, что порождает дисбаланс в развитии экономики страны в целом.
Причинами такой неоднородности экономического развития могут быть следующими:
- существенная монополизация рынка в депрессивных регионах;
- слабая государственная поддержка в регионах малого и среднего бизнеса;
- не равномерное распределение инвестиций по регионам в долгосрочные и масштабные проекты;
- неравномерное распределение факторов производства, включая человеческие ресурсы по региональному разделению труда в соответствии с экономической целесообразностью выпуска определенной продукции для каждого региона, исходя из наличия природно-сырьевых ресурсов;
- недостаточная финансовая поддержка со стороны федерального центра;
- не освоенность природных ресурсов в отсталых регионах;
- отсутствие на практике внедрения в регионах градообразующих предприятий;
- коррупция;
- нецелевое и не эффективное использование бюджетных средств на мероприятия по развитию промышленной инфраструктуры в регионе.
Конкурентоспособность региона в условиях ВТО должна складываться из потенциальной возможности привлечения всех необходимых факторов производства из расчета экономически обоснованной специализации каждого субъекта Российской Федерации. Вот — самая главная и первая задача, которая должна решаться в новых экономических условиях, связанных с вступлением России в ВТО.
В настоящий момент в условиях неравномерности социально-экономического развития отдельных регионов традиционные формы и методы поддержки развития экономики не дают положительного результата. Необходим совершенно новый механизм экономического развития регионов. Опираясь на конституционные принципы федеративного устройства государства, необходимо отметить, что экономическая мощь страны должна складываться в равномерном и достойном развитии каждого региона в независимости от природно-климатических, географических условий, национальных традиций, в соответствии с равномерным распределением материальных, технических, финансовых ресурсов, привлечения людских ресурсов.
Основными направлениями в устранении дисбаланса в экономическом развитии регионов страны должно стать:
- продуманная государственная федеральная и региональная политика, а также органов местного самоуправления о привлечении необходимых факторов производства в регион в соответствии с региональным (международным) разделением труда;
- создание благоприятной конкурентной обстановки в регионе;
- соответствующая настоящим экономическим реалиям нормативно-правовая база;
- экономически обоснованное применение инструментов государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в приоритетных направлениях отраслей народного хозяйства каждого региона;
- жесткая антимонопольная политика;
- установление экономических связей с потенциальными участниками торгового оборота в других регионах;
- развитие профилирующих отраслей в соответствии с природно-климатическими, ресурсными условиями;
- создание для людских ресурсов благоприятной социальной инфраструктуры в каждом регионе.
Для выравнивания экономического баланса в региональном развитии целесообразно предусмотреть разработку федеральных целевых программ развития регионов в свете вступления России в ВТО. В программы экономической устойчивости регионов необходимо включить мероприятия по мониторингу экономического развития каждого региона, определить целевые ориентиры государственной поддержки для каждого субъекта Российской Федерации, наметить объем финансовых средств, а также других источников развития в целях выравнивания экономического потенциала каждого региона.
Для выравнивания социально-экономического развития регионов необходимы системные методы, способные одновременно воздействовать на ситуации в сфере экономики, политики, социальных отношений, природопользования и в других областях жизнедеятельности, предполагающие применение многофункциональных организационно-экономических, социально-демографических и других регуляторов воспроизводственных процессов.
Таблица 1 [14]
Список регионов по валовому региональному продукту
Ранг 2011 |
Регион |
ВРП 2011 (млн рублей) |
ВРП 2010 (млн рублей) |
ВРП 2009 (млн рублей) |
ВРП 2008 (млн рублей) |
ВРП 2007 (млн рублей) |
ВРП 2006 (млн рублей) |
ВРП 2005 (млн рублей) |
ВРП 2004 (млн рублей) |
1 |
Москва Москва |
10021556,8 |
8375863,8 |
7126972,4 |
8248652,0 |
6696259,1 |
5260232,8 |
4135154,6 |
2853272,4 |
2 |
Тюменская область Тюменская область, |
4091590,0 |
3301573,3 |
2870284,0 |
3121401,3 |
2758813,1 |
2551355,4 |
2215584,4 |
1536733,7 |
3 |
Ханты-Мансийский автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ |
2434202,0 |
1971870,5 |
1778637,1 |
1937159,1 |
1728340,2 |
1594097,1 |
1399335,9 |
956196,5 |
4 |
Московская область Московская область |
2243264,0 |
1832867,3 |
1519446,3 |
1645753,0 |
1295649,9 |
934328,9 |
708062,1 |
535204,4 |
5 |
Санкт-Петербург Санкт-Петербург |
2071756,9 |
1699486,4 |
1475805,3 |
1431839,6 |
1119660,3 |
825102,3 |
666392,8 |
542359,2 |
6 |
Татарстан Татарстан |
1275531,5 |
1001622,8 |
885064,0 |
926056,7 |
757401,4 |
605911,5 |
482759,2 |
391116,0 |
7 |
Свердловская область Свердловская область |
1265683,3 |
1046600,1 |
825267,4 |
923550,8 |
820792,5 |
653908,3 |
475575,5 |
364368,8 |
8 |
Краснодарский край Краснодарский край |
1229738,1 |
1028308,4 |
861603,3 |
803834,1 |
648211,3 |
483950,7 |
372929,8 |
313623,6 |
9 |
Красноярский край Красноярский край |
1188778,1 |
1055525,0 |
749194,8 |
737950,5 |
734154,8 |
585881,9 |
439736,9 |
365454,1 |
10 |
Ямало-Ненецкий автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ |
962144,9 |
782214,9 |
649640,0 |
719397,0 |
594678,6 |
546365,8 |
441721,8 |
355718,4 |
11 |
Башкортостан Башкортостан |
951770,0 |
759203,3 |
647911,7 |
743133,4 |
590054,1 |
505205,8 |
381646,5 |
310845,1 |
12 |
Самарская область Самарская область |
832588,8 |
695651,2 |
583999,9 |
699295,6 |
584968,6 |
487713,5 |
401812,2 |
327118,5 |
13 |
Пермский край Пермский край |
803311,9 |
623116,8 |
539831,5 |
607362,7 |
477794,2 |
383770,1 |
327273,3 |
266325,9 |
14 |
Челябинская область Челябинская область |
775935,0 |
652865,5 |
556985,3 |
664492,7 |
575643,7 |
446918,0 |
349957,2 |
291179,9 |
15 |
Нижегородская область Нижегородская область |
770406,9 |
652805,9 |
547223,0 |
588790,8 |
473307,4 |
376180,3 |
299723,7 |
241230,4 |
16 |
Ростовская область Ростовская область |
761828,6 |
659667,4 |
555917,1 |
576125,7 |
450434,7 |
340012,5 |
263051,5 |
221167,4 |
17 |
Кемеровская область Кемеровская область |
740735,2 |
625914,9 |
512408,0 |
575901,9 |
437790,2 |
342210,6 |
295378,4 |
244462,0 |
18 |
Иркутская область Иркутская область |
627856,2 |
546141,0 |
458774,9 |
438852,4 |
402654,7 |
330834,3 |
258095,5 |
213244,2 |
19 |
Сахалинская область Сахалинская область |
596906,8 |
487659,5 |
392380,1 |
333581,6 |
286273,0 |
166105,4 |
121014,1 |
91729,6 |
20 |
Новосибирская область Новосибирская область |
576781,7 |
481141,3 |
425400,2 |
453574,6 |
365531,2 |
296064,5 |
235381,8 |
191826,7 |
21 |
Ленинградская область Ленинградская область |
563572,0 |
490303,7 |
430395,5 |
383255,4 |
309028,6 |
265260,4 |
205416,9 |
166445,0 |
22 |
Оренбургская область Оренбургская область |
553804,5 |
458145,4 |
413395,5 |
430023,1 |
370880,9 |
302808,4 |
213138,2 |
169876,7 |
23 |
Приморский край Приморский край |
546552,3 |
470679,2 |
368996,7 |
316581,9 |
259041,4 |
215934,4 |
186623,3 |
152301,1 |
24 |
Белгородская область Белгородская область |
511663,0 |
398361,4 |
304345,3 |
317656,3 |
237013,3 |
178846,1 |
144987,8 |
114409,3 |
25 |
Волгоградская область Волгоградская область |
498968,1 |
433473,7 |
377514,3 |
416678,5 |
331766,8 |
252142,7 |
203232,2 |
154337,7 |
26 |
Республика Саха Республика Саха |
483007,0 |
386825,1 |
328201,7 |
309518,3 |
242656,5 |
206845,0 |
183027,0 |
153496,7 |
27 |
Омская область Омская область |
448686,4 |
382620,4 |
336259,6 |
347760,3 |
296004,7 |
262506,7 |
220686,1 |
192877,3 |
28 |
Воронежская область Воронежская область |
447155,4 |
346568,2 |
301729,1 |
287072,1 |
222811,9 |
166176,5 |
133586,6 |
117197,6 |
29 |
Архангельская область Архангельская область, (включая НАО) |
440162,9 |
372804,8 |
323606,8 |
289755,9 |
268672,1 |
215932,7 |
166433,4 |
142564,7 |
30 |
Республика Коми Республика Коми |
433768,8 |
353853,0 |
302629,2 |
291812,1 |
241150,5 |
218490,7 |
171307,2 |
131588,0 |
31 |
Саратовская область Саратовская область |
427254,6 |
376169,4 |
326370,4 |
321747,2 |
252867,2 |
204291,2 |
170930,5 |
151636,9 |
32 |
Хабаровский край Хабаровский край |
401456,4 |
353590,3 |
276895,4 |
269178,6 |
231293,2 |
194259,6 |
161194,4 |
133330,5 |
33 |
Ставропольский край Ставропольский край |
399947,4 |
330790,8 |
277251,0 |
274992,0 |
222239,6 |
181675,1 |
146569,3 |
122235,4 |
34 |
Томская область Томская область |
337722,3 |
284676,7 |
245808,3 |
248906,2 |
214487,0 |
188800,7 |
159578,5 |
132439,3 |
35 |
Алтайский край Алтайский край |
336183,8 |
302900,7 |
265613,3 |
259343,1 |
223563,4 |
173810,5 |
135686,4 |
114840,5 |
36 |
Удмуртия Удмуртия |
335446,0 |
274578,1 |
230938,3 |
243135,5 |
205647,4 |
164848,5 |
139995,3 |
100833,1 |
37 |
Дагестан Дагестан |
327030,8 |
274354,2 |
257832,7 |
216277,2 |
156928,8 |
124153,5 |
90442,6 |
80712,4 |
38 |
Вологодская область Вологодская область |
316953,6 |
262432,7 |
213396,9 |
294926,2 |
243336,3 |
201939,2 |
193966,1 |
161378,6 |
39 |
Липецкая область Липецкая область |
285884,3 |
248544,9 |
226622,0 |
259532,2 |
209821,5 |
179057,3 |
145194,4 |
141778,3 |
40 |
Ярославская область Ярославская область |
285159,8 |
239644,0 |
212684,4 |
214946,3 |
186577,5 |
153251,5 |
131252,1 |
112438,7 |
41 |
Тульская область Тульская область |
272462,8 |
237629,2 |
214925,4 |
231730,8 |
174110,9 |
142240,1 |
116221,2 |
88119,6 |
42 |
Мурманская область Мурманская область |
260264,7 |
233438,9 |
202235,5 |
213733,5 |
191584,6 |
158127,0 |
132870,2 |
124972,0 |
43 |
Владимирская область Владимирская область |
256409,2 |
224759,2 |
185824,6 |
175395,7 |
146663,0 |
112841,7 |
86926,8 |
74207,0 |
44 |
Тверская область Тверская область |
253757,1 |
219004,9 |
197687,0 |
192283,0 |
156034,6 |
127363,8 |
96897,4 |
88081,5 |
45 |
Калужская область Калужская область |
234378,6 |
188601,3 |
154946,1 |
150394,4 |
111869,0 |
86150,5 |
70953,9 |
57993,8 |
46 |
Курская область Курская область |
233362,4 |
193648,6 |
161570,9 |
167865,8 |
128799,0 |
104035,7 |
86624,9 |
76506,1 |
47 |
Калининградская область Калининградская область |
230254,5 |
195749,1 |
169519,6 |
179266,7 |
143927,7 |
103138,7 |
81837,6 |
66552,1 |
48 |
Амурская область Амурская область |
223682,8 |
178689,6 |
151118,6 |
131563,7 |
111761,2 |
95090,9 |
76861,2 |
64250,2 |
49 |
Ульяновская область Ульяновская область |
223393,2 |
178235,4 |
154247,4 |
150680,3 |
124676,2 |
101950,3 |
80584,4 |
67501,0 |
50 |
Рязанская область Рязанская область |
210435,5 |
179127,9 |
153634,1 |
150151,2 |
121305,2 |
105491,9 |
84382,7 |
69996,0 |
51 |
Забайкальский край Забайкальский край |
208257,7 |
166742,5 |
148587,9 |
140302,0 |
110822,4 |
90732,1 |
69647,1 |
61261,8 |
52 |
Кировская область Кировская область |
202203,2 |
172352,0 |
146321,3 |
151116,7 |
118154,9 |
97047,1 |
79800,6 |
70706,2 |
53 |
Пензенская область Пензенская область |
200054,9 |
172166,7 |
147185,1 |
147853,2 |
119104,0 |
88805,0 |
74362,7 |
59711,7 |
54 |
Чувашия Чувашия |
188354,1 |
157704,6 |
139909,5 |
155032,3 |
123453,3 |
93172,0 |
69391,6 |
59573,8 |
55 |
Смоленская область Смоленская область |
183201,3 |
154681,1 |
125348,9 |
121601,3 |
95703,4 |
79043,4 |
65525,6 |
56113,9 |
56 |
Тамбовская область Тамбовская область |
182305,1 |
143902,4 |
136323,9 |
120836,0 |
106039,6 |
79766,2 |
63614,8 |
56775,0 |
57 |
Брянская область Брянская область |
179920,9 |
147024,0 |
126477,4 |
125834,4 |
102706,2 |
82100,4 |
66692,3 |
51003,4 |
58 |
Астраханская область Астраханская область |
170546,5 |
144888,8 |
134418,2 |
147549,1 |
100359,2 |
85112,1 |
70127,6 |
56710,9 |
59 |
Ненецкий автономный округ Ненецкий автономный округ |
166361,3 |
145928,3 |
130177,7 |
91476,4 |
97838,3 |
67248,4 |
44718,3 |
39586,7 |
60 |
Бурятия Бурятия |
154677,7 |
133525,6 |
121187,7 |
124738,5 |
107442,0 |
91712,4 |
74912,9 |
63918,5 |
61 |
Новгородская область Новгородская область |
148972,6 |
127407,8 |
117710,1 |
115141,3 |
86664,9 |
74923,8 |
63848,3 |
49242,3 |
62 |
Карелия Карелия |
142943,8 |
120511,3 |
105924,1 |
115208,2 |
104603,3 |
84228,3 |
77124,8 |
53964,1 |
63 |
Курганская область Курганская область |
136808,5 |
117879,5 |
107914,5 |
106223,2 |
81076,0 |
68434,5 |
50245,8 |
42470,6 |
64 |
Орловская область Орловская область |
130951,4 |
106196,7 |
90623,6 |
96669,9 |
77101,2 |
64801,6 |
53181,9 |
46042,3 |
65 |
Ивановская область Ивановская область |
127218,6 |
109884,5 |
87061,9 |
86980,3 |
74752,0 |
55090,0 |
44415,4 |
40159,4 |
66 |
Мордовия Мордовия |
126835,6 |
105343,8 |
90862,4 |
94058,3 |
77048,8 |
57974,2 |
44267,0 |
38334,9 |
67 |
Хакасия Хакасия |
115653,0 |
96039,8 |
81019,9 |
72308,8 |
63722,0 |
53689,3 |
41727,5 |
33102,9 |
68 |
Камчатский край Камчатский край |
112750,5 |
103123,2 |
94643,2 |
77854,3 |
66076,8 |
56119,8 |
43974,3 |
35139,3 |
69 |
Костромская область Костромская область |
111462,3 |
98130,7 |
78920,7 |
81040,7 |
65700,4 |
54351,1 |
44684,7 |
37787,4 |
70 |
Псковская область Псковская область |
102276,8 |
87066,0 |
74647,8 |
73283,2 |
61561,9 |
51464,9 |
40582,9 |
35816,0 |
71 |
Марий Эл Марий Эл |
96556,3 |
82374,4 |
69271,5 |
65765,3 |
55069,2 |
43663,7 |
33350,7 |
30085,6 |
72 |
Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария |
90634,8 |
77086,4 |
65660,1 |
58093,4 |
48908,7 |
43309,7 |
36833,4 |
29052,9 |
73 |
Чечня Чечня |
86319,5 |
70694,9 |
64308,3 |
66273,8 |
48056,1 |
32344,4 |
22898,9 |
|
74 |
Северная Осетия Северная Осетия |
85192,1 |
75327,4 |
64081,4 |
57707,4 |
52804,8 |
43341,2 |
31182,2 |
24268,0 |
75 |
Магаданская область Магаданская область |
75147,0 |
59619,7 |
47895,9 |
42053,8 |
35314,4 |
31203,2 |
27167,8 |
24612,3 |
76 |
Адыгея Адыгея |
55225,8 |
47194,5 |
41511,5 |
36134,4 |
29085,1 |
21132,4 |
17029,1 |
12493,2 |
77 |
Карачаево-Черкесия Карачаево-Черкесия |
49605,4 |
43651,5 |
38584,1 |
35714,2 |
27469,7 |
23260,1 |
16724,3 |
13127,2 |
78 |
Чукотский автономный округ Чукотский автономный округ |
44756,9 |
38978,1 |
45067,6 |
30558,7 |
20984,1 |
15538,0 |
12355,4 |
12357,8 |
79 |
Еврейская автономная область Еврейская автономная область |
36533,8 |
31555,9 |
25320,0 |
23977,0 |
23726,1 |
17976,8 |
14204,2 |
11230,9 |
80 |
Тыва Тыва |
33790,5 |
30722,8 |
26921,9 |
23870,5 |
19384,2 |
15146,8 |
11662,5 |
9838,5 |
81 |
Калмыкия Калмыкия |
28779,4 |
24404,1 |
23948,1 |
20789,7 |
17225,8 |
12844,1 |
9685,7 |
8518,5 |
82 |
Республика Алтай Республика Алтай |
26472,8 |
22393,7 |
19911,6 |
18701,0 |
15108,5 |
11609,4 |
8805,8 |
8516,7 |
83 |
Ингушетия Ингушетия |
26112,8 |
19929,1 |
18953,3 |
19172,9 |
16812,4 |
9033,5 |
7419,3 |
6210,4 |
Таблица 2 [15]
Региональный продукт на душу населения
Ранг |
Регион |
ВРП на душу населения 2010 (тысяч рублей) |
1 |
987,4 |
|
2 |
970,8 |
|
3 |
826,9 |
|
4 |
763,0 |
|
5 |
401,5 |
|
6 |
389,1 |
|
7 |
371,0 |
|
8 |
368,7 |
|
9 |
344,0 |
|
10 |
315,4 |
|
11 |
294,4 |
|
12 |
293,3 |
|
13 |
Архангельская область (включая НАО) |
289,1 |
14 |
272,2 |
|
15 |
265,4 |
|
16 |
261,0 |
|
17 |
259,2 |
|
18 |
254,3 |
|
19 |
240,3 |
|
20 |
238,8 |
|
21 |
237,0 |
|
22 |
225,0 |
|
23 |
223,4 |
|
24 |
221,5 |
|
25 |
216,9 |
|
26 |
215,8 |
|
27 |
215,3 |
|
28 |
209,2 |
|
29 |
207,5 |
|
30 |
200,0 |
|
31 |
197,8 |
|
32 |
194,9 |
|
33 |
193,1 |
|
34 |
187,5 |
|
35 |
186,1 |
|
36 |
185,7 |
|
37 |
183,9 |
|
38 |
183,6 |
|
39 |
182,4 |
|
40 |
180,9 |
|
41 |
176,0 |
|
42 |
173,7 |
|
43 |
170,3 |
|
44 |
167,5 |
|
45 |
161,0 |
|
46 |
152,3 |
|
47 |
151,3 |
|
48 |
150,9 |
|
49 |
150,0 |
|
50 |
147,7 |
|
51 |
146,4 |
|
52 |
146,3 |
|
53 |
143,9 |
|
54 |
140,8 |
|
55 |
140,5 |
|
56 |
137,8 |
|
57 |
134,8 |
|
58 |
129,8 |
|
59 |
127,0 |
|
60 |
126,1 |
|
61 |
124,8 |
|
62 |
124,7 |
|
63 |
123,6 |
|
64 |
123,5 |
|
65 |
121,7 |
|
66 |
118,2 |
|
67 |
114,0 |
|
68 |
113,9 |
|
69 |
112,6 |
|
70 |
105,1 |
|
71 |
105,0 |
|
72 |
104,9 |
|
73 |
99,4 |
|
74 |
98,7 |
|
75 |
92,3 |
|
76 |
91,1 |
|
77 |
88,5 |
|
78 |
84,2 |
|
79 |
55,2 |
|
80 |
52,1 |
Литература:
1. Алиев В. Г., Байрамова,Л.Г., Казанбиева А. Х., Чернышов М. М. Региональные проблемы переходной экономики: вопросы теории и практики. — Москва: Экономика, 2002, 646 с.
2. Газимагомедов Р. К. Особенности современной региональной промышленной политики: теория и практика. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 376 с.
3. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. — 3-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — с. 418
4. Зимин А. И. Инвестиции: вопросы и ответы. — Москва, 2006, 255 с.
5. Катасонов В. Ю. Инвестиционный потенциал экономики: механизм формирования и использования. — Москва: Анкил, 2005, 326 с.
6. Литвиненко М. И. Методологические аспекты формирования региональной инвестиционной политики.// Экономический вестник Ростовского государственного университета. — 2006. — № 4. — с.145–148
7. Лукашин Ю., Рахлина Л. Факторы инвестиционной привлекательности регионов России. //Мировая экономика и международные отношения. 2006. — № 3.
8. Реформы и развитие российской экономики в 1995–1997 годах: Программа Правительства РФ // Вопросы экономики. 1995. — № 18. — с. 157.
9. Сагидов Ю. Н. Регионы, стратегия, безопасность. М.: Юнион.2001,с.264
10. Селиверстов В. Е., Бандман М. К., Гузнер С. С. Методологические основы разработки федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам // Регион: экономика и социология. 1996. — № 1. — с. 6.
11. Толковый словарь по управлению./ Под редакцией профессора Познякова В. В.- М.: — Аланс, 1994. — с.252
12. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).
13. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875;dst=0;ts=F1C5E157B5D947C35033E446019FDF15
15. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D0%92%D0%A0%D0%9F_%D0%BD%D0%B0_%D0%B4%D1%83%D1%88%D1%83_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
Похожие статьи
Формирование конституционных (уставных) судов
Это Республики Алтай, Ингушетия, Хакасия, Карачаево-Черкесская и Удмуртская республики, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийской и Ямало-Ненецкий автономные округа, Забайкальский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский края, Амурская...
Анализ самообеспеченности Сибирского Федерального округа...
Российская Федерация, регион, республика, москва, Калмыкия, Ингушетия, тюменская область, государственная власть, еврейская автономная...
Повышение уровня финансовой грамотности пенсионеров в целях...
Российская Федерация, регион, республика, москва, Калмыкия, Ингушетия, тюменская область, государственная власть, еврейская автономная...
Бедность как фактор, определяющий уровень жизни населения...
Еврейская автономная область и Республика Ингушетия также находятся в конце рейтинга по УЖН, занимая 72 и 76 места соответственно. А Республика Калмыкия, в которой проживает наибольшее количество бедных в процентном соотношении с общим количеством...
Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе...
Тюменская область.
Еврейская автономная область. Республика Северная Осетия – Алания.
Республика Ингушетия. Чукотский автономный округ. Псковская область. 79.
«Межсубъектные или межрегиональные отношения — это сила...»
Губернатор Еврейской автономной области(2010–2015) Александр Винников: «… и логистика, и история
Российская Федерация, субъект РФ, соглашение, орган, регион, межсубъектное взаимодействие, Красноярский край, Московская область, исполнительная власть, субъект.
Инвестиции в недвижимость и экономический рост
К третьей группе регионов с средним значением ВРП на душу населения (уровень ВРП 83817,5-108453,5 рублей на душу населения) относятся: Калининградская область; Удмуртская Республика; Амурская область; Приморский край; Еврейская автономная область...
Межбюджетные трансферты как важный доходный источник...
Еврейская автономная область.
Московская область.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Республика, округ, трансферт, дотация, бюджет, субъект РФ, число регионов, бюджетная система РФ, регион.
Внутренняя геополитика России в социально-экономическом...
Еврейская автономная область.
Республика Калмыкия — это субъект Российской Федерации, относится к Южно-федеральному округу.
пропустив вперед только Тюменскую область и Москву, а в Южном федеральном округе регион.
Похожие статьи
Формирование конституционных (уставных) судов
Это Республики Алтай, Ингушетия, Хакасия, Карачаево-Черкесская и Удмуртская республики, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийской и Ямало-Ненецкий автономные округа, Забайкальский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский края, Амурская...
Анализ самообеспеченности Сибирского Федерального округа...
Российская Федерация, регион, республика, москва, Калмыкия, Ингушетия, тюменская область, государственная власть, еврейская автономная...
Повышение уровня финансовой грамотности пенсионеров в целях...
Российская Федерация, регион, республика, москва, Калмыкия, Ингушетия, тюменская область, государственная власть, еврейская автономная...
Бедность как фактор, определяющий уровень жизни населения...
Еврейская автономная область и Республика Ингушетия также находятся в конце рейтинга по УЖН, занимая 72 и 76 места соответственно. А Республика Калмыкия, в которой проживает наибольшее количество бедных в процентном соотношении с общим количеством...
Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе...
Тюменская область.
Еврейская автономная область. Республика Северная Осетия – Алания.
Республика Ингушетия. Чукотский автономный округ. Псковская область. 79.
«Межсубъектные или межрегиональные отношения — это сила...»
Губернатор Еврейской автономной области(2010–2015) Александр Винников: «… и логистика, и история
Российская Федерация, субъект РФ, соглашение, орган, регион, межсубъектное взаимодействие, Красноярский край, Московская область, исполнительная власть, субъект.
Инвестиции в недвижимость и экономический рост
К третьей группе регионов с средним значением ВРП на душу населения (уровень ВРП 83817,5-108453,5 рублей на душу населения) относятся: Калининградская область; Удмуртская Республика; Амурская область; Приморский край; Еврейская автономная область...
Межбюджетные трансферты как важный доходный источник...
Еврейская автономная область.
Московская область.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Республика, округ, трансферт, дотация, бюджет, субъект РФ, число регионов, бюджетная система РФ, регион.
Внутренняя геополитика России в социально-экономическом...
Еврейская автономная область.
Республика Калмыкия — это субъект Российской Федерации, относится к Южно-федеральному округу.
пропустив вперед только Тюменскую область и Москву, а в Южном федеральном округе регион.