Структура и содержание Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции»
Авторы: Кожемякина Анна Евгеньевна, Вайскробова Евгения Сергеевна
Рубрика: 12. Стандартизация, метрология и сертификация
Опубликовано в
III международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 17.11.2013
Статья просмотрена: 4847 раз
Библиографическое описание:
Кожемякина, А. Е. Структура и содержание Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» / А. Е. Кожемякина, Е. С. Вайскробова. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/92/4533/ (дата обращения: 21.11.2024).
С 1 июля 2013 года в странах Таможенного союза (Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации) введен в действие Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880 [1].
С 01 августа 2013 решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 июня 2013 г. № 129 введено в действие изменение в Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880, касающееся распространения ТР ТС 021/2011:
- до дня вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих требования к молоку и молочной продукции, мясу и мясной продукции и связанным с ними процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении такой продукции и процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации действуют положения нормативных правовых актов Таможенного союза или законодательства государства — члена Таможенного союза;
- до 1 июля 2014 г. продукцию, не подлежавшую ранее подтверждению соответствия требованиям ТР ТС 021/2011, разрешается производить и выпускать в обращение (в течение срока годности) без документов об обязательной оценке и маркировки национальным знаком соответствия [2].
С 1 мая 2014 года вступает в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» ТР ТС 034/2013, являющийся продолжением уже принятого Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011.
ТР ТС 034/2013 устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза [4].
ТР ТС 034/2013 вступает в силу с 1 мая 2014 года, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» имеет представленную ниже структуру.
Ст. 1 «Область применения» определяет:
- цель разработки технического регламента — защита жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей продуктов убоя и мясной продукции относительно их назначения и безопасности;
- область распространения — продукты убоя и мясная продукция, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, а также процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
- объекты технического регулирования — продукты убоя и процессы производства, хранения, перевозки, реализации, утилизации продуктов убоя и мясной продукции.
Ст. 2 «Основные понятия» определяет понятийный аппарат, используемый в техническом регламенте.
Согласно положениям этой статьи происходит выделение мясного продукта, мясорастительного продукта, мясосодержащего продукта и растительно-мясного продукта, основное отличие которых заключается не только в использование растительных и немясных ингредиентов, но и в массовой доле мясных ингредиентов свыше 60 %, от 30 до 60 %, от 5 до 60 % и от 5 до 30 % соответственно.
Такое большое варьирование содержания мясных ингредиентов от 30 до 60 %, от 5 до 60 % и от 5 до 30 % вызывает обоснованное опасение — необходимость изготовления производителем мясорастительного, мясосодержащего или растительно-мясного продукта с повышенной массовой долей мясных ингредиентов, при отсутствии таких требований со стороны законодательства.
Большое варьирование процентного содержания мясных ингредиентов прослеживается и с консервами для детского питания — мясные консервы для детского питания с массовой долей мясных ингредиентов более 40 %, мясорастительные консервы для детского питания с массовой долей мясных ингредиентов от 18 до 40 %, мясосодержащие консервы для детского питания с массовой долей мясных ингредиентов от 5 до 40 % и растительно-мясные консервы для детского питания с массовой долей мясных ингредиентов от 5 до 18 % включительно [4].
Ст. 3 «Правила идентификация продуктов убоя и мясной продукции» определяет методы идентификации продукции (визуальный, органолептический и аналитический), а также закрепляет права заявителя, органов государственного контроля (надзора), органов, осуществляющих таможенный контроль, органов по оценке (подтверждению) соответствия, а также других заинтересованных лиц осуществлять идентификацию с целью отнесения продукции к объектам технического регулирования.
Ст. 4 «Правила обращения продуктов убоя и мясной продукции на рынке государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства» устанавливает требования к перемещению продукции на территории ТС.
Ст. 5 «Требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции» предусматривает безопасность продукции, соответствующей требованиям нормативов и показателей, приведенных в Приложениях к техническому регламенту.
Данная статья в части контроля содержания ветеринарных препаратов, стимуляторов роста животных, лекарственных средств на основании информации об их применении, предоставляемой изготовителем продуктов убоя, вступает в силу после разработки соответствующих межгосударственных (региональных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов.
Ст. 6 «Требования к процессам производства продуктов убоя и мясной продукции», ст. 7 «Требования к продуктам убоя и процессам их производства» и ст. 8 «Требования к мясной продукции и процессам ее производства» устанавливает требования к производственным объектам, животным, поступившим на производственный объект, продуктам убоя, используемым при производстве мясной продукции, а также порядок проведения процесса производства с указанием температурных и временных режимов и санитарных требований. Описываемые процессы развивают положения ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
Ст. 8 в части использования при изготовлении мясной продукции нитрита натрия (калия) в виде нитритно-посолочных (посолочно-нитритных) смесей с массовой долей нитрита натрия (калия) не более 0,9 % вступает в силу с 15 февраля 2015 года.
Ст. 9 «Требования к процессам хранения, перевозки, реализации и утилизации продуктов убоя и мясной продукции» определяет правила хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции. При этом процессы утилизации осуществляются в соответствии с требованиями ст. 18 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», а процессы хранения, перевозки и реализации дополняют положения ТР ТС 021/2011 [3].
Ст. 10 «Требования к упаковке продуктов убоя и мясной продукции» устанавливает обязательность обеспечения упаковкой безопасности и неизменности идентификационных признаков продукции. Требования к упаковке продуктов убоя и мясной продукции содержатся в ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки».
Ст. 11 «Требования к маркировке продуктов убоя и мясной продукции» дополняет требования ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» [3].
Согласно положениям ТР ТС 034/2013, не допускается маркировка мясной продукции с использованием придуманных названий, которые тождественны или сходны до степени смешения с придуманными названиями мясной продукции, установленными межгосударственными (региональными) стандартами, за исключением мясной продукции, выпускаемой по этим стандартам (например, «Докторская», «Любительская», «Московская», «Зернистая», «Молочная»).
Таким образом, всеми любимые колбасные изделия с вышеперечисленными и известными названиями могут производиться только по соответствующим стандартам.
Производители, соблюдающие требования ТР ТС 034/2013, лишаются возможности использовать наименования продукции, установленных в стандартах.
Ст. 11 в части использования придуманного названия мясной продукции вступает в силу после разработки соответствующих межгосударственных (региональных) стандартов.
В наименовании мясной продукции указывается или помещается в непосредственной близости от наименования информация о группе мясной продукции (например, «мясной», «мясосодержащий», «мясорастительный», «растительно-мясной»). Информация о процентном содержании мясных ингредиентов, отраженная в определении понятий групп мясной продукции, указываться не будет. Это означает, что мясосодержащие продукты с 5 %-ным и 60 %-ным фактическим содержанием мясных ингредиентов будут принадлежать к одной группе мясной продукции и маркироваться одинаково.
Ст. 11 в части обязательного указания в маркировке мясной продукции информации о группе мясной продукции вступает в силу после разработки соответствующих межгосударственных (региональных) стандартов, содержащих правила и методы отнесения мясной продукции к группам (мясной, мясосодержащей, мясорастительной, растительно-мясной).
Ст. 12 «Обеспечение соответствия продуктов убоя и мясной продукции требованиям безопасности» определяет соответствие продукции требованиям безопасности как соответствие продукции требованиям настоящего технического регламента.
Методы испытаний и измерений устанавливаются в соответствующих стандартах согласно перечню стандартов, необходимых для применения и исполнения требований настоящего технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.
Ст. 13 «Оценка (подтверждение) соответствия продуктов убоя и мясной продукции» предусматривает четко прослеживаемую взаимосвязь с ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» в части декларирования соответствия мясной продукции и осуществления ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов убоя [3].
Декларирование соответствия мясной продукции осуществляется по схемам 3д, 4 д и 6д. Проведение и оформление ветеринарно-санитарной экспертизы, которой подлежат продукты убоя, регламентируется положениями ТР ТС 021/2011.
Ст. 14 «Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза» предусматривает способы нанесения маркировки на неупакованные и упакованные продукты убоя и мясную продукцию, прошедших оценку (подтверждение) соответствия требованиям технического регламента.
Ст. 15 «Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента» говорит о том, что соблюдение требований технического регламента осуществляется в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза.
Ст. 16 «Защитительная оговорка» устанавливает обязанность соответствующих органов государств-членов Таможенного союза предпринимать меры для ограничения и запрета выпуска в обращение на территории Таможенного союза продукции, которая не соответствует требованиям технического регламента [4].
Приложения к техническому регламенту содержат допустимые уровни микробиологических, физико-химических показателей и показателей безопасности, а также максимальные допустимые уровни остатков антимикробных, антипротозойных средств, инсектицидов в зависимости от наименования продукции.
Таким образом, исходя из структуры и содержания технического регламента, очевидна необходимость доработки отдельных положений документа, а также разработки соответствующих стандартов, поясняющих и дополняющих отдельные моменты технического регламента.
Возможность реализации технического регламента на предприятиях мясной промышленности, качество выпускаемой продукции и защита интересов потребителей прояснятся только после введения Технического регламента в действие, а также его практического применения.
Очевидно, что предприятиям мясной промышленности предстоит нелегкий период перехода на производство продукции в соответствии с требованиями Технического регламента.
Литература:
1. Актуальные вопросы обеспечения безопасности в странах Таможенного Союза [Текст]: Проблемы устойчивого развития производства пищевых продуктов в Центральной Азии: мат. междунар. научн.-практ. конф. (31 мая — 1 июня 2013 г.) / Кожемякина А. Е., Ребезов М. Б., Кожевникова Е. Ю., Мазаев А. Н., Асенова Б. К, Максимюк Н. Н. — Худжанд: Тадж. техн. ун. им. ак. М. Осими, 2013. — с. 109–112.
2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.06.2013 № 129 (ред. от 25.06.2013) «О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880».
3. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (вместе с «ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции»).
4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 68 «О техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (вместе с «ТР ТС 034/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности мяса и мясной продукции»).
5. Последствия вступления России в ВТО [Текст]: Качество продукции, техноло-гий и образования: мат. VIII всеросс. научн.-практ. конф. с междунар. уч. (21 апреля 2013 г) / Кожемякина А. Е., Вайскробова Е. С. — Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2013. — с. 14–17.