Преодоление безработицы как приоритетное направление государственной политики
Авторы: Морозова Софья Ильинична, Чернышова Наталья Алексеевна
Рубрика: 13. Экономика труда
Опубликовано в
Дата публикации: 20.09.2013
Статья просмотрена: 4733 раза
Библиографическое описание:
Морозова, С. И. Преодоление безработицы как приоритетное направление государственной политики / С. И. Морозова, Н. А. Чернышова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/91/4192/ (дата обращения: 17.12.2024).
Уровень безработицы — важный показатель макроэкономики, один из индикаторов состояния экономики страны. Правительства разных стран мира направляют огромные средства на поддержку рынка труда и регулирования занятости.
Безработица — отсутствие возможности получить работу, которую человек желает и может выполнять. Безработица возникает в случае, когда количество желающих работать трудоспособных людей больше, чем количество имеющихся пригодных для них рабочих мест [2, с.30].
Экономический кризис приводит к росту безработицы, так как правительство вынуждено сокращать размер заработной платы, пенсий, предприятия сокращают рабочие места, в результате сокращается объем ВВП, снижается инвестиционная привлекательность экономики страны, растут государственные долги. Проблема безработицы и экономический кризис в одной стране отрицательно сказываются на экономике других стран.
Безработица в России составила в январе 2013 года 6 % экономически активного населения против 6,6 % годом ранее. Такие данные приведены в оперативном докладе Федеральной службы государственной статистики (Росстат). По данным статистики Международной организации труда, уровень безработицы в России за июнь составил 5,3 %. В рамках саммита G20 министр труда России Максим Топилин сообщил, что ситуация на рынке труда спокойная, хотя темпы роста промышленности и ВВП желают оставаться лучшими. По сведениям министерства, сейчас в стране имеется 1,8 млн. свободных рабочих мест, а количество безработных составляет около 944 тысяч человек. Это ниже, чем в США, многих странах ЕС. Несмотря на то, что уровень безработицы в большинстве российских регионов остается невысоким и в основном демонстрирует снижение, ситуация с безработицей в региональном разрезе остается резко полярной. Анализируя данные Росстата за январь-май 2013 года, можно отметить, самый высокий уровень безработицы (13,3 %) зафиксирован в Северо-Кавказском Федеральном округе (включая Чеченскую Республику — 27,9 %, Ингушетию — 45,5 %). Причем такая ситуация наблюдается уже достаточно давно, и, несмотря на все усилия федеральной и региональных властей, пока переломить ее не удается. Самый низкий показатель — 3,3 % — отмечен в Центральном Федеральном округе (в том числе данные для Москвы — 1,6 %). Причем данный разрыв из года в год практически не меняется, что связано с процессом урбанизации и миграцией человеческих ресурсов из регионов и в особенности сельских местностей в крупные города [2].
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней [1]. Таким образом, реальный уровень безработицы отличается от официальных данных. По данным Росстата, только каждый 4-й житель страны, оказавшийся без работы, приобретает официальный статус безработного. Кроме того, стоит также учесть, что показатели безработицы формируются за счет иностранных мигрантов, занятых трудовой деятельностью, а также лиц пенсионного возраста. Еще одним важным фактором является невеселое демографическое положение. По демографическому прогнозу до 2030 года, предоставляемому Росстатом, за ближайшие 15 лет население страны сократится более чем на 10 миллионов, а смертность по-прежнему будет опережать рождаемость, что, несомненно, пагубно отразится как на экономике страны в целом, так и непосредственно на показателях уровня безработицы.
Одной из нерешенных проблем является как явная, так и скрытая молодежная безработица. В России, по официальным данным, молодежная безработица выросла по сравнению с докризисными временами. В 2006–2007 годах в общей структуре безработицы на возрастную группу от 20 до 34 лет приходилось от 43,4 до 44,5 %. А после кризиса на эту же группу приходится уже 47,7–48,1 %. То есть, по данным Росстата, безработица среди молодых россиян выросла на 3–4 процентных пункта по сравнению с докризисными временами. Несмотря на то, что по официальным данным доля обращений от выпускников профессионального образования снизилась, а доля трудоустроившихся, напротив, выросла, существует «псевдозанятость». На рынке труда имеется ряд вакансий ручного труда, которые во многих странах заменены автоматами, при этом в некоторых секторах экономики России наблюдается дефицит кадров. Официальная статистика не отражает реальной ситуации с трудоустройством студентов и молодых специалистов. Реально безработица данной группы населения гораздо выше. Одной из причин такой ситуации является выпуск вузами специалистов, не востребованных экономикой страны.
За последние пять лет из-за мирового финансового кризиса безработица выросла на 28 млн. человек, достигнув пика в 199 млн. безработных в 2009 году. В конце 2012 года в мире не могли найти работу 197 млн. человек. По данным исследования Международной организации труда и ОЭСР, больше всего официально зарегистрированных безработных в Испании — 26,8 %, Южной Африке — 25,2 %, Италии — 12 %, Евросоюзе и Франции — по 11 %, Турции — 8,3 %. Меньше всего в Корее — 3 %, Китае — 4,1 %, Японии — 4,1 %, Индии — 4,6 %, Мексике — 5,2 %, Австралии — 5,5 %, России — 5,3 %.
Эксперты Международной организации труда отмечают рост неформальной занятости в России с 20 % до 25 % за последние 10 лет. По масштабам «теневой» занятости лидирует Индия — 83,6 % людей работают неофициально. Далее идут Индонезия — 72,5 %, Мексика — 53,7 %, Аргентина — 49,9 %, Китай и Турция — по 30 %, Россия — 12,1 %.
Международная организация труда рассматривает неформальный сектор как совокупность очень мелких единиц, производящих и распределяющих товары и услуги и состоящих, в основном, из независимых, самостоятельно занятых производителей. Влияние данного показателя на состояние экономики страны можно оценить двояко. С одной стороны, причиной неформальной занятости является отсутствие адекватных рабочих мест на рынке труда, с другой — это специфическая часть рынка труда, к которой можно отнести фрилансеров, либо работающих в виде предпринимателей без образования юридического лица. Рост различных неформальных видов занятости негативно сказывается на положении работников и их семей, так как снижается уровень их жизни, социальная защищенность, а также на экономике страны — сокращаются налоговые и пенсионные поступления, что приводит к усилению бюджетных ограничений.
Опираясь на статистику ряда стран, необходимо отметить, что увеличение числа безработных — общемировая тенденция. По прогнозам Международной организации труда, в 2013 году число безработных в мире увеличится на 5,1 миллионов человек и достигнет уровня в 202 млн. человек. Причем среди них лишь четверть проживают в развитых странах, остальные — в развивающихся государствах и, прежде всего, в Юго-Восточной Азии и Африке южнее Сахары. Таким образом, проблема безработицы — это глобальная проблема, и, решая её, необходимо прилагать усилия как на национальном, так и международном уровнях.
Обращаясь к опыту борьбы мировых держав с безработицей в периоды кризисов, стоит упомянуть «Новый курс» Франклина Рузвельта, который предполагал направление безработных в создаваемые специальные организации («трудовые лагеря»), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д. Особую роль играла организация работ для молодежи. В 1938 году был принят закон о справедливых условиях труда, вследствие которого правительство могло устанавливать минимальную зарплату и максимальную продолжительность рабочей недели. Таким образом, разработанные программы, такие как трудоустройство безработных, социальное страхование, а также создание Федеральной корпорации по страхованию кадров помогли преодолеть последствия «Великой депрессии», охватившей США в 1929–2933 гг.
Еще одним примером борьбы с безработицей служат появившиеся в 70-е годы XX века в результате стагфляции в США и Великобритании методики «рейганомика» и «тэтчеризм», характерными чертами которых являлись отказ от вмешательства государства в экономику страны и принципы свободного рынка. В результате предпринятых мер странам удалось подавить стремительный одновременный рост безработицы и инфляции. Крупнейший гарвардский экономист Дэни Родрик считает, что проблему занятости решит введение системы налоговых поощрений, согласно которой, чем больше у предприятия штат, тем ниже взимаемые налоги.
Испания столкнулась с проблемой большого числа мигрантов из Северной Африки и Латинской Америки. Однако предложенная Правительством компенсация затрат по возвращению на родину оказалась невостребованной. В начале текущего столетия в стране было испробовано еще одно средство — резкое сокращение пособия по безработице. Несмотря на бурные протесты испанцев, правительству государства все же удалось добиться заметных сдвигов в решении данной задачи.
Правительство Великобритании направляет усилия на борьбу с безработицей среди молодежи. Программа по борьбе с молодежной безработицей была предложена лидером партии либерал-демократов Ником Клеггом в январе 2012 года. Согласно «программе Клегга», каждый из бизнесменов, кто согласился взять на работу представителя молодёжи, получал налоговый вычет. В то же время Министерство труда Великобритании изменило систему трудового стажа. Результатом принятых мер стало снижение уровня безработицы к минимальному значению.
По данным Министерства труда и социальной защиты Белоруссии, на 1 января 2013 года уровень безработицы в стране составил 0,5 % экономически активного населения. При этом число свободных рабочих мест за год увеличилось на 19,9 %. Согласно государственной программе занятости, борьба с безработицей включает создание новых рабочих мест, обеспечение занятости жителей малых и средних городов, поселков и регионов с высоким уровнем безработицы, обеспечение выпускников учебных заведений первым рабочим местом, а также организация трудовой занятости наиболее уязвимых категорий граждан.
Сегодня все чаще начинают прослеживаться тенденции экономики, направленные на возвращение к планированию и государственному регулированию, существовавшим в СССР, что, несомненно, должно положительно отразиться на уровне безработицы. Вспомним, что в 1918 г. декретом «О биржах труда» В. И. Ленин ликвидировал все частные и платные бюро и конторы по найму и учредил государственные бесплатные Биржи труда, на которые возлагалось трудоустройство безработных. Таким образом, к концу 1930 безработица в СССР была полностью ликвидирована. Также одним из лучших способов борьбы с безработицей в СССР являлось целевое трудоустройство молодых специалистов. Частичное внедрение данных методик прошлого могло бы способствовать сокращению безработицы в сегодняшние дни.
Исходя из выше изложенного, можно выделить следующие негативные социально-экономические последствия безработицы:
- недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального;
- снижение уровня жизни населения, потребительского спроса, уровня сбережений;
- потеря профессиональных знаний и навыков;
- сокращение налоговых и пенсионных поступлений;
- рост алкоголизма, наркомании, самоубийств;
- обострение криминогенной ситуации;
- увеличение социальной дифференциации.
Поскольку для населения трудовая деятельность является источником существования, отсутствие работы негативным образом сказывается не только на конкретном человеке, но и на государстве в целом. Не стоит забывать, что социальная сфера, экономика, демография, политика тесно взаимосвязаны. Нарушение баланса процессов ведет к большим потерям во всех сферах общественной жизни. Именно поэтому так важно найти пути решения и разработать ряд мер, направленных на сокращение безработицы или хотя бы поддержания ее на сегодняшнем уровне.
Решение проблем безработицы невозможно без стимулирования экономического роста. Среди принятых правительством мер можно отметить введение налоговых льгот для тех, кто открывает производство на Дальнем Востоке, что способствует не только созданию рабочих мест, но и росту деловой активности российского предпринимательства. Правительство готово выделять больше бюджетных мест и увеличивать финансирование тем университетам и институтам, которые готовят специалистов с учетом рыночных потребностей регионов. Стимулировать необходимо не только высшие, но и средние специальные учебные заведения, подготавливающие специалистов во взаимодействии с потенциальными работодателями. Среди мер, направленных на устранение дисбаланса в реальном секторе экономики, необходимо отметить:
- создание базовых кафедр, осуществляющих практическую подготовку студентов на базе предприятий;
- развитие сетевых форм взаимодействий вузов и предприятий, в том числе создание и реализация совместных образовательных программ;
- внедрение практик прикладного образования и прочие.
Сегодня работодатель несет ответственность только в рамках обязательного пенсионного и социального страхования. За иностранных работников не платятся взносы, что делает иностранную рабочую силу дешевле. Вменение работодателям обязанности добровольного медицинского страхования иностранных работников позволит сгладить разницу в цене рабочей силы.
Решение проблем безработицы и занятости населения является одной из приоритетных направлений развития экономики. Несмотря на то, что безработица как явление обусловлено действием рыночных механизмов (предложение труда не должно превышать спрос на труд), это одна из острейших социальных проблем общества. В связи со стремительными изменениями во всех сферах жизни и продолжающимся развитием рыночной системы показатели уровня безработицы постоянно будут варьироваться. Проводя свою национальную трудовую политику, каждое государство ориентируется на особенности развития локальных рынков труда. Поэтому при отражении российских тенденций занятости в общих тенденциях развития мирового рынка труда, необходимо опираться на специфические черты национальной экономики в конкретный период её реформирования. Важнейшей задачей, решение которой возложено на государство, по-прежнему будет являться поддержание минимального уровня безработицы и достижение наиболее полной и эффективной занятости населения как социальной гарантии для человека.
Литература:
1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032–1 (ред. от 02.07.2013) «О занятости населения в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. — 1996 — № 17 — ст. 1915- КонсультантПлюс. [Электрон.ресурс]. — Электрон.дан. — [М., 2013.]
2. Райзберг Б. А. Популярный финансово-экономический словарь/Б. А. Райзберг. — М.: Маросейка, 2011. — 308 с.
3. http://www.gks.ru