Применение научного подхода Э.Деминга к вопросам повышения качества услуг предприятиями внутреннего водного транспорта
Авторы: Вдовина Светлана Дмитриевна, Корнеев Дмитрий Георгиевич, Пантюхина Светлана Андреевна, Пантюхина Алевтина Андреевна
Рубрика: 19. Логистика и транспорт
Опубликовано в
Дата публикации: 09.10.2013
Статья просмотрена: 403 раза
Библиографическое описание:
Вдовина, С. Д. Применение научного подхода Э.Деминга к вопросам повышения качества услуг предприятиями внутреннего водного транспорта / С. Д. Вдовина, Д. Г. Корнеев, С. А. Пантюхина, А. А. Пантюхина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 137-140. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/91/4186/ (дата обращения: 17.12.2024).
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в области внутреннего водного транспорта повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса определено как одно из стратегических направлений роста конкурентных преимуществ отрасли.
«В настоящее время эксплуатируемая сеть внутренних водных путей России имеет самую большую протяженность в мире и составляет 101,3 тыс. км. Большая часть этих путей обладает развитой инфраструктурой по организации и обслуживанию судоходства. На реках России функционируют 131 порт, имеющих соответствующие подъездные пути, что позволяет максимально использовать их мощности. При этом негосударственный сектор на перевозках грузов и пассажиров внутренним водным транспортом занимает в России доминирующее положение (более 90 % объема перевозок). Состав флота, которым обладают речные перевозчики, многообразен и позволяет выполнять перевозки практически всех видов грузов. В то же время на долю внутреннего водного транспорта приходится менее 2 % от общего объема перевозок грузов в Российской Федерации. Этот показатель значительно уступает европейским странам, имеющим менее развитую сеть внутренних водных путей, таким как Германия, Франция, Бельгия и Нидерланды, где наблюдается постоянное и значительное увеличение объема перевозок речным транспортом. Особенно быстро растут контейнерные перевозки, которые на внутреннем водном транспорте Российской Федерации занимают менее одного процента от общего объема перевозок грузов» [1].
Актуальность проблемы повышения качества услуг предприятиями внутреннего водного транспорта обусловлена пониманием того, что в рыночной модели экономики контроль качества должен опираться на научно-обоснованные концепции управления качеством, которые эффективно применяются на практике как в США, так и других странах мира. Одной из таких научных концепций в области управления качеством, являются принципы, разработанные американским ученым Э. Демингом.
Доктор У. Эдвардс Демингпредлагает соблюдение следующих простых правил, которые нужно применять на всех предприятиях [3]:
- опирайтесь на статистические подтверждения качества в ходе производства, а не в конце. Чем раньше установлена ошибка, тем дешевле обойдется ее устранение.
- полагайтесь на тех поставщиков, которые исторически доказали качественность своих поставок, а не на выборочный контроль качества при приемке каждой партии. Вместо большого количества поставщиков, отберите и придерживайтесь нескольких, которые стабильно обеспечивают удовлетворительное качество.
- полагайтесь на подготовку и переподготовку, дающие работнику необходимые знания для применения статистических методов в своей работе, а не на призывы улучшить качество. Работники должны чувствовать, что могут совершенно свободно сообщить о любом условии, отрицательно влияющим на качество.
- полагайтесь на мастеров, которые руководствуются статистическими методами и помогают людям лучше делать свою работу, а не на нормы и стандарты производства. Статистические методы выявляют источники затрат, а группы конструкторов, мастеров и рабочих устраняют эти источники
- возьмите на вооружение принцип, что плохое качество просто не приемлемо. Дефектные материалы, плохое выполнение работы, дефектные изделия и плохие услуги просто отвергаются.
Несоблюдение научно-обоснованных принципов управления качеством Э.Деминга, в частности, на внутреннем водном транспорте, привело к трагедии в 2011 году с прогулочным теплоходом «Булгария» на реке Волга, которая, в первую очередь, была связана с колоссальным износом судна.
Несмотря на случившееся, рассматриваемый сегмент до сих пор находится в критическом состоянии. При этом к основным проблемам исследуемой отрасли можно отнести стареющий флот, неудовлетворительное состояние внутренних водных путей и острейший кадровый дефицит.
Вместе с тем, важной составляющей предоставления данного вида услуг выступает низкая себестоимость и возможность перевозить грузы любых габаритов, что не под силу другим видам транспорта. А в случае соблюдения такого принципа Э.Дэминга, как подготовка и переподготовка кадров, т. е. качественное обучение сотрудников логистике, процессы выгрузки и разгрузки судов в портах можно сделать быстрыми и оперативными, дополнительно снизив себестоимость перевозки. Однако явное преимущество перед другими видами транспорта не оказывает должного влияния на состояние и развитие отечетсвенного флота.
С другой стороны, рассматриваемые принципы современного менеджмента сформулированы исходя из потребностей США. Основам управления здесь уделяется незначительное внимание, в то время как с точки зрения исследования проблем российского менеджмента, сегодня это представляет наибольший интерес для нашей страны.
Вадим Аркадьевич Лапидус, д.т.н., профессор Государственного университета Высшей школы экономики (Н. Новгород) предлагает спроецировать принципы менеджмента Э. Деминга на российскую практику, ряд которых представлен в таблице 1.
Таблица 1
Проекция принципов менеджмента Э. Деминга на российскую практику [2]
Принципы Деминга |
Проекция на российскую практику |
1. Покончите с зависимостью от массового контроля. Уничтожайте потребность в массовых проверках и инспекции как способе достижения качества, прежде всего путем «встраивания» качества в продукцию. Требуйте статистических свидетельств «встроенного» качества как в процессе производства, так и при выполнении закупочных функций. |
Чем заменить инспекцию качества≤ Сегодня это практически единственный метод обеспечения качества. Статистические методы не усвоены, применяются крайне редко, кружки и группы качества не применяются, вовлечение руководства и персонала невысокое. На «борьбу с качеством» бросили один ОТК, начальника ОТК сделали заместителем генерального директора по качеству, дали задание внедрять стандарт ИСО 9001. Начните заменять инспекцию и контроль качества продукции методами статистического управления качеством, вовлекая рабочих через кружки качества, инженеров — через группы качества, высших менеджеров — через клубы качества. |
2. Покончите с практикой закупок по самой «дешевой» цене. Покончите с практикой оценки и выбора ваших поставщиков только на основе цены на их продукцию. Наряду с ценой требуйте серьезных подтверждений ее качества. Уменьшите число поставщиков одного и того же продукта путем отказа от услуг тех из них, кто не смог статистически подтвердить его качество. Стремитесь к тому, чтобы получать все поставки данного компонента только от одного производителя на основе установления долговременных отношений взаимной лояльности и доверия. Целью в этом случае является минимизация общих затрат, а не только первоначальных затрат. |
В России проблемы закупок, отношении с поставщиками носят другой характер: поставки через многочисленных посредников, криминализация сферы закупок — взятки, взаимозачет — как способ перекачки доходов. Крайне редко потребители вводят в контракты полноценные требования к качеству, не могут воздействовать на поставщиков-монополистов, например поставщиков металлов и сырья. Систематическая работа с поставщиками только начинается в компаниях. Закупщики, выходите из тыла на передовые позиции, примите на себя ответственность за качество поставок. |
3. Улучшайте каждый процесс. Улучшайте постоянно, сегодня и всегда, все процессы планирования, производства и оказания услуг. Постоянно выискивайте проблемы, чтобы улучшать все виды деятельности и функции в компании, повышать качество и производительность и, таким образом, постоянно уменьшать издержки. |
Процессное мышление, процессные подходы фактически не развиты. Под процессами понимаются только технологические процессы. Можно говорить о статистической безграмотности персонала большинства компаний. Однако там, где улучшение процессов применяется систематически, результаты впечатляют. ВРоссии надо говорить о замещении там, где возможно, систем Тейлора на системы Шухарта. |
4. Введите в практику подготовку и переподготовку кадров. Введите в практику современные подходы к подготовке и переподготовке для всех работников, включая руководителей и управляющих, с тем, чтобы лучше использовать возможности каждого из них. |
Ряд предприятий уделяют этому большое внимание. Проблема — чему учить и кто будет учить. Программы обучения носят случайный характер, не выстроены под стратегические цели компаний. Немногие руководители компаний России понимают, что обучение персонала — это прекрасные инвестиции. ВРоссии, где нет миграции рабочей силы, возможности инвестиций в образование, подготовку и переподготовку персонала близки к японским. |
5. Учредите «лидерство». Усвойте и введите в практику лидерство как метод работы, имеющий целью помочь работникам выполнять их работу наилучшим образом. Руководители всех уровней должны отвечать не за голые цифры, а за качество. Улучшение качества автоматически приводит к повышению производительности. Руководители и управляющие должны обеспечить принятие немедленных мер при получении сигналов о появившихся дефектах, неисправном или разлаженном оборудовании, плохих инструментах, нечетких рабочих инструкциях (оперативных определениях) и других факторах, наносящих ущерб качеству. |
Лидерство в целом не поощряется, более того, генеральные директора считают, что на предприятиях должен быть только один лидер, и понятно кто. Лидерство как институт подавляется. Культура работы с цифрами (данными) России пока не угрожает. Управление осуществляется на уровне интуиции ощущений, мнений, предчувствий, но не фактов. Российские капитаны ведут корабли компаний в темноте без приборов на свой риск и страх. «Русская рулетка». Пора включать прожектора, учиться работать с данными. |
Отметим, что не все принципы Э. Деминга представляют актуальность для российской действительности, вместе с тем, их рассмотрение позволяет сформулировать иные принципы, реализация которых весьма важна для отечественных предприятий.
Полагаем, что соблюдение рассмотренных нами достаточно простых правил Э. Деминга, адаптированных на российскую экономику, позволит повысить популярность водного транспорта в части грузоперевозок.
Менеджмент качества и безопасность судоходства на внутреннем водном транспорте становиться актуальным для всех звеньев логистической цепочки перевозок.
В перечень основных нормативных правовых актов,регламентирующих безопасность судоходства включается:
1. Конституция РФ;
2. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ;
3. Федеральный закон от 4 мая 2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
4. Положение «О лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2012 г. № 193;
5. Правила плавания по внутренним водным путям РФ, утвержденные приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 N 129;
6. Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ, утвержденные приказом Минтранса РФ от 24.12.2002 N 158;
7. Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденное приказом Минтранса России от 01.11.2002 N 138;
8. Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.05.2005 N 349;
9. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденное приказом Минтранса России от 16.05.2003 N 133;
10. Положение о классификации судов внутреннего и смешанного (река — море) плавания, утвержденное приказом Минтранса РФ от 01.11.2002 N 136, иные законодательные и ведомственные правовые акты.
На расширенном заседании коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан в г. Казани 24 августа 2013 г. «Итоги транспортного обеспечения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани» с участием министра транспорта Российской Федерации Максима Соколова были обозначены факторы, сдерживающие развитие внутреннего водного транспорта в регионе. В частности было отмечено, что «в Татарстане насчитывается около 3 000 малых рек и водоёмов, существует огромное водохранилище в устье Камы — самого мощного и большого притока Волги. Несмотря на обширную и развитую сеть рек и озер Республики Татарстан, сегодня они используются крайне неэффективно, особенно слабо реализуется транспортная функция водных объектов в целях организации транспортного обслуживания населения городов и районов, гостей и туристов, а также хозяйствующих субъектов республики. Проблемы внутреннего водного транспорта, как в Российской Федерации, так и в Республике Татарстан определяются комплексом взаимосвязанных факторов. Основные из них — состояние транспортной инфраструктуры отрасли — водных путей и гидротехнических сооружений на них; функционально-возрастная структура и техническое состояние флота как основного средства производства транспортных услуг; финансово-экономическое положение и структура собственности судоходных компаний и портов и др». [4].
Повысить качество услуг предприятиями внутреннего водного транспорта можно только путем обновления парка судов. Однако, учитывая высокую стоимость и недостаточность собственных средств у предприятий водного транспорта, обновление флота идет крайне низкими темпами. На коллегии было предложено разработать механизм софинансирования из федерального и республиканского бюджета на приобретение новых судов. Помимо этого нужно более широко использовать лизинговые механизмы с гибкими условиями погашения платежей и рассмотреть возможность субсидирования приобретения судов из федерального бюджета
Литература:
1. Доклад А. Б. Володина, заместителя начальника Управления инвестиций и программ развития Росморречфлота на тему: «Основные направления развития водного транспорта Российской Федерации до 2020 года» на заседании экспертной группы № 19, от 23 июня 2011 года.
2. Лапидус В. А. Проекция принципов менеджмента Деминга на российскую практику [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://quality.eup.ru/MATERIALY12/projection.htm
3. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер с англ.- М.: Дело, 2002 — с.665.
4. Официальный сайт Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.