Необходимость перехода страховщиков Украины на международные стандарты финансовой отчетности
Автор: Ткаченко Артур Владимирович
Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)
Статья просмотрена: 158 раз
Библиографическое описание:
Ткаченко, А. В. Необходимость перехода страховщиков Украины на международные стандарты финансовой отчетности / А. В. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва : РИОР, 2011. — С. 210-213. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/484/ (дата обращения: 24.11.2024).
Необходимость перехода страховщиков Украины на международные стандарты финансовой отчетности
Ткаченко А.В., аспирант
Университет банковского дела Национального банка Украины (г. Киев)
В современной экономике финансовый рынок играет решающую роль. Основными субъектами деятельности на этом рынке выступают банковские и небанковские финансовые учреждения. Одним из самых значительных небанковских финансовых институтов является страховая компания. В условиях финансового кризиса страховые компании пострадали довольно сильно из-за того, что многие страхователи или вообще перестали платить страховые платежи, разрывая тем самым договор, или отказывались от пролонгации договора страхования. Это привело к возникновению ситуации, когда обязательства страховщиков остались, а денег на их погашение нет.
В таких условиях страховщикам необходимо направить свою деятельность в направлении возобновления доверия клиентов. Самый легкий способ достичь этого – это проведение политики быстрых и полных страховых выплат. Но преградой на этом пути является нехватка средств у страховщиков. Без внешнего финансирования в этом случае не обойтись. Но иностранные инвесторы не готовы рисковать своими деньгами в условиях неясности на страховом рынке. В Украине нет четких критериев, которые позволяли бы точно определить финансовое состояние той или иной страховой компании. В связи с этим одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации есть подготовка отчетности согласно международным стандартам финансовой отчетности.
Методики перехода Украины на МСФО освещались в трудах таких известных ученых как Ф. Бутынец, С. Голов, В. Казмирчук, Т. Малькова, В. Швец и др. Однако среди них не наблюдается единства. А особенности перехода страхования и вовсе не уделяется должное внимание.
Целью данной роботы есть обоснование усовершенствования учета и отчетности страховых компаний на основе их адаптации к Международным стандартам финансовой отчетности. В данной статье предусматривается решение следующих задач:
- сравнить П(С)БУ и МСФО в страховой сфере касательно ведения учета и отчетности;
- обосновать предложения относительно адаптации страховщиков к ведению учета и отчетности согласно Международным стандартам финансовой отчетности.
В последнее время все больше внимания мировое сообщество, в том числе и Украина, уделяет внедрению Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) к учетной практике страховщиков. В Украине процесс перехода на международные стандарты сопровождается острыми дискуссиями и разными подходами к решению этого вопроса. С введением МСФО на украинском правовом поле возникает множество проблем и ситуаций технического характера, в частности, страховщики, которые должны будут составлять отчетность в соответствии с требованиями МСФО, должны вложить значительные средства на внедрение новых стандартов и покрытия соответствующих расходов, а также появляется вопрос контроля правильности бухгалтерской отчетности, составленной по МСФО, со стороны государственных органов и профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов.
МСФО – эффективный инструмент повышения прозрачности и понятности информации, которая раскрывает деятельность субъектов ведения хозяйства, создает достоверную базу для определения доходов и расходов, оценивания активов и обязательств [1].
Необходимость разработки международных стандартов вызвана процессом унификации имеющихся национальных требований и правил ведения учета и составления отчетности в разных странах. Таким образом, МСФО является системой, которая не связана напрямую с экономикой отдельных стран и не имеет собственных традиций. То, что заложено в основу системы МСФО, является результатом договоренностей между представителями разных систем отчетности (прежде всего, стран членов Комитета МСФО). Это, в свою очередь, повлекло то, что международные стандарты предусматривают основной и альтернативный подходы к признанию и оцениванию активов, обязательств и капитала, в ряде случаев, оставляя возможность выбора той или другой учетной политики, которая используется в той или другой стране, без создания единственных требований к составлению отчетности, которую действительно можно было бы сравнить.
Через активизацию евроинтеграционных процессов в Украине, развитие международного сотрудничества, участием в сфере привлечения иностранных инвестиций, в экономику Украины, выходом отечественных страховщиков на международные рынки капитала, необходимо последующее реформирование системы бухгалтерского учета и внедрения методологии распространения информации по экономическим вопросам, согласно международным стандартам, для обеспечения открытости, прозрачности и сопоставления показателей финансовой отчетности страховщиков.
Процесс глобализации мировой экономики, усиления защиты прав инвесторов и обеспечения прозрачности функционирования международных рынков капитала, обусловили новые подходы к совершенствованию методологии раскрытия экономической информации о результатах деятельности страховщиков.
Во многих странах мира МСФО принимаются за основу для обновления собственной инфраструктуры рынка и использования наилучшего мирового опыта. МСФО охватывают пакет вопросов, очень важных в условиях развития глобализации финансовых рынков. В частности есть вопрос инвестирования и кредитования, и соответственно, принятие решений относительно конкретных компаний. Для принятия таких решений инвестор анализирует полученную финансовую отчетность и если отчетность составлена за разными стандартами, то и сравнивать их нет смысла. Кроме того, проблема не только в поиске внешнего финансирования, но и внутреннего.
Существенной причиной внедрения МСФО являются изъяны, присущие положением (стандартам) бухгалтерского учета (П(С)БУ). Концептуальное противоречие П(С)БУ заключается в их направленности на регламентацию бухгалтерского учета, а не на регламентацию составления и представление финансовой отчетности. Соответственно, П(С)БУ очерчивают основные положения бухгалтерского учета и по большей части не противоречат МСФО. МСФО выходят с того, что поскольку интерпретация финансовой отчетности должна быть одинаковой в разных странах мира, то и сами МСФО должны быть достаточно детальные и охватывать не только сами стандарты, а еще и причины их принятия и примеры применений.
Для обеспечения выполнения нашим государством принятых внешнеполитических обязательств, был принят Закон Украины «Об Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС» [2], который определяет механизм достижения Украиной соответствия критериям приобретения членства в Европейском Союзе. Данный закон также указывает на приоритетные сферы, в которых осуществляется адаптация законодательства Украины, в частности к ним отнесен бухгалтерский учет компаний.
Закон Украины «Об акционерных обществах» [3] закрепляет переход на МСФО в заключительных и переходных положениях, а именно – отмечена необходимость публичным акционерным обществам, среди которых и страховые, дополнительно распространять информацию о своей деятельности на основе международных стандартов бухгалтерского учета.
Сегодня МСФО выступают эффективным инструментом повышения прозрачности и понятности информации, которая раскрывает деятельность любых субъектов хозяйствования, создает достоверную базу для доходов и расходов, оценивает активы и обязательства, которая предоставляет возможность объективно раскрывать и отражать имеющиеся финансовые риски у субъектов отчетности, а также сравнивать результаты их деятельности с целью обеспечения адекватного оценивания их потенциала и принятия соответствующих управленческих решений.
Переход украинских страховщиков на МСФО, несомненно, предоставляет ряд преимуществ для экономики страны в целом. Преимущества этого перехода заключаются в таком:
- обеспечение прилива иностранных инвестиций в экономику Украины опосредствовано через страховые компании. У субъектов, которые составляют отчетность за МСФО, значительно растет возможность привлечь дополнительные источники капитала и партнеров из бизнеса, которые помогут обеспечить экономический рост, поскольку не будет нужно тратить времени, усилий и средств на подготовку отчетности за МСФО в придачу к П(С)БУ. В свою очередь, субъекты, используя МСФО, имеют доступ к информации о финансовом состоянии потенциальных партнеров, которая служит дополнительным инструментарием в их выборе;
- повышение прозрачности компаний, поскольку рыночная стоимость капитала определяется двумя главными факторами: будущими доходами и будущими рисками и некоторые риски действительно характерны для деятельности самих организаций, однако есть и такие, которые вызваны недостатком нужной информации, отсутствием точных сведений о прибыльности капиталовложений. Кредиторы и инвесторы согласны получать меньшую прибыль, но быть уверенными в том, что достоверная, справедливая и точная информация снизит их риск. Требование раскрытия реального владельца, который содержится в МСБО 1 «Представление финансовых отчетов» и МСБО 24 «Раскрытие информации относительно связанных сторон», будет способствовать повышению доверия к украинским страховщикам, которое будет способствовать расширению их финансовых возможностей.
- возможность опираться во время расчета инвестиционных проектов на более достоверную информацию улучшит планирование, а следовательно и реализацию инвестиционных проектов, которая будет способствовать дополнительному приливу как внутренних, так и внешних, инвестиций в страховой сектор Украины;
- содействие выходу на международные рынки капитала, который делает возможным рост рыночной капитализации путем увеличения спроса на акции украинских эмитентов, уценки привлеченного капитала, из-за того, что аудит отчетности по МСФО дешевле аудита и трансформации из П(С)БУ, соответственно, это предоставляет страховщику возможность снизить расходы и таким образом повысить конкурентоспособность;
- уменьшение расходов для подготовки финансовой отчетности, поскольку бухгалтерскому отделу страховщика, который уже предоставляет отчетность по МСФО, не будет потребности делать трансформацию или вести параллельный учет согласно П(С)БУ [4]. С помощью внедрения МСФО, компания становится прозрачнее и более эффективной.
Важной особенностью бухгалтерского учета страховщика есть то, что он включает учет хозяйственных операций, характерных для каждого субъекта предпринимательства, и учет операций, связанных со страхованием, перестрахованием, инвестиционной деятельностью. Именно операции, связанные со страховой деятельностью, составляют основу деятельности страховщика, формируют его доходы и расходы, а потому являются важным элементом его учетной политики. Эти операции регулируются отдельным МСФО – «Договоры страхования», который не имеет даже отдаленного аналога в украинских П(С)БУ. Если в Украине будет решено провести переход на МСФО в рамках П(С)БУ, то возникнет первоочередная необходимость в П(С)БУ аналоге МСФО 4. В случае отклонения Украиной перехода страховщиков на МСФО полностью и проведения политики приспособление П(С)БУ к МСФО на постоянной основе или как промежуточный вариант, для улучшения прозрачности отчетности страховщиков необходимо принять П(С)БУ аналог МСФО 4. Если будет выбран этот вариант, то отчетность страховщиков не сможет улучшится должным образом, поскольку украинские П(С)БУ не предусматривают возможности формирования статей отчетности согласно их существенности. Поэтому мы придерживаемся мысли, что полный переход на МСФО есть наиболее эффективным, хотя и более затратным.
Полное внедрение МСФО даст возможность достичь таких эффектов, как:
- формирование отчетности для внешних инвесторов и зарубежных партнеров в сжатые сроки с высокой точностью и с минимальными расходами;
- отчетность за международными стандартами даст возможность объективно оценивать состояние и принимать обоснованные управленческие решения;
- компания получит международную репутацию инноватора и серьезного партнера международного уровня;
- надежная управленческая отчетность будет формироватся в более быстрые сроки;
- минимизация роста расходов на введение МСФО.
В результате МСФО для клиента становятся не просто отчетами в "новой" форме, а становятся реальным инструментом повышения прозрачности и эффективности системы управления в целом.
Следовательно, преимущества составления финансовой отчетности за международными стандартами есть и они неопровержимы для большинства пользователей финансовой отчетности. МСФО можно расценивать как инструмент глобализации экономики и мировых хозяйственных связей. Принципы, заложенные в порядок формирования отчетности согласно МСФО, делают ее адекватнее и способной отобразить истинное имущественно-финансовое состояние страховщика. Поэтому ценность МСФО важна не только для иностранных, но также и для национальных инвесторов.
Внедрение МСФО даст возможность привлечь иностранных инвесторов и расширить производительные возможности страховщика, что, в свою очередь, приведет к снижению безработицы, обеспечить выход из кризиса и будущее процветание экономики и приближения Украины к Европейскому Союзу.
Литература:
1. Стратегія застосування Міжнародних стандартів фінансової звітності в Україні [Електронний ресурс] : Розпорядження КМУ № 911-р від 24.10.2007 р. станом на 26.03.2011 р. – Режим доступу: http://www.zakon1.rada.gov.ua.
2. Про загальнодержавну програму адаптації законодавства України до законодавства ЄС [Електронний ресурс] : Закон України № 1629-ІV від 18.03.2004 р. станом на 26.03.2011 р. - Режим доступу: http://www.zakon1.rada.gov.ua.
3. Про акціонерні товариства [Електронний ресурс] : Закон України №514-V від 17.09.2008 р. станом на 26.03.2011 р. – Режим доступу: http://www.zakon1.rada.gov.ua.
4. Левченко В.П. Перехід на МСФО як елемент стратегії розвитку ринку небанківських послуг [Електронний ресурс] // Ефективне регулювання ринку фінансових послуг шлях до Європейської інтеграції : матер. Міжнар. конф., 8 грудня 2009 р. – Режим доступу: http://www.dfp.gov.ua.