Обоснование необходимости разработки методологии мониторинга факторов рисков хозяйствующих субъектов
Автор: Лепешкина Марина Николаевна
Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)
Статья просмотрена: 469 раз
Библиографическое описание:
Лепешкина, М. Н. Обоснование необходимости разработки методологии мониторинга факторов рисков хозяйствующих субъектов / М. Н. Лепешкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва : РИОР, 2011. — С. 147-150. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/457/ (дата обращения: 16.12.2024).
Развитие рыночных отношений в российской экономике, направленность на интенсификацию экономического роста, тенденции расширения кредитных ресурсов в различных сегментах реального сектора экономики, а также усиление конкуренции на кредитном рынке обуславливают необходимость повышения эффективности хозяйственной системы и формирования условий для снижения финансово-экономических рисков.
Официальное определение понятия «безопасность» законодательно закреплено в Законе РФ «О безопасности». В данном документе безопасность определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»1. Под жизненно важными интересами в Законе определены «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивать существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства».
Согласно Закону, к числу субъектов безопасности относятся и «иные организации», в данное определение попадают и банки, которые наделены правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности.
Вопросы безопасности банков затрагиваются также и в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608).
Целью Государственной стратегии является «обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз». 2
В новейшем официальном документе, освящающем вопросы безопасности «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»3 приводится следующее определение национальной безопасности как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качества и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства».
Основные положения Государственной стратегии экономической безопасности основаны на предположении что ее реализация должна создать не только необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности и обеспечить не только эффективное решение основных задач, исходя из национальных интересов страны, но и обеспечить защиту гражданских прав населения, повышение уровня жизни, а также оказывать активное влияние на мировые процессы, затрагивающие интересы России.
Экономическая безопасность также имеет и внешнеэкономическую направленность, которая заключается в устойчивом развитии страны при условии ее интеграции в международные хозяйственные связи, обеспечения независимости Российской Федерации от зарубежных стран.
- Согласно Стратегии объектами экономической безопасности Российской Федерации являются «личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности».
Таким образом, Стратегия рассматривает, в том числе, и вопросы экономической безопасности банков, являющихся основными элементами экономической системы.
Важным вопросом является оценка состояния экономической безопасности. Исходя из содержания стратегии, оценка состояния экономической безопасности осуществляется исходя из характеристик внешних и внутренних угроз как совокупности условий и факторов, которые создают потенциальную опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства, а также выявления и комплексного мониторинга факторов, которые могут подорвать устойчивость социально-экономической системы государства.
Необходимые для мониторинга факторы выбираются исходя из критериев, характеризующих национальные интересы страны в экономической сфере.
Состояние положения дел в экономике и отражением эффективности экономической политики государства служат индикаторы экономической безопасности.
Несмотря на наличие широкого круга различных показателей, характеризующих всевозможные аспекты функционирования такой сложной системы как экономика, представителями экономической науки признано целесообразным использовать некоторый набор показателей.
Авторитетный ученый в области экономической безопасности, руководитель секции макроэкономики и социального рыночного хозяйства РАН, д.э.н., проф. В. К Сенчагов рассматривает этот подход как «методологию индикативной системой безопасности». Когда «из примерно 150 индикаторов, характеризующих экономическую безопасность, производится отбор такой совокупности, которая обладает особой чувствительностью к сбоям в жизнеобеспечивающих системах экономики: макропропорции, инвестиционная и инновационная деятельность, финансово-банковская, социальная и внешнеэкономическая сферы. В течение многих лет мы использовали 19 индикаторов, а в связи с финансовым кризисом 2008 г. перечень их расширился до 32, включив в их число ряд финансовых и социальных индикаторов».4
К традиционным 19 индикаторам относятся:
- объем валового внутреннего продукта (ВВП);
- доля в ВВП инвестиций в основной капитал;
- доля в ВВП расходов на оборону;
- доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции;
- доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве;
- доля во всем населении лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума;
- отношение доходов 10% наиболее обеспеченного к доходам 10% наименее обеспеченного населения;
- уровень безработицы;
- уровень монетизации;
- внешний долг;
- внутренний долг;
- доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов федерального бюджета;
- дефицит федерального бюджета;
- уровень инфляции;
- объем золотовалютных резервов;
-отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта;
- валовой сбор зерна;
- доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов.
Отклонения от рекомендованных значений приведенных выше индикаторов указывает на опасность перерастания отдельных угроз в системный кризис, который может привести к дестабилизации экономики страны.
Проанализировав различные определения понятия «экономическая безопасность», приводимые в официальных документах, можно обоснованно утверждать, что в большей части они акцентируются на общих интересах государства, не уделяя достаточного внимания трактовке экономической безопасности применительно к интересам субъектов экономических отношений.5
Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов представляет собой комплексную систему, включающую субъекты и объекты управления безопасностью, механизмы обеспечения экономической безопасности.
Субъекты безопасности, в зависимости от их принадлежности к хозяйствующему субъекту, принято разделять на 2 группы:
Внешние субъекты обеспечения безопасности. К ним можно отнести государство, которое выполняет свои функции посредством законодательных, исполнительных, судебных и правоохранительных органов; банковскую систему как основной инструмент проведения финансовых операций; контрагентов хозяйствующего субъекта.
Внутренние субъекты обеспечения безопасности, входящие в структуру хозяйствующего субъекта и решающие задачи по обеспечению его безопасности.
Таким образом, вопрос обеспечения экономической безопасности является комплексным и направлен не только на решение внутренних проблем, но и на субъекты внешней среды, оказывающие существенное влияние на уровень финансово-экономической безопасности хозяйственной системы.
Следует отметить важность банковской системы как внешнего субъекта экономической безопасности хозяйствующих субъектов, поскольку невыполнение банковской системой своих функций парализует экономические связи в стране и выступает угрозой экономической безопасности всего общества. Это обуславливает зависимость экономического, а зачастую и политического состояния государства от уровня экономической безопасности банковской сферы.
В таких условиях на первый план выдвигается проблема проектирования систем мониторинга и управления факторами, угрожающими финансово-экономической безопасности, которые призваны обеспечивать экономическую безопасность хозяйствующих субъектов и системы хозяйствования в целом.
Мировой финансовый кризис 2008 года, затронувший и Россию, в которой к этому моменту сформировались достаточно развитые банковская и финансовая системы, дал возможность получить фактические данные, отражающие специфику поведения российской хозяйственной системы в условиях кризиса, провести сравнение характера и масштаба негативных последствий финансового кризиса, с которыми столкнулись как отдельные хозяйствующие субъекты, так и система в целом, с аналогичными данными ведущих развитых стран.
В связи с этим назрела необходимость в исследовании проблем мониторинга и управления факторами, влияющими на финансово-экономическую безопасность на основе комплексного, системного подхода.
Необходимость разработки комплекса мер, направленных на управление различными видами негативных последствий финансовых кризисов и базирующихся на фактических данных и опыте российских хозяйствующих субъектов в вопросах кризисного риск-менеджмента, является крайне своевременной и актуальной. Теория, методология и методики, разработанные на базе такого материала, позволят не только учесть позитивный опыт, но и адаптировать к российским условиям международную практику, а также создать комплекс мероприятий, который на следующем этапе экономического развития позволит минимизировать негативные последствия неизбежного наступления будущих финансовых кризисов.
В современных экономических условиях достижение устойчивости отдельного хозяйствующего субъекта и хозяйственной системы в целом невозможно без обеспечения устойчивости реального сектора и может быть достигнут в основном за счет изменения качества менеджмента, построения комплексных систем мониторинга и управления факторов, влияющих на финансово-экономическую безопасность.
Следует отметить, что происхождение факторов, влияющих на финансово-экономическую безопасность хозяйственной системы, обусловлено рисками, связанными с самой системой, рисками отдельных хозяйствующих субъектов, а также рисками внешней среды.
Комплексный характер факторов, влияющих на финансово-экономическую безопасность хозяйственной системы, требует особого подхода к организации процесса мониторинга и управления этими факторами, предполагающего внедрение не только процедур и механизмов управления ими, но также осуществление целого ряда мероприятий в области мониторинга, направленных на анализ влияния рисков системы и рисков окружающей среды на текущее состояние и перспективы развития хозяйственной системы.
При этом роль систем мониторинга и управления факторами, влияющими на финансово-экономическую безопасность в составе комплексной системы управления хозяйственной системой трудно переоценить.
Кризис 2008 года обнажил слабую сторону российской хозяйственной системы: отсутствие эффективного мониторинга и управления факторами, влияющими на финансово-экономическую безопасность отдельных участников и системы как единого целого.
В целом, потенциал нарастания нестабильности в российской экономике и ее банковском секторе, включая формирование отрицательных тенденций, связанных с качеством управления рисками в секторе кредитования, требует особо тщательного подхода к исследованию глубинных причин происходящего и выработке адекватных мер по минимизации негативных последствий.
Существует множество концепций, направленных на систематизацию определений, подходов и методик мониторинга и управления факторами, влияющими на финансово-экономическую безопасность хозяйственной системы, однако все они разрозненны и системно не учитывают современные рыночные тенденции, либо же, наоборот, копируют зарубежные методики без учёта специфики российского рынка. Кроме того, многие подходы к организации мониторинга и управления факторами, влияющими на финансово-экономическую безопасность хозяйственной системы, носят субъективный характер.
Особое звучание тема работы приобретает в условиях внедрения международных принципов контроля Базельского комитета. Можно отметить, что внедрение рекомендаций связано не только с банковской деятельностью, но также затрагивает вопросы системы рыночных финансовых отношений. Сохраняя финансовую составляющую в качестве основного параметра устойчивости, базельские принципы придают большое значение интегрированному комплексу критериев, связывающих долгосрочную финансовую устойчивость с такими факторами, как риски, уровень организации внутренних процессов деятельности и контроля, рыночная дисциплина при необходимом условии развитости рыночных экономических институтов и отношений. Исследование этих аспектов применительно к проблемам разработки методологии мониторинга факторов, влияющих на финансово-экономическую безопасность хозяйственной системы на российском рынке также является актуальной задачей данной работы.
Сегодня становится ясно, что промедление с разработкой и внедрением в практику методологии мониторинга и управления факторами, угрожающими финансово-экономической безопасности хозяйственной системы, основанной на базельских принципах и эффективном риск-менеджменте, может увеличить риски нестабильности и ослабить экономическую безопасность хозяйственной системы страны.
1 Закон РФ от 05.03.1992 «2446-1 «О безопасности»
2 Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608)
3 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года утверждена указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537
4 Экономическая безопасность России В.К. Сенчагов о вызовах времени и индикативной системе безопасности http://raen.info/tmp/academy/faces/document2576.shtml
5 Субъект экономических отношений в широком смысле – участник взаимосвязей, складывающихся на рынке товаров, работ, услуг; в узком смысле – хозяйствующий субъект, т.е. осуществляющий предпринимательскую деятельность [Финансово-кредитный энциклопедический словарь/Колл.авторов;Под общ.ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2004.- с.957]