Библиографическое описание:

Адамович Т. Л. Проблемные аспекты постановки системы бюджетирования на предприятии [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 71-73.

Произошедшие в последние годы структурные, имущественные и правовые изменения в отечественной промышленности неизбежно вызывают необходимость стратегически ориентированные программы развития промышленных предприятий дополнять бюджетированием. Представляя собой, специфический подход к организации управления хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, оно обеспечивает полное участие всех подразделений предприятия в процессах становления комплексных планов на основе своевременной и достоверной информации о состоянии разработки и внедрения бюджетных систем планирования и отчетности. [1, c.182]

Бюджетирование становится очень популярной управленческой технологией в Беларуси: все больше предприятий стремиться к системному проецированию своих финансовых перспектив. Основным инструментом такого описания является бюджет, точнее говоря – бюджеты, предприятия.

В многочисленных учебниках, посвященных этой тематике, можно найти различные определения понятий «бюджет» и «бюджетирование».

На наш взгляд, бюджетирование, по своей сути, есть объединение технологий планирования, учета, контроля, призванных регламентировать деятельность предприятия на ближайший период с целью прогнозирования финансовых результатов, установления целевых показателей финансовой эффективности, лимитов наиболее важных расходов, обоснования финансовой состоятельности бизнесов, которыми занимается данная компания, и контроля над реализуемыми проектами.

Рассмотрев различные точки зрения в отношении определения понятия «бюджет», по нашему мнению, бюджет можно рассматривать как скоординированный финансовый план, охватывающий все стороны деятельности предприятия в виде связанных между собой финансовых и натуральных показателей, составленный на определенный бюджетный период.

Мировая практика выявила в системе бюджетирования положительные и отрицательные стороны. Достоинства бюджетирования заключается в том, что оно:

  • оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;

  • позволяет координировать работу предприятия в целом;

  • позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;

  • позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;

  • позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;

  • служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов. [2, с.24]

К недостаткам бюджетирования относятся:

  • сложность и дороговизна системы бюджетирования;

  • бюджеты, не доведенные до сведения каждого сотрудника практически не оказывают никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;

  • в бюджетировании заложено противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, – стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей;

  • малейшие изменения требований к системе бюджетирования в части детализации плановых и отчетных данных или организационные изменения в компании приводят к необходимости начинать работу по внедрению заново. [2, с.25]

В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа:

  • планирования и принятия управленческих решений в компании;

  • оценки всех аспектов финансовой состоятельности компании;

  • укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала;

  • проведения постоянного мониторинга финансовой эффективности отдельных видов хозяйственной деятельности и структурных подразделений;

  • контроля над изменением финансовой ситуации в компании. [3, с.50]

В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования – важнейшей функции управления. Вся система внутрифирменного планирования должна строиться на основе бюджетирования, т. е. все затраты и результаты должны иметь строго финансовое, лучше – денежное выражение. [4, с.150] Однако дело не только в этом. Если само по себе планирование бизнеса необходимо для того, чтобы четко представлять, где, когда, что и для кого предприятие или фирма будет производить и продавать продукцию или оказывать услуги, чтобы понимать, какие ресурсы и в каком объеме для этого понадобятся, то бюджетирование как основа планирования — это максимально точное выражение всех планируемых показателей и ресурсов в финансовых терминах.

Сложность и многообразие задач финансового менеджмента обуславливает необходимость адекватного инструментария и разработки методологии его реализации. Как показывает опыт развитых стран одним из эффективных инструментов управленческого учета является бюджетирование, в настоящее время внедряющееся и на отечественных предприятиях.

Изучение публикаций, отражающих отечественную и зарубежную практику бюджетирования, позволили выявить проблемы бюджетирования и дифференцировать их на организационные, методологические и программно-технические, подчеркнуть важность разработки методологии формирования и исполнения бюджетов как инструмента управления финансами.

Важнейшие проблемы методологического порядка связаны с отсутствием единой классификации бюджетов, методики выявления бюджетных связей и формирования исходной информационной базы, технологии контроля, анализа и регулирования расходов на этапе исполнения бюджетов, методики оценки финансовых результатов и финансового состояния субъектов бюджетирования.

Анализ различных подходов к классификации бюджетов позволил установить, что существующие классификации отличаются по номенклатуре бюджетов; не установлена соподчиненность группировочных признаков; отсутствует единая терминология в названии бюджетов; содержание одного и того же признака трактуется по-разному; не сформулированы принципы отнесения бюджета к тому или иному виду. Большинство подходов к классификации бюджетов, описываемых в изученной литературе, грешат лоскутностью, т.е. не несут в себе комплексного описания компании. С практической точки зрения, важно определиться, по какому принципу будет создаваться система бюджетов на конкретном предприятии.

С учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия, эффективной является комплексная система бюджетов, позволяющая моделировать его деятельность на краткосрочный период со всех сторон, а также показатели, характеризующие конечный финансовый результат. При этом вся система бюджетов формируется «от отчета о прибылях и убытках».

Реализация таких принципов бюджетирования, как единство системы бюджетирования, консолидация бюджетов и их интеграция, компьютеризация бюджетирования обуславливают необходимость разработки методики формирования исходной информационной базы, подчиненной реализации следующих целей: однозначно идентифицировать бюджеты, выявить по каждому бюджету перечень расчетных показателей; задать формулы расчета бюджетных показателей; выявить состав исходных данных и их поставщиков.

Методология формирования информационной базы задается в виде последовательности следующих шагов: выявление перечня бюджетов и разработка их форматов; задание номенклатуры расчетных показателей и формул их расчета; дифференциация исходной информации на отчетную, скорректированную отчетную, нормативную, прогнозную и сметную.

Такой алгоритм можно считать универсальным, не зависящим от особенностей деятельности предприятия, набора бюджетов и их форматов и применим как для бюджетов предприятия, так и для бюджетов центров финансовой ответственности, мест возникновения затрат и отдельных бюджетов.

Важным шагом в контроле и анализе затрат на этапе исполнения бюджета следует считать дифференциацию затрат на регулируемые и нерегулируемые на определенном уровне ответственности, а также анализ причин отклонений фактических показателей от бюджетных и формирование управленческого воздействия, направленного на достижение поставленных целей с учетом возникших отклонений.

Алгоритм контроля, анализа и регулирования исполнения бюджетов может быть представлен в виде последовательности следующих шагов: расчет нормативов переменных затрат, формирование гибкого бюджета, расчет отклонений фактических затрат от бюджетных, дифференциация бюджетных статей на контролируемые и неконтролируемые, задание пределов отклонений по регулируемым (контролируемым) статьям, выявление проблемных статей, анализ причин отклонений, формирование и реализация управленческого воздействия, корректировка бюджетов на последующие бюджетные периоды. Алгоритм может быть реализован для любого бюджета и любого подразделения финансовой структуры предприятия, а также предприятия в целом.

Выделение переменной компоненты из совокупных накладных и коммерческих затрат необходимо по следующим причинам: именно переменные расходы подлежат контролю и регулированию; переменные затраты закладываются в бюджет по нормативу, что требует рассмотрения методики его расчета; норматив переменных затрат используется при расчете маржинальной прибыли и точки безубыточности; в формуле гибкого бюджета, позволяющего спрогнозировать затраты при разных уровнях производства и сбыта, а также скорректировать бюджеты для контроля и анализа на этапе исполнения, присутствует норматив переменных затрат.

Отсутствие единой методологии формирования бюджетов, обуславливает необходимость ее документального оформления в виде разработки положения о бюджетировании. В положении излагаются основные принципы создания, утверждения, пересмотра и исполнения бюджета предприятия, а также его состав и взаимосвязь с контуром оперативного планирования и системой управленческого учета.

Данный документ описывает общие принципы создания и функционирования бюджетной системы, возникающие информационные потоки, определяет набор плановых форм, порядок оформления и обработки плановых и отчетных документов подразделений при формировании бюджета предприятия

Таким образом, четко разработанная методология формирования и исполнения бюджетов как инструмента управленческого учета позволит предприятиям прогнозировать свои финансовые результаты, устанавливать целевые показатели финансовой эффективности, лимиты наиболее важных расходов, обосновывать финансовую состоятельность бизнесов, которыми занимается данная компания, и контролировать реализуемые проекты.


Литература:

  1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для ВУЗов, 4-е изд. перераб. и доп.– ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

  2. Шаховская Л.С., Хохлов В.В., Кулакова О.Г. Бюджетирование: теория и практика КНОРУС, 2009.

  3. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник.– М.:ИНФРА-М, 2000.

  4. Бюджетирование: магический кристалл или ритуальный танец // Инфо-бизнес. – 2000. – №44.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): исполнения бюджетов, классификации бюджетов, система бюджетов, этапе исполнения бюджетов, бюджетов предприятия, методологии формирования бюджетов, бюджетов центров финансовой, системе бюджетирования, финансовой эффективности, единой классификации бюджетов, регулирования исполнения бюджетов, системы бюджетирования, комплексная система бюджетов, переменных затрат, выявление перечня бюджетов, формирования исходной информационной, номенклатуре бюджетов, названии бюджетов, консолидация бюджетов, корректировка бюджетов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос