Особенности организации процесса бюджетирования и его роль в финансовой деятельности организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Суркова, Е. С. Особенности организации процесса бюджетирования и его роль в финансовой деятельности организации / Е. С. Суркова, А. А. Полякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.5 (116.5). — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31648/ (дата обращения: 19.04.2024).



Несмотря на достаточно большую популярность бюджетирования, до сих пор не на всех предприятиях еще знают, что это такое. Что такое бюджетирование? Бюджетирование — это внутренний рычаг управления собственными ресурсами предприятия, который оно может использовать для достижения стратегических целей и реализации своего потенциала [1].

В отличие от бухгалтерских форм отчетности бюджет не имеет унифицированной формы. Его содержание и форма зависят от особенностей деятельности предприятия и основной цели создания бюджета. При этом для всех бюджетов характерны определенные особенности.

Основные особенностями бюджетирования являются: временная определенность; периодичность составления; прогнозный характер; значимость информации; многовариантность; учет факторов внешней и внутренней бизнес — среды; пригодность для принятия управленческих решений; учет бизнес — структуры предприятия; согласованность действий на разных уровнях предприятия.

Бюджет должен быть относиться к определенному периоду времени, а бюджетный период иметь временные границы. Для большинства предприятий начало бюджетного периода совпадает с началом календарного года. Однако у предприятий, которые носят сезонный характер началом бюджетного периода считается начало сезона [2].

Бюджетный период обязательно должен иметь определенную продолжительность. Для российских предприятий оптимальным периодом является квартал с разбивкой на три месяца. Это совпадает с периодичностью составления бухгалтерской и налоговой отчетности, что облегчает работу бухгалтерии и экономики, являющихся основными информационными центрами предприятия. Также распространен годичный бюджет с разбивкой по месяцам.

В основе любого бюджета лежат прогнозные значения будущих доходов и затрат. Ответственные лица за составление бюджета предприятия с помощью определенных методов обрабатывают имеющуюся в их распоряжении информацию о состоянии определенных показателей в данный момент, о наблюдавшихся ранее закономерностях их изменения и делают прогнозы о дальнейших изменениях. Точность результатов прогнозирования можно проверить только по прошествии прогнозного периода.

Бюджет не должен быть слишком детализирован, это мешает его восприятию. В нем должны быть отражены основные статьи доходов и расходов. Уровень значимости информации определяется каждым предприятием самостоятельно.

Способом реализации многовариантности является система гибких бюджетов. Показатели гибкого бюджета меняются в зависимости от регулироваться в зависимости от рыночной и производственной ситуации. Гибкий бюджет базируется на знании того, как выручка или издержки ведут себя в диапазоне изменений, и обеспечивает менеджеров данными для изучения последствий изменения объемов выручки или издержек.

При составлении бюджетов необходимо учитывать внешние факторы (цены, политические факторы, международные изменения) и внутренние факторы самого предприятия (кадры, практика платежных отношений).

Главным условием составления бюджета является то, что содержащаяся в бюджете информация должна быть пригодна для принятия управленческих решений.

В больших предприятиях система бюджетирования должна быть сложной. Предприятиям с разной структурой требуются различные системы бюджетного планирования. Каждое предприятие самостоятельно разрабатывает систему бюджетов, которая отвечает ее структуре и направлена на достижение целей.

Согласованность предполагает, чтобы бюджет был выполним, он должен быть согласован на всех уровнях предприятия.

Выделяют три основные функции бюджетирования:

1) планирование;

2) учет;

3) контроль.

Функция планирования является основной функцией бюджетирования. Бюджетирование позволяет планировать рациональное распределение финансовых ресурсов предприятия в зависимости от стратегических целей.

Функция учета заключается в том, что бюджетирование помогает формировать качественную и всестороннюю информацию о хозяйственной и финансовой деятельности предприятия и своевременно предоставлять ее пользователям.

Контроль как функция бюджетирования дает возможность предприятию следовать выбранному пути достижения целей путем периодической оценки, сопоставления текущих результатов деятельности организации с установленными планами и принятия необходимых корректирующих действий. Сопоставляя фактические данные с плановыми показателями можно оценить результаты работы на любом этапе.

Немецкие эксперты в области контролинга А. Цюндом и П. Хорвачев предлагают более расширенную классификацию функций бюджетирования.

Они выделяют следующие четыре функции:

1) регулирования;

2) прогнозирование;

3) координации;

4) мотивации [3].

Функция регулирования состоит в определении потребности в финансовых ресурсах, необходимых для достижения поставленных целей.

В бюджетах находят свое финансовое выражение будущие операции предприятия, что позволяет говорить о функции прогнозирования.

Бюджетирование способствует обеспечению согласованности действий в работе всех звеньев предприятия, сохранению, поддержанию и совершенствованию установленных связей между ними.

Функция координации осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия.

Выполнение бюджетных показателей является критерием эффективности деятельности отдельных лиц, структурных подразделов.

Шаховская Л. С., Хохлов В. В. и Кулаков О. Г. выделяют шесть функций бюджетирования [4]:

1) функция контроля и оценки результатов деятельности предприятия;

2) оценочная функция работы менеджеров;

3) мотивационная;

4) формирование коммуникационной среды;

5) координация между подразделениями предприятия;

6) повышение финансовой устойчивости предприятия;

7) средство обучение менеджеров.

В целом, предложенные классификации функций бюджетирования сводятся к трем основным функциям планирование, учет и контроль. Остальные классификации лишь конкретизируют данные функции.

Бюджеты имеют бесконечное количество видов и форм. В отличие от формализованного отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, бюджет не имеет стандартной формы, которая должна соблюдаться. Его структура зависит от того, что является предметом бюджета, каков размер организации и степень интеграции процесса составления бюджета в финансовую структуру предприятия, какова квалификация и опыт разработчиков.

Грязнова И. Ю., Васильченко М. выделяют два основных вида бюджетов: операционные и финансовые [5].

Операционные бюджеты подразделяются на: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет прямых затрат сырья и материалов, бюджет прямых затрат труда, бюджет переменных накладных расходов, бюджет запасов сырья, готовой продукции, бюджет управленческих и коммерческих расходов, бюджет себестоимости реализованной продукции.

Финансовые бюджеты включают в себя:

— бюджет формирования и распределения финансовых ресурсов (прогнозный баланс);

— бюджет доходов и расходов (прогнозный отчет о прибылях и убытках);

— бюджет денежных средств (прогноз движения денежных средств).

Оба блока бюджетов взаимосвязаны, данные каждого должны соответствовать друг другу. Более того, данные финансовых бюджетов вытекают из блока операционных, которые выступают в общей системе бюджетирования как исходная информация для финансового планирования.

Таким образом, сущность бюджетного метода заключается в том, что вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия состоит в балансировании доходов и расходов, четком определении мест их возникновения и закреплением за индивидуальным или коллективным исполнителем.

Внедрение системы бюджетирования — сложный и длительный процесс, состоящий из нескольких этапов. Существует два варианта методики построения: бюджетирования «сверху вниз» и «снизу вверх». Основными недостатками бюджетирования на предприятии является различное восприятие бюджетов, сложность и дороговизна, противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом.

На ряду с этим можно выделить и достоинства системы бюджетирования для хозяйствующего субъекта: оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива; позволяет координировать работу предприятия в целом; анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения; дает возможность учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов; позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов; служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов; служит базой для прогнозирования финансовых показателей деятельности предприятия.

В целом, бюджетирование является внутренним рычагом управления ресурсами, который может быть использован для достижения тактических и стратегических целей компании.

Литература:

  1. Грязнова И. Ю. Виды бюджетов и подходы к их классификации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 1. С. 42.
  2. Земитан Г. Обзор российских систем бюджетирования // Финансовый директор. 2013. № 11. С. 24.
  3. Сафонова Н. А. Бюджетирование как инструмент управления предприятием// Российское предпринимательство. — 2009. — № 8 (56). — с. 55–61.
  4. Лaврушин O. Что такое бюджет и бюджетирование? // Бизнес журнал BizKiev. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// bizkiev.com/content/view/445/634
  5. Финансовая деятельность субъектов хозяйствования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://razom.znaimo.com.ua/docs/543/index-458588.html?page=6
  6. Шаховская Л. С., Хохлов В. В., Кулакова О. Г. Бюджетирование: теория и практика. М., 2009. С. 40.
Основные термины (генерируются автоматически): бюджет, бюджетный период, предприятие, внутренний рычаг управления, гибкий бюджет, периодичность составления, уровень предприятия, функция.


Похожие статьи

Составление бюджета предприятия | Статья в журнале...

Бюджетирование — это процесс планирования и разработки бюджетов предприятия, деятельность в рамках этапа планирования бюджетного процесса, процедура составления и принятия бюджетов, а также одна из составляющих системы

Периодичность составления.

Бюджетирование как метод эффективного планирования...

Процесс бюджетного управления сегодня становится неотъемлемой частью управления предприятием и включает в себя составления бюджетов, отчетов об их исполнении, обеспечение интеграции бюджетов в систему управления.

Система гибких бюджетов как способ эффективного...

Представлена процедура составления гибкого бюджета. Ключевые слова: планирование, бюджетирование, гибкий бюджет, формула сметы, постоянные расходы, административные

Основной формой планирования затрат предприятия является их бюджетирование.

Совершенствование системы бюджетирования... | Молодой ученый

Совершенствование системы бюджетирования производственного предприятия. Авторы: Щерба Тамара Андреевна, Косых Валерия Викторовна.

Пятый этап включает работы по составлению бюджетов на планируемый период [4].

Бюджетирование и его влияние на эффективность затрат на...

Результатом бюджетирования является система бюджетов, которые за уровнями управления разделяются на: возведенный бюджет предприятия; функциональные бюджеты (подразделов предприятия).

Бюджетирование как инструмент финансового планирования на...

Ключевые слова: бюджетирование, бюджет, финансовое планирование, управление, центр финансовой ответственности.

Бюджетирование на предприятии выполняет три основные функции

Этапы постановки системы бюджетирования для кооперативной...

Бюджетирование — это оперативная система управления компанией по центрам

Основной (общий) бюджет — в нем объединяется план и функции работы всех подразделений

В таких организациях составлением бюджетов занимаются руководители этих отделов, цехов и...

Бюджетирование — экономическая основа качества системы...

Итогом формирования бюджетов продаж и издержек является бюджет запасов, который информирует об обоснованном количестве сырья и товаров, необходимых для эффективной работы предприятия, и какую сумму планируется направить на их закупку

Проблемы организации и направления совершенствования...

Ключевые слова: бюджет, бюджетирование, центры финансовой ответственности, оперативный, финансовый, гибкий бюджет, управленческий учет.

Особенности организации и направления внутреннего аудита на предприятиях.

Похожие статьи

Составление бюджета предприятия | Статья в журнале...

Бюджетирование — это процесс планирования и разработки бюджетов предприятия, деятельность в рамках этапа планирования бюджетного процесса, процедура составления и принятия бюджетов, а также одна из составляющих системы

Периодичность составления.

Бюджетирование как метод эффективного планирования...

Процесс бюджетного управления сегодня становится неотъемлемой частью управления предприятием и включает в себя составления бюджетов, отчетов об их исполнении, обеспечение интеграции бюджетов в систему управления.

Система гибких бюджетов как способ эффективного...

Представлена процедура составления гибкого бюджета. Ключевые слова: планирование, бюджетирование, гибкий бюджет, формула сметы, постоянные расходы, административные

Основной формой планирования затрат предприятия является их бюджетирование.

Совершенствование системы бюджетирования... | Молодой ученый

Совершенствование системы бюджетирования производственного предприятия. Авторы: Щерба Тамара Андреевна, Косых Валерия Викторовна.

Пятый этап включает работы по составлению бюджетов на планируемый период [4].

Бюджетирование и его влияние на эффективность затрат на...

Результатом бюджетирования является система бюджетов, которые за уровнями управления разделяются на: возведенный бюджет предприятия; функциональные бюджеты (подразделов предприятия).

Бюджетирование как инструмент финансового планирования на...

Ключевые слова: бюджетирование, бюджет, финансовое планирование, управление, центр финансовой ответственности.

Бюджетирование на предприятии выполняет три основные функции

Этапы постановки системы бюджетирования для кооперативной...

Бюджетирование — это оперативная система управления компанией по центрам

Основной (общий) бюджет — в нем объединяется план и функции работы всех подразделений

В таких организациях составлением бюджетов занимаются руководители этих отделов, цехов и...

Бюджетирование — экономическая основа качества системы...

Итогом формирования бюджетов продаж и издержек является бюджет запасов, который информирует об обоснованном количестве сырья и товаров, необходимых для эффективной работы предприятия, и какую сумму планируется направить на их закупку

Проблемы организации и направления совершенствования...

Ключевые слова: бюджет, бюджетирование, центры финансовой ответственности, оперативный, финансовый, гибкий бюджет, управленческий учет.

Особенности организации и направления внутреннего аудита на предприятиях.

Задать вопрос