Оценка качества учетно-аналитической информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности
Автор: Поплаухина Татьяна Дмитриевна
Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, апрель 2013)
Статья просмотрена: 2779 раз
Библиографическое описание:
Поплаухина, Т. Д. Оценка качества учетно-аналитической информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности / Т. Д. Поплаухина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/76/3772/ (дата обращения: 16.11.2024).
Основной задачей бухгалтерского учета для любого хозяйствующего субъекта, работающего в условиях рыночных отношений, как в нашей стране, так и за рубежом, является обеспечение многочисленных пользователей специфической учетно-аналитической информацией, которая необходима при принятии управленческих решений, способных существенным образом влиять на финансовое положение данного хозяйствующего субъекта, материальное благосостояние его собственников (акционеров), руководителей (менеджеров), а также работников.
В связи с тем, что учетно-аналитическую информацию не всегда можно характеризовать как абсолютно точную, возникает проблема ее толкования и правильного использования. Поэтому разработан ряд качественных характеристик учетно-аналитической информации, которые являются критериями для ее оценки. При анализе качественных характеристик изучены и использованы трактовки зарубежных и российских ученых, таких как Х. ван Грюнинг, М. Коэн, Э.С. Хендриксен, М.Ф. Ван Бреда, М. Мэтьюс, М. Перер, Б. Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колдуэлл, О.В. Соловьева, Б.Т. Жарыгласова, В.В. Качалин, В.В. Ковалев, Л.И. Куликова, В.Ф. Палий, О.В. Рожнова, Т.В. Зырянова, С.И. Колесников.
Хендриксен Э.С, Ван Бреда М.Ф. определяют качественные характеристики как "атрибуты учетной информации, которые имеют тенденцию повышать свою полезность" [3]. Х. ванн Грюнинг, М. Коэн считают, что "качественные характеристики - это те признаки, которые делают информацию, представленную в финансовой отчетности, полезной для пользователя" [1]. По мнению Т.В. Зыряновой, С.И. Колесникова "качественные характеристики бухгалтерского учета – это те критерии, с помощью которых унифицируется и облегчается процесс толкования и правильного использования финансовой и управленческой информации" [2].
Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, должна отвечать двум основным показателям полезности:
1) быть понятной (доступной) имеющимся и потенциальным кредиторам и инвесторам;
2) давать представление имеющимся и потенциальным кредиторам и инвесторам о суммах, времени и рисках, связанных с ожидаемыми доходами.
Первым атрибутом качества информации, представляемой в финансовой отчетности, является ее доступность для понимания пользователем, который имеет достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности, бухгалтерского учета и желание изучать информацию с должным старанием. Доступность – качество информации, дающее возможность пользователям понять ее значение, что не означает, однако, исключения сложной финансовой информации из отчетности, если она необходима.
Понятность или "прозрачность" является основным качеством информации, так как предполагает ее безусловное понимание пользователями. Однако и пользователи должны иметь достаточный для понимания уровень знаний в области ведения бизнеса и бухгалтерского учета.
Требование понятности финансовой отчетности приобретает для российских предприятий все большее значение, в частности, в связи с отказом от жесткой государственной регламентации форм бухгалтерской отчетности. Российские предприятия в настоящее время приобретают все большую самостоятельность при определении формата представления бухгалтерской отчетности. В связи с этим, например, в отчетности возможно появление статей, которые могут быть непонятны пользователям финансовой отчетности. Кроме того, избыток информации, то есть излишняя ее детализация в бухгалтерской отчетности, может сделать ее малопонятной, затруднить процесс анализа основных идей и осложнить интерпретацию.
Чтобы бухгалтерская информация была полезной, она должна обладать двумя основными характеристиками: уместностью (значимостью) и достоверностью (надежностью). Информация может быть уместной, но настолько ненадежной по своему характеру или представлению, что ее признание может быть потенциально дезориентирующим.
Предлагаемая схема дает представление о критериях оценки качества учетно-аналитической информации (см. рис. 1). Иерархический порядок используется для демонстрации определенных связей между качественными характеристиками. Он показывает наиболее важную информацию с точки зрения ее полезности для принятия решений заинтересованными пользователями, имеющими необходимые знания.
Рис. 1. Критерии оценки качества учетно-аналитической информации
Помимо основных требований к качеству бухгалтерской информации, выделяют принципы, которые касаются измерения и распознания фактов хозяйственной деятельности, а также способов их раскрытия в отчетности. Выделяют следующие принципы-допущения относительно процесса подготовки информации: допущение имущественной обособленности хозяйствующего субъекта, допущение непрерывности деятельности, допущение последовательности применения учетной политики и допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
Информация, представленная в финансовой отчетности, должна быть доступной, т.е. понятной, тем, кто разбирается в экономической и предпринимательской деятельности и желает достаточно внимательно изучить эту информацию. Наиболее существенными следует назвать уместность и надежность учетной информации. Если эти два качества отсутствуют, то информация не может быть полезной. Чтобы быть уместной, она должна иметь предсказуемость и обладать ценностью обратной связи. Чтобы быть надежной, информация должна обладать истинностью отображения, быть проверяемой и нейтральной, а также составленной в соответствии с принципами осмотрительности и преобладания экономической сущности над юридической формой.
Все вышеописанные качества подчиняются требованию порога существенности. Существенность означает, повлияет ли допущенная степень опущения деталей или возможных погрешностей в учетной информации на суждения благоразумного пользователя, полагающегося на эту информацию. Сравнимость, включая последовательность, является вторым ограничением, взаимодействующим с уместностью и надежностью, и также вносит вклад в повышение общего уровня полезности учетно-аналитической информации.
На схеме показаны два ограничения: «баланс между выгодами и затратами» и «баланс между качественными характеристиками». Для того чтобы информация была полезной и стоила расходов на ее получение, выгоды, ею приносимые, должны перекрывать связанные с ней издержки. Иерархия качественных характеристик не означает их ранжирования. Если информация должна быть полезной, все эти характеристики должны присутствовать хотя бы в минимальной степени. При определенных обстоятельствах в отдельные моменты возможен конфликт между качествами информации (в этом случае часто необходим или приемлем компромисс между ними).
Перечисленные признаки относятся к данным, представленным в финансовой отчетности, которая, прежде всего, ориентирована на внешних пользователей (инвесторов, кредиторов, общественность, государство и т.д.). Каждого пользователя учетно-аналитической информации интересует полезность информации с точки зрения возможности с наименьшими усилиями при ее помощи достигнуть определенных целей. Поэтому для пользователя учетно-аналитическая информация тем качественнее (т.е. тем полезнее), чем в большей степени она приближает решение задачи. В этом случае акцент должен быть сделан не только на полезности информации, но и на ее возможности использования в экономическом анализе для принятия успешных управленческих решений.
Таким образом, практическая ценность как учетно-аналитической информации реализуется через критерий полезности, пригодности информации для принятия эффективных решений на базе данных бухгалтерского учета. Бухгалтерская отчетность должна предполагать возможность проведения последующего анализа с минимальными затратами времени, что является признаком аналитичности, т.е. способности руководства компании не только обладать информацией о текущей ситуации, но и анализировать всевозможные причинно-следственные связи, делать выводы и принимать на их основе экономически обоснованные управленческие решения.
Литература:
1. Грюнинг X. ван, Коэн М. Международные стандарты финансовой отчетности: Практическое руководство. На рус. и англ. яз. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во "Весь мир", 2004. - 336 с.
2. Зырянова, Т.В., Колесников, С.И. Качественные характеристики бухгалтерской (финансовой и управленческой) информации в бюджетных учреждениях / Т.В. Зырянова, С.И. Колесников // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2008. - №11.
3. Хендриксен Э.С, Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 576 с.
4. Поплаухина, Т.Д. Актуальные проблемы повышения качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности / Т.Д. Поплаухина // Актуальные проблемы современной экономики России: Международная научно-практическая конференция. 2 февраля 2007 г. Сборник материалов. Казань: Изд-во НПК "РОСТ", 2007. – с. 579-582.