Сфера межбюджетных отношений и ее влияние на социальную (молодежную) политику | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Новикова, Н. В. Сфера межбюджетных отношений и ее влияние на социальную (молодежную) политику / Н. В. Новикова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/3085/ (дата обращения: 22.12.2024).


Укрепление федеративной модели России, как социального государства сопряжено с оптимизацией отношений между органами государственной власти, муниципальными образованиями в сфере разработки и реализации социальной (молодежной) политики.
Социальная политика объективизируется движением денежных потоков между уровнями бюджетно-налоговой системы в соответствии с функциями, полномочиями и социальными обязательствами федеральных, региональных и местных органов власти перед населением, учреждениями бюджетной сферы, другими законодательно определенными бюджетополучателями. Межбюджетные отношения (МБО) существенно влияют на количество, качество предоставления населению общественных благ и услуг, уровень реальных доходов всех социальных слоев общества и прежде всего наиболее нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства.
Органы власти при правильной трактовке сущности межбюджетных отношений выступают не как самодовлеющие субъекты этих отношений, а как посредники и "операторы" между государством и членами общества (физическими лицами, гражданами, социальными слоями), обеспечивающие посредством формирования и распределения соответствующих бюджетных ресурсов, полученных от налогоплательщиков, предоставление социальных (общественно-бесплатных) благ в соответствии с установленными нормами и стандартами, достаточными для жизнедеятельности населения и повышения его благосостояния в рыночных условиях.
Социальная (молодежная) политика охватывает все сферы социально-экономических отношений общества [1].
Важнейшими методологическими принципами исследования сферы межбюджетных отношений в теории социальной политики должны, на мой взгляд, быть следующие: 1) выделение объективной стороны сферы межбюджетных отношений, которая связана с движением денежных (финансовых) потоков, формированием фондов денежных ресурсов социальной направленности (бюджетных и внебюджетных); 2) определение относительной самостоятельности сферы (механизма) организационно-правовых денежных социальных потоков в сфере МБО; 3) раскрытие сущности и взаимодействия субъектов межбюджетных отношений, а также с этим стратегических социальных целей межбюджетных отношений.
Социальная (молодежная), бюджетно-налоговая политика и сфера межбюджетных отношений находятся в правовом поле, регулируются правовыми отношениями, государственным устройством Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ, а также конституциями и уставами субъектов Федерации и муниципальных сообществ межбюджетные отношения формируются между федеральным бюджетом и 83 бюджетами субъектов Российской Федерации, между федеральным бюджетом и бюджетами муниципальных образований, между бюджетами субъектов Федерации (республиканскими, краевыми, областными, окружными) и местными бюджетами, а также внутри системы местных бюджетов.
Особым видом межбюджетных отношений могут быть межбюджетные отношения договорного типа по горизонтали: между равноправными субъектами Российской Федерации и местными бюджетами, отражающие социально-экономические связи регионов и территорий, отвечающие их интересам и потребностям населения.
Правовая конструкция межбюджетных отношений, в которой формируется их социальное и финансовое содержание включает в себя бюджетную систему (бюджетное устройство), разделение бюджетных и налоговых полномочий, совместные полномочия, договорные полномочия субъектов межбюджетных отношений, к которым относятся органы власти.
Правовая система (правовая конструкция) межбюджетных отношений, которая содержится в Конституции Российской Федерации (и конкретизирована бюджетным и налоговым законодательством), определяет наиболее общие, основные звенья и базовые проблемы межбюджетных отношений. В Конституции РФ не раскрываются бюджетные (соответственно и социальные) функции федерального бюджета, функции бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Существует область неопределенных бюджетно-налоговых, социальных полномочий и обязательств.
Однако имеется огромная потребность в раскрытии этих функций, задач социальной политики, социальных полномочий и социальных обязательств в бюджетно-налоговом законодательстве. В этом отношении большой шаг вперед сделан в новой редакции федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений», который принят Государственной Думой в 2004 г. [2].
Формальная приоритетность социальных нормативов не должна вводить в заблуждение относительно глубины и действительной приоритетности социального фактора в современной бюджетной политике, поскольку эта приоритетность пока весьма ограничена минимальным уровнем социальных обязательств, которые берет на себя государство в сфере МБО. Этот аспект проблемы социального содержания сферы межбюджетных отношений, социальных функций МБО (связей) является одним из актуальных вопросов, требующих рассмотрения, критической оценки с точки зрения характера и целей социальной стратегии в условиях ускорения социально-экономического развития нашей страны.
Особым звеном финансовой инфраструктуры социально-бюджетной сферы являются социальные внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования. Они выполняют функции социального обеспечения, социальной защиты, социального страхования, являются источниками основной части социальных трансфертов, как в целом по Российской Федерации, так и в каждом отдельном регионе.
Социальная (молодежная) политика должна иметь предметом своего регулирования пропорцию между социальными бюджетными расходами и социальными расходами внебюджетных фондов.
Сфера социально-бюджетных отношений, сформированная государственными внебюджетными фондами, характеризуется большой спецификой, она взаимодействует с межбюджетными отношениями, которые возникают между федеральными, региональными и местными бюджетами [3]. Представляется, что ее необходимо рассматривать, как подсистему МБО и включать в проблематику социально-бюджетных взаимоотношений, но в то же время целесообразно исследовать, как специфическую сферу межбюджетных и внебюджетных социальных отношений.
В процессе проведения административной реформы, изменения бюджетного и налогового законодательства, а также формирование новой модели федеративных отношений и местного самоуправления происходит передача на региональный уровень значительной части социальных полномочий и соответствующих расходов государства, что не всегда сопровождается соответствующим повышением доходов бюджетов субъектов РФ, городов и районов.
Осуществление реформирования федеративных отношений, разграничение бюджетно-налоговых полномочий и бюджетных обязательств между уровнями власти, перестройка системы социальной поддержки населения - все это существенно модифицирует не только механизм, но и содержательную сторону социальной политики, как федерального центра, так и в регионах. Возникает и обостряется комплекс новых проблем осуществления социальной (молодежной) политики, связанных с МБО, рассмотрение которых весьма актуально для обобщения современных тенденций региональной социальной политики, совершенствования ее финансово-бюджетных механизмов, решения комплексных социально-экономических задач территориального развития.
Фактор относительной самостоятельности регионов и муниципальных образований в реализации социальной политики на своих территориях становится одним из важнейших приоритетов межбюджетных отношений, определяющих их эффективность и социальную ориентированность на потребности населения конкретных территорий, обеспечивающих достижение социальной справедливости на территориальном уровне.
В Российской Федерации региональная социальная политика в сфере межбюджетных отношений в существенной степени зависит от глубокой дифференциации социально-экономического развития регионов, тем более от дифференциации возможностей муниципальных образований внутри каждого из 83 субъектов Российской Федерации.
Наличие большой совокупности субъектов межбюджетных отношений определяет необходимость системного регулирования взаимоотношений федерального бюджета, как с каждым отдельным регионом, так и их совокупностью на основе единых модельных механизмов реализации социальной политики. При этом не решает глубинных проблем преодоления социально-экономической асимметрии регионов и возможное укрупнение. Интересы активизации и целевой адресной социальной политики в регионах вызывают потребности в развитии самостоятельности, инициативности региональных органов власти и управления, снижения уровня иждивенчества на централизованных финансовых трансфертах.
Конкретными, весьма значимыми инструментами формирования, регулирования инфраструктуры социальных отношений в Российской Федерации, ее регионах являются бюджетный и налоговый кодексы РФ, региональное бюджетное и налоговое законодательство.
Проблема передачи бюджетных полномочий и обязательств, становится более актуальной в связи с изменениями межбюджетных отношений в ходе реформы местного самоуправления и разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации.
Среди целой системы реализации целей и задач социальной политики в сфере межбюджетных отношений – проблема повышения жизненного уровня населения во всех регионах страны.
В действительности значение денежных доходов, формируемых через бюджетную сферу в структуре денежных доходов населения более значительное, поскольку в основном денежные доходы работников бюджетной сферы, в том числе и от предпринимательской деятельности, формируются или через бюджетную систему, или через внебюджетные фонды, как государственные (и муниципальные), так и через действующую систему передачи бюджетным учреждениям (в том числе и социальной сферы), заработанных ими средств от сдачи государственной собственности в аренду, предоставления дополнительных и платных услуг, а не зачисления их на бюджетные счета Министерства финансов РФ или субъектов Российской Федерации (а также органов местного самоуправления).
Интенсивная исследовательская работа в области бюджетного федерализма, межбюджетных отношений до сих пор была сконцентрирована преимущественно вокруг вопросов уровней бюджетной системы и их взаимодействия, сочетания принципов централизма и децентрализации при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов, самостоятельности и ответственности органов власти федерального, регионального и местного уровней, форм участия субъектов Российской Федерации в бюджетном и налоговом законодательстве [4].
Вместе с тем полезные результаты этих исследований могут быть использованы и в развитии социальных аспектов теории и практики социальной политики в России. Социальное содержание сферы межбюджетных отношений отражает взаимодействие экономико-финансовых и социальных факторов, поскольку сфера межбюджетных отношений формируется, как область пересечения социальной и бюджетно-налоговой политики.
Бюджетно-налоговая политика, как представляется, формирует и путем бюджетно-налогового законодательства оформляет, структурирует финансовую инфраструктуру межбюджетных отношений, а социальная политика наполняет их социальным содержанием: социальными целями, направлениями, задачами, механизмами, адресностью, т.е. социальным смыслом межбюджетных финансовых потоков и связей.
Межбюджетные отношения как финансовая инфраструктура формирует социальное пространство «шар») во взаимодействии структур (органов) государственной системы (включая местное самоуправление).
Вместе с тем следует, как представляется, иметь в виду и другой момент формирования социального содержания МБО, а именно непосредственное влияние на них, отражение объективных факторов социального развития и объективных условий экономического развития.
Российская модель межбюджетных отношений, располагая широким арсеналом инструментов реализации социальной политики на территориях, позволяет более широко и многосторонне использовать потенциалы формирования и реализации социальной политики, которыми располагают регионы и которые они стремятся реализовать в интересах своего населения и обеспечения достижения социального выравнивания и социальной справедливости в территориальном аспекте.

Литература:
  1. http://www.onlinedics.ru/slovar/bes/t/sfera.html.
  2. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., № 131-ФЗ.
  3. Проблемам внебюджетных фондов и их роли в социальной политике посвящены работы: Якобсон Л.Н. Государственный сектор экономики: Экономическая теория и политика. – М.: ГУВШЭ, 2000; Пономаренко Е.В. Финансы общественного сектора России. – М., 2001; Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. – М.: МГТУ, 1997.
  4. Федеральный бюджет и регионы: Структура финансовых потоков. / Моск. Центр Ин-та «Восток-Запад»; рук. авт. колл. А.М. Лавров. – М.: Макс-пресс, 2001; Развитие межбюджетных отношений и реформирование региональных финансов / Под ред. Е.В. Бушмина. – М.: Акад. бюджета и казначейства, 2001; Гореглад В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития. – М.: Экономика, 2002.


Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, отношение, социальная политика, местное самоуправление, налоговое законодательство, федеральный бюджет, бюджетно-налоговая политика, полномочие, сфера, финансовая инфраструктура.