Современная ситуация в муниципальных образованиях России крайне нестабильна. В некоторых муниципалитетах положение улучшается — открываются новые предприятия и появляется возможность обеспечивать достойный уровень жизни граждан, в других муниципалитетах существует демографический спад на основании того, что часть жителей уезжает туда, где наиболее развита промышленность и есть возможности для трудоустройства с высокооплачиваемым заработком.
Ключевые слова: муниципальные образования, местное самоуправление, социальная политика на местном уровне.
На данном этапе процессы, связанные с нахождением оптимального метода работы местного самоуправления, продолжены. Статистический бюллетень за 2016 г. «Формирование местного самоуправления в России» опубликовал данные, дающие картину развития муниципальных образований.
С точки зрения представленного сборника, на 1.01. 2016 г. в РФ существует 22406 муниципальных образований (рис.).
Рис. 1. Динамика муниципальных образований в России [5]
По состоянию на 5.04.2016 г., доходы местных бюджетов равнялись 87953 млн руб., а расходы превышали доходы на 3226 млн руб. Заметим, что статистика говорит об отрицательной тенденции — в течение 6 лет совокупный местный бюджет был дефицитными. Таким образом, муниципалитеты испытывают нехватку в финансовых ресурсах с целью реализации своих программ, связанных с решением актуальных местных проблем.
Переходный период реформы местного самоуправления завершили 1 января 2009 г. Но на данном этапе потребность в последующем развитии низовых форм самоуправления стала еще больше. Невзирая на результат реформы, муниципальные образования развиваются достаточно труда. Основная причина связана отрицательным опытом СССР, когда местное самоуправление было воспринято в качестве неотъемлемой части в авторитарном политическом режиме.
Преодоление такого стереотипа является возможным благодаря следующим направлениям — предоставление жителям возможности непосредственного личного участия в решении различных близких и понятных ему проблем на местном уровне; требование полной прозрачности и бескомпромиссности собственно местного самоуправления.
С целью оценки деятельности местного самоуправления в социальной сфере, главным образом, надо заострить внимание на важнейших аспектах, представленных ниже:
– политическая система России предусматривает управление социальной сферой на каждом уровне публичной власти (федеральный, региональный и муниципальный). Компетенции и функции всех управленческих уровней устанавливаются на основании законодательно разграниченных полномочий. С точки зрения ст. 72 Конституции РФ к вопросам совместного ведения отнесена координация вопроса в сфере здравоохранения; защита семей, материнства, отцовства и детства; социальная защита;
– государственная концепция социальной политики в РФ основывается на конституционном определении России в качестве социального государства, главная цель которого — «создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие индивида» [1].
Таким образом, проводимая политика в социальной сфере должна гарантировать целостность и устойчивость общества в условиях процесса его трансформации, усиливать степень его сопротивляемости отрицательному внешнему воздействию, способствовать предотвращению и сглаживанию острого и разрушительного внутреннего социального конфликта.
Если структурировать основу социальной сфере по приведенным уровням полномочий, то можно отметить:
– государственная социальная политика является единой системой принципов, целей, задач и средств, которые обеспечивают такое социально приемлемое и допустимое материальное и социо-культурное положение отдельного гражданина и групп граждан, где они смогут беспрепятственно и полноценно реализовывать свои интересы, удовлетворять насущные потребности и, занимаясь различными легальными видами деятельности, обеспечивать не только собственное поступательное развитие, но и улучшение общества в целом;
– муниципальная политика в социальной сфере связана с реализацией собственных и переданных (федеральных, и региональных) государственных полномочий по организации совокупности мероприятий, направленных на предохранение отдельной уязвимой группы населения и граждан от попадания в крайнее социальное неблагополучие.
Определим уязвимые группы граждан, которые нуждаются в социальной поддержке — нетрудоспособное население, население, находящееся на попечении государства (дом престарелых, инвалидов и т. д.), дети из малоимущих семей и дети, которые попали в экстремальную ситуацию, безработные, люди, пострадавшие при чрезвычайной ситуации, беженцы и переселенцы.
Таким образом, формирование и реализацию социальной политики на местном уровне в социальной сфере осуществляют по принципу адресности — конкретной группе и слою населения, отдельному гражданину.
Определим и главные формы социальной поддержки отдельных групп населения на местном уровне:
– денежное пособие;
– помощь в натуральной форме (продукты питания, одежда);
– субсидия (целевые средства с целью оплаты услуг);
– компенсация (возмещение ряда расходов).
Ученым Тарентом И. Г. обобщаются критерии, по которым местным органом власти определяется нуждаемость:
– низкая материальная обеспеченность. Если среднедушевой доход индивида (семьи) меньше закрепленного законодательно установленного нормативного значения, этот индивид (семья) должен получить социальную поддержку;
– нетрудоспособность, следствие которой — невозможность самообслуживания;
– утрата квартиры и имущества [4, c. 31].
Так, на деле большинство проблем в сфере социальной поддержки населения решается местными органами власти. Лучше зная конкретные условия жизни отдельного гражданина, они могут выполнять эти функции эффективнее.
На основании хронической ограниченности государственного финансирования долевая нагрузка на местный бюджет увеличивается. А проблем в данной области очень много — это продолжающаяся люмпенизация и маргинализация широких слоев населения, связанная с падением уровня жизни, главным образом, по причине понижения дохода и потере рабочего места; проблемы в жизнеобеспечении граждан, проживающих на стагнирующей территории, проблема в области здоровьесбережения, сохранения и развития нравственного и интеллектуального потенциала нации и другие отрицательные факты, характеризующие современную социальную сферу.
Большой вклад в решение представленных вышеназванных проблем смогли бы внести органы местного самоуправления. Поскольку лишь на местном уровне с учетом реальных особенностей территориального образования представляется возможным подборка конкретных способов по преодолению качественного отставания российской социальной реальности, разработка технологических подходов к предоставлению системной и адресной помощи, уточнение совокупности необходимых социальных услуг, обеспечивающих достойные условия жизни индивида, и обеспечивающие непрерывное воспроизводство.
Разработка конкретных мероприятий в социальной сфере на муниципальном уровне должна учитывать тип муниципального образования и специфику местного сообщества. Такую разработку должен осуществлять и реализовывать местный орган власти с привлечением общества. В представительном органе в местном самоуправлении, как правило, создается комитет по социальной политике. В структуре местной администрации существует заместитель главы по социальным вопросам и структурное подразделение, курирующее конкретное социальное направление. Представленными подразделениями координируется собственная деятельность с соответствующими государственными органами в субъекте РФ [2, c. 106].
Муниципальную социальную политику необходимо ориентировать на достижение нижеприведённых целей:
– расширять труд в муниципальных образованиях при помощи создания условий для развития местной экономики и роста доходов местного населения;
– создавать условия с целью завершения передачи объектов социальной сферы сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение местных органов власти.
Для реализации представленных целей требуется решение следующих задач:
– стимулировать привлечение и закрепление для работы в социальной сфере и других секторах местной экономики выпускника высшего учебного и среднего профессионального заведения, молодого специалиста;
– улучшать состояние здоровья местных жителей при помощи повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи;
– повышать образовательный уровень учащихся школ, приводить качество образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность работников на рынке труда;
– повышать уровень занятости местных жителей, сохранять и создавать новые рабочие места.
При учете ограниченности средств бюджетов всех уровней, главные направления решения поставленных задач представлены ниже:
– приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы муниципалитетов на федеральном и региональном уровнях;
– разработка и реализация эффективных экономических механизмов, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы муниципалитета на уровне нормативных требований;
– повышение эффективности использования материально-технического и кадрового ресурсов социальной сферы муниципального образования при помощи формирования предприятий нового типа, внедрения новых прогрессивной деятельности;
– создание условий с целью привлечения в социальную сферу средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также иных внебюджетных источников, содействие организации и функционирования в сфере социального обслуживания местных жителей малых предпринимательских структур.
Таким образом, муниципальная политика на данном этапе — дело государственное, и от успешности нововведений в системе местного самоуправления будут складываться и определяться успехи поселения, местных жителей, субъекта, России. В муниципалитете, где есть низкие социальные показатели, уменьшаются и экономические показатели. От степени взаимодействия социальных и экономических показателей находится в зависимости уровень социально — экономического развития жителей и муниципалитета.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст.4398.
- Гайфуллин А. Ю. Методический подход к оценке социальной устойчивости территориальных образований // Известия Уфимского научного центра РАН. 2016. № 1. С. 104–109.
- Леонов С. Н. Становление муниципальной статистики, ее современное состояние и соответствие потребностям исследования региональной экономики // Вестник Томского государственного университета. — 2015. — № 400 (ноябрь). — С. 223–230.
- Тарент И. Г. Система социальной защиты населения в Российской Федерации: учебное пособие / И. Г. Тарент, С. А. Юдников. — Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2015. — 160 с.
- Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 22.11.2018).