Автор: Куижева Рита Альбертовна

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

II международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, октябрь 2012)

Статья просмотрена: 286 раз

Библиографическое описание:

Куижева Р. А. Особенности и инструменты развития интеллектуального капитала в органах местного самоуправления [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 167-169.

В современном мире в государстве происходят постоянные социально-экономические трансформации, что влечет за собой изменение в развитии российского общества. В этих условиях возрастает роль органов местного самоуправления, ближе всех находящихся к населению в рамках определенной территории. Так как именно они одни из первых должны обеспечивать адаптацию населения к изменяющимся условиям внешней среды. Поэтому проблема эффективности работы данных структур приобретает первостепенный характер. Одной из важнейших проблем в управлении органов местного самоуправления можно считать слабое развитие интеллектуального капитала.

В целом понятие интеллектуального капитала можно трактовать как интеллектуальное богатство организации, предопределяющее ее творческие возможности по созданию и реализации интеллектуальной и инновационной продукции [1]. В структуру интеллектуального капитала входит человеческий, социальный и организационный капитал.

На сегодняшний день систему управления в органах местного самоуправления (ОМС) считают во многом консервативной и устаревшей, не адекватной современным потребностям. Действительно, внедрение новейших инструментов менеджмента происходит скорее в частных организациях, нежели бюджетных. Так как эффективное развитие интеллектуального капитала приносит свои дивиденды в виде дополнительной прибыли. В бюджетных организациях применение управленческих новаций рассматривается скорее как инициатива, так как оценить социальный продукт (результат деятельности бюджетных организаций) сложнее, нежели коммерческий продукт, да и ощутимых результатов сразу добиться невозможно. Каковы же особенности труда специалистов ОМС:

  1. Специалисты выполняют труд, который выражается в обосновании целей и направлений общественного развития в рамках определенной территории.

  2. Труд специалистов ОМС – интеллектуальный, психологически насыщенный, ответственный.

  3. Результат труда подтверждается муниципальной властью, придающей ему авторитет и должную гарантию.

  4. Результат труда не создают непосредственно потребительские ценности и не удовлетворяют индивидуально-личностные потребности, но формируют особый духовно-материальный продукт, обеспечивающий рациональность, гармоничность и эффективность общественных отношений.

  5. Труд специалистов ОМС является высокопрофессиональным и предъявляет к каждому из исполнителей высокие требования к мастерству и искусству в смысле подготовки, личностных качеств и коммуникации [2].

Развитие интеллектуального капитала в ОМС должно носить первостепенный характер, так как продукт в результате деятельности ОМС – социально значимый и поглощается людьми в рамках определенной территории. Для начала необходимо понять, какими отличительными чертами обладает интеллектуальный капитал ОМС.

Во-первых, в данных структурах интеллектуальная продукция специфична. В общем, ее можно обозначить как совокупность результатов деятельности специалистов ОМС по улучшению показателей определенной сферы.

Во-вторых, материальное стимулирование в ОМС ограничено бюджетом. Если в частных организациях, увеличение прибыли влечет за собой повышение премий или оклада сотрудникам, то в органах местного самоуправления инструменты материального стимулирования носят не первостепенный характер.

В-третьих, если рассматривать структуру интеллектуального капитала, то человеческому капиталу здесь отводится не ключевая роль. К сожалению, социальный и организационный капиталы считаются наиболее важными компонентами. Вследствие несбалансированности интеллектуального капитала, результаты деятельности ОМС невысоки.

В-четвертых, существует проблема мотивации в ОМС. Зачастую труд работников бюджетных организаций не оценивается должным образом. Проблема возникает из-за разницы целей коммерческих и бюджетных организаций, так как главный результат работы органов местного самоуправления - не получение прибыли, а реализация социально значимых проектов для общества в рамках данной территории. По словам авторов Д. Кримминса, М. Кил, некоммерческий сектор традиционно привлекал людей, искренне заинтересованных в достижении уставных целей, общественно полезных программах, а не в бизнесе [3]. Кроме того, труд в некоммерческих организациях имеет определенные минусы: низкая оплата труда, отсутствие перспектив карьерного роста, ненормированный рабочий график, совмещение рабочего времени и досуга работника. Также отсутствует поощрение за инициативность и новаторство идей специалистов ОМС, поэтому зачастую сотрудники данных структур безынициативны и консервативны.

В-пятых, в ОМС служба управления персоналом представлена лишь делопроизводством, отсутствует структура, отвечающая за развитие персонала. Поэтому карьерный рост, механизмы мотивации, повышение квалификации – находятся за «закрытым занавесом» для специалистов.

В-шестых, развитие интеллектуального капитала является фактором успеха коммерческих компаний, устойчивым конкурентным преимуществом [4]. Однако органы местного самоуправления редко становятся участниками конкуренции, поэтому развитие интеллектуального капитала не становится первостепенной задачей для руководства.

Особенности интеллектуального капитала можно обозначить на рисунке 1:

Рис. 1. Особенности интеллектуального капитала в органах местного самоуправления


Таким образом, интеллектуальный капитал ОМС несбалансирован и имеет проблемы во всех трех компонентах. Непропорциональное развитие отдельных элементов в структуре интеллектуального капитала может привести к снижению показателей интеллектуального капитала [5].

Подытожив вышесказанное, можно предложить современные инструменты эффективного развития интеллектуального капитала в ОМС, рассмотренные на рисунке 2.

Рис. 2. Современные инструменты эффективного развития интеллектуального капитала
в органах местного самоуправления


В частности, могут быть использованы следующие инструменты развития интеллектуального капитала в ОМС:

  1. Оценка работы специалистов по системе показателей KPI. Данная система предполагает вознаграждение за определенный результат. К примеру, за решение поставленных целей и задач. Для этого службе управления персоналом необходимо разработать свою систему показателей, специфичную для данной структуры ОМС.

  2. Создание муниципального центра дополнительного образования для проведения тренингов с применением современных методов менеджмента.

  3. Формирование качественного кадрового состава ОМС.

  4. Обеспечение информационной, научно-технической, методической базами служб ОМС.

  5. Создание муниципального досугового центра с целью удовлетворения потребностей в саморазвитии специалистов ОМС.

  6. Организация выездных поездок для специалистов ОМС.

  7. Развитие системы наставничества, при которой нового сотрудника представляют наставнику, который помогает освоиться в коллективе. При этом руководитель должен успокоить наставника в том, что на место последнего новичок не претендует. Так конкуренция не помешает освоиться новому сотруднику.

Современное общество диктует свои законы развития, государство навязывает другие, и зачастую органам местного самоуправления необходимо найти баланс между потребностями населения и возможностями государства. Поэтому эффективное развитие ОМС способствует нахождению консенсуса в целом, в частности адаптации государства к трансформации общества и приобщению населения к социально-экономическим изменениям внешней среды, проводимых государством. И немаловажную роль в этом сыграет развитие интеллектуального капитала ОМС. Эффективное развитие интеллектуального капитала ОМС невозможно при «однобоком» развитии одного или двух компонентов капитала. Поэтому необходим пропорциональный рост человеческого, социального и организационного капитала. Таким образом, применение инструментов, указанных автором, учитывает особенности интеллектуального капитала ОМС и способствует его развитию в целом.


Литература:

  1. Экономика знаний: Коллективная монография/Отв. ред. д-р экон.наук, проф. В.П.Колесов. – М.:ИНФРА-М, 2008. – 432 с.

  2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М.: Омега-Л, 2004. – 400 с.

  3. Панасенко С. Проблемы мотивации в некоммерческих организациях // Управление персоналом. 2006. №14. С.2–3.

  4. Баранов В.В., Зайцев А.В. Стратегическое управление интеллектуальным капиталом высокотехнологического предприятия // Креативная экономика. 2009. №12. С.72-86.

  5. Интеллектуальный капитал – стратегический потенциал организации. – Под ред. А.Л. Гапоненко, Т.М. Орловой. 2003. С.49-58.

Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуального капитала, местного самоуправления, развитие интеллектуального капитала, специалистов ОМС, интеллектуального капитала ОМС, органов местного самоуправления, органах местного самоуправления, развития интеллектуального капитала, структуру интеллектуального капитала, Особенности интеллектуального капитала, интеллектуальный капитал ОМС, Труд специалистов ОМС, деятельности ОМС, эффективного развития интеллектуального, понятие интеллектуального капитала, Развитие интеллектуального капитала, несбалансированности интеллектуального капитала, показателей интеллектуального капитала, интеллектуального капитала предприятия, рамках определенной территории.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос