Развитие экономики Российской Федерации путем обеспечения конкурентоспособности на электронных торговых площадках | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аристов, А. В. Развитие экономики Российской Федерации путем обеспечения конкурентоспособности на электронных торговых площадках / А. В. Аристов, Ю. И. Аристов. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 28-33. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/376/15960/ (дата обращения: 04.03.2021).



В статье рассматриваются вопросы создания и обеспечения конкурентоспособности на электронных торговых площадках Российской Федерации, создания благоприятных условий для принятия участия контрагентов в электронных процедурах на электронных торговых площадках, что позволяет повысить эффективность проведения тендеров конкурентным способом, достичь повышения экономии бюджетных средств и оптимизировать с целью снижения бюджетные расходы заказчиков.

Ключевые слова: электронная торговая площадка, конкурентоспособность, экономия бюджетных средств, оптимизация бюджетных расходов.

The article deals with the issues of creating and ensuring competitiveness on electronic trading platforms of the Russian Federation, creating favorable conditions for the participation of contractors in electronic procedures on electronic trading platforms, this will improve the efficiency of tenders in a competitive manner, achieve increased budget savings and optimize the reduction of budget expenditures of customers.

Keywords: electronic trading platform, competitiveness, budget savings, optimization of budget expenditures.

Заказчики бюджетных учреждений на территории Российской Федерации осуществляют закупки товаров, работ и услуг, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством о контрактной системе [№ № 1, 2], с использованием и применением электронных торговых систем, утвержденных Правительством Российской Федерации [№ 5].

Электронная торговая площадка является программно-аппаратным комплексом технических, информационных и организационных решений, обеспечивающих взаимодействие контрагентов и заказчиков через электронные каналы связи. На электронных торговых площадках проводятся конкурентные способы определения контрагентов в электронной форме.

Выделяют следующих операторов электронных торговых площадок: ЗАО «Сбербанк-АСТ» АО «РАД»; АО «ЕЭТП»; АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»; АО «ЭТС»; АО «ТЭК-Торг»; ООО «ЭТП ГПБ»; ООО «РТС-тендер»; ООО «АСТ государственного оборонного заказа».

Деятельность электронных торговых площадок объединяет в едином информационном и электронном торговом пространстве контрагентов и заказчиков разнообразных товаров, работ и услуг, предоставляет участникам комплекс электронных процедур, необходимого электронного сервиса, повышающего эффективность бизнеса для контрагентов, оптимизацию бюджетных расходов для заказчиков [№ 7, № 1–2 (12–13)].

Многие контрагенты уже зарегистрированы на электронных торговых площадках и принимают активное участие в электронных тендерах. Но имеются и контрагенты, считающие участие на электронных торговых площадках не эффективным и затратным, соответственно они не видят необходимости регистрироваться на электронных торговых площадках. На основании этого следует полагать, что конкурентоспособность в данной ситуации снижается, а бюджетные расходы заказчиков менее эффективно оптимизируются. Причиной такого развития событий могут быть плата по тарифам, утвержденным операторами электронных торговых площадок при проведении электронных процедур закупок.

Рассмотрим варианты размера платы при проведении электронных процедур закупок [№ 6]:

– 1 % начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК), но не более чем 4500,00 рублей, без учета НДС;

– 1 % НМЦК, но не более чем 1800,00 рублей, при участии только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;

– 1 % НМЦК, но не более чем 4500,00 рублей, без учета НДС, при проведении электронной процедуры с начальной (максимальной) ценой контракта (договора) свыше 100000,00 рублей при участии только субъектов малого и среднего предпринимательства.

Размер платы также взимается с контрагента, с которым заключается контракт (договор) по результатам проведения электронной процедуры закупки и по результатам определения контрагента победителем [№ 6]. Согласно постановлению Российской Федерации утверждены следующие условия предельного размера платы с контрагента, с которым заключается контракт (договор) по результатам проведения электронной процедуры закупок [№ 3]:

– 1 % НМЦК, но не более чем 5000,00 рублей, без учета НДС;

– не более 1 % НМЦК, но не более чем 2000,00 рублей, при участии только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций [№ 3].

На практике, при заключении контракта (договора) бывают случаи, что с контрагентом сразу расторгается контракт (договор) в результате наступившего у заказчика отсутствия необходимости, в получении предусмотренного контрактом (договором) объема товаров, работ и услуг. Или в процессе исполнения контракта (договора) заказчик не выбирает значительное количество и объем товаров, работ и услуг, где предусмотрено условие в документации, что поставка товара, оказание услуг или выполнение работ осуществляется по заявке заказчика. В связи с этим, в первом случае контрагент теряет полностью свои вложенные денежные средства по предусмотренному тарифу на электронной торговой площадке. Во втором случае контрагент может полностью потерять свои вложенные денежные средства, если от заказчика не поступило заявки, или частично теряет свои вложенные денежные средства, что также является затратным условием для контрагента.

Таким образом, возникает необходимость урегулировать механизм и возможность возврата вложенных денежных средств контрагенту со стороны оператора электронной торговой площадки в случае, если с контрагентом сразу был расторгнут контракт (договор) или не исполнен контракт (договор) по причине отсутствия заявки от заказчика. Чтобы контрагент был ознакомлен с данным условием в положении о тарифах, и имел возможность подать заявление на возврат денежных средств. Во втором случае контрагенту должна предоставляться возможность обоснования его затрат при не эффективно исполненном контракте (договоре), где контрагент имел бы право подать заявление на возврат частично вложенных денежных средств. В таком варианте сумма возврата денежных средств должна быть рассчитана в процентном отношении от его затрат и неполученной прибыли по частично исполненному контракту (договору).

С целью создания высокой и эффективной конкурентоспособности на электронных торговых площадках, следует создать и обеспечить благоприятные условия для принятия участия контрагентов в электронных процедурах на электронных торговых площадках. А именно, отменить взимание платы при проведении электронных процедур закупок, кроме платы при заключении контракта (договора) по результатам проведения электронной процедуры закупки. Это позволит не зарегистрированным контрагентам на электронных торговых площадках и считающих участие в электронных процедурах закупок не эффективным и затратным изменить свое решение, воспользоваться доступным и эффективным современным электронным ресурсом, предоставляющим возможность участвовать в электронных процедурах закупок с минимум затрат.

Предлагаемый механизм создания благоприятных условий для принятия участия контрагентов в электронных процедурах и регистрации на электронных торговых площадках позволит обеспечить высокую и эффективную конкурентоспособность. Это в свою очередь обеспечит значительное развитие экономики Российской Федерации.

В рамках реализации цифровизации закупок и экономики Российской Федерации [№ 4] следует создать максимально удобные условия контрагентам для их активного принятия решения участвовать в электронных процедурах закупок на электронных торговых площадках.

Литература:

  1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федер. закон от 05 апр. 2013г. № 44-ФЗ (ред. от 24 апр. 2020). URL: http://legalacts.ru/doc/44_FZ-o-kontraktnoj-sisteme/
  2. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федер. закон от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ (ред. от 24 апр. 2020). URL: https://legalacts.ru/doc/223_FZ-o-zakupkah-tovarov_-rabot_-uslug-otdelnymi-vidami-juridicheskih-lic/?yclid=2840512412447701724
  3. О взимании оператором электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров: постановление Правительства Рос. Федерации от 10 мая 2018г. № 564 / Председатель Правительства Рос. Федерации, 2018.
  4. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 28 июля 2017 № 1632-р // Председатель Правительства Рос. Федерации. 2017.
  5. Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-ФЗ: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 12 июля 2018г. № 1447-р (ред. от 28 июля 2018) / Председатель Правительства Рос. Федерации, 2018.
  6. Об утверждении временного, на период с 15.04.2020 по 30.06.2020, размера и порядка взимания платы АО «РАД” в качестве оператора электронной площадки при проведении электронной процедуры закупки: приказ АО «РАД” от 14 апр. 2020г. № п-0025/29 / Генеральный директор, 2020.
  7. Демина Н. В. Виды электронных торговых площадок / Н. В. Демина, М. В. Чистова // Вестник экспертного совета. Институты и инфраструктура, 2018. № 1–2 (12–13).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, электронная процедура закупок, контрагент, площадка, договор, электронная торговая площадка, принятие участия контрагентов, результат проведения, средство, учет НДС.

Ключевые слова

конкурентоспособность, электронная торговая площадка, экономия бюджетных средств, оптимизация бюджетных расходов

Похожие статьи

Актуальные проблемы, связанные с проведением торгов при...

Поэтому, проведение закупок госучреждениями на закрытых торговых площадках недопустимо. И принимать такой законопроект на территории Российской Федерации нельзя. Хотя бы даже потому, что он не отвечает одному из принципов торгов — прозрачности сделки...

Прикладные аспекты организации и проведения аудита закупок

Статья посвящена практике осуществления аудита закупок товаров, работ, услуг в рамках

Так, по Российской Федерации в среднем на один МКСО проведено 2,4 мероприятия по

На заключительном этапе аудита в сфере закупок обобщаются результаты проведения аудита

В результате получаем перечень контрагентов и общую сумму заключенных с ним контрактов.

Тендеры: состояние, тенденции и перспективы | Статья в журнале...

Электронный аукцион — вид процедуры государственной закупки, представляющий собой гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на электронных торговых площадках (ЭТП).

Процедура организации государственных закупок и ее...

Компания, желающая принять участие, подает заявку на электронную площадку

В частности, при осуществлении тех или иных видов закупок следует осуществить такие

Естественно, государственные органы выступают за проведение и участие открытых торгов и...

Методика контроля расчетов с контрагентами в коммерческих...

Состояние расчетов с контрагентами влияет на платежеспособность и инвестиционную привлекательность предприятия.

Последняя группа контрагентов малочисленная, насчитывает просрочку платежей свыше 500 тысяч рублей и по условиям договора, кредиторы...

Нововведения в сфере закупок товаров, работ, услуг для...

Благодаря проведению торгов в электронной форме удалось значительно ускорить их планирование, проведение и подбор поставщиков.

Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, электронные аукционы, ускорение проведения торгов, единая...

Цифровизация закупок: плюсы и минусы перехода...

Тем не менее, эффективность осуществления государственных и муниципальных закупок через электронные площадки не подлежит сомнению. Более того, перевод государственных контрактов в online является общемировым трендом.

Разработка критериев ответственности исполнителя при...

А при участии неизвестных подрядчиков, торги превращаются в «лотерею» по выбору

После завершения процедуры проведения торгов на электронной торговой площадке

По мнению экспертов, торги в электронной форме являются формой размещения закупок...

Совершенствование контроля за учетом расчетов с контрагентами

Контрагент (от лат. contrahens — договаривающийся) — это физическое или юридическое лицо, учреждение или организация, являющееся стороной в гражданско-правовых отношениях, при заключении договора. Каждая сторона в отношении к друг другу считается контрагентом.

Сравнительная характеристика электронного аукциона...

Что касаемо электронного аукциона, то срок размещения извещение о проведение

Так в отличие от конкурса при проведении электронного аукциона в документации не допускается

Несмотря на отличия в процедурах, для участия в конкурсе, и в аукционе участникам закупки...

Похожие статьи

Актуальные проблемы, связанные с проведением торгов при...

Поэтому, проведение закупок госучреждениями на закрытых торговых площадках недопустимо. И принимать такой законопроект на территории Российской Федерации нельзя. Хотя бы даже потому, что он не отвечает одному из принципов торгов — прозрачности сделки...

Прикладные аспекты организации и проведения аудита закупок

Статья посвящена практике осуществления аудита закупок товаров, работ, услуг в рамках

Так, по Российской Федерации в среднем на один МКСО проведено 2,4 мероприятия по

На заключительном этапе аудита в сфере закупок обобщаются результаты проведения аудита

В результате получаем перечень контрагентов и общую сумму заключенных с ним контрактов.

Тендеры: состояние, тенденции и перспективы | Статья в журнале...

Электронный аукцион — вид процедуры государственной закупки, представляющий собой гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на электронных торговых площадках (ЭТП).

Процедура организации государственных закупок и ее...

Компания, желающая принять участие, подает заявку на электронную площадку

В частности, при осуществлении тех или иных видов закупок следует осуществить такие

Естественно, государственные органы выступают за проведение и участие открытых торгов и...

Методика контроля расчетов с контрагентами в коммерческих...

Состояние расчетов с контрагентами влияет на платежеспособность и инвестиционную привлекательность предприятия.

Последняя группа контрагентов малочисленная, насчитывает просрочку платежей свыше 500 тысяч рублей и по условиям договора, кредиторы...

Нововведения в сфере закупок товаров, работ, услуг для...

Благодаря проведению торгов в электронной форме удалось значительно ускорить их планирование, проведение и подбор поставщиков.

Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, электронные аукционы, ускорение проведения торгов, единая...

Цифровизация закупок: плюсы и минусы перехода...

Тем не менее, эффективность осуществления государственных и муниципальных закупок через электронные площадки не подлежит сомнению. Более того, перевод государственных контрактов в online является общемировым трендом.

Разработка критериев ответственности исполнителя при...

А при участии неизвестных подрядчиков, торги превращаются в «лотерею» по выбору

После завершения процедуры проведения торгов на электронной торговой площадке

По мнению экспертов, торги в электронной форме являются формой размещения закупок...

Совершенствование контроля за учетом расчетов с контрагентами

Контрагент (от лат. contrahens — договаривающийся) — это физическое или юридическое лицо, учреждение или организация, являющееся стороной в гражданско-правовых отношениях, при заключении договора. Каждая сторона в отношении к друг другу считается контрагентом.

Сравнительная характеристика электронного аукциона...

Что касаемо электронного аукциона, то срок размещения извещение о проведение

Так в отличие от конкурса при проведении электронного аукциона в документации не допускается

Несмотря на отличия в процедурах, для участия в конкурсе, и в аукционе участникам закупки...