Электронная кооперация как инновационное направление кооперативного движения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Общие вопросы экономических наук

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Санкт-Петербург, апрель 2019)

Дата публикации: 11.03.2019

Статья просмотрена: 758 раз

Библиографическое описание:

Курлаев, А. М. Электронная кооперация как инновационное направление кооперативного движения / А. М. Курлаев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/329/14914/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается развитие основных форм взаимодействия интернет-сообществ с бизнесом, обосновано развитие электронной кооперации в результате влияния технологических инноваций на кооперативное движение в информационной экономике.

Ключевые слова: кооперация, кооператив, электронная кооперация, институт, институциональные изменения, инновации, информационная экономика.

Распространение различных форм компьютеров и умных устройств, взаимодействующих через сеть интернет, в повседневной жизни людей создало условия для экспоненциального роста сектора информационной экономики, который является одним из проявлений технологической сингулярности. По нашему мнению, новая технологическая основа предпринимательства, основанная на технологии интернета вещей (Internet of Things), неизбежно приведет к новой форме организации взаимодействия производителей и потребителей — электронной кооперации.

Свобода коммуникаций, на основе всеобщего и дешевого доступа к международной сети интернет, привела к появлению новых форм взаимодействия между людьми, которые называются комьюнити (англ. community — сообщество) или интернет-сообщества. Примерами такого взаимодействия являются вики-проекты, форумы, чаты, веб-конференции, социальные сети, коллективные блоги, многопользовательские онлайн игры и т. п. С развитием сетевых коммуникаций интернет-сообщества стали играть важную информационную роль для бизнеса и экономики в целом, что неизбежно привело к появлению различных форм взаимодействия интернет-сообществ и корпораций. Первоначальной основой для экономического влияния интернет-сообществ является экономический эффект, описанный Джеймсом Шуровьески (James Surowiecki), который называется «мудрость толпы», основной формой которого является координация.

По мнению Шуровьески несмотря на все ограничения отдельных несовершенных суждений, сведенные воедино верным способом, они трансформируются в потрясающе проницательный коллективный разум. Этот разум, или то, что Шуровьески называет «мудростью толпы», действует в мире под самыми разными обличьями. [1, с. 13]

Шуровьески считает, что если собрать достаточно большую и достаточно разнообразную группу людей и попросите их «найти решения, имеющие последствия общего характера», решения этой группы с течением временем будут «интеллектуально выше решений отдельного индивидуума», пусть даже самого умного или осведомленного. [1, с. 15]

Вторая форма взаимодействия между пользователями и бизнесом рассмотрена Доном Тапскоттом (Don Tapscott) и Энтони Д. Уильямсом (Anthony D. Williams) в книге «Викиномика: Как массовое сотрудничество изменяет всё» (англ. Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything), обобщающей опыт использования отдельными компаниями в начале XXI века в своих бизнес-процессах институтов массового сотрудничества (mass collaboration), взаимодействия равных (peer collaboration) и идеологию открытого кода, для достижения коммерческого успеха. Название книги происходит от соединения терминов Вики и экономика.

Рассматривая новые тенденции в рамках викиномики, исследователи обращают внимание на распространение таких явлений как краудсорсинг (crowdsourcing) и аутсорсинг (outsourcing). Первое обозначает массовое привлечение добровольцев-энтузиастов для решения определенной бизнес-задачи без гарантированного вознаграждения.

Лучше всего краудсорсинг работает при наличии трёх условий:

  1. Объектом работ является информация или культура, что снижает издержки по участию.
  2. Задачи могут быть разбиты на крошечные куски так, чтобы отдельным людям было удобно работать над ними понемногу и независимо от других (например, речь может идти об отдельных статьях в энциклопедиях или компонентах программного продукта). Это делает затраты их времени и энергии минимальными по сравнению с преимуществами, получаемыми ими взамен.
  3. Затраты на включение этих кусочков в конечный продукт, в том числе затраты на управление и контроль качества, должны быть низкими. [2, с. 71]

В основе второй формы взаимодействия интернет-сообществ и бизнеса, под названием краудсорсинг, лежит самореализация людей через возможность использовать свои способности и таланты на базе технологических платформ, предоставленных корпорациями.

Совместное производство и потребление (sharing economy, p2p economy) как экономика коллективного изготовления и использования товаров и услуг (совместная экономика), бартера и аренды вместо владения, основана на значительной выгодности краткосрочной аренды продукта относительно его приобретении. Инфраструктура (торговые площадки) совместного потребления, позволяют обмениваться навыками, вещами, услугами и деньгами. Совместная экономика как третья форма взаимодействия интернет-сообществ и корпораций (прежде всего технологических стартапов) наиболее ярко проявляется в термине «уберизация».

Хорошим примером взаимодействия клиентов и производителей услуг через мобильное приложение является сервис Яндекс.Такси корпорации Яндекс. Сервис выполняет следующие бизнес-функции — поиск поставщика транспортных услуг и клиента, предоставление необходимой информации об услуге, определение цены и согласование условий сделки, контроль за выполнением сторонами условий, наблюдение за качеством предоставления транспортных услуг, организация расчетов между сторонами сделки. Сервисы совместной экономики появляются во многих сферах экономики — гостиничных услугах, доставки еды, аренды автомобиля и других. Такие сервисы позволяют сделать услуги единообразными для клиентов, согласовать интересы поставщиков и потребителей.

Однако корпоративное управление технологическими платформами совместной экономики вызывает у интернет-сообщества и клиентов таких сервисов обоснованные опасения в бесконтрольном сборе и обработке персональных данных, отсутствии прозрачного механизма ценообразования, возможности оппортунистического поведения поставщика услуг, основанного на опыте использования технологической платформы.

Недостатки корпоративных централизованных технологических платформ создают предпосылки возникновения децентрализованных информационных систем, которые появляются и развиваются на основе кооперативного взаимодействия владельцев, производителей и пользователей продуктов, товаров и услуг. Четвертая форма экономического взаимодействия интернет-сообщества и бизнеса, еще не получила общепризнанного названия, но ее, по мнению автора, можно назвать электронной кооперацией, цифровой кооперацией или кибернетической кооперацией, сокращенно — киберкооперацией.

Электронную кооперацию (цифровую кооперацию, кибернетическую кооперацию) мы можем определить как добровольную, организационно оформленную, демократически управляемую совместную деятельность и сотрудничество людей и (или) организаций, объединивших в рыночных условиях часть экономических функций и бизнес-процессов с целью получения материальной выгоды от экономических эффектов, обмена экономической информацией и автоматизации кооперативные транзакции для достижения общих экономических и социальных целей, связанных с удовлетворением своих материальных или иных потребностей, на основе совместного использования распределенных децентрализованных электронных деловых информационных систем.

В основе электронной кооперации лежит не только удовлетворение потребностей, а также возможность самореализации и личностного роста участников кооперации с потенциальным обеспечением базового дохода. Данное условие обеспечивает возможность для устойчивого развития кооперативного движения.

По нашему мнению, развитие электронной кооперации тесно связано с владением бизнес-процессами кооперативов, переводом персональных данных в личный информационный (цифровой) капитал, обеспечении социальной занятости, как первому шагу введения безусловного основного дохода.

Институциональные изменения кооперативного движения связаны с формированием новых институтов социальной общности членов движения в информационной экономике, построении децентрализованных деловых информационных систем на основе технологии распределенных баз данных (блокчейн), использовании умных контрактов, электронных векселей, личного информационного (цифрового) капитала.

Литература:

  1. Шуровьески Д. Мудрость толпы. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум влияет на бизнес, экономику, общество и государство Издательство: Вильямс 2007 304 с. ISBN 978–5–8459–1214–5
  2. Тапскотт Д., Уильямс Э. Д., Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything Переводчики: Павел Миронов, Галина Василенко Языки: Русский Издательство: BestBusinessBooks Серия: Advanced Management Institute 392 с. ISBN 978–5–91171–016–3; 2009 г.
Основные термины (генерируются автоматически): электронная кооперация, информационная экономика, совместная экономика, кооперативное движение, услуга, кибернетическая кооперация, массовое сотрудничество, опыт использования, форма взаимодействия интернет-сообществ, цифровая кооперация.

Ключевые слова

инновации, кооперация, информационная экономика, институт, кооператив, электронная кооперация, институциональные изменения

Похожие статьи

Формирование будущего цифровой экономики и общества

В статье рассматриваются проблемы развития «Цифровая экономика», как происходит переход к информационному обществу, как воздействует Интернет-технология на создание и ведение бизнеса.

Анализ влияния цифровой трансформации на бизнес

В статье рассматриваются изменения в стратегиях бизнеса, в конкурентоспособности фирм, приводятся новые возможности продвижения и набор клиентской базы, выявление новых источников дохода. Анализируются внедрения новых методов ведения бизнеса в услови...

Смешанная реальность и будущее бизнес-коммуникаций

В статье автор пытается определить роли смешанной реальности в будущем бизнес-коммуникаций. В ходе исследования рассматриваются технологические аспекты, применение смешанной реальности в бизнес-среде, преимущества и вызовы данного подхода, а также пе...

Инвестиционная деятельность в условиях цифровой экономики

В данной статье проводится анализ среды цифровой экономики и инвестиционной деятельности, в условиях реализации цифровых технологий. Возможное использование инвестирования, как способа получения денежных средств и открытия глубинных основ экономическ...

Экологическое проектирование в креативных индустриях: управление и внедрение

В статье исследованы управленческие аспекты экологически устойчивого дизайна и его внедрения в различных сферах креативных индустрий.

Электронная торговля: особенности и тенденции развития

Целью исследования является анализ перспектив развития электронной торговли и основных тенденций в современном мире, где электронная торговля всё больше занимает место в жизни людей.

Формирование и развитие человеческого капитала как важнейший фактор инновационного развития организации

В статье анализируется функционирование человеческого капитала в социально-экономической системе, а также влияние развития человеческого капитала на инновационное развитие организации в контексте современных условиях рыночной экономики.

Инновации в строительной сфере: подход к анализу жизненного цикла инновации

Инновации представляют собой многомерную, динамичную, глобальную и открытую систему, которая расширяет конкурентоспособность, создает экономические выгоды и улучшает качество жизни путем создания и принятия новых идей и технологий. Строительная индус...

Синергетический подход как форма многовариантности в образовательном процессе

В данной статье рассматриваются и анализируются вопросы внедрения синергетических педагогических технологий в процесс обучения. Критически оцениваются некоторые проблемы в адаптации синергетического метода с традиционной диалектикой.

Цифровая трансформация в современной практике управленческой деятельности организаций

Целью научной статьи выступает исследование характеристики концепции цифровой трансформации в современной практике управленческой деятельности организаций. Рассмотрены основные направления цифровой трансформации в будущем периоде. Проанализировано, к...

Похожие статьи

Формирование будущего цифровой экономики и общества

В статье рассматриваются проблемы развития «Цифровая экономика», как происходит переход к информационному обществу, как воздействует Интернет-технология на создание и ведение бизнеса.

Анализ влияния цифровой трансформации на бизнес

В статье рассматриваются изменения в стратегиях бизнеса, в конкурентоспособности фирм, приводятся новые возможности продвижения и набор клиентской базы, выявление новых источников дохода. Анализируются внедрения новых методов ведения бизнеса в услови...

Смешанная реальность и будущее бизнес-коммуникаций

В статье автор пытается определить роли смешанной реальности в будущем бизнес-коммуникаций. В ходе исследования рассматриваются технологические аспекты, применение смешанной реальности в бизнес-среде, преимущества и вызовы данного подхода, а также пе...

Инвестиционная деятельность в условиях цифровой экономики

В данной статье проводится анализ среды цифровой экономики и инвестиционной деятельности, в условиях реализации цифровых технологий. Возможное использование инвестирования, как способа получения денежных средств и открытия глубинных основ экономическ...

Экологическое проектирование в креативных индустриях: управление и внедрение

В статье исследованы управленческие аспекты экологически устойчивого дизайна и его внедрения в различных сферах креативных индустрий.

Электронная торговля: особенности и тенденции развития

Целью исследования является анализ перспектив развития электронной торговли и основных тенденций в современном мире, где электронная торговля всё больше занимает место в жизни людей.

Формирование и развитие человеческого капитала как важнейший фактор инновационного развития организации

В статье анализируется функционирование человеческого капитала в социально-экономической системе, а также влияние развития человеческого капитала на инновационное развитие организации в контексте современных условиях рыночной экономики.

Инновации в строительной сфере: подход к анализу жизненного цикла инновации

Инновации представляют собой многомерную, динамичную, глобальную и открытую систему, которая расширяет конкурентоспособность, создает экономические выгоды и улучшает качество жизни путем создания и принятия новых идей и технологий. Строительная индус...

Синергетический подход как форма многовариантности в образовательном процессе

В данной статье рассматриваются и анализируются вопросы внедрения синергетических педагогических технологий в процесс обучения. Критически оцениваются некоторые проблемы в адаптации синергетического метода с традиционной диалектикой.

Цифровая трансформация в современной практике управленческой деятельности организаций

Целью научной статьи выступает исследование характеристики концепции цифровой трансформации в современной практике управленческой деятельности организаций. Рассмотрены основные направления цифровой трансформации в будущем периоде. Проанализировано, к...