Цифровая экономика XXI века, основанная на технологиях, данных и связях, трансформирует отрасли во всем мире. В этой главе исследуются его определение, ключевые компоненты и влияние на отрасли, уделяя особое внимание электронной коммерции как жизненно важному элементу. Электронная коммерция, возникшая с появлением интернета, превратилась в индустрию с оборотом в триллион долларов, меняющую традиционные бизнес-модели. Внедрение цифровых технологий и обеспечение надежной инфраструктуры имеют решающее значение для того, чтобы предприятия оставались конкурентоспособными и улучшали качество обслуживания клиентов в этой развивающейся среде.
Ключевые слова: цифровая экономика, электронная коммерция, технологии, данные, связь, трансформация, отрасли, инфраструктура, бизнес-модели, клиентский опыт.
В настоящее время исследования в области интернет-экономики являются бурно развивающейся областью в мире. Цифровая экономика все еще находится на начальной стадии развития, ее история насчитывает около 35 лет. За всю историю человечества ни одно изобретение не достигло такого широкого и доступного эффекта за такой короткий период времени. В современном цифровом мире электронная коммерция стала неотъемлемой частью деловых операций по всему миру. Поскольку технологии продолжают развиваться, для предприятий крайне важно понять как теоретические основы, так и практические реализации развития электронной коммерции. [1, c. 22.]
Эволюция электронной коммерции восходит к появлению Интернета, который заложил основу для цифрового рынка, выходящего за пределы географических границ. Как подчеркнули Лаудон и Трэвер, достижения в области технологий в сочетании с изменением поведения потребителей способствовали расширению экосистем электронной коммерции, изменяя традиционные бизнес-модели и цепочки поставок. Сегодня электронная коммерция стала неотъемлемым компонентом мировой экономики, годовой объем продаж которой превышает триллионы долларов. [2, c. 4.]
Под «цифровой экономикой» понимается экономическая деятельность, которой способствуют цифровые технологии, платформы и инфраструктура. В отличие от традиционной экономики, которая опирается в первую очередь на физические активы и взаимодействия, цифровая экономика функционирует в виртуальных пространствах, используя цифровые платформы и сети для создания, распространения и потребления товаров и услуг. Центральное место в цифровой экономике занимает концепция оцифровки, которая предполагает преобразование аналоговой информации в цифровые форматы, обеспечивая бесперебойную связь, сотрудничество и транзакции в глобальных сетях. [5, c. 13.]
Термин «информационная экономика» теперь означает общее, продолжающееся движение к росту активов и стоимости, основанных на информации и знаниях, по сравнению с физическими активами, такими как активы в сельском хозяйстве, горнодобывающей промышленности и промышленности. С другой стороны, термин «цифровая экономика» конкретно обозначает недавние и в основном неиспользованные изменения во всех секторах экономики, вызванные компьютерным преобразованием информации в цифровую форму. [6, c. 13].
Таблица 1
Эволюция определений и концепций цифровой экономики
Источник |
Определение |
Фокус |
Лейн 1999: Продвижение Цифровой экономики в XXI век (помощник президент США за Наука и технология) [3, c. 55.] |
«…конвергенция вычислительных и коммуникационных технологий в интернете и возникающий в результате поток информации и технологий стимулируют всю электронную коммерцию и огромные организационные изменения». |
Цифровая экономика, ориентированная на электронную коммерцию, решает более широкие проблемы, такие как конфиденциальность, инновации, стандарты и цифровой разрыв. |
Европейский Парламент 2015: Проблемы конкурентной политики в цифровой экономике [4, c. 150]. |
Сложная структура из нескольких уровней/слоев, связанных друг с другом практически бесконечным и постоянно растущим количеством узлов. Платформы наложены друг на друга, что позволяет использовать несколько маршрутов для достижения конечных пользователей и затрудняет исключение определенных игроков, то есть конкурентов». |
Фокус на конкуренции и регулировании цифровой экономики. |
Предстоящая работа: будущее бизнеса и рабочих мест в цифровой экономике Азиатско-Тихоокеанского региона [6, с. 13]. |
Нет явного определения; вместо этого проводится различие между «деланием» и «бытием» в цифровом формате. |
Сосредоточьтесь на ценности и прибыльности бизнеса с рекомендациями по переходу к подходу, ориентированному на цифровые технологии: «Компании должны интегрировать цифровые технологии в основу своей деятельности и взаимодействия с клиентами, партнерами и сотрудниками. Это предполагает оцифровку процессов для значительного повышения прибыльности» [5, c. 11]. |
Основываясь на этой идее и основной концепции экстенсивности, мы определяем цифровую экономику как «часть экономики, которая в основном или полностью возникает из цифровых технологий и фокусируется на цифровых продуктах или услугах». Это определение может не иметь четкой линии, но со временем оно может измениться, включив в него новые цифровые технологии и бизнес-идеи. Как показано на рисунке 1.1.1, он охватывает не только основной цифровой сектор, но и более широкий спектр цифровой деятельности, не говоря уже о том, что все цифровое является частью цифровой экономики. [6, с. 12].
Рис. 1. Обзор цифровой экономики [6, с. 13]
Определение электронной коммерции со временем менялось, отражая изменения в технологиях и деловой практике. От включения Международной налоговой ассоциации в постоянные коммерческие отношения до внимания Национальной ассоциации компаний-разработчиков программного обеспечения и услуг к электронным транзакциям, различные точки зрения подчеркивают динамичный характер электронной коммерции. Более того, электронная коммерция — это не просто технологическая инновация, а стратегическая бизнес-модель, использующая информационные и коммуникационные технологии по всей цепочке создания стоимости. Процесс электронной коммерции разворачивается через сложную сеть транзакций, в которой участвуют многочисленные участники и посредники. Гипотетический сценарий иллюстрирует взаимодействие розничных продавцов, интернет-провайдеров и клиентов в упрощении онлайн-транзакций. От установления присутствия в интернете до осуществления продаж и доставки товаров или услуг — каждый этап процесса электронной коммерции опирается на цифровую инфраструктуру и коммуникационные технологии [7, с. 147].
Центральное место в электронной коммерции занимает концепция торгового цикла, охватывающая этапы от поиска и выбора до оплаты и доставки. Интернет служит ключевым инструментом на начальных этапах, позволяя клиентам просматривать продукты и услуги до завершения транзакции. Однако торговый цикл может выходить за рамки цифровой сферы, при этом некоторые транзакции завершаются через традиционные каналы или физические точки продаж. Проще говоря, электронная коммерция предполагает использование электронных коммуникаций и цифровых процессов для покупки и продажи товаров и услуг. Это меняет то, как предприятия и частные лица взаимодействуют и создают ценность. С широким распространением интернета и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) предприятия все чаще используют электронную коммерцию, особенно в сделках между предприятиями. Интернет дает потребителям доступ к глобальному рынку, позволяя им сравнивать цены в разных регионах и принимать обоснованные решения о покупке. Это дает покупателям значительное преимущество. Кроме того, прозрачность онлайн-рынков позволяет потребителям легко сравнивать предложения на различных сайтах электронной коммерции. В этом цифровом пространстве конкуренты находятся на расстоянии одного клика, заставляя предприятия предоставлять конкурентоспособные цены и качественные услуги [7, с. 149].
Для предприятий отсутствие физического магазина означает снижение накладных расходов и большую гибкость. Более того, в электронной коммерции клиенты могут быстро оставлять отзывы или корректировать свои предпочтения, что приводит к более быстрой адаптации и улучшению продуктов и услуг. В целом, рост электронной коммерции меняет традиционные бизнес-модели и революционизирует способы проведения транзакций в современном мире.
Эффективное функционирование электронной коммерции зависит от нескольких ключевых компонентов. Эти компоненты включают в себя надежную технологическую инфраструктуру, безопасные платежные системы, а также эффективную логистику и управление цепочками поставок. Кроме того, для успешной работы платформ электронной коммерции необходимы [7, с.157] хорошее обслуживание клиентов, эффективные стратегии цифрового маркетинга и соблюдение правовых и нормативных стандартов:
Интернет. Широкая доступность интернета сыграла жизненно важную роль в развитии электронной коммерции. Благодаря повсеместному распространению интернета и смартфонов люди из всех слоев общества теперь могут получать доступ к информации, совершать покупки, общаться и получать услуги онлайн. Это упростило цепочки поставок и позволило предприятиям более эффективно взаимодействовать с клиентами, что привело к снижению загрязнения и поддержке экологически чистых методов. За последние 15 лет Интернет произвел революцию в экономике, открыв новые рынки и стимулируя технологический прогресс. Число интернет-пользователей резко возросло с момента появления Всемирной паутины, и сейчас в сети находятся миллиарды людей. Ожидается, что эта тенденция сохранится: Международный союз электросвязи прогнозирует, что к 2024 году число пользователей Интернета превысит 5,3 миллиарда [8, с 22.] (рис. 1.1.2).
Рис. 2. Рост пользователей Интернета во всем мире с 2018 по 2023 год (в миллиардах) [8, с. 22]
Платежный шлюз. Платежные шлюзы позволяют совершать транзакции в электронной коммерции, упрощая онлайн-платежи с помощью кредитных и дебетовых карт, а также электронные переводы средств. Эти шлюзы необходимы для устойчивого роста электронной коммерции, поскольку мир все больше переходит к цифровой валюте и безналичным операциям.
Аналитика. Аналитика включает в себя преобразование данных в полезную информацию, помогающую принимать решения. В электронной коммерции аналитика помогает организациям собирать, систематизировать, анализировать и интерпретировать данные о своих клиентах. Этот подход, основанный на данных, имеет решающее значение для понимания поведения клиентов, расчета рентабельности инвестиций и оптимизации маркетинговых стратегий. Хотя базовая аналитика доступна, для понимания предпочтений клиентов и повышения эффективности бизнеса необходимы более глубокие знания.
Социальные сети. Платформы социальных сетей играют важную роль в маркетинге электронной коммерции. Компании используют каналы социальных сетей для продвижения своей продукции, взаимодействия с клиентами и сбора отзывов. Платформы социальных сетей позволяют предприятиям повышать узнаваемость бренда, повышать лояльность клиентов и генерировать рекомендации из уст в уста.
Автономные транспортные средства. Автономные транспортные средства, оснащенные искусственным интеллектом и датчиками, могут произвести революцию в транспорте и поведении потребителей. С появлением на горизонте беспилотных автомобилей у потребителей будет больше времени для участия в онлайн-действиях, таких как просмотр страниц в Интернете, проверка электронной почты и совершение покупок. Это открывает новые возможности для предприятий адаптировать свои маркетинговые стратегии к меняющимся потребностям пользователей автономных транспортных средств.
3D-печать: технология 3D-печати позволяет создавать трехмерные объекты из цифровых моделей. Этот процесс аддитивного производства может разрушить традиционные методы производства и произвести революцию в разработке продуктов. Благодаря 3D-печати предприятия могут создавать прототипы быстро и по доступной цене, что позволяет быстро внедрять инновации и индивидуализировать их. Ожидается, что по мере развития технологии 3D-печати она окажет глубокое влияние на различные отрасли промышленности, от производства до здравоохранения.
В заключение отметим, что цифровая экономика, основанная на технологиях, данных и связях, меняет отрасли во всем мире. Электронная коммерция, жизненно важный компонент, значительно изменилась, произведя революцию в традиционных бизнес-моделях. Компании должны использовать цифровые технологии, чтобы оставаться конкурентоспособными и улучшать качество обслуживания клиентов. С развитием электронной коммерции решающее значение приобретают надежная технологическая инфраструктура, безопасные платежные системы и аналитика на основе данных. В этой развивающейся ситуации предприятия должны адаптироваться к цифровой трансформации, чтобы стимулировать инновации и создавать ценность в современном мире.
Литература:
- Европейская парламентская исследовательская служба. (2020). Этика искусственного интеллекта: проблемы и инициативы. Группа научного прогнозирования (STOA). PE 634.452., стр. 22. (По состоянию на 15 мая 2024 г.), доступно по адресу https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2020/634452/EPRS_STU(2020)634452_EN.pdf.
- Лаудон, Кеннет К. и Кэрол Гуэрсио Трэвер. Электронная коммерция 2019: Бизнес, технологии, общество. Pearson, 2020. (По состоянию на 10 мая 2024 г.), доступно по адресу https://thuvienso.hoasen.edu.vn/handle/123456789/12556.
- Лейн, Нил. «Продвижение цифровой экономики в XXI век». Границы информационных систем 1.3 (1999): 317–320.
- Ван Горп, Николай и Стефани Хоннефельдер. «Проблемы конкурентной политики в цифровой экономике». Коммуникации и стратегии 99 (2015): 149.
- Бухт, Румана и Ричард Хикс. «Определение, концептуализация и измерение цифровой экономики». Рабочий документ 68 по информатике развития (2017 г.).
- Бэйрфут К. и др. Определение и измерение цифровой экономики // Бюро экономического анализа Министерства торговли США, Вашингтон, округ Колумбия. — 2018. — Т. 15. — С. 13. (По состоянию на 05.08.2024) доступно по адресу https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3431732.
- Джайн В., Мальвия Б., Арья С. Обзор электронной коммерции (e-Commerce) //Журнал современных проблем бизнеса и правительства. — 2021. — Т. 27. — №. 3. — С. 667. (По состоянию на 22 апреля 2005 г.) (Доступно по адресу https://www.researchgate.net/profile/Vipin-Jain-13/publication/351775073_An_Overview_of_Electronic_Commerce_e-Commerce/links/60a8d9af45851522bc0aed79/An-Overview-of-Electronic- Коммерция- электронная коммерция.pdf )
- Тейлор, П. Глобальный рост пользователей Интернета в 2018–2023 гг. Статистика. https://www.statista.com/statistics/1190263/internet-users-worldwide/