Проблемы применения мер внешнеторгового принуждения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ильин С. В., Табунщикова В. В. Проблемы применения мер внешнеторгового принуждения [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 40-42. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/323/14821/ (дата обращения: 21.08.2019).



Современная система международных экономических отношений, несмотря на стремление расширить сферу межгосударственного сотрудничества, допускает применение принудительных мер, препятствующих достижению данной цели, но в тоже время необходимых для обеспечения защиты прав и законных интересов каждого субъекта мирового хозяйства. Данное противоречие приводит к тому, что применение мер внешнеторгового принуждения всегда выступает одной из главных проблем международного права, исследование которой необходимо для совершенствования механизмов, обеспечивающих поддержание мирового правопорядка в условиях всеобъемлющих процессов глобализации.

Согласно существующим оценкам практики применения принудительных мер, первоочередной проблемой системы внешнеторгового воздействия на нарушителя является снижение ее эффективности. Учитывая, что основным правилом, определяющим эффективность данных мер, является утверждение, согласно которому при относительно низких санкционных издержках для страны-инициатора, весь потенциальный экономический ущерб правительства нарушителя должен существенно превосходить его потери от требуемых изменений своей политики, следует сделать вывод, что снижение результативности внешнеторговых ограничений связано с двумя основными тенденциями:

  1. Увеличение санкционных издержек субъекта принуждения;
  2. Снижение потенциального ущерба для правительства нарушителя.

Наличие первой из указанных тенденций обусловлено использованием внешнеторговых ограничений для решения политических задач субъекта принуждения, независимо от их экономической целесообразности, что в результате влечет за собой формирование затрат, связанных с сокращением уровня внешней торговли страны-инициатора, снижением объемов производства и ростом его себестоимости, потерями рынка сбыта и всех возможных доходов, которые могли быть получены с него в будущем [1, с. 12].

По мере углубления международной экономической интеграции и усиления экономической взаимозависимости национальных экономик санкционные издержки субъекта принуждения существенно увеличиваются. При этом если государства с развитой экономикой и широкой экспортной номенклатурой способны нивелировать подобный эффект с минимальными потерями, то для развивающихся и наименее развитых стран, вынужденных присоединится в санкционному режиму, потеря постоянного контрагента может привести к значительному материальному ущербу.

Необходимо констатировать, что в направлении решения вопроса о более справедливом распределении этого ущерба между членами международного сообщества сделано предельно мало, что обусловливает актуальность проблемы сопутствующего ущерба для третьих стран, которая с одной стороны препятствует экономическому развитию наименее развитых и развивающихся государств, тогда как с другой влечет за собой нарушение санкционных режимов Совета Безопасности ООН.

Неисполнение обязательств по имплементации режима экономических санкций оказывает прямое влияние на снижение потенциального ущерба для правительства нарушителя, выступающей в качестве второй тенденции, обуславливающей сокращение эффективности мер внешнеторгового принуждения. При этом ее главной причиной выступает не столько периодическое несоблюдение санкционных режимов, сколько перераспределение издержек от введения внешнеторговых ограничений с правительства объекта принуждения к мирному населению.

Нанесение материального ущерба мирному населению объекта принудительных мер приводит к нарушению экономических, социальных и других прав человека, тем самым способствуя формированию новых угроз мировому сообществу — нищеты, инфекционным заболеваниям, эпидемиям и иным гуманитарным последствиям внешнеторговых ограничений.

Также проблема усугубляется использованием индивидуальных ограничений, превышающих установленные формы и пределы ответственности объекта принуждения. Причины данного явления заключаются в попытке государств оказать оперативное давление в одностороннем порядке, которое в результате действия географических и внешнеполитических факторов в большинстве случаев не способно обеспечить достижения целей принуждения. В связи с этим инициатор давления стремится привлечь или вынудить к использованию внешнеторговых ограничений как можно большее число участников, что в результате обуславливает расширение практики применения коллективных контрмер и односторонних санкций [2, с. 53].

«Контрмеры в общих интересах» или коллективные контрмеры подразумевают использование инструментов внешнеторгового принуждения государствами, чьи права и законные интересы не были нарушены поведением объекта принуждения. На протяжении последних 15 лет, применение контрмер в общих интересах получает все большее распространение. Однако с учетом разрушительного характера их воздействия на уровень межгосударственного сотрудничества и благосостояние субъектов мирового хозяйства обуславливает актуальность проблемы легитимности их использования.

Аналогичным образом, рассматриваются проблемы распространения практики применения односторонних санкций, представляющих собой принудительные меры, применяемые на индивидуальной основе и направленные на ограничение торговли с одной или несколькими странами для достижения экономических и политических целей их субъекта. В отличие от контрмер, односторонние санкции не ограничиваются целями и пределами принуждения и могут носить экстерриториальный характер, позволяя инициаторам их применения осуществлять воздействие на экономику другого государства без необходимых оснований, учета пропорциональности и соразмерности причиненного ущерба, что в результате определяет данные меры как насильственный произвол [3, с. 69].

Таким образом, завершая рассмотрение проблемных аспектов внешнеторгового принуждения, следует сделать вывод, что с расширением практики использования внешнеторговых ограничений в форме коллективных контрмер и односторонних санкций, противоречащим нормам международного права, данные проблемы выступают в качестве основных причин критических замечаний относительно эффективности действующей системы принуждения.

Литература:

  1. Братерский М. В. Торгово-экономические санкции: эффективность, цена, проблемы использования // Безопасность Евразии. — 2010. — № 2 (36). — С. 13–16.
  2. Геворкян К. «Односторонние санкции» и международное право // Международная жизнь. — 2012. — № 8. — С.52–56.
  3. Сазонова К. Л. «Как перестать беспокоиться и начать жить»: влияние антироссийских санкций и контрмер на новейший этап развития международного права // Вопросы безопасности. — 2015. — № 3. — С. 69–70.
Основные термины (генерируются автоматически): внешнеторговое принуждение, правительство нарушителя, контрмера, межгосударственное сотрудничество, мера, издержка субъекта принуждения, мировое хозяйство, ограничение, потенциальный ущерб, мирное население.

Похожие статьи

Виды административного принуждения и их характеристика

Надлежащее использование метода административного принуждения в деятельности органов

К таким мерам относится, в частности, обязательная государственная регистрация

ФКЗ «О чрезвычайном положении» относит к ним, в частности, ограничение на свободу...

Санкционированность и социальная обусловленность...

Основные термины (генерируются автоматически): государственное принуждение, Правовое принуждение, субъект, принуждение, норма

административное принуждение, правовое принуждение, принуждаемый субъект, Принуждение, мера, принудительное воздействие...

Применение мер административного принуждения в особых...

Актуальность настоящей статьи заключается в том, что вопросы применения мер административного принуждения в условиях введения особых правовых режимов являются одним из важнейших показателей степени демократизации общества...

К вопросу о применении силы в международном праве

Под поддержанием мира понимаются «меры и действия с использованием вооруженных сил или военных наблюдателей, принимаемые Советом Безопасности ООН для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. В настоящее время многие государства...

Обеспечение соблюдения таможенного транзита как мера...

Такие меры административного принуждения в области таможенного дела имеют свои

меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими

Нельзя не согласиться с тем, что меры обеспечения соблюдения таможенного транзита применяются...

Проблемы определения юрисдикции в Международном центре по...

Morocco между Правительством Марокко и американскими компаниями HolidayInnsGroup и OccidentalPetroleum заключен контракт, по которому создались дочерние компании HolidayInns S. A. в Марокко и содержалась арбитражная оговорка о юрисдикции МЦУИС.

Исполнение внешнеторговых сделок в условиях «санкционной...»

Таким образом, при заключении внешнеторговых сделок необходимо учитывать, что европейские и американские контрагенты едва ли пойдут на то, чтобы нарушить санкционный режим своего правительства, поскольку мера ответственности при этом несоизмерима с...

Федеральная интервенция: российская и зарубежная практика

Сущностью федерального вмешательства является прямое принуждение по отношению к субъекту федерации

При этом Федеральное правительство или его уполномоченные вправе давать указания землям и их учреждениям для проведения федеральных мер принуждения.

Некоторые вопросы о видах и формах международно-правовой...

В статье рассматриваются некоторые вопросы о видах и формах международно-правовой ответственности государств на основе анализа норм международного права, научных подходов и авторского понимания.

Похожие статьи

Виды административного принуждения и их характеристика

Надлежащее использование метода административного принуждения в деятельности органов

К таким мерам относится, в частности, обязательная государственная регистрация

ФКЗ «О чрезвычайном положении» относит к ним, в частности, ограничение на свободу...

Санкционированность и социальная обусловленность...

Основные термины (генерируются автоматически): государственное принуждение, Правовое принуждение, субъект, принуждение, норма

административное принуждение, правовое принуждение, принуждаемый субъект, Принуждение, мера, принудительное воздействие...

Применение мер административного принуждения в особых...

Актуальность настоящей статьи заключается в том, что вопросы применения мер административного принуждения в условиях введения особых правовых режимов являются одним из важнейших показателей степени демократизации общества...

К вопросу о применении силы в международном праве

Под поддержанием мира понимаются «меры и действия с использованием вооруженных сил или военных наблюдателей, принимаемые Советом Безопасности ООН для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. В настоящее время многие государства...

Обеспечение соблюдения таможенного транзита как мера...

Такие меры административного принуждения в области таможенного дела имеют свои

меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими

Нельзя не согласиться с тем, что меры обеспечения соблюдения таможенного транзита применяются...

Проблемы определения юрисдикции в Международном центре по...

Morocco между Правительством Марокко и американскими компаниями HolidayInnsGroup и OccidentalPetroleum заключен контракт, по которому создались дочерние компании HolidayInns S. A. в Марокко и содержалась арбитражная оговорка о юрисдикции МЦУИС.

Исполнение внешнеторговых сделок в условиях «санкционной...»

Таким образом, при заключении внешнеторговых сделок необходимо учитывать, что европейские и американские контрагенты едва ли пойдут на то, чтобы нарушить санкционный режим своего правительства, поскольку мера ответственности при этом несоизмерима с...

Федеральная интервенция: российская и зарубежная практика

Сущностью федерального вмешательства является прямое принуждение по отношению к субъекту федерации

При этом Федеральное правительство или его уполномоченные вправе давать указания землям и их учреждениям для проведения федеральных мер принуждения.

Некоторые вопросы о видах и формах международно-правовой...

В статье рассматриваются некоторые вопросы о видах и формах международно-правовой ответственности государств на основе анализа норм международного права, научных подходов и авторского понимания.