Совершенствование системы управления организацией в условиях изменений | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Лопатина Е. Н., Митрофанов Д. Е., Онучина А. А., Прохоров З. С., Шпак Е. В. Совершенствование системы управления организацией в условиях изменений [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 29-32. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14038/ (дата обращения: 23.09.2018).



В современной динамичной инновационной экономике для достижения стратегических целей бизнес-структур необходимым представляется проведение системной работы по совершенствованию процесса управления организацией и донесения целевых стратегических ориентиров до сотрудников для повышения их мотивации и интегрированности в бизнес-процессы. В статье проанализированы специфика концепций контроллинга и системы сбалансированных показателей (ССП) с позиции повышения эффективности управления предприятиями в условиях изменений, обусловленных экономическими изменениями, повышением конкуренции, цифровизаций и инновационной ориентацией экономики. Выделены направления развития системы сбалансированных показателей, рассмотрены причины, затрудняющие внедрение ССП и технологий контроллинга на российских предприятиях, представлена стратегическая карта, как современный вариант сбалансированной системы.

Ключевые слова: организационное управление, контроллинг, система сбалансированных показателей, стратегическая карта.

Современные условия функционирования предприятий характеризуются чрезвычайно высокой степенью сложности, что требует от бизнес-структур более детального и глубокого изучения происходящих изменений: важным условием продвижения бизнеса становится способность менеджмента прогнозировать угрозы и быстро подстраивать деятельность предприятия к происходящим изменениям путем использования эффективной системы управления организацией. Помимо этого происходит влияние фактора хозяйственного рынка, появление преимущества свободного ценообразования, самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Вместе с этим государство не несет ответственность за предоставление организации сырья и материалов, за сбыт продукции и за оплату труда сотрудникам. Это дает основание говорить о том, что система современного организационного управления должна быть направлена на выявление и устранение проблемных мест, оптимизацию процесса деятельности предприятия, постановку и достижение стратегических целей, увеличение доли рынка и привлечение новых клиентов.

В организационных структурах управления не исключена функция контроля. Напротив, контроль не ослабевает, а лишь усиливается — самообучение требует организации и эффективных систем управления. Инструментом, обеспечивающим управленческо-административное сопровождение бизнеса может быть система сбалансированных показателей (ССП, BSC), контроль их достижения через так называемые ключевые показатели эффективности. Система сбалансированных показателей является формой для повышения производительности, она измеряет эффективность работы организации, ориентируется на изменении стратегии самой компании.

Традиционно ССП развивается в рамках четырёх направлений (финансового, клиентского, обучения и карьерного роста, а также направления внутренних бизнес-процессов) (Таблица 1). С теоретической точки зрения сбалансированная система показателей может быть образцом контроллера с обратной связью, она направлена преимущественно на осуществление корпоративной стратегии [3]. Как правило, для контроля необходимо: выбрать данные, которые нужно измерить, установить необходимые значения, выбрать вариант осуществления корректировки [5].

Таблица 1

Основные составляющие системы сбалансированных показателей

Составляющие ССП

Структурные элементы

Характеристика

Финансы

Цели, показатели, задачи, инициативы

Определение стратегических ориентиров в финансовом состоянии предприятия

Клиенты

Определение ориентиров в работе с потребителями для наилучшего удовлетворения их потребностей

Внутренние бизнес-процессы

Определение направлений оптимизации внутренних процессов в компании в контексте обеспечения максимального предоставления ценности для клиентов с минимально возможными издержками

Обучение и карьерный рост (развитие)

Определение необходимых показателей качества человеческого капитала организации и направлений их достижения

Частью системы сбалансированных показателей являются KPI (Key Performance Indicators) — показатели деятельности компании или отдельных её подразделений, способствующие более эффективному достижению стратегических целей и позволяющие отслеживать эффективность каждого процесса. Важно отметить, что ключевые показатели эффективности признаны одной из самых действенных систем стимулирования и одной из самых совершенных систем мотивации на предприятии.

Вся система KPI ориентирована на результат, если показатель никак не влияет на реализацию цели, его нельзя относить в данной системе.

На современном этапе данная модель была доработана и постепенно заменена концепцией создания стратегических карт, в них выделяются счетные карты целей, инициативы и показатели (Рис.1).

Рис. 1. Стратегическая карта

Организация, при применении данной системы, повысит эффективность труда, если будет следовать инструкциям ССП, чтобы:

  1. Сформировать уникальную стратегию и представить на стратегической карте с применением причинно-следственной связи;
  2. Провести процессы, разработанные в стратегической карте;
  3. Разработать разумные KPI (ключевые показатели эффективности);
  4. Применить показатели для повышения производительности и стимулирования.

Схожим с ССП, но альтернативным направлением совершенствования системы управления организацией в условиях внешней нестабильности может служить внедрение инструментов стратегического контроллинга, направленных на повышение успеха. В современном понимании контроллинг выступает как концепция управления и технология планирования и оценки ситуации на рынке и внутри предприятия, анализа и регулирования отношений между отделами, управления рисками, информацией и корпоративными стратегиями, поведением и взаимосвязями персонала и руководства [1].

Контроллинг включает в себя механизмы оценки современного состояния предприятия и прогнозирования его будущего, а также механизмы оценки влияния возможных изменений внешней и внутренней среды на ожидаемые показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия и отклонений от них.

Обратим внимание на то, что в российской бизнес-среде используются комплексные информационные системы, включающие контроллинговые компоненты: R/3, SAS System, Oracle Express, «Галактика», «Флагман» и др. [2].

Несмотря на отмеченные преимущества концепций контроллинга и сбалансированной системы показателей отметим, что внедрение западных стандартов управления связано с проблемами их адаптации в условиях кризисной российской экономики, которая существенно отличается от зарубежной. Исследователи указывают, что важнейшими проблемами, затрудняющими внедрение ССП и технологий контроллинга на российских предприятиях, является неправильное понимание принципов самой системы, отсутствие адаптации систем к существующим условиям, излишняя сосредоточенность на финансовых показателях, показная, а не реальная работа по внедрению управленческих нововведений [6].

В заключение следует сказать, что современные изменчивые условия хозяйствования предприятий обеспечивают потребность в использовании инновационных технологий управления, способных обеспечить гибкость и эффективность данного процесса. Контроллинг представляет собой технологию управления, которая направлена на информационную, методическую поддержку, обоснование и повышение эффективности управленческих решений, обеспечивающую достижение целей предприятия и соответствие системы управления требованиям, способствующих повышению эффективности функционирования компании. Реализация целей и задач контроллинга направлена на формирование информационно-аналитического обеспечения принятия эффективных управленческих решений для оптимального использования потенциала [4]. Система сбалансированных показателей имеет стратегическую направленность, выступая не только методом оценки стратегии фирмы, но и инструментом ее построения, поскольку позволяет осуществлять планирование, реализацию и дальнейшую корректировку принятой высшим руководством стратегии за счет объединения усилий всех подразделений компании.

Литература:

  1. Бельгибаева Ж. Ж., Касенова А. А. Контроллинг как инструмент управления предприятием // Статистика, учет и аудит. 2015. Т. 2. № 57. С. 24–27.
  2. Дегальцева Ж. В., Иванова С. А. Контроллинг как инструмент управления хозяйствующим субъектом // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 8 (18). С. 66–71.
  3. Ильяшенко Д. А. Сбалансированная система показателей — основа развития организации // Новая наука: От идеи к результату. 2017. № 1–1. С. 76–78.
  4. Лаенко О. А., Денисова К. Е. Стратегический контроллинг // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. Т. 6. № 1. С. 232–236.
  5. Лепихин К. В., Кочева А. В., Скрябина Е. А. Элементы новой системы управления организацией // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2016. № 1. С. 24–29.
  6. Рожкова Н. К., Бондаренко А. А. Контроллинг как современный инструмент управления предприятием // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2016. № 58. С. 16–25.
  7. Высоцкая Г. В., Рыльцева К. М. Эффективность деятельности фирмы: основные понятия и сбалансированная система показателей // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 115–1. С. 197–200.
Основные термины (генерируются автоматически): KPI, стратегическая карта, показатель, система, управление организацией, ключевой показатель эффективности, карьерный рост, BSC, SAS, повышение производительности.

Ключевые слова

система сбалансированных показателей, контроллинг, организационное управление, стратегическая карта

Похожие статьи

Управление сельскохозяйственной организацией на основе...

Ключевые слова: сельскохозяйственная организация, экономическая состоятельность, сбалансированная система показателей (BSC), ключевые показатели эффективности (KPI), каскадирование.

Ключевые показатели эффективности деятельности предприятия

Ключевые слова: система KPI, ключевые показатели эффективности, key performance indicator, мотивация, инструмент мотивации, технология мотивации, материальное стимулирование, стимулирование трудовой деятельности.

Применение ключевых показателей эффективности (KPI)...

В статье изложены теоретические и прикладные вопросы формирования системы оплаты труда основных рабочих промышленного производства в условиях рыночной экономики. Особое внимание уделено анализу целесообразности использования в оплате труда рабочих системы...

Key Performance Indicators или система ключевых показателей...

Key Performance Indicators, KPI) деятельности персонала. Система сбалансированных показателей позволяет объективно и понятно производить оценку результатов

Основные термины (генерируются автоматически): KPI, заработная плата, карьерный рост, ключевой.

Материальное стимулирование на основе ключевых показателей

Основные термины (генерируются автоматически): KPI, кадровый менеджмент, управление результатом, показатель, дополнительная заработная плата, система, система управления, BSC, заработная плата, профессиональное развитие.

Принципы работы ключевых показателей эффективности.

Ключевые слова: сельскохозяйственная организация, экономическая состоятельность, сбалансированная система показателей (BSC), ключевые показатели эффективности (KPI), каскадирование.

Построение стратегической карты системы сбалансированных...

Основные термины (генерируются автоматически): KPI, стратегическая карта, показатель, система... Необходимость повышения квалификации трудового персонала...

Эффективность и результативность использования системы KPI...

Ключевые слова: система KPI, ключевые показатели эффективности, key performance indicator, мотивация, инструмент мотивации, технология мотивации, материальное стимулирование, стимулирование трудовой деятельности.

Анализ ключевых показателей эффективности зарубежных...

Система ключевых показателей эффективности (КПЭ) как основной инструмент

3. Производительность труда. 4. Достижение целевого значения генерации энергии (индекс).

KPI устойчивого развития такие же, как и показатели руководства GRI (23 шт.) BHEL.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Управление сельскохозяйственной организацией на основе...

Ключевые слова: сельскохозяйственная организация, экономическая состоятельность, сбалансированная система показателей (BSC), ключевые показатели эффективности (KPI), каскадирование.

Ключевые показатели эффективности деятельности предприятия

Ключевые слова: система KPI, ключевые показатели эффективности, key performance indicator, мотивация, инструмент мотивации, технология мотивации, материальное стимулирование, стимулирование трудовой деятельности.

Применение ключевых показателей эффективности (KPI)...

В статье изложены теоретические и прикладные вопросы формирования системы оплаты труда основных рабочих промышленного производства в условиях рыночной экономики. Особое внимание уделено анализу целесообразности использования в оплате труда рабочих системы...

Key Performance Indicators или система ключевых показателей...

Key Performance Indicators, KPI) деятельности персонала. Система сбалансированных показателей позволяет объективно и понятно производить оценку результатов

Основные термины (генерируются автоматически): KPI, заработная плата, карьерный рост, ключевой.

Материальное стимулирование на основе ключевых показателей

Основные термины (генерируются автоматически): KPI, кадровый менеджмент, управление результатом, показатель, дополнительная заработная плата, система, система управления, BSC, заработная плата, профессиональное развитие.

Принципы работы ключевых показателей эффективности.

Ключевые слова: сельскохозяйственная организация, экономическая состоятельность, сбалансированная система показателей (BSC), ключевые показатели эффективности (KPI), каскадирование.

Построение стратегической карты системы сбалансированных...

Основные термины (генерируются автоматически): KPI, стратегическая карта, показатель, система... Необходимость повышения квалификации трудового персонала...

Эффективность и результативность использования системы KPI...

Ключевые слова: система KPI, ключевые показатели эффективности, key performance indicator, мотивация, инструмент мотивации, технология мотивации, материальное стимулирование, стимулирование трудовой деятельности.

Анализ ключевых показателей эффективности зарубежных...

Система ключевых показателей эффективности (КПЭ) как основной инструмент

3. Производительность труда. 4. Достижение целевого значения генерации энергии (индекс).

KPI устойчивого развития такие же, как и показатели руководства GRI (23 шт.) BHEL.

Задать вопрос