Экономика впечатлений в сфере туризма. Некоторые направления реализации туристско-рекреационных возможностей Камчатского края | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лебедева, С. А. Экономика впечатлений в сфере туризма. Некоторые направления реализации туристско-рекреационных возможностей Камчатского края / С. А. Лебедева. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 178-184. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13625/ (дата обращения: 16.12.2024).



Переход от экономики услуг к экономике впечатлений и ощущений в западных странах, а также все большая вовлеченность в новую экономику различных отраслей мировой хозяйственной системы заставляют задуматься над созданием предложения, которое бы в полной мере удовлетворило искушенных российских и иностранных потребителей туристских услуг на территории нашей страны. В данной статье было приведено сравнение главной аттракции Камчатки с аналогичной достопримечательностью Исландии, выявлены сильные и слабые стороны развития туризма в Камчатском крае, а также предложены некоторые варианты развития туриндустрии в рамках экономики впечатлений на территории данного региона.

Ключевые слова: туризм, новая экономика, экономика впечатлений, экономика ощущений, конкурентное преимущество, Камчатский край, вулканы Камчатки, вулканы Исландии.

Стремительный рост различных инноваций, а также очень быстрый процесс обогащения и насыщения сформировал экономику интеллектуального потребления, когда потребитель является не менее креативным, чем производитель. Производитель, в свою очередь, должен создать такое предложение, которое бы в полной мере удовлетворило искушенных потребителей. Этот круг создал новую экономику, которая носит название экономика впечатлений.

Основоположниками концепции «экономика впечатлений» считаются Джозеф Пайн и Джеймс Гилмор, которые в 1999 году рассмотрели новую экономику как подход к производству и продвижению товара или услуги, основанный на создании положительного впечатления как от производства и продвижения, так и от получения товара или услуги, а также от последующих за этим ощущений, получаемых потребителем данного товара или услуги [4]. В рамках экономики впечатлений «компании-производители впечатлений» не просто предлагают товары или услуги, а затрагивают человека на эмоциональном, физическом, интеллектуальном и духовном уровнях таким образом, что человек уже является не просто «зрителем», а участником «представления».

Нийс и Питерс в 2002 году также внесли свой вклад в развитие данной концепции. Они рассматривали экономику впечатлений с точки зрения инсценирования, т. е. создания некоторой искусственной «сцены» для получения различных впечатлений и ощущений [2]. «Установить сцену» означает включить в поле зрения определенное место, пространство, а также различные средства и медийные инструменты, которые эффективно координируются друг с другом и находятся в некой связи, вызывая тем самым у зрителя целостные переживания [1, с. 277].

Несмотря на то, что впечатления всегда были ядром индустрии развлечений, туристская отрасль также является ярким примером сферы, относящейся к экономике впечатлений и ощущений, так как включает в себя не только гостиницы, транспорт, обслуживание, но и смежные с туризмом отрасли, впечатления от услуг и товаров которых остаются у путешествующих. Туризм затрагивает и использует природные, культурно-познавательные и культурно-развлекательные объекты, такие как тематические развлекательные парки, аквапарки, театры, музеи и прочие заведения, в качестве объектов туристского показа, которые предлагают потребителю не просто услугу, а впечатления и переживания, происходящие из аутентичных объектов природы, науки или искусства [3, с. 3–9]. Исходя из всего выше сказанного, туристский продукт — это все впечатления и переживания, которые получает и испытывает путешественник, начиная с того момента, как он вышел за порог своего дома, и до тех пор, пока турист не вернулся обратно [5, с. 584]. Таким образом, можно сказать, что все впечатления создаются на базе определенного контекста, включающего пять основных элементов:

– сцена или пространство: территория, здания, архитектура — интерьер и экстерьер;

– объекты: коллекции, выставки;

– материалы для интерпретации: доски информации, таблички, указатели, карты, путеводители;

– программы: развлекательные и образовательные программы, экскурсии;

– дополнительные услуги: кафе, рестораны, сувенирные магазины [1, с. 225];

а также несколько вспомогательных, но не менее важных элементов, таких как транспорт (поездка от дома до аэропорта, непосредственно перелет, трансфер от аэропорта до гостиницы, поездка до объекта туристского показа — основного объекта получения впечатления и обратно), питание и другие.

Несмотря на то, что большинство впечатлений и ощущений чаще всего относятся только к одной из представленных ниже областей впечатления, для успешной продажи ощущений они должны выходить за границы основной области. В идеале впечатления и переживания должны сочетать в себе элементы всех областей. Согласно Пайну и Гилмору, таких областей впечатлений всего четыре, зависимых, с одной стороны, от степени участия потребителя впечатлений в процессе «представления», с другой — от типа связи между потребителем и «представлением»: развлечение, обучение, уход от реальности и эстетика (Рисунок 1) [4].

Рис. 1. Области впечатления. Источник: [4]

Прежде, чем рассматривать возможные направления развития туризма на территории Камчатского края, дадим краткое описание региона, а также сравнительную характеристику вулканов Камчатки и их основного конкурента — вулканов Исландии.

Камчатский край входит в состав Дальневосточного федерального округа Российской Федерации и занимает полуостров Камчатка с прилегающей к нему материковой частью, а также Командорские и Карагинский острова. Вулканы Камчатки — одна из главных достопримечательностей полуострова, однако, в мире большей популярностью пользуются вулканы Исландии.

Как Камчатка, так и Исландия удивляют своей неповторимой природой. Регионы идентичны по населению, которое, по большей мере, сконцентрировано в региональном центре и нескольких относительно крупных прилегающих к нему поселениях. Население Исландии на 2016 год составляет 334 тысячи человек, абсолютное большинство которых находится в Рейкьявике — столице Исландии. Население Камчатского края — 316 тысяч человек на тот же год. Больше половины населения края живет в административном центре региона — Петропавловске-Камчатском.

При этом площадь Исландии составляет 103 000 км2. В то время как площадь Камчатского края — 472 300 км2. В Исландии насчитывается более сотни вулканов, а на Камчатке ученые насчитывают около трехсот огнедышащих гор, которые занимают около 40 % полуострова (Рисунок 2, Рисунок 3).

Рис. 2. Карта вулканов Камчатки. Источник: [11]

Рис. 3. Карта вулканов Исландии. Источник: [11]

Так почему же турпоток в Исландии в 2016 году составил 1,8 млн. туристов [6], а Камчатку посетили только 198,6 тысяч туристов, из которых иностранные туристы составляю только 7,5 % [10]? Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, рассмотрим сильные и слабые стороны развития туризма в Камчатском крае (Таблица 1, Таблица 2).

Таблица 1

Сильные стороны развития туризма в Камчатском крае. Источник: составлено автором на основании [7], [8]

  1. Значительный туристско-рекреационный потенциал района
  1. Близость к странам азиатско-тихоокеанского региона, которые можно рассматривать как один из целевых рынков
  1. Наличие значительных лесных массивов (95,3 % общей земельной площади Камчатского края)
  1. Широкие возможности для развития экологического туризма
  1. Многообразие биологических ресурсов (в том числе 5 видов тихоокеанского лосося, 45 видов наземных млекопитающих, 224 вида птиц)
  1. Широкие возможности для развития рыболовного и охотничьего туризма (агротуризма) — 21 охотничий вид наземных млекопитающих, 39 охотничьих видов птиц
  1. Широкие возможности для развития гастрономического туризма
  1. Всемирно известные природные объекты (Долина гейзеров, Паланские геотермальные источники, кальдера вулкана Узон, Командорские острова)
  1. Большое количество природных парков и заповедников на территории края (5 природных парков, 3 государственных природных заповедника, 19 заказников, 169 уникальных природных объектов)
  1. Шесть особо охраняемых территорий включены ЮНЕСКО в Список Всемирного Культурного и Природного наследия — «Вулканы Камчатки»
  1. Широкие возможности для развития этнографического туризма (134 национальности, проживающие на территории края)
  1. Широкие возможности для развития круизного туризма (с востока Камчатка омывается водами Тихого океана, с северо-востока — воды Берингова моря, с запада — воды Охотского моря)
  1. Широкие возможности для развития спортивного и экстремального туризма (7 действующих горнолыжных баз)
  1. Наличие термальных и минеральных источников
  1. Широкие возможности для развития оздоровительного туризма
  1. Наличие туристского информационного интернет портала

Таблица 2

Слабые стороны развития туризма вКамчатском крае. Источник: составлено автором на основании [7], [8]

  1. Моноотраслевая структура экономики Камчатского края, завязанная преимущественно на рыболовстве и рыбоводстве
  1. Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры (незавершенный характер и неудовлетворительное состояние автомобильных дорог, отсутствие железнодорожного сообщения в крае, один старый и маленький аэропорт федерального значения и один аналогичный морской порт, самая крупная судоходная компания имеет в своем составе только 5 морских судов)
  1. Точечное и недостаточное развитие туристской инфраструктуры (отсутствие средств размещения туристов разного вида, уровня и звездности, низкий уровень обслуживания, недостаточный уровень развития сферы общественного питания)
  1. Недостаточное маркетинговое продвижение туристских продуктов Камчатского края в других регионах России и за рубежом
  1. Отсутствие международных туроператоров и туристических компаний в крае
  1. Недостаток инвестиционных ресурсов в развитие туристской инфраструктуры
  1. Некруглогодичный период работы предлагаемых туристских маршрутов
  1. Отсутствие единого бренда территории
  1. Недостаток квалифицированных кадров
  1. Высокий уровень износа, как объектов туристского показа, так и городской инфраструктуры в целом

Представленные выше сильные и слабые стороны дают четкий ответ на заданный ранее вопрос — несмотря на удивительную природу, край создает отрицательное впечатление у туристов — разбитые дороги, старая и неухоженная городская инфраструктура, отсутствие заведений общественного питания с квалифицированным персоналом, владеющим иностранными языками. Помимо устранения перечисленных слабых сторон (ремонта дорог, ремонта и реставрации зданий, обучение персонала), необходимо создание уникального предложения (не завязанного на природных объектах), которое бы привлекло российский и мировой туристский поток. Исходя из выявленных сильных сторон, в данном регионе существует возможность для реализации нескольких направлений. В любом из предложенных ниже вариантов тема будет ведущим инструментом восприятия окружающего мира и создания определенных рамок для ощущений и переживаний посетителей, так как именно выбор четко определенной темы является первым шагом к созданию качественного впечатления.

В первую очередь, Камчатский край обладает ресурсами для создания нескольких моделей тематических парков. Тематические парки — это искусственно созданные познавательно-развлекательные парки, все структуры которых объединены одной общей или сопряженными темами [1, с. 212]. В качестве примера рассмотрим создание аборигенного тематического парка.

Главная тема парка — коренные народы Камчатского края. Предлагаемый парк может состоять из несколько зон. Зонирование может быть произведено по некоторым малочисленным народам Камчатки: ительмены, коряки, алеуты, айны, эвены, камчадалы. Цель — знакомство гостей с культурой, обычаями, традиционными блюдами и развлечениями коренных народов таким образом, чтобы посетители почувствовали себя непосредственными участниками событий и на некоторое время окунулись в быт и атмосферу представленных в тематическом парке народов. В данном случае продуманные элементы впечатления предоставят возможность затронуть все четыре области впечатления: территория тематического парка, а также традиционные наряды коренных народов должны сделать туриста частью получаемого впечатления (т. е. погрузить его в созданную атмосферу); правильно составленные развлекательные и образовательные программы будут способствовать поглощению внимания, а также позволят контролировать степень участия туриста в «представлении».

Так как Камчатка, как уже отмечалось ранее, прежде всего, ассоциируется с вулканами, то еще одним направлением для развития туризма на данной территории может быть музей вулканов, не такой как уже существует в Петропавловске-Камчатском, а предполагающий путешествие к кратеру вулкана на подобии существующего музея человеческого тела Corpus в Нидерландах (Рисунок 4, Рисунок 5).

Рис. 4. Музей человеческого тела CORPUS в Лейдене (Нидерланды)

Рис. 5. Музей человеческого тела CORPUS в Лейдене (Нидерланды)

Как и в существующем Вулканариуме, у посетителей должна быть возможность увидеть лавовую пещеру и образование лавового потока [9]. Однако в отличие от уже имеющегося в городе музея гости постоянно должны чувствовать, что находятся внутри вулкана. Тема очевидна — «Я внутри вулкана». При реализации подобного проекта его уникальность создаст неоспоримое конкурентное преимущество перед обычными музеями и другими различными средствами развлечения. Так же как и вариант с тематическим парком подобный музей сможет сочетать все четыре области предоставляемых впечатлений.

Предложенные варианты тем в полной мере соответствуют пяти основополагающим принципам впечатлений [4]. Во-первых, и тематический парк, и предложенный музей изменяют восприятие реальности, тем самым создавая другую реальность для туриста. Во-вторых, оба объекта полностью изменяют восприятие пространства. Вдобавок предложенный тематический парк меняет восприятие времени, а музей — восприятие материи. При этом оба объекта остаются логичным целым, хотя тематический парк и поделен на несколько зон, которые, тем не менее, связаны между собой.

Реализация подобных предложенным выше проектов (не только в Камчатском крае, но и в других регионах России), маркетинговое продвижение существующих конкурентоспособных туристских предложений, привлечение известных международных туристических компаний в различные регионы страны, а главное переход к экономике впечатлений и ощущений в деятельности российских туристических компаний будут способствовать всестороннему развитию регионов и, в частности, развитию туриндустрии в отдаленных и малоразвитых регионах Российской Федерации, а также их становлению частью общероссийского и макрорегионального, а в перспективе и глобального туристского рынка.

Литература:

  1. Колодий Н. А. Экономика ощущений и впечатлений в туризме и менеджменте: учебное пособие для магистратуры. М.: Издательство ЮРАЙТ, 2017. 326 с.
  2. Morgan M. J. (2006). Making space for experiences. Journal of Retail and Leisure Property, 5(4). P. 305–313.
  3. Neil G. Kotler, Philip Kotler, Wendy I. Kotler (2008). Museum Marketing & Strategy: designing, missions, building audiences, generating revenue and resources: 2nd Ed. San Francisco: Jossey-Bass.
  4. Pine J. B., Gilmore J. H. (1999). The Experience Economy: Work is Theatre & Every Business a Stage. Boston: Harvard Business School Press.
  5. Stephen L. J. Smith (1994) The Tourism Product. Annals of Tourism Research, 21(3). P. 582–595.
  6. Tourism Highlights. 2017 Edition. Madrid: UNWTO, 2017.
  7. Официальный сайт Камчатского края [Электронный ресурс] // Камчатский край: [сайт]. URL: https://www.kamgov.ru (Дата обращения: 11.01.2018)
  8. Сайт Камчатского туристического портала [Электронный ресурс] // Visit Kamchatka: [сайт]. URL: http://www.visitkamchatka.ru (Дата обращения: 11.01.2018)
  9. Сайт Музея вулканов на Камчатке [Электронный ресурс] // Вулканариум: [сайт]. URL: http://vulcanarium.com (Дата обращения: 11.01.2018)
  10. Сайт новостного портала о туризме Интерфакс-Туризм [Электронный ресурс] // Камчатку в 2016 году посетили почти 200 тысяч туристов: [сайт]. URL: http://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/39831/ (Дата обращения: 13.01.2018)
  11. Сайт туристической социальной сети [Электронный ресурс] // Туристер.Ру: [сайт]. URL: https://www.tourister.ru (Дата обращения: 12.01.2018)
Основные термины (генерируются автоматически): Камчатский край, Камчатка, экономика впечатлений, CORPUS, Исландия, Нидерланды, полная мера, слабая сторона развития туризма, туристский показ, человеческое тело.

Ключевые слова

туризм, конкурентное преимущество, новая экономика, экономика впечатлений, экономика ощущений, Камчатский край, вулканы Камчатки, вулканы Исландии

Похожие статьи

Анализ информационных систем в гостиничном бизнесе РФ

Статья посвящена анализу рынка индустрии гостеприимства и информационных систем (ИС), используемых в гостиницах Российской Федерации. Отражены причины для развития отечественных ИС. Рассмотрены основные аспекты ИС, включая их тип, особенности, преиму...

Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития

Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...

Дизайн-код малых городов России: концепция, методы, цели

В статье поднимается вопрос о реализации дизайн-кода в разных городах России. Автор выявляет актуальность внедрения данного документа на сегодняшний день, дает определение дизайн-кода и обозначает основные задачи, решаемые дизайн-кодом. В статье пров...

Развитие делового туризма в г. Сочи в условиях современных рисков

Деловой туризм является наиболее динамичным сегментом рынка деловых путешествий. Имеющий международный курортный имидж и высокопоставленную репутацию г. Сочи имеет все возможности демонстрировать себя как центр делового туризма. В ряду последних обст...

Работа с разными группами целевых аудиторий и анонсирование социального проекта за счет внутренних возможностей СМИ на примере социального проекта «Комсомольской правды» «Заповедник памятников»

Данная статья представляет собой анализ социального проекта в сфере сохранения исторической памяти, проводимого средством массовой информации в партнерстве с социальной организацией. Были рассмотрены ключевые факторы воздействия на группы целевых ауд...

Тенденции и проблемы развития калининградского рынка услуг по обучению иностранным языкам

В статье рассмотрены основные тенденции и перспективы развития рынка услуг по обучению иностранным языкам в имеющем значительную специфику эксклавном реги-оне России – Калининградской области. Представлены также выявленные актуальные проблемы развити...

Краеведческая литература как туристический продукт

В последние годы в Приднестровье идет активная работа по формированию, продвижению, реализации и совершенствованию туристического продукта. В рамках утвержденной Президентом ПМР В. Н. Красносельским программы по развитию туризма Приднестровской Молд...

Курортный сбор как инструмент развития туризма в России

В статье рассказывается об истории согласования туристического налога в Санкт-Петербурге. Изначально исполнительные органы государственной власти города к этой идее отнеслись равнодушно. Провели работу по актуализации туристического налога на террито...

Выбор игровой платформы как нетрадиционного канала связи с иностранными абитуриентами

В рамках работы над проблемой привлечения в ЧГУ студентов из-за границы автор обращается к игрофикации бренда вуза как современному методу PR и связанной с ней практической разработке — концепции видеоигры. На текущем этапе возникает необходимость вы...

Значение айдентики российских регионов в их коммуникационном продвижении

В данной статье исследуется значение айдентики российских регионов и их роль в коммуникационном продвижении. Региональная айдентика — важный фактор для формирования имиджа регионов и привлечения внимания к его потенциалу. В статье анализируются основ...

Похожие статьи

Анализ информационных систем в гостиничном бизнесе РФ

Статья посвящена анализу рынка индустрии гостеприимства и информационных систем (ИС), используемых в гостиницах Российской Федерации. Отражены причины для развития отечественных ИС. Рассмотрены основные аспекты ИС, включая их тип, особенности, преиму...

Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития

Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...

Дизайн-код малых городов России: концепция, методы, цели

В статье поднимается вопрос о реализации дизайн-кода в разных городах России. Автор выявляет актуальность внедрения данного документа на сегодняшний день, дает определение дизайн-кода и обозначает основные задачи, решаемые дизайн-кодом. В статье пров...

Развитие делового туризма в г. Сочи в условиях современных рисков

Деловой туризм является наиболее динамичным сегментом рынка деловых путешествий. Имеющий международный курортный имидж и высокопоставленную репутацию г. Сочи имеет все возможности демонстрировать себя как центр делового туризма. В ряду последних обст...

Работа с разными группами целевых аудиторий и анонсирование социального проекта за счет внутренних возможностей СМИ на примере социального проекта «Комсомольской правды» «Заповедник памятников»

Данная статья представляет собой анализ социального проекта в сфере сохранения исторической памяти, проводимого средством массовой информации в партнерстве с социальной организацией. Были рассмотрены ключевые факторы воздействия на группы целевых ауд...

Тенденции и проблемы развития калининградского рынка услуг по обучению иностранным языкам

В статье рассмотрены основные тенденции и перспективы развития рынка услуг по обучению иностранным языкам в имеющем значительную специфику эксклавном реги-оне России – Калининградской области. Представлены также выявленные актуальные проблемы развити...

Краеведческая литература как туристический продукт

В последние годы в Приднестровье идет активная работа по формированию, продвижению, реализации и совершенствованию туристического продукта. В рамках утвержденной Президентом ПМР В. Н. Красносельским программы по развитию туризма Приднестровской Молд...

Курортный сбор как инструмент развития туризма в России

В статье рассказывается об истории согласования туристического налога в Санкт-Петербурге. Изначально исполнительные органы государственной власти города к этой идее отнеслись равнодушно. Провели работу по актуализации туристического налога на террито...

Выбор игровой платформы как нетрадиционного канала связи с иностранными абитуриентами

В рамках работы над проблемой привлечения в ЧГУ студентов из-за границы автор обращается к игрофикации бренда вуза как современному методу PR и связанной с ней практической разработке — концепции видеоигры. На текущем этапе возникает необходимость вы...

Значение айдентики российских регионов в их коммуникационном продвижении

В данной статье исследуется значение айдентики российских регионов и их роль в коммуникационном продвижении. Региональная айдентика — важный фактор для формирования имиджа регионов и привлечения внимания к его потенциалу. В статье анализируются основ...