Актуальность статьи обусловлена возрастающей интенсивностью деловых, культурных и научных связей между регионами и странами.
Новизна работы состоит в том, что проведена попытка представить деловой туризм как таковой в контексте централизации организации туров для деловых туристов.
Республика Саха (Якутия) является благоприятным для туризма регионом в силу климатической особенности в виде резко-континентального климата, выделяющей этот субъект на фоне остальных, влекущей за собой множество привлекательных для туристов последствий — таких как вечная мерзлота, к примеру. Уникальность природы и культуры Якутии является одним из самых выгодных конкурентных преимуществ региона, позволяющим ему формировать свой собственный туристский имидж.
Наблюдая за динамикой развития туризма в мире, а также учитывая туристский потенциал России, можно сделать предположение, что туризм действительно может стать высокодоходной и приоритетной отраслью экономики Республики Саха (Якутия).
Якутия — крупнейший по территории субъект Российской Федерации. Она расположена в северо-восточной части Азии в бассейнах рек Лены, Яны, Индигирки и Колымы. Площадь республики составляет 3.103,2 тыс. кв. км. Рельеф местности в разных районах республики очень разнообразен — это и горные хребты и долины и плоскогорья. В Якутии бесчисленное количество озер и рек, сотни ледников и наледей.
Республика Саха — одно из тех редких мест на планете, где сохранилась первозданная чистота природы и удивительное разнообразие флоры и фауны.
Обладая уникальными природными ресурсами и самобытной культурой, Якутия имеет огромный нереализованный потенциал для развития туризма на международном и региональном рынках должен быть мудро использован [2].
Однако общая текущая неприспособленность региона к системному принятию туристских потоков, в первую очередь, отсутствие подходящей инфраструктуры, делает невозможным развитие туризма в краткосрочной перспективе. Однако, разнообразные постановления правительства и стратегии развития туризма, такие как «Стратегия развития туристской индустрии в Республике Саха (Якутия) до 2025 года от 27 мая 2009 года № 236» могут улучшить ситуацию, но, как было упомянуто ранее, лишь в средне- и долгосрочной перспективе [1].
Также на сегодняшний день можно констатировать, что состояние туристического рынка Якутии находится в стадии сравнительно медленного становления. В республике со значительным потенциалом, особенно в направлениях, не имеющих аналогов в других регионах Российской Федерации, общее развитие туризма сдерживается рядом отрицательных факторов.
В первую очередь необходимо отметить слабое развитие туристской инфраструктуры, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, а также недостаточное количество гостиничных средств размещения с современным уровнем комфорта.
Слабый приток инвестиций в средства размещения и иную туристскую инфраструктуру затрудняет развитие въездного международного туризма. Из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики качество обслуживания остается на невысоком уровне. Кроме того, наблюдается сильная разобщенность отраслей, смежных туризму (гостиничное хозяйство, общественное питание, индустрия развлечений, банки и т. д.) [3].
Из вышесказанного следует, что обычный туризм, который подразумевает нахождение в стране пребывания единственной целью, малоэффективен в республике и носит лишь эпизодический характер, в то время как необходимым условием развития туризма является его массовость. Именно поэтому мы предлагаем развивать деловой туризм, так как именно этот вид туризма предполагает наличие других целей, нежели только получение туристских впечатлений, что положительно скажется на массовости данного вида туризма.
Деловой туризм — это вид туризма, совершаемый представителями компаний/организаций с деловыми (коммерческими) целями, либо организация корпоративных мероприятий. Он предполагает, что получение туристских впечатлений является лишь комплементарным по отношению к главной цели поездки и это несомненный плюс, так как, как было указано выше, поездки в Якутию только лишь для получения туристских впечатлений, неэффективны, и как следствие, не носят массовый характер.
Деловой туризм будет развиваться в Якутии только при условии развития деловой сферы, куда входят различные предприятия обрабатывающей отрасли, сферы услуг и другие наукоемкие предприятия. Такие предприятия, как и промышленность в целом, не очень хорошо себя чувствуют в Якутии, и поэтому государству необходимо помочь им, одновременно воздействуя на поток туристов.
На данный момент деловой туризм в РС(Я) в основном представлен выездным деловым туризмом, в основном, в виде выездных выставок-продаж в центральные города России и близлежащие азиатские страны. Как видно, туристские потоки направлены лишь в одну сторону, то есть из Якутии, а для успешного функционирования выездного турима необходимо развитие и противоположного направления, въездного туризма в республику, что могло бы как популяризовать бренд Якутии, как туристского региона, так и привнести дополнительные финансовые потоки в регион.
Также деловой туризм отличается от других видов туризма финансовым состоянием туристов, ведь деловые цели предполагают представительские расходы, которые обычно достаточно высоки. Обеспеченные туристы, таким образом, тратят больше и приносят больше доходов стране пребывания, но и соответственно, запросы у них более высокие.
Из основных запросов бизнес-путешественника можно выделить:
- Подбор оптимального времени вылета и прибытия, а также удобных стыковок авиарейсов;
- Возможность изменения даты и времени вылета без штрафов, ведь нередко встречи и переговоры затягиваются или переносятся на несколько дней;
- Наличие надёжного интернет-соединения как в конгресс-центре, так и в отеле, а также возможности круглосуточного пользования услугами бизнес-центра прямо в номере отеля;
- Обязательная близость отеля проживания и аэропорта к необходимому конгресс-центру;
- Возможность посещения спортзала, парикмахерской, химчистки или пользования всем спектром бизнес-услуг, не покидая конгресс-центра или отеля; 6. Организация визовой поддержки. Заказы корпоративных клиентов зачастую отличаются нестандартными маршрутами и повышенными требованиями к срокам исполнения [4].
Попытки удовлетворить эти запросы местными организациями априори не очень эффективны, так как в попытках договориться сразу с несколькими компаниями, предоставляющими в том числе и туристические услуги, усилия распыляются. Создание же единого центра, в который могут обратиться те, кто вынуждены составлять туристические программы для приезжих партнеров по бизнесу, позволит путем выборочного опроса и выбора из вариантов быстро и эффективно составить план пребывания гостя в республике. Это будет достигаться путем предварительного сбора информации о режиме работы и возможностях принятия туристов у предприятий, поставляющих туристические услуги. В дальнейшем составляется реестр из возможных услуг, и далее туристам или их представителям остается только выбрать из вариантов то, что им нужно, и таким образом составить свой индивидуальный график пребывания в Якутии
Литература:
- Постановление Правительства РС(Я) от 27 мая 2009 года № 236 «О Стратегии развития туристской индустрии в Республике Саха (Якутия) до 2025 года и О Концепции создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Республике Саха (Якутия)"
- Борисова Р. С. Особенности развития туризма в Республике Саха (Якутия) // Российское предпринимательство. — 2011. — № 9–1 (191). — с. 183–187. — URL: http://bgscience.ru/lib/7019/
- Алексеев В. В. Некоторые аспекты проблемы развития туризма в Республике Саха (Якутия) // Российское предпринимательство. — 2008. — № 7–1 (114). — с. 146–150. — URL: http://bgscience.ru/lib/2739/
- Рудская Е. Н., Скабарова А. А. Деловой туризм: проблемы, тенденции, перспективы // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 639–646.