Особенности развития оффшорного бизнеса и процессов деоффшоризации в современной мировой экономике и России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Брусянин, В. Е. Особенности развития оффшорного бизнеса и процессов деоффшоризации в современной мировой экономике и России / В. Е. Брусянин, Я. И. Махмутов, Я. В. Сковронская, А. В. Цыбульский. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13420/ (дата обращения: 26.04.2024).



The article is devoted to the consideration of specifities of offshore business development and deoffshorization processes in the world and in the Russian Federation. The organizations, which develop the main directions of deoffshorization of economy, and the legislative acts accepted in Russian Federation with the aim of opposition to illegal export of the capital from the country, were analyzed. In addition, the author offers a number of measures that could improve current legislative acts.

Key words: offshore, deoffshorization, taxation, capital flight.

В современной экономике отношения между странами становятся всё более взаимозависимыми. В свою очередь, глобализация мировой экономики и процессов дальнейшего развития региональной экономической интеграции в конечном счете приводит к постепенной унификации налоговых систем стран, с целью формирования благоприятной среды для развития бизнеса. Однако, каждая страна имеет свою собственную специфическую систему налогообложения и валютного контроля. Этот факт иногда используется нерезидентами стран для получения дополнительной прибыли или нейтрализации требований валютного законодательства страны, в которой базируется компания при перемещении её производств или управленческого аппарата в другую юрисдикцию.

Сегодня оффшоры наиболее распространены в секторе недвижимости. В оффшорных зонах зарегистрировано 79,5 % всех предприятий данного сектора. Так же, большое распространение оффшоры имеют в секторе финансов и инвестиций — 60 % предприятий отрасли, в банковском секторе — 56 %, в топливно-энергетическом секторе — 49 %, в сфере телекоммуникационных услуг — 44 %, в сфере розничной торговли 43 %. Согласно данным компании Global Financial Integrity в период 2004–2015 гг Россия занимает второе место после Китая по масштабам нелегального вывоза капитала. К тому же, для России характерны самые высокие темпы оттока капитала в оффшоры (Таблица 1).

Таблица 1

Динамика оттока капитала воффшоры вразрезе регионов мира, 2010–2014гг. [1, c.35]

Регион

Объем оттока капитала, млрд. долл.

Среднегодовой темп прироста,%

2010г.

2014г.

Восточная Азия

3102

4317

6,9

Ближний Восток

2365

2934

3,7

Латинская Америка

1427

1973

6,7

Российская Федерация

1319

1913

7,9

Африка

587

710

3,1

Южная Азия

190

253

5,7

Постоянное совершенствование схем нелегального вывоза капитала в совокупности с растущими масштабами оффшорного бизнеса приводят к необходимости создания механизмов деоффшоризации. Под деоффшоризацией подразумевается процесс разработки мер, принимаемых странами-экспортерами капитала, направленных на сопротивление нелегальному оттоку капитала из страны через оффшорные зоны и механизмы. В настоящее время компаниям, зарегистрированным в оффшорных зонах, принадлежит более 50 % производственных активов России. В США и ЕС данный показатель не превышает 10 %. При этом в оффшорах регистрируются как частные, так и государственные компании. О росте масштабов перехода российского бизнеса в оффшоры свидетельствуют рекордные значения оттока капитала в 2014 году, которые составили 153 млрд. долл. США. Такая ситуация выявила острую необходимость в разработке соответствующих правовых норм для проведения политики деоффшоризации со стороны государства.

В мировой практике международное правовое регулирование осуществляется двумя основными организациями — Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Группой по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF). Сегодня деятельность FATF приобретает очень важное значение. В рамках данной организации сформирован «План действий против отмывания денег», в котором представлены 40 общих рекомендаций, направленных на межправительственную борьбу с легализацией доходов от торговли наркотиками, и 9 специальных рекомендаций, направленных на борьбу с финансированием террористических организаций. Сегодня рекомендации FATF одобрены 190 странами, которые должны применять указанные меры в своих системах уголовного правосудия и регулирования [2, c.44]. Итак, нам удалось выяснить, что оффшоризация российской экономики является самой масштабной в мире. Главным мотивом оффшоризации российских компаний выступает возможность уклонения от уплаты налогов от реализуемой в России деятельности, что позволяет в значительной степени оптимизировать прибыль предпринимателей [3]. Отыскать эти доходы не представляется возможным в связи с тем, что регистрация и перерегистрация средств бенефициаров представляет собой сложную схему, которая не позволяет выявить незаконность применяемых механизмов, а также найти тех кому достаются эти доходы.

В 2013 году, благодаря кризису на Кипре, деоффшоризация российских компаний и капиталов получила мощный толчок. С 2013 года власти РФ в своих неоднократных обращениях к российскому бизнесу говорили о том, что необходимо вернуть активы и капиталы в российскую юрисдикцию. В связи с этим правительством РФ был принят ряд законов и постановлений, которые должны были стимулировать этот процесс. В частности, был издан указ о том, что зарегистрированным в оффшорах компаниям будет отказано в предоставлении госзаказов и господдержки. В 2015 году принимается федеральный закон «О контролируемых иностранных компаниях», однако назвать данный закон совершенным нельзя по ряду причин. Во-первых, в настоящем законе отсутствует как таковой механизм амнистии оффшорных капиталов. Во-вторых, виды капитала, который попадает под категорию амнистируемого, определены нечетко, а полная амнистия капитала противоречит принципам FATF, которые Россия обязана соблюдать, что требует от закона более четкого определения амнистии оффшорного капитала. В дополнение к этому Госдумой был принят закон, согласно которому депутаты лишались мандатов, а сенаторы и муниципальные чиновники — своих полномочий за непредоставление декларации о доходах. Однако, на наш взгляд, этих мер недостаточно. Чтобы доказать это, проанализируем динамику бегства капитала из РФ по платежному балансу страны.

Рис. 1. Динамика сомнительных операций, отраженных в Платёжном балансе России в 20032015гг, млн. долл. США [4]

Необходимо отметить, что бегство капитала подсчитывается по графам платежного баланса страны «недополученная экспортная выручка и «чистые ошибки и пропуски». Таким образом, Банком России подсчитывается объем сомнительных сделок, которые были осуществлены с сознательным нарушением принятых процедур и правил проведения операций. Пиковые значения сомнительных операций приходились на 2008 и 2012 гг, а в последние годы их объем существенно снижается, следовательно, это может означать, что и объем «отмываемых» денежных средств уменьшается. Однако, как уже отмечалось ранее, общий объем вывезенного капитала в 2014 году составил 153 млрд. долл. США. Можно предположить, что большая часть средств выводились в оффшоры для того, чтобы избежать негативных последствий от воздействия валютных и экономических рисков. Однако, Банк России приводит другие аргументы в адрес вывоза капитала частным сектором. Банк России отмечает, что в 2014 году большая часть суммы была направлена на погашение внешнего долга России. Отметим, что внешний долг страны действительно снизился на 30 %. В 2014 году объём внешнего долга составлял 729 млрд. долл., а в начале 2016 года это значение составило 522 млрд. долл. Значительная часть погашения внешнего долга пришлась на корпоративный долг. С другой стороны, объем чистого оттока капитала в 2015 году составил примерно 58,1 млрд. долл., а значение статьи «чистые ошибки и пропуски» за этот же период снизилось с 8 млрд. долл. в 2014 году до 5 млрд. долл. в начале 2016 года [5]. Такое снижение может говорить о повышении эффективности политики деоффшоризации в стране, но, что вероятнее, это связано с тем, что у инвесторов пропали стимулы для вывода капитала, так как мы установили, что большая часть капитала уже покинула экономику в 2014 году.

Учитывая анализируемую ситуацию, существующее законодательство и международный опыт, можно предложить наиболее эффективные направления и механизмы деоффшоризации российской экономики:

– установление запретов для государственных банков, таких как «Сбербанк», «Внешторгбанк» на кредитование оффшорных компаний;

– разработка механизма, согласно которому юридические лица облагались бы налогами по месту нахождения компании и ведения бизнеса, а не по месту её регистрации;

– введение процедур, которые предусматривали бы обязательность уведомления со стороны налоговых и таможенных органов об операциях, связанных с вывозом капитала из страны;

– введение запрета на участие в государственных закупках для компаний, использующих оффшорные схемы;

– разработка механизма постоянного и обязательного предоставления информации оффшорными банками для российских правоохранительных органов о состоянии счетов их клиентов — граждан РФ, если имеет место нарушение закона;

– создание единой Российской базы данных, в которую будут внесены банки, осуществляющие сомнительные операции с компаниями, находящимися на территории страны;

– создание органа, который будет осуществлять контроль за фирмами на территории РФ, учрежденными в оффшорной юрисдикции.

Для того, чтобы эти мероприятия в полной мере способствовали деоффшоризации российской экономики, они должны выполняться в комплексе, иначе это не принесет должных результатов. К сожалению, деоффшоризация российской экономики выглядит возможной только в долгосрочной перспективе, так как в реальности в Российской Федерации процесс деоффшоризации ограничивается высоким уровнем коррупции, низкой инвестиционной привлекательностью и многими другими барьерами.

Литература:

  1. The Global Haven Industry Progress Report: — Quantifying Kleptocracy. — JSH, 09.05.2016. — P. 35 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.taxjustice.net/2016/05/09/17103/
  2. FATF Annual Report 2013–2014. — Paris: FATF, December 2014. — 44 p
  3. Мануков С. «Черные дыры мировых финансов»// Эксперт ONLINE 2013 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://expert.ru/2012/07/23/
  4. Статистика внешнего сектора. — Банк России, 20.04.2016 [Электронный ресурс]. — URL: http://cbr.ru/statistaics/?Prtld=svs
  5. Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором в 2000–2015 годах и I квартале 2016 года — Центральный Банк РФ, 2016 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/bop/outflow.xlsx
Основные термины (генерируются автоматически): FATF, компания, российская экономика, Россия, США, банк России, долл, млрд, Российская Федерация, российский бизнес.

Ключевые слова

offshore, deoffshorization, taxation, capital flight

Похожие статьи

Офшоризация национальной экономики России: угроза...

FATF, российская экономика, Россия, США, компания, млрд, долл, банк России, Российская Федерация, российский бизнес. Проблемы правового регулирования деофшоризации экономики.

Деофшоризация российской экономики | Статья в журнале...

FATF, российская экономика, Россия, США, компания, млрд, долл, банк России, Российская Федерация, российский бизнес.

Россия, инвестиция, Российская Федерация, мировая экономика, долл, инвестиционная привлекательность, резкий спад, инвестиционная...

Реализация требований законодательства РФ по деофшоризации

FATF, российская экономика, Россия, США, компания, млрд, долл, банк России, Российская Федерация, российский бизнес. Электронные средства платежа: проблемы правового...

Оппортунизм российского бизнеса | Статья в журнале...

FATF, российская экономика, Россия, США, компания, млрд, долл, банк России, Российская Федерация, российский бизнес.

Проблемы оффшоризации российской экономики

Россия, компания, доллар США, оффшор, зона, отток капитала, Китай, кипрская компания, Российская Федерация, исторический максимум.

Сравнительный анализ европейской, американской и российской...

Основные термины (генерируются автоматически): FATF, российская экономика, Россия, США, компания, млрд, долл, банк России, Российская Федерация...

Экономические санкции против России: опыт Китая и российская...

Сравнительная практика регистрации, охраны и защиты объектов...

FATF, российская экономика, Россия, США, компания, млрд, долл, банк России, Российская Федерация, российский бизнес. Сравнительный анализ объектов авторского права российского...

Зоны льготного налогообложения и проблемы оттока капитала в РФ

FATF, российская экономика, Россия, США, компания, млрд, долл, банк России, Российская Федерация... Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики...

Оценка влияния санкций на экономическую ситуацию...

Россия, российская экономика, Российская Федерация, санкция, российский экспорт, Китай, ВВП России, введение санкций, механизм импортозамещения...

Похожие статьи

Офшоризация национальной экономики России: угроза...

FATF, российская экономика, Россия, США, компания, млрд, долл, банк России, Российская Федерация, российский бизнес. Проблемы правового регулирования деофшоризации экономики.

Деофшоризация российской экономики | Статья в журнале...

FATF, российская экономика, Россия, США, компания, млрд, долл, банк России, Российская Федерация, российский бизнес.

Россия, инвестиция, Российская Федерация, мировая экономика, долл, инвестиционная привлекательность, резкий спад, инвестиционная...

Реализация требований законодательства РФ по деофшоризации

FATF, российская экономика, Россия, США, компания, млрд, долл, банк России, Российская Федерация, российский бизнес. Электронные средства платежа: проблемы правового...

Оппортунизм российского бизнеса | Статья в журнале...

FATF, российская экономика, Россия, США, компания, млрд, долл, банк России, Российская Федерация, российский бизнес.

Проблемы оффшоризации российской экономики

Россия, компания, доллар США, оффшор, зона, отток капитала, Китай, кипрская компания, Российская Федерация, исторический максимум.

Сравнительный анализ европейской, американской и российской...

Основные термины (генерируются автоматически): FATF, российская экономика, Россия, США, компания, млрд, долл, банк России, Российская Федерация...

Экономические санкции против России: опыт Китая и российская...

Сравнительная практика регистрации, охраны и защиты объектов...

FATF, российская экономика, Россия, США, компания, млрд, долл, банк России, Российская Федерация, российский бизнес. Сравнительный анализ объектов авторского права российского...

Зоны льготного налогообложения и проблемы оттока капитала в РФ

FATF, российская экономика, Россия, США, компания, млрд, долл, банк России, Российская Федерация... Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики...

Оценка влияния санкций на экономическую ситуацию...

Россия, российская экономика, Российская Федерация, санкция, российский экспорт, Китай, ВВП России, введение санкций, механизм импортозамещения...