Автор: Фехретдинов Александр Николаевич

Рубрика: 15. Региональная экономика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 25.09.2017

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Фехретдинов А. Н. Научное обоснование использования разных источников финансирования как элемент механизма достижения целевых значений по оплате труда медицинских работников на примере Санкт-Петербурга [Текст] // Инновационная экономика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 83-88. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/262/12951/ (дата обращения: 13.12.2017).



2018 год — год окончания реализации «майских указов» президента РФ. Для достижения целевых показателей по средней заработной плате медицинских работников, как одного их основных пунктов «дорожной карты», необходимо увеличение объемов денежных средств. Расходы на реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования (ОМС) не могут и не должны выступать единственным источником исполнения целевых значений. В статье предлагается анализ влияния разных источников финансирования как элемент механизма достижения целевых значений по оплате труда медицинских работников на примере Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: «Майские указы» президента РФ, «дорожная карта» по оплате труда медицинских работников, здравоохранение

Начиная с 1999 года, когда Российская Федерация находилась на 130 месте в мире по качеству здравоохранения (Источник: Washington ProFile), прошло много лет, но здоровье нации — как конкретная цель социальной политики в общем, и здравоохранения в частности, остается актуальной на сегодняшний день [3]. Проблемы кадрового обеспечения, вытекающие в диспропорции между врачами общего профиля и узкими специалистами, высокие величины коэффициента совместительства и другие трудности, имеют отражение в отчетах Министерства здравоохранения РФ.

Особое внимание по исправлению сложившейся ситуации привлекает комплекс мер, а именно реализация «майских указов» Президента РФ. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 и распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р направлены на сохранение кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности медицинских профессий, через поэтапное повышение средней заработной платы медицинских работников [1,2].

В сентябре 2017 года, на «Едином портале проектов нормативных актов» были опубликованы данные, сообщающие о нехватке средств в бюджете фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) на зарплаты медицинским работникам после 2018 года, уровень которых определяется «майскими указами» президента РФ.

На сегодняшний день практически отсутствуют публикации по научному исследованию источников финансирования «дорожной карты» по оплате труда медицинских специалистов. Точка зрения, что выполнение целевых показателей возможно только за счет средств ОМС, не оправдывается.

Для значительного числа субъектов РФ 2017 год является наиболее сложным с точки зрения запланированных темпов прироста средней заработной платы медицинских работников. Изучение источников финансирования, как одного их элементов механизма достижения целевых показателей, актуально и востребовано.

В Санкт-Петербурге, в период с 2013 по 2016 год, достигнутые значения по «дорожной карте» по оплате труда медицинских сотрудников превышали установленные плановые показатели, и финансировались за счет всех источников. В 2017 году ожидаемые плановые значения для категорий персонала, входящих в группу «дорожной карты», определены распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2013 N 26-рп, у остальных категорий плановая средняя заработная плата увеличивается относительно 2016 года на 14,97 % (плановый рост базовой единицы, принимаемой для расчета должностных окладов и тарифных ставок (окладов) работников государственных учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга).

Таблица 1

Плановая среднесписочная численность медицинского персонала иплановая средняя заработная плата за счет всех источников финансирования в 2017 году

Категория персонала

Плановая среднесписочная численность, чел.

Плановая средняя заработная палата за счет всех источников финансирования, тыс. руб.

Врачи

22 331

100,22

СМП

36 120

50,11

ММП

6 402

50,11

Руководители медицинских организаций

2 686

119,61

Работники, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг)

879

58,89

Прочий персонал

22 555

41,78

На основании отчетности, в 2016 году средняя заработная плата для медицинских работников примерно на 64 % состояла из средств ОМС, у прочих категорий от 45 до 50 %. Отметим, что в том же году, доля затрат на оплату труда с начислениями в части расходов медицинских организаций, работающих в системе (ОМС) составляет в среднем 90 % (по данным Кужеля А.М, 2016).

Рассматривая расходы на Территориальную программу ОМС в Санкт-Петербурге, равные 79,79 млрд. рублей, из них подразумевается затратить 71,81 млрд. рублей — 55,24 млрд. рублей на заработную плату и 16,57 млрд. рублей на начисления. Данные значения соответствуют 62 % доли ОМС в общем объеме фонда оплаты труда за счет всех источников финансирования.

В 2017 году фонд оплаты труда всех сотрудников медицинских учреждений должен составить 56,90 млрд. рублей, что на 127 % больше уровня 2016 года. Фонд оплаты труда за счет финансовых источников, за исключением средств ОМС, возрастет на 5,41 млрд. рублей. Отметим, что если будет присутствовать дефицит средств, то средства ОМС смогут его перекрыть в ущерб развитию материально-технической базы учреждений.

Таблица 2

Планируемый фонд оплаты труда всех категорий сотрудников учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга на 2017 год

Категория сотрудников

Фон оплаты труда, млрд. руб.

2016

2017

Врачи

18,79

26,86

СМП

18,68

21,72

ММП

2,24

3,85

Руководители медицинских организаций

3,35

3,86

Работники, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги обеспечивающие предоставление медицинских услуг)

0,54

0,62

Прочий персонал

9,84

11,31

Итог

53,43

68,21

В то же время, средне городская тенденция, равная 62 % средств ОМС в общем фонде заработной платы, имеется не во всех учреждениях здравоохранения.

Таблица 3

Доля средств ОМС вобщем фонде оплаты труда в 2016 году по врачебному персоналу по типам учреждений вСанкт-Петербурге

Учреждения здравоохранения

Доля средств ОМС вобщем ФОТ,%

Скорая медицинская помощь

99,46

Поликлиники для взрослого населения

94,80

Поликлиники для детского населения

93,01

Стационары для детского населения

81,33

Женские консультации

78,95

Кожно-венерологические диспансеры (амб.)

78,04

Стоматологические поликлиники для детского населения

76,36

Стоматологические поликлиники для взрослого населения

65,49

Стационары для взрослого населения

61,50

Родильные дома

60,08

Центры

52,58

Установлено, что учреждениям скорой медицинской помощи и амбулаторно-полиниклиническим без должного увеличения финансирования средств ОМС не достичь в 2018 году требуемые показатели по «дорожной карте» по оплате труда. Стационары для взрослого населения, родильные дома, центры — медицинские организации, имеющие дополнительный источник финансирования, но получающие значительную часть расходов на ОМС (особенно стационары для взрослого населения), не должны подвергаться финансовой нагрузке из-за невыполнения другими типами учреждений установленных показателей.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
  2. Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы»
  3. Выступление В. В. Путина: «В Костромской области прошла традиционная акция «Волна здоровья»
Основные термины (генерируются автоматически): источников финансирования, оплаты труда, средств ОМС, оплате труда медицинских, медицинских работников, механизма достижения целевых, труда медицинских работников, средняя заработная плата, фонд оплаты труда, Президента РФ, разных источников финансирования, целевых показателей, достижения целевых значений, платы медицинских работников, достижения целевых показателей, заработной платы медицинских, счет средств ОМС, финансирования средств ОМС, элемент механизма достижения, «дорожной карты».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос