Особенности составления бюджета строительного проекта | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 21.09.2017

Статья просмотрена: 4231 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Н. Е. Особенности составления бюджета строительного проекта / Н. Е. Иванова, М. Э. Приступа. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/262/12942/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье рассматривается особенности составления бюджета проекта, алгоритм разработки бюджета проекта в строительной организации, предлагаются наглядные примеры бюджета проекта.

Ключевые слова: бюджетирование, бюджет, проект, строительство, смета, затраты, планирование, контроль, управление

В настоящее время абсолютно все организации занимаются составлением бюджета с целью контроля хозяйственной деятельности и улучшения ее результатов. Так строительные организации разрабатывают бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств. Наряду с такими бюджетами составляется еще и бюджет проекта. О нем и пойдет речь в данной статье.

Бюджет проекта подразумевает под собой план затрат, необходимых для его исполнения, в стоимостном выражении. На практике, в бюджет проекта включают затраты на покупку материалов, услуги сторонних организаций, а также амортизацию ОС и НМА.

Бюджет формируется в разрезе этапов проекта — участков работ, выполнение которых контролируется индивидуально. Также существуют параметры, которые непосредственно влияют на бюджет проекта, например, длительность работ, количество участников и используемой техники. Стоит учесть и специфические требования к результату.

В своей книге «Управление проектами для «чайников»» Портни Стэнли И. говорит о том, что бюджет проекта разрабатывается поэтапно и проходит несколько стадий развития в процессе своего воплощения в жизнь. Стадии представлены в таблице 1.

Таблица 1

Разработка бюджета на разных стадиях проекта

Стадия проекта

Стадия разработки бюджета

Концепция (замысел)

Приблизительная оценка работ

Разработка

Детальная проработка бюджета

Полный утвержденный бюджет

Начало

Пересмотр бюджета после назначения исполнителей и обеспечения необходимых ресурсов.

При необходимости, утверждение пересмотренного бюджета.

Исполнение

Корректировка бюджетавслучае изменения ситуации.

При необходимости, пересмотр и утверждение бюджета.

Завершение

Корректировка бюджета в случае изменения ситуации.

При необходимости, пересмотр и утверждение бюджета.

Концепция (замысел) проекта подразумевает под собой целесообразность проведения каких-либо работ проекта. На данной стадии важно разрабатывать бюджет, опираясь на выделенную сумму проекта. Поэтому главной задачей экономиста состоит в том, чтобы эффективно оценить основные статьи расходов.

Следующей стадией является детальная проработка бюджета. Иначе говоря, составляется рабочий план, который включает в себя:

  1. Перечень обоснований для осуществления проекта. На данном этапе важно понять, почему организация решила выполнить проект, кто является инициатором, какова цель данного проекта и для чего он предназначен.
  2. Описание плановых результатов проекта. Имея четко сформулированную цель проекта, экономисты определяют показатели, по которым будут оцениваться результаты. Стоит отметить еще то, что в проекте всегда должны указываться даты начала и окончания работ. Это позволит эффективно распределить и скоординировать работу в дальнейшем.
  3. Полный перечень видов работ для выполнения проекта. В данном пункте следует отметить конкретные виды работ и их количество. В строительстве случается так, что один вид работ содержать несколько отдельных. Соответственно, проект, в котором последовательной зависимостью связаны только отдельные работы, может занять больше времени, чем планировалось.
  4. Распределение обязанностей по центрам финансовой ответственности (ЦФО). В строительной организации любой проект сопровождается группой людей. Важно на данном этапе распределить обязанности для более эффективного контроля над исполнением бюджета проекта. Также это позволит быстро реагировать на изменение условий рынка
  5. График выполнения работ. Как отмечает автор, для реализации проекта необходимо построить сетевой график, так как он служит подобной «картой дорог» для проекта. Этапы путешествия каждого участника — это работы, а дорожные указатели — начало и конец следующего этапа. Путь представляет собой определенную последовательность работ по выполнению проекта. [1]
  6. Описание всех расходов. Как отмечалось ранее, на проект выделяется определенная сумма. Задача любой строительной организации состоит в том, чтобы максимально снизить затраты. В основном организации прибегают к сокращению расходов на материалы, а также стараются не задействовать всю технику, находящуюся на балансе. Данный метод позволяет снизить себестоимость проекта и часть денежных средств оставить в резерве под непредвиденные расходы.
  7. Создание резерва под непредвиденные расходы. Данный пункт тоже важен в бюджете проекта, так как неожиданные ситуации всегда случаются в строительстве. Экономистам необходимо определить риски проекта и разработать мероприятия, в случае их возникновения. В противном случае, это может спровоцировать срыв графика, нарушение бюджета, невыполнение поставленных задач и т. д.

Стадия «начало» подразумевает под собой такие действия как: назначение исполнителей поставка и распределение задач исполнителям, установление систем учета затрат и контроль за исполнение проекта.

На стадии «исполнение», как правило, выполняются поставленные задачи и выявляются возникающие проблемы. В связи с возникшими проблемами может произойти изменение постановок задач, графика работ и распределения ресурсов с тем, чтобы реализовать проект в соответствии с планом.

Стадия «завершение» еще не означает, что проект завершен. Для полного окончания работ требуется утвердить с заказчиком полученные результаты, а также провести анализ и оценку выполненного проекта.

Рассмотрев основные стадии развития бюджета проекта, предлагается пример (таблица 2) того, как он выглядит в строительной организации.

Таблица 2

Пример бюджета проекта встроительной организации

Наименование этапа работ

Всего по проекту

______ год

Тыс. руб.

%

Январь

Декабрь

Итого на реализацию проекта

план

факт

Земельные отношения. Выкуп права аренды. Арендные платежи

план

факт

I этап

Проектирование, тех подключение к сетям

план

факт

1.1

Геология, геодезия

план

факт

1.2

Проектирование, тех условия

план

факт

1.3

….

план

факт

II этап

Строительство

план

факт

2.1

Подготовительные работы. Ограждение стройплощадки.

план

факт

2.2

Земляные работы. Устройство фундаментов.

план

факт

2.3

план

факт

III этап

Реализация квартир

план

факт

3.1

Оформление, регистрация, страхование

план

факт

3.2

Содержание жилья

план

факт

3.3

….

план

факт

Для всех этапов бюджета строительного проекта разрабатывается проектно-сметная документация, где подробно отражаются расходы на материалы, выплату заработной платы (в т. ч. во внебюджетные фонды), амортизацию ОС и прочие. [2] Пример сметы представлен в таблице 3.

Таблица 3

Пример сметы на выполнение работ по строительному проекту

Статья

Итого

______ год

Январь

Декабрь

I этап

Проектирование, тех подключение к сетям

план

факт

1.1.

Геология, геодезия

план

факт

1.1.1

— материальные затраты

план

факт

1.1.2

— затраты на оплату труда

план

факт

1.1.3

— отчисления во внебюджетные фонды

план

факт

1.1.4

— амортизация ОС

план

факт

1.1.5

— прочие затраты

план

факт

1.2

II этап

Итого

Стоит также отметить то, что необходимо обеспечивать своевременное планирование показателей бюджета проекта и координировать работу сотрудников, участвующих в проекте. Для этого формируется внутренний регламент. В нем рекомендуется перечислить задачи (функции), связанные с формированием и актуализацией бюджета, работников, ответственных за их выполнение, указать, с какой периодичностью (или к какому моменту времени) должны предоставляться данные, а также на основе какой исходной информации. [2]

Также необходимо постоянно контролировать исполнение бюджета проекта в стоимостном и натуральном выражении. Руководителю проекта нужно выявить отклонения, проанализировать их, разработать мероприятия по их устранению, а при необходимости внести предложения по корректировке бюджета.

Кроме того, нужно проконтролировать, соответствуют ли плану фактически выполняемые на объекте работы (их объемы и стоимость), цены на используемые строительные материалы и оборудование. Также стоит удостовериться, что закрывающие документы своевременно передаются в бухгалтерию. [2]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что бюджет проекта играет важную роль в строительстве. Он позволяет определить потребности для исполнения обязательств перед заказчиком, спланировать вложение средств, а также спрогнозировать основные показатели эффективности проекта, принимаемого к исполнению. Введение статей, описывающих этапы проекта в бюджет, позволяет эффективно отслеживать каждый шаг за исполнением бюджета. Подробное описание сметы дает возможность наглядно показать, сколько затрат составит каждый этап выполнения строительства. Такие статьи как план, факт позволят повысить эффективность исполнения бюджета проекта. На основании данных статей, экономисты могут выявить отклонения, проанализировать ситуацию и быстро спрогнозировать дальнейший план действий, что позволит реализовать поставленные задачи в установленные сроки.

Литература:

  1. Портни Стэнли И. Управление проектами для «чайников. — Отдельное издание. — М.: Вильямс, 2008. — 368 с.
  2. Как составить бюджет строительного проекта // Финансовый директор. URL: https://fd.ru/recommend/2548-kak-sostavit-byudjet-stroitelnogo-proekta
  3. Иванова Н. Е. // Организация управленческого контроля в системе бюджетирования. — Наука и современность. — 2012— № 15–4. — С. 48–52
Основные термины (генерируются автоматически): бюджет проекта, план, факт, проект, амортизация ОС, строительная организация, этап, III, детальная проработка бюджета, строительный проект.

Похожие статьи

Особенности бюджетирования в строительной отрасли

Особенности составления бюджета строительного проекта. Ключевые слова: бюджетирование, бюджет, проект, строительство, смета, затраты, планирование, контроль, управление.

Совершенствование системы бюджетирования...

Пятый этап включает работы по составлению бюджетов на планируемый период [4].

Амортизация. Сводный операционный бюджет

Посетите сайты наших проектов.

Бизнес проект «Создание Агро-кластера при школе»

Цель проекта: составление бизнес-план на основании программы развития «Инновационные модели сельской школы» и проекта «Приобщение учащихся к сельскохозяйственному труду через

Строительные материалы. На ремонт старого хотона, изгороди -32000.

Проблемы учета затрат в строительной отрасли

Амортизация основных средств. 2,8.

Предвиденные расходы принимаются к учету либо по мере их возникновения в процессе выполнения работ по строительству (по устранению недоделок в проектах и строительно-монтажных работах, по разборке оборудования из-за...

Бюджетирование с нулевой базой | Статья в сборнике...

Задача бюджетированиясоставление бюджетов, в которых отражена более

Реализация бюджетов непосредственно связана с реализацией общей стратегии организации.

На первом этапе также назначаются руководители проектов и формулируются цели их реализации.

Применение задач оптимизации в управлении...

изучение методологии управления инвестиционно-строительными проектами (ИСП)

Нерациональная организация транспортных потоков может привести к простоям в работе строительных бригад и к удорожанию доставки стройматериалов.

Особенности управленческого учёта в строительных организациях

Особенности бюджетирования в строительной отрасли. строительная организация, строительная отрасль, бюджет, система, строительство, срок возведения, получение разрешения, хозяйственная деятельность, строительная продукция...

Финансовый план как важнейшая составляющая бизнес-плана

Представлены основные стандарты для составления бизнес-плана, следовательно, и финансового плана.

Позволяет установить рациональные отношения с бюджетом

 подробный финансовый план;  оценка рисков проекта на каждой стадии его реализации.

Похожие статьи

Особенности бюджетирования в строительной отрасли

Особенности составления бюджета строительного проекта. Ключевые слова: бюджетирование, бюджет, проект, строительство, смета, затраты, планирование, контроль, управление.

Совершенствование системы бюджетирования...

Пятый этап включает работы по составлению бюджетов на планируемый период [4].

Амортизация. Сводный операционный бюджет

Посетите сайты наших проектов.

Бизнес проект «Создание Агро-кластера при школе»

Цель проекта: составление бизнес-план на основании программы развития «Инновационные модели сельской школы» и проекта «Приобщение учащихся к сельскохозяйственному труду через

Строительные материалы. На ремонт старого хотона, изгороди -32000.

Проблемы учета затрат в строительной отрасли

Амортизация основных средств. 2,8.

Предвиденные расходы принимаются к учету либо по мере их возникновения в процессе выполнения работ по строительству (по устранению недоделок в проектах и строительно-монтажных работах, по разборке оборудования из-за...

Бюджетирование с нулевой базой | Статья в сборнике...

Задача бюджетированиясоставление бюджетов, в которых отражена более

Реализация бюджетов непосредственно связана с реализацией общей стратегии организации.

На первом этапе также назначаются руководители проектов и формулируются цели их реализации.

Применение задач оптимизации в управлении...

изучение методологии управления инвестиционно-строительными проектами (ИСП)

Нерациональная организация транспортных потоков может привести к простоям в работе строительных бригад и к удорожанию доставки стройматериалов.

Особенности управленческого учёта в строительных организациях

Особенности бюджетирования в строительной отрасли. строительная организация, строительная отрасль, бюджет, система, строительство, срок возведения, получение разрешения, хозяйственная деятельность, строительная продукция...

Финансовый план как важнейшая составляющая бизнес-плана

Представлены основные стандарты для составления бизнес-плана, следовательно, и финансового плана.

Позволяет установить рациональные отношения с бюджетом

 подробный финансовый план;  оценка рисков проекта на каждой стадии его реализации.