Совершенствование системы управления землями сельскохозяйственного назначения в муниципалитетах | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Казань, август 2017)

Дата публикации: 14.07.2017

Статья просмотрена: 122 раза

Библиографическое описание:

Клипина Е. А. Совершенствование системы управления землями сельскохозяйственного назначения в муниципалитетах [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). — Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 28-34. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12779/ (дата обращения: 19.06.2018).



Рассмотрена, система управления землями сельскохозяйственного назначения на примере четырех областей: Белгородской, Пензенской, Самарской, Саратовской. При анализе системы управления землями сельскохозяйственного назначения был использован системный подход. Предложена новая организационная структура по управлению землями сельскохозяйственного назначения на примере Саратовской области с учётом применения пятибалльной системы оценки в информационных, консультационных потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей муниципалитетов. В процессе исследования структурные подразделения органов управления в сельском хозяйстве муниципалитетов были систематизированы и разделены на организационно-правовые формы управления землями сельскохозяйственного назначения.

Ключевые слова: система, управление, земли сельскохозяйственного назначения

Организационные структуры Администраций Белгородской, Пензенской, Самарской, Саратовской областей представляет собой сложную экономическую систему, объединяющие в себе элементы управления. В настоящее время земли сельскохозяйственного назначения являются предметом множество процессов и юридических сделок. Регионы заинтересованы в том, чтобы земли сельскохозяйственного назначения в муниципалитетах использовались более рационально, поэтому земельные отношения регулируются нормативно-правовыми актами (табл. 1).

Отделы и управления на муниципальном уровне в Белгородской области находятся в ведении Управления сельским хозяйствам, Управления земельных отношений, Департамента по экономическому развитию. К недостаткам данной системы можем отнести многофункциональность отделов управлений сельским хозяйством, инновационными технологиями, малым и средним предпринимательством, которые при недостатке профильных специалистов не позволяют на практике, принимать эффективные управленческие решения [3].

Управление землями сельскохозяйственного назначения в районах Пензенской области проводят Управления, Отделы деятельность, которых связана с функциями малого и среднего предпринимательства, сельского хозяйства и инновационных технологий. К достоинству данной системы можем отнести наличие экспертов, специалистов по регулированию земельных отношений не во всех районах (Никольский, Шемшейский, Спасский, Сосновоборский, Городищенский). Основные функции данных специалистов — обеспечение, соблюдение обязательных требований в использовании земель и выявление, предупреждение нарушений в сфере земельных отношений юридических и физических лиц [4]. В организационных структурах Саратовской и Самарской областей, так же, как и в Белгородской области, наблюдается недостаток профильных специалистов.

В Саратовской области управление землями занимаются: инспектор по муниципальному земельному контролю при секторе по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям администрации района в составе управления сельским хозяйством (Александро-Гайский муниципальный район); инспектор по использованию и охране земель при отделе земельных отношений в составе комитета по вопросам экономики (Аркадакский муниципальный район) и ведущий специалист комитета по управлению муниципальным имуществом (Балашовский муниципальный район).

Таблица 1

Отличительные особенности управления землями сельскохозяйственного назначения на муниципальном уровне регионов

Критерии

Белгородская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Отличительные особенности

Управление сельского хозяйства, Управление сельского хозяйства и продовольствия, Управления развития агропромышленного комплекса, отдел по сельскому хозяйству

Управление сельского хозяйства, управление сельского хозяйства и предпринимательства, отдел сельского хозяйства и экономики и т. д.

Управление сельского хозяйства, управление сельского хозяйства и предпринимательства, отдел сельского хозяйства и экономики, отдел по развитию сельского хозяйства и т. д.

Управления сельского хозяйства, Управления сельского хозяйства и продовольствия, Комитеты сельского хозяйства, Отделы сельского хозяйства и продовольствия и т. д.

Достоинства

Отделы и управления находятся в ведении Управления сельским хозяйствам, Управления земельных отношений, Департамента по экономическому развитию.

Управления, Отделы деятельность, которых большей частью связана с функциями малого и среднего предпринимательства, сельского хозяйства и инновационных технологий, отдел экономики,

Комиссии: по муниципальному контролю за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, по планированию и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, по сельскому хозяйству, земельным отношениям и экологии

Проведения плановых и внеплановых проверок, в отношении малого и среднего предпринимательства; оформление земель сельскохозяйственного назначения

Недостатки

Не хватает профильных специалистов, что на практике, не позволяет принимать эффективные управленческие решения

Достижения

Многофункциональность отделов управлений сельским хозяйством, инновационными технологиями, малым и средним предпринимательством

Наличие экспертов, специалистов по регулированию земельных отношений не во всех районах

Проводят выездные совещания по вопросу регистрации земель и выявления невостребованных долей с участием всех служб

Наличие инспектора по муниципальному земельному контролю

[Источник: составлено автором]

Основные функции данных специалистов: проведения плановых и внеплановых проверок, в отношении малого и среднего предпринимательства; оформление земель сельскохозяйственного назначения; работа со списками собственников невостребованных земельных долей для подготовки к межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков. С последующей регистрацией этих земель, ведения дежурных карт по землям сельскохозяйственного назначения, учета земельных участков, переданных юридическим и физическим лицам на праве аренды, а также контроль за поступлением арендной платы [1].

В Самарской области Комиссии: по муниципальному контролю за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, по планированию и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, по сельскому хозяйству, земельным отношениям и экологии проводят совещания по вопросу регистрации земель и выявления невостребованных долей с участием всех служб района, занятых в процессе регистрации.

Проводят выездные встречи в сельские поселения района, разъяснительную работу на местах с собственниками земельных долей. В составе данных комиссий входят: представители экологической службы, архитектуры, земельного комитета, комитета по управлению муниципальной собственностью, представители Управления федеральной службы регистрации, кадастра и картографии и ФГБУ «ФКП Росреестра» по области (по согласованию).

Инспекция, по муниципальному контролю готовит отчет о результатах своей деятельности по итогам года Главе муниципального района, для принятия управленческих решений в сфере управления землями [2].

Сложившийся механизм управления использования земель сельскохозяйственного назначения распределен по разным отделам и управлениям, что свидетельствует о низкой эффективности принимаемых решений муниципальными органами власти.

В действующих организационных структурах отсутствует единоначалия во всех исследуемых муниципалитетах, при решении задач по мониторингу земель, управления государственным имуществом и приватизации, социально-экономического развития муниципального района из-за различия в управлении землями сельскохозяйственного назначения.

Проводя опрос сельскохозяйственных товаропроизводителей по выявлению информационных, консультационных потребностей в управлении землями сельскохозяйственного назначения в муниципалитетах Саратовской области было вывялено: проверку по соблюдению земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения проводит только Россельхознадзор с последующим оформлением протокола, о существовании земельного комитета знают не многие, а некоторые затрудняются ответить на вопрос: «Какой орган управления земельными ресурсами имеется в Вашем муниципальном районе?»

Сведения о предпринятых мерах Россельхознадзора в рамках административного производства по фактам выявленных правонарушений за 2014 год даётся в графике по всем исследуемым регионам. По выявлению нарушения земельного законодательства территориальным Россельхознадзором в 2015 году произошли следующие изменения. Наибольшая площадь проверенных земель находится в Самарской области 36122,6 га, выявлено нарушений 4964 ед., в Саратовской области площадь составило 30236,1 га, количество нарушений 1503 ед. По аналогичным показателям заметно снижение в Белгородской и Пензенской областях, площади — 1642,7 и 1617,9 га, количество нарушений — 1302 и 1763 ед. По итогам рассмотренных материалов по нарушению земельного законодательства следует отметить, что основные изменения произошли так же в Самарской области выписано протоколов — 4692 шт., предписаний на устранение нарушений — 1618 шт., предупреждение о возможном прекращении права на землю- 1 шт., по сравнению с Пензенской областью, где протоколов было выписано — 1748 шт., предписаний — 1231 шт., предупреждений — 19 шт. В других регионах произошли незначительные изменения, больше всего выдано протоколов по нарушению земельного законодательства в Саратовской — 1274 шт., по сравнению с Белгородской — 1136 шт., предупреждений в — 11 шт., по отношению к 0 шт. в Саратовской области. Выдано предписаний — (741; 638) шт. Привлечено к административной ответственности юридических и физических лиц за нарушения земельного законодательства в Самарской области — 4043 ед., наложено штрафов — 10148,12 тыс. руб., взыскано штрафов 6946,95 тыс. руб. Наименьшее количество привлеченных к административной ответственности в Белгородской области — 1086 ед., наложено штрафов на сумму 1918,05 тыс. руб. и взыскано штрафов на сумму 1419,52 тыс. руб. На 2016,35 тыс. руб. взыскано штрафов с юридических и физических лиц в количестве 1237 ед., а наложено штрафов на сумму 2313,05 тыс. руб. в Саратовской области. По данным Пензенской области оштрафовано 1641 ед., на сумму 1161,40 тыс.руб., взыскано- 1138,80 тыс.руб. Устранено нарушений в Белгородской — 373 ед. на площади 930,4 га, в Пензенской — 560 ед. на 3453,7 га, в Самарской — 746 ед. на 13973,0 и в Саратовской областях — 610 ед. на 18296,0 га.

Рис. 1. Сведения о проверках Россельхознадзора [Источник: составлено автором]

Отсюда можно сделать следующие выводы: функции территориального Россельхознадзора — проводить регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель; создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле; воспроизводства плодородия почв; сохранения и улучшения природной среды и охрана прав на землю крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, проводят не в полном объеме [5].

От проверок представителями территориальных органов соблюдения земельного законодательства юридическими и физическими лицами в регионах зависит эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения и наполняемость бюджета муниципалитетов и региона земельными платежами.

Органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков по договору аренды, безвозмездного пользования, купли-продажи, соглашений об установлении сервитута, соглашений о перераспределении земель и земельных участков, принятие решений о перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование таких земель и земельных участков, на основании Федерального закона № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.01.2017г., в соответствии с которым внесены изменения в статью 3.3. Федерального закона от 25 октября 2001 год № 137 — ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» [6].

Законодательное подтверждение такого решения устанавливаются в Административных регламентах на территории муниципальных районах и утверждаются постановлением Главы администрации муниципального района.

Для повышения эффективного управления землями сельскохозяйственного назначения муниципалитетов исследуемых областей необходимо использовать внутренний потенциал, а именно, неучтенные земельные доли, заброшенные пашни, которые помогут органам власти пополнить местный бюджет. Для этого необходимо ввести отдельную единицу в штат — специалиста (по землям сельскохозяйственного назначения), либо из представителей К(Ф)Х и ЛПХ которые в свою очередь способны выполнять функцию реализации консультационных потребностей.

В Саратовской области на базе Министерства сельского хозяйства было создано Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Информационно-консультационная служба агропромышленного комплекса Саратовской области» в соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области от 08 июня 2011 года № 1 56-Пр «О создании государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Информационно-консультационная служба агропромышленного комплекса».

Функции учредителя осуществляет Министерство сельского хозяйства Саратовской области в соответствии с законодательством. Учреждение является юридическим лицом с самостоятельным балансом, расчетным и иными счетами в банках, имеющим круглую печать с наименованием организации, штамп, бланки, а также оно может иметь товарный знак (знак обслуживания) (табл.2).

Таблица 2

Положительные иотрицательные стороны деятельности УКС АПК Саратовской области

п/п

Положительные стороны

Отрицательные стороны

1.

Использование инновационных технологий

Дефицит кадров

2.

Ежегодно подготавливает методические рекомендации по различным направлениям хозяйственной деятельности

Консультационная деятельность с выездом на место 1 раз в месяц одно хозяйство (платно),

является главным источником дохода

[Источник: составлено автором]

Виды деятельности ГБУ СО «УКС АПК Саратовской области»: в области права, в области животноводства, в области бухгалтерского учета и аудита, в области животноводства, растениеводства, электросвязи, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, деятельность дизайнеров, обучения и обмен опыта сельскохозяйственных товаропроизводителей. Все перечисленные положительные стороны влияют на развитие сельского хозяйства в регионе. Однако отрицательные стороны могут влиять на показатели эффективности работы сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Использование только инновационные технологии и методические рекомендации без бесплатных консультационных услуг затрудняет работу сельхозтоваропроизводителей.

На основании полученных данных можно прийти к выводу, что моменты такого противостояния в управлении отразились на ряде оценок при проведении опроса о деятельности управлений и отделов по сельскому хозяйству. Считается, что Управление и отделы по сельскому хозяйству в муниципалитетах при принятии решений руководствуются следующими критериями: данными проверок специалистов, положений, распорядительных актов администрации.

Подводя итог, можно констатировать, что для улучшения работы в управлении землями сельскохозяйственного назначения было бы полезно: наладить взаимодействие органов управления сельского хозяйства по землям сельскохозяйственного назначения и специалиста по землям сельскохозяйственного назначения на муниципальном уровне. Как, отмечалась, выше специалист по землям сельскохозяйственного назначения придал, новый импульс в управлении землями сельскохозяйственного назначения на муниципальном уровне. В муниципальных районах Белгородской и Пензенской областей функции за землями сельскохозяйственного назначения возложены на специалиста входящий в штат подразделения осуществляющих контроль и управление за данными землями.

Наиболее развернутая форма консультационной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в Самарской области к недостаткам такой системы следует отнести многофункциональность комиссий, которая на практике не может принимать эффективное управленческое решение по консультационной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, работающая на основании плана-графика на год.

Хотя конфронтация между муниципальными органами власти и представителями К(Ф)Х и ЛПХ, представляющие разные управленческие структуры не обходимо согласования. Иначе трудно рассчитать единство в управлении для реализации долгосрочных стратегий. В этой связи полезно было бы проведение информационных консультаций по актуальным проблемам управления землями сельскохозяйственного назначения. В связи с неизбежность изменения функций старых организационных структур и нечеткостью новых необходимо выработать единые критерии в рамках методологических семинаров с К(Ф)Х и ЛПХ в системе управления землями сельскохозяйственного назначения.

Рис. 2. Схема сформированной консультационной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на примере Саратовской области [Источник: составлено автором]

На примере Саратовской области, рассмотрим контроль за землями сельскохозяйственного назначения, который предлагается возложить на специалиста, как на отдельную единицу при администрации, выполняющие организационно управленческие функции к сельскохозяйственным товаропроизводителям, это стратегический менеджмент, планирование, диагностический анализ ситуации, оценка конкурентоспособности, прогноз и выбор сценариев (рис. 2).

Целесообразность имеющейся организационной структуры, объясняется решением ведомственных задач, но и показывает целостность в объединение усилий для эффективного управления землями сельскохозяйственного назначения в муниципалитетах. К недостаткам данной системы можно отнести отсутствие взаимосвязи с сельскохозяйственными товаропроизводителями и муниципалитетом.

Данное взаимодействие можно обеспечить по вертикали с помощью специалиста (по землям сельскохозяйственного назначения) и подразделениями Министерства сельского хозяйства Саратовской области, Межведомственной комиссией по вопросам контроля земельного законодательства, по вопросам, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения и консультированием по выкупу земельных долей в пользу хозяйств, ведения дел по заключению и расторжению договора аренды и арендной платы.

В эффективном управлении земельным фондом муниципалитета необходимо взаимодействие участников всей системы управления, предлагается осуществлять координацию с Министерством сельского хозяйства и Межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с владением, пользованием, распоряжением, земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения и информационно — консультационной службы.

На данный момент при обосновании управленческих решений и оценки деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей на землях сельскохозяйственного назначения применяют систему показателей: сельскохозяйственные угодья, прибыль, валовой доход, рентабельность, выручка от реализации продукции, себестоимость продукции, производительность труда.

Однако в условиях рыночных отношений главным должно быть использование пяти бальной системы, которая позволит провести комплексную оценку в информационных, консультационных потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в управлении землями сельскохозяйственного назначения.

В новой схеме формирования консультационной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо добавить следующие функции управления землями сельскохозяйственного назначения: региональным органам власти — разработка методик, или административно правовых норм для сельскохозяйственных товаропроизводителей; муниципальным органам власти — структурный анализ (тенденции, закономерности, требования), специалисту (по земельным отношениям) — постановку проблемы, прогноз, стратегии для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В итоге сельскохозяйственные товаропроизводители получат новые знания в принятии управленческих решений по землям сельскохозяйственного назначения (рис. 3).

В работе рассмотрено использование системного подхода в управлении землями сельскохозяйственного назначения на муниципальном уровне, сделаны следующие выводы:

Выполнена классификация и дана характеристика основных методов управления землями сельскохозяйственного назначения: ситуационного и информационно-аналитического, консультационного. Каждый их них оценен по следующим признакам: содержанию, направленности использования в организационной форме. Эти методы направлены на обеспечение четкой организации процесса управления землями сельскохозяйственного назначения в сельском хозяйстве муниципалитетов исследуемых регионов.

Рис. 3 Схема формирования консультационной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей специалистом по земельным отношениям в муниципалитетах на примере Саратовской области [Источник: составлено автором]

В работе рассмотрено использование системного подхода в управлении землями сельскохозяйственного назначения на муниципальном уровне, сделаны следующие выводы:

  1. Выполнена классификация и дана характеристика основных методов управления землями сельскохозяйственного назначения: ситуационного и информационно-аналитического, консультационного. Каждый их них оценен по следующим признакам: содержанию, направленности использования в организационной форме. Эти методы направлены на обеспечение четкой организации процесса управления землями сельскохозяйственного назначения в сельском хозяйстве муниципалитетов исследуемых регионов.
  2. Научно обоснован информационно-аналитический метод поддержки принятия решений для сельскохозяйственных товаропроизводителей при управлении землями сельскохозяйственного назначения. Метод структурирован в схему, представляющий собой принятия управленческого решения для региональных, муниципальных органов власти и специалиста (по землям сельскохозяйственного назначения) и сельхозтоваропроизводителей.
  3. Выбранные методы исследования системы управления землями сельскохозяйственного назначения предназначены для оценки существующей системы управления и выявлению новых, с целью выработки эффективных управленческих решений.

Показано, что полученные результаты имеют общий характер и могут быть применены для организационных структур в других регионах.

Литература:

  1. Министерство сельского хозяйства Саратовской области: функции, задачи [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://minagro.saratov.gov.ru/about/ (дата обращения 11.07.2017г.)
  2. Министерство сельского хозяйства Пензенской области: функции, задачи [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.mcx-penza.ru/ (дата обращения 11.07.2017г.)
  3. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области: функции, задачи [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.samregion.ru/ (дата обращения 11.07.2017г.)
  4. Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области: задачи, функции [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.belregion.ru/ (дата обращения 11.07.2017г.)
  5. Россельхознадзор РФ: функции, задачи [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.fsvps.ru/fsvps/main.html (дата обращения 11.07.2017г.)
  6. Федеральный закон № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс].– http://docs.cntd.ru Режим доступа: (дата обращения 11.07.2017г.)
Основные термины (генерируются автоматически): сельскохозяйственное назначение, сельское хозяйство, Саратовская область, земля, управление землями, управление, земельное законодательство, Пензенская область, Самарская область, муниципальный уровень.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос