Автор: Клипина Елена Александровна

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Самара, август 2017)

Дата публикации: 14.07.2017

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Клипина Е. А. Совершенствование системы управления землями сельскохозяйственного назначения в муниципалитетах [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 28-34.



Рассмотрена, система управления землями сельскохозяйственного назначения на примере четырех областей: Белгородской, Пензенской, Самарской, Саратовской. При анализе системы управления землями сельскохозяйственного назначения был использован системный подход. Предложена новая организационная структура по управлению землями сельскохозяйственного назначения на примере Саратовской области с учётом применения пятибалльной системы оценки в информационных, консультационных потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей муниципалитетов. В процессе исследования структурные подразделения органов управления в сельском хозяйстве муниципалитетов были систематизированы и разделены на организационно-правовые формы управления землями сельскохозяйственного назначения.

Ключевые слова: система, управление, земли сельскохозяйственного назначения

Организационные структуры Администраций Белгородской, Пензенской, Самарской, Саратовской областей представляет собой сложную экономическую систему, объединяющие в себе элементы управления. В настоящее время земли сельскохозяйственного назначения являются предметом множество процессов и юридических сделок. Регионы заинтересованы в том, чтобы земли сельскохозяйственного назначения в муниципалитетах использовались более рационально, поэтому земельные отношения регулируются нормативно-правовыми актами (табл. 1).

Отделы и управления на муниципальном уровне в Белгородской области находятся в ведении Управления сельским хозяйствам, Управления земельных отношений, Департамента по экономическому развитию. К недостаткам данной системы можем отнести многофункциональность отделов управлений сельским хозяйством, инновационными технологиями, малым и средним предпринимательством, которые при недостатке профильных специалистов не позволяют на практике, принимать эффективные управленческие решения [3].

Управление землями сельскохозяйственного назначения в районах Пензенской области проводят Управления, Отделы деятельность, которых связана с функциями малого и среднего предпринимательства, сельского хозяйства и инновационных технологий. К достоинству данной системы можем отнести наличие экспертов, специалистов по регулированию земельных отношений не во всех районах (Никольский, Шемшейский, Спасский, Сосновоборский, Городищенский). Основные функции данных специалистов — обеспечение, соблюдение обязательных требований в использовании земель и выявление, предупреждение нарушений в сфере земельных отношений юридических и физических лиц [4]. В организационных структурах Саратовской и Самарской областей, так же, как и в Белгородской области, наблюдается недостаток профильных специалистов.

В Саратовской области управление землями занимаются: инспектор по муниципальному земельному контролю при секторе по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям администрации района в составе управления сельским хозяйством (Александро-Гайский муниципальный район); инспектор по использованию и охране земель при отделе земельных отношений в составе комитета по вопросам экономики (Аркадакский муниципальный район) и ведущий специалист комитета по управлению муниципальным имуществом (Балашовский муниципальный район).

Таблица 1

Отличительные особенности управления землями сельскохозяйственного назначения на муниципальном уровне регионов

Критерии

Белгородская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Отличительные особенности

Управление сельского хозяйства, Управление сельского хозяйства и продовольствия, Управления развития агропромышленного комплекса, отдел по сельскому хозяйству

Управление сельского хозяйства, управление сельского хозяйства и предпринимательства, отдел сельского хозяйства и экономики и т. д.

Управление сельского хозяйства, управление сельского хозяйства и предпринимательства, отдел сельского хозяйства и экономики, отдел по развитию сельского хозяйства и т. д.

Управления сельского хозяйства, Управления сельского хозяйства и продовольствия, Комитеты сельского хозяйства, Отделы сельского хозяйства и продовольствия и т. д.

Достоинства

Отделы и управления находятся в ведении Управления сельским хозяйствам, Управления земельных отношений, Департамента по экономическому развитию.

Управления, Отделы деятельность, которых большей частью связана с функциями малого и среднего предпринимательства, сельского хозяйства и инновационных технологий, отдел экономики,

Комиссии: по муниципальному контролю за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, по планированию и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, по сельскому хозяйству, земельным отношениям и экологии

Проведения плановых и внеплановых проверок, в отношении малого и среднего предпринимательства; оформление земель сельскохозяйственного назначения

Недостатки

Не хватает профильных специалистов, что на практике, не позволяет принимать эффективные управленческие решения

Достижения

Многофункциональность отделов управлений сельским хозяйством, инновационными технологиями, малым и средним предпринимательством

Наличие экспертов, специалистов по регулированию земельных отношений не во всех районах

Проводят выездные совещания по вопросу регистрации земель и выявления невостребованных долей с участием всех служб

Наличие инспектора по муниципальному земельному контролю

[Источник: составлено автором]

Основные функции данных специалистов: проведения плановых и внеплановых проверок, в отношении малого и среднего предпринимательства; оформление земель сельскохозяйственного назначения; работа со списками собственников невостребованных земельных долей для подготовки к межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков. С последующей регистрацией этих земель, ведения дежурных карт по землям сельскохозяйственного назначения, учета земельных участков, переданных юридическим и физическим лицам на праве аренды, а также контроль за поступлением арендной платы [1].

В Самарской области Комиссии: по муниципальному контролю за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, по планированию и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, по сельскому хозяйству, земельным отношениям и экологии проводят совещания по вопросу регистрации земель и выявления невостребованных долей с участием всех служб района, занятых в процессе регистрации.

Проводят выездные встречи в сельские поселения района, разъяснительную работу на местах с собственниками земельных долей. В составе данных комиссий входят: представители экологической службы, архитектуры, земельного комитета, комитета по управлению муниципальной собственностью, представители Управления федеральной службы регистрации, кадастра и картографии и ФГБУ «ФКП Росреестра» по области (по согласованию).

Инспекция, по муниципальному контролю готовит отчет о результатах своей деятельности по итогам года Главе муниципального района, для принятия управленческих решений в сфере управления землями [2].

Сложившийся механизм управления использования земель сельскохозяйственного назначения распределен по разным отделам и управлениям, что свидетельствует о низкой эффективности принимаемых решений муниципальными органами власти.

В действующих организационных структурах отсутствует единоначалия во всех исследуемых муниципалитетах, при решении задач по мониторингу земель, управления государственным имуществом и приватизации, социально-экономического развития муниципального района из-за различия в управлении землями сельскохозяйственного назначения.

Проводя опрос сельскохозяйственных товаропроизводителей по выявлению информационных, консультационных потребностей в управлении землями сельскохозяйственного назначения в муниципалитетах Саратовской области было вывялено: проверку по соблюдению земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения проводит только Россельхознадзор с последующим оформлением протокола, о существовании земельного комитета знают не многие, а некоторые затрудняются ответить на вопрос: «Какой орган управления земельными ресурсами имеется в Вашем муниципальном районе?»

Сведения о предпринятых мерах Россельхознадзора в рамках административного производства по фактам выявленных правонарушений за 2014 год даётся в графике по всем исследуемым регионам. По выявлению нарушения земельного законодательства территориальным Россельхознадзором в 2015 году произошли следующие изменения. Наибольшая площадь проверенных земель находится в Самарской области 36122,6 га, выявлено нарушений 4964 ед., в Саратовской области площадь составило 30236,1 га, количество нарушений 1503 ед. По аналогичным показателям заметно снижение в Белгородской и Пензенской областях, площади — 1642,7 и 1617,9 га, количество нарушений — 1302 и 1763 ед. По итогам рассмотренных материалов по нарушению земельного законодательства следует отметить, что основные изменения произошли так же в Самарской области выписано протоколов — 4692 шт., предписаний на устранение нарушений — 1618 шт., предупреждение о возможном прекращении права на землю- 1 шт., по сравнению с Пензенской областью, где протоколов было выписано — 1748 шт., предписаний — 1231 шт., предупреждений — 19 шт. В других регионах произошли незначительные изменения, больше всего выдано протоколов по нарушению земельного законодательства в Саратовской — 1274 шт., по сравнению с Белгородской — 1136 шт., предупреждений в — 11 шт., по отношению к 0 шт. в Саратовской области. Выдано предписаний — (741; 638) шт. Привлечено к административной ответственности юридических и физических лиц за нарушения земельного законодательства в Самарской области — 4043 ед., наложено штрафов — 10148,12 тыс. руб., взыскано штрафов 6946,95 тыс. руб. Наименьшее количество привлеченных к административной ответственности в Белгородской области — 1086 ед., наложено штрафов на сумму 1918,05 тыс. руб. и взыскано штрафов на сумму 1419,52 тыс. руб. На 2016,35 тыс. руб. взыскано штрафов с юридических и физических лиц в количестве 1237 ед., а наложено штрафов на сумму 2313,05 тыс. руб. в Саратовской области. По данным Пензенской области оштрафовано 1641 ед., на сумму 1161,40 тыс.руб., взыскано- 1138,80 тыс.руб. Устранено нарушений в Белгородской — 373 ед. на площади 930,4 га, в Пензенской — 560 ед. на 3453,7 га, в Самарской — 746 ед. на 13973,0 и в Саратовской областях — 610 ед. на 18296,0 га.

Рис. 1. Сведения о проверках Россельхознадзора [Источник: составлено автором]

Отсюда можно сделать следующие выводы: функции территориального Россельхознадзора — проводить регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель; создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле; воспроизводства плодородия почв; сохранения и улучшения природной среды и охрана прав на землю крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, проводят не в полном объеме [5].

От проверок представителями территориальных органов соблюдения земельного законодательства юридическими и физическими лицами в регионах зависит эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения и наполняемость бюджета муниципалитетов и региона земельными платежами.

Органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков по договору аренды, безвозмездного пользования, купли-продажи, соглашений об установлении сервитута, соглашений о перераспределении земель и земельных участков, принятие решений о перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование таких земель и земельных участков, на основании Федерального закона № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.01.2017г., в соответствии с которым внесены изменения в статью 3.3. Федерального закона от 25 октября 2001 год № 137 — ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» [6].

Законодательное подтверждение такого решения устанавливаются в Административных регламентах на территории муниципальных районах и утверждаются постановлением Главы администрации муниципального района.

Для повышения эффективного управления землями сельскохозяйственного назначения муниципалитетов исследуемых областей необходимо использовать внутренний потенциал, а именно, неучтенные земельные доли, заброшенные пашни, которые помогут органам власти пополнить местный бюджет. Для этого необходимо ввести отдельную единицу в штат — специалиста (по землям сельскохозяйственного назначения), либо из представителей К(Ф)Х и ЛПХ которые в свою очередь способны выполнять функцию реализации консультационных потребностей.

В Саратовской области на базе Министерства сельского хозяйства было создано Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Информационно-консультационная служба агропромышленного комплекса Саратовской области» в соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области от 08 июня 2011 года № 1 56-Пр «О создании государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Информационно-консультационная служба агропромышленного комплекса».

Функции учредителя осуществляет Министерство сельского хозяйства Саратовской области в соответствии с законодательством. Учреждение является юридическим лицом с самостоятельным балансом, расчетным и иными счетами в банках, имеющим круглую печать с наименованием организации, штамп, бланки, а также оно может иметь товарный знак (знак обслуживания) (табл.2).

Таблица 2

Положительные иотрицательные стороны деятельности УКС АПК Саратовской области

п/п

Положительные стороны

Отрицательные стороны

1.

Использование инновационных технологий

Дефицит кадров

2.

Ежегодно подготавливает методические рекомендации по различным направлениям хозяйственной деятельности

Консультационная деятельность с выездом на место 1 раз в месяц одно хозяйство (платно),

является главным источником дохода

[Источник: составлено автором]

Виды деятельности ГБУ СО «УКС АПК Саратовской области»: в области права, в области животноводства, в области бухгалтерского учета и аудита, в области животноводства, растениеводства, электросвязи, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, деятельность дизайнеров, обучения и обмен опыта сельскохозяйственных товаропроизводителей. Все перечисленные положительные стороны влияют на развитие сельского хозяйства в регионе. Однако отрицательные стороны могут влиять на показатели эффективности работы сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Использование только инновационные технологии и методические рекомендации без бесплатных консультационных услуг затрудняет работу сельхозтоваропроизводителей.

На основании полученных данных можно прийти к выводу, что моменты такого противостояния в управлении отразились на ряде оценок при проведении опроса о деятельности управлений и отделов по сельскому хозяйству. Считается, что Управление и отделы по сельскому хозяйству в муниципалитетах при принятии решений руководствуются следующими критериями: данными проверок специалистов, положений, распорядительных актов администрации.

Подводя итог, можно констатировать, что для улучшения работы в управлении землями сельскохозяйственного назначения было бы полезно: наладить взаимодействие органов управления сельского хозяйства по землям сельскохозяйственного назначения и специалиста по землям сельскохозяйственного назначения на муниципальном уровне. Как, отмечалась, выше специалист по землям сельскохозяйственного назначения придал, новый импульс в управлении землями сельскохозяйственного назначения на муниципальном уровне. В муниципальных районах Белгородской и Пензенской областей функции за землями сельскохозяйственного назначения возложены на специалиста входящий в штат подразделения осуществляющих контроль и управление за данными землями.

Наиболее развернутая форма консультационной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в Самарской области к недостаткам такой системы следует отнести многофункциональность комиссий, которая на практике не может принимать эффективное управленческое решение по консультационной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, работающая на основании плана-графика на год.

Хотя конфронтация между муниципальными органами власти и представителями К(Ф)Х и ЛПХ, представляющие разные управленческие структуры не обходимо согласования. Иначе трудно рассчитать единство в управлении для реализации долгосрочных стратегий. В этой связи полезно было бы проведение информационных консультаций по актуальным проблемам управления землями сельскохозяйственного назначения. В связи с неизбежность изменения функций старых организационных структур и нечеткостью новых необходимо выработать единые критерии в рамках методологических семинаров с К(Ф)Х и ЛПХ в системе управления землями сельскохозяйственного назначения.

Рис. 2. Схема сформированной консультационной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на примере Саратовской области [Источник: составлено автором]

На примере Саратовской области, рассмотрим контроль за землями сельскохозяйственного назначения, который предлагается возложить на специалиста, как на отдельную единицу при администрации, выполняющие организационно управленческие функции к сельскохозяйственным товаропроизводителям, это стратегический менеджмент, планирование, диагностический анализ ситуации, оценка конкурентоспособности, прогноз и выбор сценариев (рис. 2).

Целесообразность имеющейся организационной структуры, объясняется решением ведомственных задач, но и показывает целостность в объединение усилий для эффективного управления землями сельскохозяйственного назначения в муниципалитетах. К недостаткам данной системы можно отнести отсутствие взаимосвязи с сельскохозяйственными товаропроизводителями и муниципалитетом.

Данное взаимодействие можно обеспечить по вертикали с помощью специалиста (по землям сельскохозяйственного назначения) и подразделениями Министерства сельского хозяйства Саратовской области, Межведомственной комиссией по вопросам контроля земельного законодательства, по вопросам, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения и консультированием по выкупу земельных долей в пользу хозяйств, ведения дел по заключению и расторжению договора аренды и арендной платы.

В эффективном управлении земельным фондом муниципалитета необходимо взаимодействие участников всей системы управления, предлагается осуществлять координацию с Министерством сельского хозяйства и Межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с владением, пользованием, распоряжением, земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения и информационно — консультационной службы.

На данный момент при обосновании управленческих решений и оценки деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей на землях сельскохозяйственного назначения применяют систему показателей: сельскохозяйственные угодья, прибыль, валовой доход, рентабельность, выручка от реализации продукции, себестоимость продукции, производительность труда.

Однако в условиях рыночных отношений главным должно быть использование пяти бальной системы, которая позволит провести комплексную оценку в информационных, консультационных потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в управлении землями сельскохозяйственного назначения.

В новой схеме формирования консультационной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо добавить следующие функции управления землями сельскохозяйственного назначения: региональным органам власти — разработка методик, или административно правовых норм для сельскохозяйственных товаропроизводителей; муниципальным органам власти — структурный анализ (тенденции, закономерности, требования), специалисту (по земельным отношениям) — постановку проблемы, прогноз, стратегии для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В итоге сельскохозяйственные товаропроизводители получат новые знания в принятии управленческих решений по землям сельскохозяйственного назначения (рис. 3).

В работе рассмотрено использование системного подхода в управлении землями сельскохозяйственного назначения на муниципальном уровне, сделаны следующие выводы:

Выполнена классификация и дана характеристика основных методов управления землями сельскохозяйственного назначения: ситуационного и информационно-аналитического, консультационного. Каждый их них оценен по следующим признакам: содержанию, направленности использования в организационной форме. Эти методы направлены на обеспечение четкой организации процесса управления землями сельскохозяйственного назначения в сельском хозяйстве муниципалитетов исследуемых регионов.

Рис. 3 Схема формирования консультационной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей специалистом по земельным отношениям в муниципалитетах на примере Саратовской области [Источник: составлено автором]

В работе рассмотрено использование системного подхода в управлении землями сельскохозяйственного назначения на муниципальном уровне, сделаны следующие выводы:

  1. Выполнена классификация и дана характеристика основных методов управления землями сельскохозяйственного назначения: ситуационного и информационно-аналитического, консультационного. Каждый их них оценен по следующим признакам: содержанию, направленности использования в организационной форме. Эти методы направлены на обеспечение четкой организации процесса управления землями сельскохозяйственного назначения в сельском хозяйстве муниципалитетов исследуемых регионов.
  2. Научно обоснован информационно-аналитический метод поддержки принятия решений для сельскохозяйственных товаропроизводителей при управлении землями сельскохозяйственного назначения. Метод структурирован в схему, представляющий собой принятия управленческого решения для региональных, муниципальных органов власти и специалиста (по землям сельскохозяйственного назначения) и сельхозтоваропроизводителей.
  3. Выбранные методы исследования системы управления землями сельскохозяйственного назначения предназначены для оценки существующей системы управления и выявлению новых, с целью выработки эффективных управленческих решений.

Показано, что полученные результаты имеют общий характер и могут быть применены для организационных структур в других регионах.

Литература:

  1. Министерство сельского хозяйства Саратовской области: функции, задачи [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://minagro.saratov.gov.ru/about/ (дата обращения 11.07.2017г.)
  2. Министерство сельского хозяйства Пензенской области: функции, задачи [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.mcx-penza.ru/ (дата обращения 11.07.2017г.)
  3. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области: функции, задачи [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.samregion.ru/ (дата обращения 11.07.2017г.)
  4. Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области: задачи, функции [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.belregion.ru/ (дата обращения 11.07.2017г.)
  5. Россельхознадзор РФ: функции, задачи [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.fsvps.ru/fsvps/main.html (дата обращения 11.07.2017г.)
  6. Федеральный закон № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс].– http://docs.cntd.ru Режим доступа: (дата обращения 11.07.2017г.)
Основные термины (генерируются автоматически): сельскохозяйственного назначения, землями сельскохозяйственного назначения, управления землями сельскохозяйственного, земель сельскохозяйственного назначения, сельского хозяйства, землям сельскохозяйственного назначения, управлении землями сельскохозяйственного, Саратовской области, сельскохозяйственных товаропроизводителей, земли сельскохозяйственного назначения, земельных отношений, системы управления землями, земельных участков, землях сельскохозяйственного назначения, охраной земель сельскохозяйственного, использованию земель сельскохозяйственного, земельного законодательства, использования земель сельскохозяйственного, оформление земель сельскохозяйственного, примере Саратовской области.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос