Автор: Гончаренко Кристина Витальевна

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Самара, август 2017)

Дата публикации: 26.06.2017

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Гончаренко К. В. Особенности управления инновациями в малом бизнесе [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 97-100.



В статье рассмотрена инновация в малом бизнесе, а также особенности управления инновациями. В целях данной статьи нам следует доказать то, что управление инновациями малых предприятий играет не маловажную роль в экономике государства. Задачей статьи является изучение особенностей управления инновациями в малом бизнесе.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, малый бизнес

Инновации как объект управления характеризуется таким набором особенностей, которые требуют использования специальных приёмов и методов для управления ими. В течение сорока последних лет управление инновациями (УИ) формировалось как особая профессиональная область деятельности и самостоятельная дисциплина, вооружающая руководителей технологиями и инструментальными средствами планирования, контроля и координации. [1]

Инновации необходимы для того, чтобы предприятия имели такую возможность, как: сохраняться в управлении бизнесом, достигать поставленных целей в конкурентной борьбе, улучшать качество продуктов и услуг, привлекать потребителей, заинтересовать для дальнейшего сотрудничества с наилучшими исполнителями.

Предприятия должны уметь контролировать изменения и реализовывать инновации таким образом, который позволит им извлекать преимущества из происходящих изменений. Организационная культура предприятия, в конечном итоге, определяет количество и тип проводимых инноваций. [2]

На сегодняшний день эффективность управления инновациями определяется конкретной способностью сберегать соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете на единицу всех необходимых полезных эффектов создаваемых продуктов, технических систем. [3]

Эффективность управления инновациями отличается системой экономических показателей, отражающих соотношение связанных затрат и результатов, и позволяющих судить об экономической привлекательности инноваций.

Оценка эффективности управления инновациями сохраняет в себе несколько существенных проблем. Некоторые из них, такие как учет инфляции, соизмерение разновременных показателей, приведение инвестиций и издержек производства к единой годовой размерности, технически решаются на практике с помощью различных методов, коэффициентов и пр.

На сегодняшний день малые предприятия, реализующие небольшие инновации, всё чаще начинают подходить к подготовке, планированию и контролю осуществления своих инноваций с использованием методов и средств управления. Роль компаний, специализирующихся на разработке и реализации инноваций, существенно возросла, а должность и профессия руководителя (Project Manager) стала одной из престижных [4].

Все мы знаем, что в настоящее время руководитель должен координировать и удовлетворять противоречивые интересы всех сред (социальной, организационной, технической, финансовой, политической), на пересечении которых реализуются все фазы жизненного цикла инновационного проекта: от маркетинга и бизнес-планирования до разработки, комплектной поставки и сдачи «под ключ». Руководитель должен обладать умением использовать специальные методы управления, распоряжаться современными инструментальными средствами и пользоваться разными способностями.

Применение методов и средств управления предоставляет возможность не только достичь результатов требуемого качества, но и экономить деньги, время и другие ресурсы, снижает риск и повышает надёжность, так как помогает:

‒ Определить цели инновационного проекта и провести его обоснование;

‒ Подготовить и заключить контракты;

‒ Выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы и т. п.);

‒ Определить необходимые объёмы и источники финансирования;

‒ Установить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;

‒ Произвести калькуляцию и анализ затрат;

‒ Планировать и учитывать риски;

‒ Организовать реализацию проекта, в том числе подобрать персонал

‒ Обеспечить контроль за ходом выполнения инновационного проекта.

В малом бизнесе существует ряд основных характеристик: [5]

Гибкость малого бизнеса

Малые предприятия реагируют намного быстрее на всевозможные изменения на рынке, что дает им иные преимущества перед крупным бизнесом.

Экономичность малого бизнеса.

Создать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную компанию. Помещения, офис, транспорт можно арендовать, не нужно тратить свой бюджет на капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнеса выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже.

Узкая специализация малого бизнеса.

Именно узкая специализация малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.

По последним данным Федеральной службы государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы. Государственной статистики по Омской области основные показатели деятельности малых предприятий за 2017 год представлены в таблице 1. [6]

Таблица 1

Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) Омской области за январь-март 2017 года

Количество организаций на 1 января 2017 года, единиц

Средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей), человек

Оборот, тыс. рублей

Виды экономической деятельности, всего

2630

85055

37915530

из них:

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

128

5279

1180467

обрабатывающие производства

389

15043

5207707

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

64

2024

380012

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

45

1203

200946

строительство

346

11470

3077372

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

642

15959

20586367

транспортировка и хранение

139

5079

1832439

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

115

4744

644824

деятельность в области информации и связи

74

2609

720003

деятельность по операциям с недвижимым имуществом

259

8519

1697375

деятельность профессиональная, научная и техническая

126

4587

717403

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

179

5660

776534

образование

3

102

18335

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

69

2177

673739

деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

9

89

40705

предоставление прочих видов услуг

22

564

161302

Фонд начисленной заработной платы работников малых организаций (без микропредприятий) Омской области за январь-март 2017 года составлял 6692570,0 тыс. рублей.

Таблица 2

Сравнение малого исреднего бизнеса

Малый бизнес

Средний бизнес

Небольшой магазин, мастерская

Сеть магазинов, сеть салонов, мастерских значимых для экономики города

Предприятие, в котором работает 15–100 сотрудников

Предприятие, в котором работает 101–250 человек

Фирма, имеющая годовую выручку 120–800млн рублей

Фирма, имеющая годовую выручку от 800млн до 2 млрд рублей

С точки зрения соответствия компании законодательным характеристикам средний бизнес может быть, строго говоря, в 2,5–16,67 раз больше, чем малый, по величине штата или по выручке.

В заключении сделан вывод, что малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Эффективность управления инновациями играет важную роль ввиду нескольких причин. Одна из них состоит в том, что достаточно много времени затрачивается на подготовку подобного рода кадров, а их количество достаточно большое. Кроме того, менеджмент высшего звена характеризуется наивысшей степенью оплаты труда на предприятии, что должно быть экономически оправдано.

Литература:

  1. Инновационный менеджмент: перевод с английского / [Л. Беттанкур и др.]. — Москва: Альпина Паблишер, 2017. — 203, [1] с.: ил. — (Harvard Business Review: 10 лучших статей). — Авторы указаны на с. 203–204. — Оригинал: On Innovation. — Boston: Harvard Business Review Press, 2013. — (HBR'S: 10 Must Reads).
  2. Малое и среднее предпринимательство в России; Росстат — Москва, 2014. — 176 c.
  3. Инновационная деятельность на малом предприятии: учебное текстовое электронное издание / Ю. В. Плохих, М. Е. Глущенко, Н. М. Калинина, Н. Н. Саяпина, С. В. Тарута. — Омск: ОмГТУ, 2017. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
  4. Балашевич, М. И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт / М. И. Балашевич. — Мн. 2014. — 410 с.
  5. Баранчеев В. П. Управление инновациями: учебник.–М.: Юрайт,2015. Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 65.9(2); Авторский знак Б243; Инв. номер 2313824-ЕФ.
  6. Предпринимательская деятельность в России/ Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru//.
Основные термины (генерируются автоматически): управления инновациями, Эффективность управления инновациями, управление инновациями, малом бизнесе, особенности управления инновациями, Особенности управления инновациями, особенностей управления инновациями, управление инновациями малых, эффективность управления инновациями, эффективности управления инновациями, Harvard Business Review, малых предприятий, Управление инновациями, показатели деятельности малых, малого бизнеса, деятельности малых предприятий, средств управления, малый бизнес, инструментальными средствами, Малый бизнес.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос