Автор: Рыбальченко Иван Сергеевич

Рубрика: 20. Жилищно-коммунальное хозяйство

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Самара, август 2017)

Дата публикации: 11.06.2017

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Рыбальченко И. С. Анализ последних изменений законодательной базы в сфере жилищно-коммунального хозяйства [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 129-131.



Для сферы жилищно-коммунального хозяйства, изменения законодательной базы, которые вступили в силу с 1 января 2017 года являются достаточно спорными. Данная статья описывает основные изменения, а также анализирует возможные последствия, к которым они могут привезти.

Ключевые слова: энергосбережение, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетическая эффективность, многоквартирные жилые дома, постановление правительства РФ № 1498

For the sphere of housing and communal services, changes in the legislative base, which came into force on January 1, 2017, are rather controversial. This article describes the main changes, as well as analyzes the possible consequences to which they can bring.

Keywords: Energy saving, housing and communal services, energy efficiency, multi-apartment houses, government decree No. 1498.

В законодательной базе Российской Федерации постоянно происходят изменения. Это касается и законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. И вот, с 1 января 2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» — одно из наиболее спорных и долгообсуждаемых, в кругах жилищно-коммунального хозяйства, постановлений правительства РФ за последние несколько лет. В данной статье мы проанализируем основные моменты данного нормативного документа, рассмотрим изменения, внесенные документом, а также очевидные проблемы, которые возникли в результате реализации в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Для рассмотрения основных последствий изменений, будет использоваться ситуация, когда управляющая компания или ТСЖ не имеют договора с ресурсоснабжающими организациями, поставщики коммунальных услуг не являются и управляющими многоквартирными домами.

По своей сути Постановление Правительства РФ № 1498 главной своей целью ставит внесение изменений в прочие нормативные акты жилищно-коммунального хозяйства, в частности, в постановлении Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 22, ст. 2338; 2013, N 16, ст. 1972; 2014, N 52, ст. 7773; 2015, N 9, ст. 1316; 2016, N 27, ст. 4501). Эти изменения касаются изменения порядка расчета расхода ресурсов на нужды содержания общего имущества собственников многоквартирных жилых домов, новый порядок оплаты населения за общедомовые нужды, а также вводит достаточно интересное понятие — общедомовые нужды сточных бытовых вод для содержания общего имущества. Так, например, с 1 января 2017 года, жители многоквартирных домов каждый месяц оплачивают одну и ту же фиксированную сумму на нужды расхода коммунальных ресурсов (холодная, горячая вода, отопление, электрическая энергия), в соответствии с ранее рассчитанным нормативным значением. Счет за потребление ресурсов на общедомовые нужды собственникам жилых помещений, теперь будет выставлять не ресурсоснабжающие организации, а ТСЖ или Управляющие компании, которые при этом будут оплачивать стоимость данных потребленных ресурсов поставщикам коммунальных услуг. До 1 января 2017 года, при расчете оплаты за общедомовые нужды, использовалась следующая схема — из показаний общедомового прибора учета расхода ресурса за текущий месяц, вычиталась сумма показаний индивидуальных приборов учета того же ресурса, за аналогичный период. Образовавшаяся разница, пропорционально площадям квартир, разбивалась и ложилась на плечи собственников жилых помещений. По новым же правилам, в данную схему добавляется еще один элемент — норматив потребления ресурсов для нужд содержания общего имущества. Теперь, из уже имеющейся разницы показаний общедомового и индивидуальных приборов учета, будет вычитаться суммарный нормативный показатель расхода ресурсов на общие нужды. При этом, в случаях, когда суммарный нормативный показатель будет меньше, чем итоговая разница показаний ОДПУ и ИПУ, оплата за потребление сверх нормативных значений будет производится за счет ТСЖ и Управляющих компаний. Это качается в первую очередь тех домов, где имеется общедомовой прибор учета потребления коммунального ресурса. В случаях, когда прибор отсутствует — оплачиваться будет только нормативный показатель. Расходы на общедомовые нужды газового топлива приравниваются к 0, начисление оплаты за общедомовые нужды на отопление собственникам жилых помещений — единственная сумма, которую жители напрямую оплачивают ресурсоснабжающим организациям.

Не совсем понятна ситуация с оплатой общедомовых нужд сточных бытовых вод на обслуживание общего имущества собственников многоквартирного дома. Данные показатель вводится лишь с 1 июня 2017 года, и на настоящий момент не понятно каким образом он будет рассчитываться, будет ли учитываться только нормативное значение, или каким-то образом будет введен учет фактического показателя потребления данного ресурса. По состоянию на текущий момент, многоквартирные дома не оборудуются какими-либо общедомовыми приборами учета сточных бытовых вод, и если они будут устанавливаться — то возникает вполне очевидный вопрос — за чей счет? Собственники многоквартирных жилых домов, абсолютно не заинтересованы затрачивать собственные средства на данные приборы, а ресурсоснабжающие организации не имеют достаточных средств, для оборудования всех домов данными приборами.

Одним из немногих позитивных моментов, для управляющих многоквартирными домами, становится тот факт, что теперь не заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями не является нарушением жилищного законодательства, а также лицензионных требований.

Таким образом, анализируя, все вышенаписанное, становятся очевидными основные проблемы, возникшие в результате изменений, внесенных с 1 января 2017 года Постановление Правительства № 1498. В первую очередь, это сведение к 0 заинтересованность собственников многоквартирных домов повышением энергоэффективности и сбережению ресурсов. По своей сути — теперь жители платят только лишь строго фиксированный норматив, значение которого не будут меняться из месяца в месяц, таким образом у жителей нет главного стимула к повышению энергоэффективности своих домов — снижение оплаты за потребленные ресурсы при обслуживании общего имущества. Теперь, этим заинтересованы только лишь управляющие компании и ТСЖ, которые платят разницу из своих карманов. Однако, без решения собственников управляющие не могу расходовать средства жителей на мероприятия по повышению энергоэффективности, которые, как уже писалось раньше — просто не заинтересованы в проведении данных мероприятий, и уж тем более за счет своих же средств. И даже установка индивидуальных приборов учета потребления ресурсов теперь для жителей не всегда интересна, особенно когда среднее потребление ресурса намного больше нормативного значения. Ведь тогда, жители заплатят только лишь норматив потребления коммунального ресурса, в своих квартирах за месяц, а остальное будут платить уже управляющие. При этом необходимо отметить, что теперь и сами организации, осуществляющие управление многоквартирными домами не заинтересованы в общедомовых приборах учета потребления коммунальных ресурсов. Это связано с тем, что как уже писалось ранее, собственники многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета потребления ресурсов будут платить в соответствии с нормативным значением потребления ресурсов на нужды содержания общедомового имущества, а так как сравнивать это значение будут уже не с чем, то и управляющий многоквартирным домом оплатить ресурсоснабжающим организациям только лишь за нормативное потребление.

Это приводит к проблеме № 2 — данным постановлением, правительство фактически перекладывает значительную часть работ ресурсоснабжающих компаний на плечи управляющих компаний. Поставщиков коммунальных услуг теперь не интересует что в каких-то квартирах имеется неучтенное потребление ресурсов ведь, в любом случае за все это заплатит организация, которая осуществляет обслуживание дома. И заходя вперед можно смело отметить — что теперь, главными должниками Ресурсоснабжающих организаций, станут не жители многоквартирных домов, а организации, обслуживающие эти самые дома. Однако при этом, теперь уже поставщики коммунальных услуг, как никто другой заинтересованы в установках общедомовых приборов учета, а также в проведении мероприятий по поверке этих самых приборов. И в данной ситуации, получается некий конфликт интересов между управляющими и поставщиками коммунальных ресурсов — одни не хотят платить выше нормативных значений, вторые хотят максимально сократить свои убытки из-за потери своего товара — ресурсов. При всем при этом, управляющие могут сослаться на нежелание собственников многоквартирных домов устанавливать общедомовые приборы учета, а иные средства, на проведение подобных мероприятий у управляющего отсутствуют. С другой стороны, ресурсоснабжающие организации, руководствуясь Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», могут за свой счет начать установку общедомовых приборов, однако как показывает практика, необходимый объем денежных средств у них попросту отсутствует.

Проблемой № 3 стала, излюбленная Государством политика «уравниловки» — по факту, собственники многоквартирных домов, которые добились минимальной оплаты за общедомовые нужды, стали приравнены к тем собственникам, в чьих домах подобные оплаты достигают больше 50 рублей. С 1 января, собственники, которые не один год работали вместе с ресурсниками и управляющими, в области энергосбережения своих домов, по факту оказались у разбитого корыта — вся их работа попросту пошла насмарку, так как нормативное значение оплаты за общедомовые нужды стало в разы выше, того, фактического значения, за которое они платили до 2017 года. Все это ведет к росту социальной напряженности в регионах, что достаточно негативно отражается на экономической ситуации по стране в целом.

Ну и наконец, проблема № 4, возможно одна из наиболее острых и критичных проблем — в связи с тем, что теперь именно управляющие многоквартирным домом выставляют счет за потребление ресурсов на содержание общего имущества собственников многоквартирных домов, и в дальнейшем, оплачивают стоимость этих ресурсов поставщикам коммунальных услуг, возникает проблема, когда из-за недобросовестных плательщиков, управляющие начнут терять средства, ведь они обязаны заплатить ресурсоснабжающим организациям всю сумму, вне зависимости от того, насколько хорошо платят жители многоквартирных домов за содержание, управление и текущий ремонт общего имущества своим управляющим. И в связи с этим можно смело прогнозировать значительное число банкротств со стороны управляющий компаний и ТСЖ, и как следствие большое число домов, у которых не реализован способ управления. Фактически, многоквартирные дома станут представлены сами себе.

Подводя итог всему выше написанному, можно отметить что наибольшую выгоду, от всех изменений в жилищно-коммунальном хозяйстве получили именно ресурсоснабжающие организации, переложившие часть своей работы на управляющих многоквартирными домами, и которым взыскивать долги по оплате ресурсов на общедомовые нужды стало намного проще. Жители многоквартирных домов, с одной стороны, отчасти станут меньше платить за коммунальные ресурсы, но с другой стороны потеряют всяческий интерес к проведению политики энергосбережения в своих домах, а также рискуют остаться без управления своим домом. Управляющие многоквартирными домами, сегодня находятся в бедственном положении — полное непонимание дальнейших перспектив, а также достаточно негативные оценки ситуации приводят к тому что любой управляющий сегодня находится в так называемом подвешенном состоянии — сегодня работают, а завтра банкроты.

Ну и конечно в самом худшем состоянии теперь политика ресурсо-энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве в целом. Теперь, когда практически не осталось заинтересованных сторон, проведения данных мероприятий, возможно только за государственный счет и силами органов местного самоуправления. Таким образом можно сказать, что эпоха энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве закончилась.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Основные термины (генерируются автоматически): многоквартирных домов, общедомовые нужды, общего имущества, содержания общего имущества, жилищно-коммунального хозяйства, коммунальных услуг, жители многоквартирных домов, собственников многоквартирных домов, многоквартирными домами, сфере жилищно-коммунального хозяйства, общего имущества собственников, Постановление Правительства, потребления ресурсов, учета потребления, многоквартирных жилых домов, собственники многоквартирных домов, имущества собственников многоквартирных, индивидуальных приборов учета, коммунальных ресурсов, сточных бытовых вод.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос