Автор: Обухов Антон Юрьевич

Рубрика: 8. Мировая экономика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 30.03.2017

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Обухов А. Ю. Экономика знаний как фактор повышения конкурентоспособности предприятия малого бизнеса в условиях глобальной конкуренции в строительной отрасли [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 33-36. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12170/ (дата обращения: 13.12.2017).



Статья раскрывает одну из основных тенденций в мировой экономике, а именно возрастание роли экономики знаний в условиях глобальной конкуренции. Сегодня именно производство знаний служит основным источником роста экономики в развитых странах. О темпах развития данной тенденции говорит, что 90 % ученых и инженеров, работавших за всю историю развития человечества, — наши современники, а среди всего объема знаний 90 % созданы за последние три десятилетия.

Ключевые слова: экономика знаний, человеческий капитал, малый бизнес, подходы к изучению, постиндустриальная экономика

В современном мире российская экономика по ряду ключевых показателей значительно уступает экономике развитых и ряда развивающихся стран: экономика России находится в переходном состоянии от индустриального к постиндустриальному — низкий социальный уровень граждан (оплата труда, медицина и образование). Переход к постиндустриальному типу экономик в развитых странах непосредственно связан с эпохой инноваций и научных исследований — и как итогом — коммерциализацией идей с выведением на мировой рынок инновационных видов продуктов и услуг.

Определение «постиндустриализм» принят в научном обороте в начале XX века профессором А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. Впервые данный термин был использован в конце 1950-х годов, популярность концепция развития постиндустриального общества получила благодаря научным работам и трудам профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности «Грядущее постиндустриальное общество, 1973 год» [1, с. 56].

В статье «Анализ развития экономики знаний и инновационной среды» Дурова Р. А. автор говорит о том, что в странах с постиндустриальной экономикой инновационные сектора создают предложение для практически всех экономических агентов — хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств. При этом инновационная деятельность не замещает традиционные отрасли, относящиеся к индустриальному типу экономики, но опережает их в развитии. Главным же фактором активизации инновационной деятельности и создания основы для формирования и становления постиндустриальной экономики является человеческий капитал. В этой связи характерным признаком постиндустриальной экономики является наиболее высокая производительность труда, достойное и наилучшее качество жизни в относительном выражении, государственная поддержка инноваций, образования [2, с. 2].

Важную роль в постиндустриальном обществе выполняет система ценностей, в которой интеллектуальное развитие, активизация творческих способностей значимы. Что касается повышения доли квалифицированных кадров соответствующим образом, то данная система приводит и к совершенствованию инновационной среды. Наукоемкая деятельность в экономике приводит к снижению внимания к развитию отраслей материального производства без высокой доли вложенных инновационных идей и высококвалифицированного труда. В следствие этого отрасли уделяют внимание преимущественно в развивающихся странах, что в условиях глобализации осуществляется без особых сложностей. На глобальном рынке развитые страны создают спрос на продукцию традиционных отраслей тем самым стимулируя деловую активность, занятость в развивающихся странах. Но из-за того, что развивающиеся страны наиболее представлены в традиционных отраслях, относительная эффективность их экономической деятельности остается значительно ниже, чем в развитых странах и данным странам проблематично перейти на постиндустриальный тип развития. Развитые страны в таких условиях используют ресурсы наиболее эффективным образом и создают основу для дальнейшего повышения инновационной активности, с помощью этого увеличивая отрыв от развивающихся стран.

По мнению Корчагина Ю. А. в работе «Человеческий капитал, экономика, инновации» прослеживается мысль, включающая в себя положение о том, что для стран относящихся к типу развивающихся, выйти на мировой рынок с продукцией и услугами, которые характерны для постиндустриальной экономики, становится проблематично, в силу серьезного препятствия: необходимостью достижения высоких конкурентных преимуществ в сравнении с уже выведенными на рынок аналогами. Рассматривая основополагающие причины данного явления, необходимо уделить особое внимание понятиям научного и инновационного потенциала. Организация научных школ, создание научного задела, развитие приспособленной внешним и внутренним условиям системы подготовки кадров включает в себя трату времени и усилий. Россия, по индексу экономических знаний, который рассчитывается Всемирным банком, состоит в группе стран со средними доходами. На сегодняшний день положение России ниже в сравнении со странами с переходной экономикой, такими как: Венгрия, Чехия, Польша, Болгария [4, с. 12].

Наивысший этап развития постиндустриальной экономики- экономика знаний. На современном этапе развития экономического общества основной источник роста экономики в странах, относящихся к развитым, является производство знаний и высоких технологий [5]. Результатов в данной области добились США и некоторые страны ЕС.

Основная доля мирового человеческого капитала находится «в руках» стран, принадлежащих к развитым, человеческий капитал — наиболее инвестиционно привлекателен, в силу того, что данные вложения предоставляют им решающее преимущество в технологическом и интеллектуальном развитии, а также опережающем росте качества жизни населения [2, с. 4].В работе Елдышева Ю. Н. «…человеческий капитал в развитых государствах стал главным производительным фактором в создании передовых технологий, совершенствовании производств, в росте их эффективности, опережающем развитии науки, культуры, здравоохранения, безопасности, социальной сферы. Из отчетов ООН о развитии человека следует, что удельный вес человеческого капитала в таких высоко развитых странах, как США, Финляндия, Германия, Япония, Швейцария и др., составляют до 80 % их национального богатства» [3, с. 34].

Для развития отечественного человеческого капитала в рамках инновационной сферы следует его активное совершенствование, с помощью:

− современных государственных институтов, которые реализуют высокий уровень жизни;

− высокоразвитой системы образования;

− фундаментальной наукой;

− научно-технического венчурного предпринимательского сектора;

− производства знаний и высоких технологий;

− информационного общества;

− изобретений и открытий;

− экономической свободы, гражданского общества.

Активизация человеческого капитала в современном мире — создание стимулов для привлечения специалистов к научной деятельности в рамках вузов. Научная деятельность должна определять уровень инновационной активности российского бизнеса. Определение «инновации» включает в себя: внедрение новшеств, обеспечивающих качественный рост эффективности процессов или продукции. Кроме того, инновации — конечный результат интеллектуальной деятельности человека.

В своей работе «Человеческий капитал, экономика, инновации» Корчагин Ю. А. считает, что бизнес представляет возможности по коммерциализации и внедрении в массы эффективных и передовых решений, следовательно научная среда должна стремиться к удовлетворению интересов бизнеса. Фактически в прошлом десятилетии инновационная активность российского бизнеса была не слишком большой. Лишь около 10 % промышленных предприятий показывали результаты инновационной деятельности [4, с. 78].

Роль человеческого капитала на предприятии малого бизнеса строительной отрасли можно наблюдать в следующем сравнении подходов к управлению человеческим капиталом (таблица 1).

Традиционный подход сформировался в индустриальных обществах и призван обеспечивать человеческим ресурсом массовое производство. Инновационный подход формируется по мере становления постиндустриального общества (инновационной экономики, «экономики знаний»); его задача — создать достаточное число разнообразных инновационных, творческих коллективов, групп, сетевых сообществ, а также богатую коммуникативную среду, что необходимо не только для собственно инноваций, но и для производства высокотехнологичных продуктов и услуг на необходимом уровне качества.

Таблица 1

Современные подходы куправлению человеческим капиталом

Параметр сравнения

Традиционный подход

Инновационный подход

Объект управления

Масса людей

Индивиды

Роль человека в обществе

Человек пассивен.

Человек активен.

Механизмы управления человеком

Воздействовать «фронтально» на массу людей

Взаимодействовать с группами, («Мягкое управление»)

Критерии рационального управления

Уровень охвата массы людей (в процентом соотношении)

Квалифицированность общества

Таким образом, основополагающая цель управления человеческим капиталом — создание высокоэффективных, мобильных, творческих сообществ, которые действуют в различных сферах развития общества.

Данные сообщества — база человеческого капитала, ключевая ниша для инновационной экономики, т. к. не применяется трансляция созданными данными сообществами способов и средств человеческой деятельности.

Проведя анализ научного труда Белла Д. «Грядущее постиндустриальное обществ», сделан вывод о том, что 60 % предприятий в отношении инновационной деятельности, занимаются приобретением современного оборудования, в меньшей мере уделено внимание организации НИОКР: 30–35 %. Содержание НИОКР заключено организации разработок, которые направлены на обеспечение развития предприятия на рынке.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что слабое место развития отечественной инновационной сферы- НИОКР, в частности человеческий капитал и интеллектуальная деятельность человека играют главную роль в становлении современного экономического общества в РФ.

Литература:

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М.: М., Академия, 2013. — 124 с.
  2. Дуров Р. А. Анализ развития экономики знаний и инновационной среды//Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2013. – № 1.
  3. Елдышев Ю. Н. Экономика знаний // Экология и жизнь. — 2014. — № 1. — С. 3–6.
  4. Корчагин Ю. А. Человеческий капитал, экономика, инновации. — Воронеж: ЦИРЭ, 2013. — 147 с.
  5. Корчагин Ю. А. Циклы развития человеческого капитала как драйверы инновационных волн. — Воронеж: ЦИРЭ, 2014. — 212 с.
  6. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. // Экономический портал. URL: hptp://institutiones.com/ (дата обращения: 22.03.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): человеческого капитала, человеческий капитал, постиндустриальной экономики, развитых странах, экономики знаний, развития экономики знаний, инновационной деятельности, экономика знаний, Корчагин Ю, работе «Человеческий капитал, инновационной активности, инновационной сферы, Экономика знаний, роста экономики, условиях глобальной конкуренции, роли экономики знаний, инновационной экономики, развивающихся странах, производство знаний, развития отечественной инновационной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос